Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»




Скачать 133.59 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
Дата22.11.2012
Размер133.59 Kb.
ТипПрограмма



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по специальности 130102

декан ГРФ

проф. А.С. Егоров




Зав. кафедрой БС

проф. Н.И. Васильев



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-производственная практика


Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»

Специализация: «Технология и техника разведки МПИ»,

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная


Составитель: профессор Н.И. Васильев


Санкт-Петербург

2012

Рабочая программа составлена с учетом требований (нормативный документ: ФГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 130102 №___ от «___»______20___ г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 130102, утвержденным ректором Университета __.__.____ г.


Составитель: профессор Н.И. Васильев


ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры Бурения скважин ___.___.20___ г., протокол №__


ОДОБРЕНО:

Методической комиссией специальности (направления)_________________ Университета

___.___.20___ г., протокол №___


  1. Цели и задачи дисциплины:


Цель практики: углубленное изучение технологии бурения геологоразведочных скважин и конструктивных особенностей буровых станков и установок, методов планирования, проведения и обработки результатов экспериментов при бурении, закрепление знаний, полученных при изучении общенаучных и общеинженерных дисциплин.

Задачи: изучение методов регулирования технологических параметров процесса бурения, промывочных жидкостей и тампонажных растворов; исследование влияния параметров режима бурения на механическую скорость алмазного и твердосплавного бурения.

.

2. Место дисциплины в структуре ООП:


Содержание учебной практики базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а знания, умения и навыки, полученные при её прохождении, будут использованы в процессе освоения специальных дисциплин, при подготовке и защите курсовых работ по специальности. Практика проходит после второго семестра на буровом полигоне «Нефтяник».

Прохождение и успешная аттестация по учебной практике, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения специальных дисциплин.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-21, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-28, ПСК-4.4, ПСК-4.5, ПСК-4.6, ПСК-4.7.

В результате прохождения практики студент должен:


  • знать основные методы планирования, проведения и обработки результатов экспериментальных работ устройство узлов буровых агрегатов и насосов для нагнетания промывочной жидкости; основной, вспомогательный и аварийный инструмент и приборы для их контроля; основные правила техники безопасности при бурении скважин;

  • уметь работать с приборами для определения параметров буровых и тампонажных растворов, физико-механических свойств горных пород; регулировать параметры режима бурения.

  • иметь представление о методах регулирования технологических параметров буровых и тампонажных растворов.



4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

II










Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Коллоквиум
















Вид промежуточной аттестации: зачет




зач.










Общая трудоемкость час

зач. ед.




108













3











4. Содержание учебных практик

4.1. Содержание разделов учебной практики


№ п/п

Содержание раздела

Длительность

1

Обзорная лекция.

1 день

2

Приборы для определения параметров буровых и тампонажных растворов, физико-механических свойств горных пород.

1 день

3

Исследование свойств буровых растворов.

5 дней

4

Исследование свойств тампонажных растворов.


4 дня

5

Исследование влияния режимных параметров на затраты

мощности и механическую скорость бурения.


5 дней

6

Составление отчета по практике и его защита.


2 дня



Всего


18


4.2. Оформление результатов практики

По окончании практики каждой бригадой составляется отчет объемом 10-15 стр. В состав отчета входят: титульный лист; введение (цель и задачи работ, место проведения, состав бригады; личное участие каждого студента в работе); общая характеристика условий проведения работ, заключение (оценка итогов практики студентами).


4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5-6

1

Разрушение горных пород при проведении геологоразведочных работ

+

+

+







2

Бурение скважин

+

+

+

+

+

3

Буровые машины и механизмы

+

+

+

+

+

4

Направленное бурение скважин

+

+

+

+




5

Бурение скважин на жидкие и газообразные полдезные ископаемые

+

+

+







6

Современные технологии бурения скважин на твердые полезные ископаемые







+

+

+


5.Содержание разделов практики

Раздел. 1. Обзорная лекция. Рассматриваются: разновидности буровых и тампонажных растворов, применяемых при бурении геологоразведочных скважин, их параметры и методы регулирования; основные физико-механические свойства горных пород; разрушение пород при вращательном бурении скважин.

Раздел. 2. Приборы для определения параметров буровых и тампонажных растворов, физико-механических свойств горных пород. Изучаются: ареометр АБР-1, вискозиметр СПВ-5, отстойник ОМ-2 для определения содержания песка, цилиндр ЦС-2 для определения стабильности глинистого раствора, прибор СНС-2 для определения статического напряжения сдвига раствора, прибор ВМ-6 для определения водоотдачи раствора, ротационный вискозиметр ВСН-3; конус АзНИИ для определения растекаемости тампонажных растворов, игла ВИКа для определения сроков схватывания тампонажных растворов; копер ПОК для определения динамической прочности пород, прибор ПОАП-2М для определения абразивности горных пород.

Раздел.3. Исследование свойств буровых растворов. Изучается влияние концентраций карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ-500) и кальцинированной соды на водоотдачу, статическое напряжение сдвига, стабильность и условную вязкость глинистого раствора.

Раздел. 4. Исследование свойств тампонажных растворов. Изучается влияние водоцементного и водотвердого отношений, концентрации реагентов-ускорителей на сроки схватывания, растекаемость и прочность тампонажного раствора.

Раздел. 5. Исследование влияния режимных параметров на затраты мощности и механическую скорость бурения. Изучается влияние осевой нагрузки и частоты вращения на затраты мощности и механическую скорость при алмазном и твердосплавном бурении.

Раздел. 6. Составление отчета по практике и его защита. Отчет составляется один на учебную бригаду, защита отчета осуществляется индивидуально. Отчет должен включать:

  • план экспериментов;

  • применяемые приборы (оборудование), материалы и инструмент;

  • результаты проведения экспериментов;

  • статистическую обработку данных, результаты регрессионного анализа, графики зависимости функции отклика от определяющих факторов;

  • выводы.


6. Организация и порядок прохождения практики


Учебная буровая практика выполняется под руководством преподавателей института. Руководитель практики контролирует обеспечение нормальных условий быта студентов, проведение обязательных инструктажей по технике безопасности и охране труда, выполнение студентами правил внутреннего распорядка и консультирует студентов по вопросам прохождения практики и сбору материалов.

При прохождении практики студенты делятся на бригады по пять-шесть человека, в каждой из которых назначается бригадир, отвечающий за дисциплину, своевременное получение учебного задания и распределение работ по оформлению отчета бригады.

Учебная практика проходит под контролем двух видов: ежедневного и заключительного. Ежедневный контроль ведется руководителем практики и старостой группы. Он заключается в учете присутствия студентов на практике, а также в проверке правильности и своевременности ведения дневников практики. Дневник практики студенты ведут индивидуально, в них в хронологическом порядке отражается главное, что освоено в течении дня. После прохождения практики студент должен уметь описывать основные технологические процессы бурения скважин. Заключительный контроль по результатам практики осуществляется руководителем на основании коллективно составленного технического отчета бригады.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература

1. Разведочное бурение: Учеб. для вузов / А.Г. Калинин, О.В. Ошкордин, В.М. Питерский, Н.В. Соловьёв. М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2000.

2. Бурение разведочных скважин. Учеб. для вузов / Н.В. Соловьёв, В.В. Кривошеев, Д.Н. Башкатов и др. / М., Высш. шк. 2007.

3. Сулакшин С.С. Бурение геологоразведочных скважин. М.: Недра, 1994.


б) дополнительная литература

1. Башкатов Д.Н. Специальные работы при бурении и оборудовании скважин на воду / Д.Н. Башкатов, С.Л. Драхлис, В.В. Сафронов и др. М.: Недра, 1988.

2. Башкатов Д.Н., Панков А.В., Коломиец А.М. Прогрессивная технология бурения гидрогеологических скважин. М.: Недра, 1992.

3. Буровой инструмент для геологоразведочных скважин. Справочник / Под редакцией Н.И. Корнилова. М.: Недра, 1990.

4. Кудряшов Б.Б., Яковлев А.М. Бурение скважин в осложнённых условиях. М., Недра, 1988.

5. Михайлова Н.Д. Техническое проектирование геологоразведочных скважин. М., Недра, 1985.

6. Ребрик Б.М. Бурение инженерно-геологических скважин. Справочник. М.: Недра, 1990.

7. Справочник инженера по бурению геологоразведочных скважин. В 2 томах / Под общей ред. проф. Е.А. Козловского. М., недра, 1984.

8. Справочник по бурению геологоразведочных скважин. Главный редактор,, проф. Е.И. Козловский. СПб., ООО «Недра», 2000.

9. В.Х. Исаченко Инклинометрия скважин. М., Недра, 1987.

10. Морозов Ю.Т. Методика и техника направленного бурения на твёрдые полезные ископаемые. Л., Недра, 1987.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-научный полигон «Нефтяник», специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения физико-механических свойств горных пород, специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения структурно-реологических.

Буровые установки:

  1. Комплект ручного бурения.

  2. Мотобур М-1.

  3. Буровая установка УКБ-12/25.

  4. Буровая установка УПБ-100.

  5. Буровая установка УКБ-4П.

  6. Буровая установка УКБ-200/300С.

  7. Буровая установка УРБ-3А3.

  8. Буровая установка УРБ-2А2 (КГК-100).

  9. Буровой станок СКБ-4.

  10. Буровая установка УБП-15М.

  11. Буровая установка МБУ-125


Лаборатория глинистыхи тампонажных растворов (ауд. 2011) и комплект приборов на полигоне «Нефтяник» для определения параметров промывочных жидкостей н(ареометр АБР-1, вискозиметр СПВ-5, прибор для определения водоотдачи ВМ-6, отстойник ОМ-2, цилиндр ЦС-2, прибор СНС-2). Материалы: глинопорошок бентонитовый, КМЦ-500, сода кальцинированная


9. Методические рекомендации по организации учебной практики

Программа предусматривает возможность проведения учебной практики в рамках традиционной групповой системы обучения. При этом проведение учебной практики рекомендуется для специалистов по окончании II семестра.


Разработчик:

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный"


Зав. кафедрой бурения скважин

Н.И. Васильев



Похожие:

Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconПрограмма учебной дисциплины учебная буровая практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
Цель практики: ознакомление студентов с основными технологическими процессами, инструментом и оборудованием, применяемым для бурения...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 130102. 65 «Технология геологической разведки»
Специализация 130102. 65. 00. 01 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130102. 65 «Технология геологической разведки»
Специализация 130102. 65. 00. 03 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconПрограмма учебной ознакомительной практики специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
Целями учебной ознакомительной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconРабочая программа учебной дисциплины технология проведения горно-разведочных выработок Специальность: 130102 «Технология геологической разведки»
Цель преподавания дисциплины – овладеть знаниями и навыками, необходимыми для проектирования, организации и контроля проходческих...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconПрограмма преддипломной практики специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
«Электроразведка», «Гравиразведка», «Магниторазведка», «Интерпретация гравитационных и магнитных аномалий», Радиометрия и ядерная...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconОсновная образовательная программа специалитета, реализуемая по специальности 130102. 65 «Технология геологической разведки»
Основная образовательная программа специалитета, реализуемая по специальности 130102. 65 «Технология геологической разведки» и специализации...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconОсновная образовательная программа (ооп) по специальности 130102 «Технологии геологической разведки»
Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconПрограмма учебной дисциплины «Прикладная геохимия»
«Технологии геологической разведки» и изучается студентами специализаций «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных...
Программа учебной дисциплины учебно-производственная практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» iconРабочая программа учебной дисциплины производственная геологическая практика Специальность: 130101 «прикладная геология»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница