Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика»




НазваниеМетодические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика»
страница1/7
Дата07.09.2012
Размер0.93 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Методические рекомендации по проведению

лабораторных и практических занятий

по дисциплине «Криминалистика»

для студентов 4 курса дневного отделения


Издательство «Самарский университет»

2006

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета


Составитель: к-т. юрид. наук, ст.преп. А.Ю. Шапошников


Рецензент: проф. Лазарева В.А.


© Шапошников А.Ю.

составление, 2006


Печатается в авторской редакции


Компьютерная верстка, макет Н.П. Бариновой


Подписано в печать 17.02.05. Гарнитура «Times New Roman». Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать оперативная.

Объем 0,93 усл. печ. л., 1,0 уч. –изд. л. Тираж 500 экз. Заказ № ________.

Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, д. 1.

Отпечатано на УОП СамГУ

Введение


В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформирование правовой системы, идет поиск и разработка оптимальной правоохранительной и судебной системы. В современных условиях правоприменительная практика предъявляет жесткие требования к специалисту-юристу. К числу которых относится наличие навыков и умений поиска, получения, фиксации, изъятия, анализа, оценки и использования информации для достижения целей правоприменения, и в первую очередь для достижения целей уголовного процесса. Данными навыками должны владеть все юристы не зависимо от их специализации. Кроме того, от современного юриста требуется умение ориентироваться в сложных ситуациях, в совершенстве владеть современными методами и средствами получения доказательственной информации, грамотно распоряжаться имеющимися доказательствами, что во многом не возможно без успешного изучения учебной дисциплины «Криминалистика». Основной целью данного курса является приобретение студентами знаний, навыков и умений, связанных с использованием криминалистических средств, методов и приемов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а равно использования указанных средств, методов и приемов в рамках гражданского, административного и арбитражного процессов.

Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами очного отделения в 8-м и 9-м семестре 4-го курса, не зависимо от их специализации.

Изучив курс криминалистики, студенты должны знать:

- основные положения общей теории криминалистики;

- криминалистические понятия и категории;

- положения и рекомендации криминалистической техники, тактики, организации и методики раскрытия и расследования отдельных видов преступлений.

Студенты должны обладать умениями и практическими навыками:

- применения технико-криминалистических средств и приемов обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования следов преступления и преступника;

- проведения всех следственных действий;

- организации раскрытия и расследования преступлений, выдвижения версий, определения направления расследования, планирования следственных действий и иных мероприятий;

- использования в практической деятельности положений и методик расследования отдельных видов и групп преступлений.

В рамках изучения учебного курса студенты выполняют лабораторные работы и практические задания. По результатам выполнения работы ими составляются протоколы и фрагменты протоколов следственных действий. Все документы выполняются студентами только в рукописном варианте, использование компьютерной техники категорически запрещено. При составлении протоколов необходимо соблюдать все требования УПК РФ и использовать соответствующие бланки, при выполнении фрагментов протоколов соблюдение всех реквизитов бланка не требуется. Фрагмент протокола выполняется на листах формата А-4, заголовок: «фрагмент протокола осмотра места происшествия» фрагмент начинается с раздела «осмотром установлено:» остальные реквизиты в протокол не указываются. Подготовленные студентами протоколы и фрагменты подшиваются в отчет, который оформляется по правилам оформления уголовных дел. На титульном листе отчета выполняется надпись «Отчет по лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнил студент 90__ группы: фамилия, имя отчество студента (полностью)». Все находящиеся в отчете листы документов нумеруются в правом верхнем углу, составляется опись документов, находящихся в отчете с указанием нумерации листов. Опись подписывается студентом, составившим отчет. Отчет прошивается и скрепляется по правилам подшивки уголовных дел.


Методические рекомендации по проведению

лабораторных и практических занятий

по дисциплине «Криминалистика»

4-й курс д/о


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ:


  1. Аверьянова Т.В. Криминалистика. Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора. Р.С. Белкина. изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2004. –990 с.

  2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. -240 с

  3. Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3-х томах / Р.С. Белкин. - М. Юристъ, 1997.

  4. Волков А.С. и др. Криминалистика. Практикум / А.С. Волков и др.; под ред. Н.А. Марочкина. – М.: Эксмо, 2006.

  5. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики / Г. Гросс. - М.: ЛЕКС ЭСТ, 2003.

  6. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. – М.: Контракт, 2005.

  7. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Г.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997.

  8. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов / под ред. А.Г. Филиппова – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2005.

  9. Криминалистика: Учебник / под ред. А.Г. Филиппова. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: СПАРК, 2004.

  10. Криминалистика: Учебник / под ред. Н.П. Яблокова, - М.: Юристъ, 2004.

  11. Курс криминалистики: В 3 т. / под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

  12. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под. ред. А.И. Дворкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  13. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника / В.А. Образцов. - М.,1997.

  14. Торвальд Ю. Век криминалистики / Ю. Торвальд. - М.: 1984 .

  15. Торвальд Ю. Криминалистика сегодня / Ю. Торвальд. - М.: 1984.

  16. Торвальд Ю. Следы в пыли / Ю. Торвальд. - М., 1982.

  17. Эксархопулло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях: учебное пособие / А.А. Эксархопулло. – СПб.: Юрид. ЦЕНТР ПРЕСС, 2002.

  18. Якимов И.Н. Криминалистика: руководство по технике и тактике / И.Н. Якимов. - М.: ЛЕКС ЭСТ, 2003.



Тема: Криминалистическая идентификация и диагностика

Лабораторная работа.

Продолжительность – 2 часа

Место проведения – кабинет криминалистики.


Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Понятие предмета криминалистики.

  2. Природа криминалистики. Место криминалистики в системе юридических наук.

  3. Общие и частные задачи криминалистики.

  4. Методы криминалистики. Использование в криминалистике общенаучных, естественно-научных и иных методов познания. Специальные методы криминалистики.

  5. Система частных криминалистических теорий и учений.

  6. Криминалистическое учение о признаках, о механизме следообразования.

  7. Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации.

  8. Объекты криминалистической идентификации, их виды.

  9. Понятие идентификационного признака, поля, периода.

  10. Методы и виды криминалистической идентификации:

а) по материально-фиксированным отображениям признаков;

б) по признакам общего происхождения;

в) по описанию признаков объекта.

  1. Стадии процесса идентификации.

  2. Значение криминалистической идентификации. Соотношение криминалистической идентификации и установления групповой принадлежности.

  3. Понятие, задачи и значение криминалистической диагностики.


Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Белкин. Р.С. Курс криминалистики в 3-х томах. Том 2-й. Система частных криминалистических теорий и учений / Р.С. Белкин. - М.: Юристъ,1997 г. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. -240 с.

  2. Зорин Г.А. Криминалистическая методология / Г.А. Зорин. – Минск: Амалфея, 2000.

  3. Зорин Г.А. Теоретические основы криминалистики / Г.А. Зорин. – Минск: Амалфея, 2000.

  4. Колдин В.Я. Судебная идентификация / В.Я. Колдин. – М.: ЛексЭст, 2002.

  5. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 1. Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика / под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

  6. Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика: Научно-практическое учеб. Пособие. – М.: БЕК, 1996.

  7. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника: курс лекций / В.А. Образцов. – М.: Право и закон, 1996.

  8. Седова Т.А. Проблемы методологии и практики нетрадиционной криминалистической идентификации / Т.А. Седова. - Л.: изд. ЛГУ, 1986.

  9. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. Пособие / Ю.Г. Корухов. - М.: 1998.


В ходе занятия студенты знакомятся с научными основами криминалистической идентификации и диагностики, стадиями диагностического и идентификационного процесса, приобретают навыки в определении идентифицируемых и идентифицирующих объектов.


Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, учебный фильм «Криминалистическая идентификация», раздаточный материал (образцы заключений экспертов, протоколы следственных действий).


Задание 1.

На основе предложенной преподавателем фабулы определить идентифицируемые объекты, исходные (следы) и контрольные (образцы для сравнительного исследования) идентифицирующие объекты.


Задача 1.

На месте происшествия обнаружены следы обуви.

Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов.


Задача 2.

На месте происшествия обнаружены слабовидимые следы наслоения отображенных папиллярных линий руки.

Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов.


Задача 3.

На месте происшествия обнаружен листок с рукописным текстом.

Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов.


Тема: Криминалистическая фотография, кмносъемка, видео- и звукозапись

Лабораторная работа.

Продолжительность – 2 часа

Место проведения – кабинет криминалистики


Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Понятие и система криминалистической фотографии и видеозаписи как раздела криминалистической техники.

  2. Виды и методы судебно-следственной фотографии.

  3. Научные основы аналоговой и цифровой фотографии. Основные части фотоаппарата.

  4. Основные приемы криминалистической фотосъемки.

  5. Процессуальный порядок применения факультативных средств фиксации при производстве следственных действий.

  6. Основные методы экспертной фотографии.

  7. Порядок оформления фототаблиц к протоколу следственного действия и заключению эксперта.


Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Ищенко Е.П. Криминалистическая фотография и видеозапись. Учебное пособие / Е.П. Ищенко, П.Е. Ищенко, А.А. Зотчев. – М.: ЮрИнформ, 1997.

  2. Селиванов Н.А. Судебная фотография / Н.А. Селиванов, А.А. Эйсман. - М.: “Юридическая литература, 1965.

  3. Силкин П.Ф. Судебно- исследовательская фотография / П.Ф. Силкин. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.

  4. Райгородский В.М. Криминалистическая фотография и видеозапись: фотографирование осмотра места происшествия и других следственных действий: Методич. Рекомедации / В.М. Райгородский, О.А. Фирсов. - САРАТОВ: СВШ МВД РФ, 1996

  5. Душенин С.В. Криминалистическая фотография: учебник/ С.В. Душенин, А.Г. Егоров, В.В. Зайцев, В.Н. Хрусталев. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2003.

  6. Вагурина М.В. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись: учеб. пособие. М.В. Вагурина, Е.А. Волобуев. - М.: ВНИИ МВД РОССИИ. 2005.

  7. Ищенко Е.П. и др. Криминалистическая фотография и видеозапись: учебно-практическое пособие/ Е.П. Ищенко, П.П. Ищенко, В.А. Зотов; под ред. ЕП. Ищенко.- М.: ЮРИСТЪ, 1999.

  8. Голиков П.А. Криминалистическая фотография в вопросах и ответах: учебное пособие / П.А. Голиков, В.В. Зайцев, С.В. Душеин и др. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2000.

  9. Шапошников А.Ю. Криминалистическая фотография и видеозапись: практикум / А.Ю. Шапошников. - Самара: УНИВЕРС-ГРУПП. 2005.

  10. Зотчев В.А. Методы криминалистической фотографии: практикум / В.А. Зотчев. - Волгоград: ВЮИ МВД РФ 1999

  11. Душеин С.В Судебная фотография: УЧЕБНИК / С.В. Душеин, А.Г. Егоров, В.В Зайцев, В.Н. Хрусталев. - СПб: ПИТЕР. 2005.


В ходе лабораторной работы студенты приобретают и отрабатывают практические навыки применения фотосъемки при производстве следственных действий, процессуального оформления применения технических средств, оформления фототаблиц.

Студенты разбиваются на группы по 2-3 человека. Для каждой группы преподавателем определяется участок местности, расположенный возле здания Университета. Перед студентами ставится задача осмотреть указанный участок местности как место происшествия с применением фотосъемки, изготовить фотоснимки, составить протокол осмотра места происшествия, оформить фототаблицу и схематический план. При выполнении задания студенты работают в группе, однако объекты для детальной фотосъемки у каждого должны быть индивидуальные.


Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, учебный фильм «Криминалистическая фотография», аналоговые и цифровые фотоаппараты.


Для выполнения работы студенты приносят с собой: УПК с приложениями, листы бумаги формата А-4, аналоговый или цифровой фотоаппарат, фотопленку, линейку, рулетку, компас, объекты для инсценировки (ключи, зажигалка, блокнот и т.п.).


При выполнении заданий лабораторной работы студент должен обратить внимание на следующие аспекты:

- необходимость использования теоретических знаний в области криминалистической фотографии;

- использование знаний и навыков, полученных при изучении уголовного процесса, неукоснительное соблюдение норм УПК;

- до начала фотосъемки необходимо внимательно изучить место происшествия и прилегающую к нему обстановку, определить наиболее значимые и информативные участки (узловые точки);

- при производстве фотосъемки необходимо соблюдать правильную последовательность - ориентирующая, обзорная, узловая и детальная, а также прослеживать связь между ними;

- панорамную фотосъемку необходимо производить в соответствии с правилами, только линейным или только круговым методом, а не комбинированным линейно-круговым последнем случае фотоснимки не стыкуются в панораму).

- определение направлений производить с помощью компаса (т.е. у северной стены, у южной стены, а не справа или слева).


Задание 1.

Провести осмотр места происшествия (указанного участка местности).


Задание 2.

С учетом специфики осматриваемого участка определить направления и точки для всех приемов фотосъемки.

Произвести ориентирующую фотосъемку методом круговой или линейной панорамы – не менее 4-х фотоснимков.

Произвести обзорную фотосъемку – не менее 2-х снимков с разных точек.

Произвести узловую и детальную фотосъемку двух различных предметов по усмотрению студента (зажигалка, окурок, ключ и т.п.).


Задание 3. (выполняется самостоятельно)

Составить протокол осмотра места происшествия, схематический план. Изготовить фотоснимки, оформить фототаблицу.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconПисьмо Минобразования РФ от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования"
Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения Рекомендации...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconИнструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconИнструкция по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии иот 020 2009
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика,...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий
«Знать не то же самое, что и уметь». Данные рекомендации позволят начинающему преподавателю методически грамотно и эффективно организовать...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах
Обсуждены и приняты на заседании кафедры Теория и методика преподавания биологии, химии и географии иро рб
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ для студентов всех форм обучения по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» Бийск
Методические рекомендации предназначены для практического закрепления теоретического курса по дисциплине «Товароведение и экспер-тиза...
Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» iconМетодические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая география Республики Башкортостан»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница