Министерство образования и науки российской федерации




Скачать 148.7 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата22.11.2012
Размер148.7 Kb.
ТипДокументы
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БУРОВОЙ ПРАКТИКИ


Направление подготовки: 131000 – Нефтегазовое дело

Профиль подготовки: Бурение нефтяных и газовых скважин


Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: очная


Санкт-Петербург

2012

1. Цель и задачи практики

Производственная буровая практика проводится в
6-ом семестре на учебно-производственном полигоне «Нефтяник» согласно учебному плану подготовки квалификации выпускника-бакалавр. Форма итогового контроля в первом и во втором случае – зачет (с оценкой).

Цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин «Математические методы в бурении», «Технология бурения нефтяных и газовых скважин», «Буровые промывочные и тампонажные растворы»; а также изучение организации буровых работ на учебно-производственном полигоне «Саблино».

Основными задачами практики являются:

  • овладение профессиональными навыками выполнения работ по бурению скважин;

  • изучение технологии монтажа, обслуживания и текущего ремонта бурового оборудования;

  • изучение технологических процессов строительства нефтяных и газовых скважин;

  • овладение навыками безопасного ведения работ;

  • ознакомление с организацией буровых работ на полигоне;

  • сбор материалов для написания курсовых проектов и для самостоятельной научно-исследовательской работы.

Сроки и продолжительность практикипрактика предусмотрена в 6 семестре. В ходе прохождения практики студент получает 4 зачетных единицы.

База практики располагается в Ленинградской области на территории Тосненского района.

В результате прохождения практики студент должен:

  • знать основные технологические параметры буровых растворов и приборы для их контроля; компоновку бурового снаряда и типы породоразрушающего инструмента; основные технические характеристики мобильной буровой установки МБУ-125 и агрегата для ремонта скважин А-50У;

  • уметь работать с бурильными и обсадными трубами; выполнять спуско-подъёмные операции, выбирать режимные параметры и породоразрушающий инструмент, применительно к конкретным условиям бурения, обращаться с оборудованием по приготовлению и очистке буровых растворов;

  • иметь представление о технологии и технике опробования продуктивных горизонтов, оборудовании и технологических схемах цементирования обсадных колонн, вторичном вскрытии продуктивных пластов, противовыбросовом оборудовании, испытании и освоении скважин.

2. Место производственной практики в структуре ООП 131000 «Нефтегазовое дело»

Содержание практики базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного цикла а знания, умения и навыки, полученные при её прохождении, будут использованы в процессе освоения специальных дисциплин, при подготовке и защите бакалаврской выпускной работы, в профессиональной деятельности.

Прохождение и успешная аттестация по практике, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения специальных дисциплин.

Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) выпускника:

- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, теоретического и экспериментального исследований, применяемых в бурении скважин 10);

профессиональных компетенций (ПК):

- самостоятельно приобретать новые знания с использованием новых образовательных и профессиональных методов обучения (ПК-1);

- способность использовать знания о нефтегазовых ресурсах страны (ПК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать: основные свойства углеводородов, гипотезы происхождения нефти и газа, свойства и закономерности поведения дисперсных систем;

  • основные технологии нефтегазового производства;

  • правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности;

  • основные режимные параметры процесса бурения;

уметь:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • использовать основные законы статики и кинематики жидкостей и газов, их взаимодействия между собой и твердыми телами;

владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области бурения нефтяных и газовых скважин;

  • методами изучения физико-химических и механических свойств горных пород, буровых и тампонажных растворов;

  • иметь представление о монтажных работах, связанных с подготовкой буровой установки к бурению; конструкции скважин различного назначения; способах отбора образцов горных пород; методах регулирования технологических параметров буровых растворов; техническом обслуживании и ремонте бурового оборудования.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VI










Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Коллоквиум
















Вид промежуточной аттестации: зачет




зач.










Общая трудоемкость час

зач. ед.




144













4











4. Содержание практики

4.1. Содержание разделов практики



Раздел практики

Длительность

1.

Обзорная лекция

1 день

2.

Изучение основных блоков МБУ

1 дня

3.

Управление лебедкой и ротором

2 дня

4.

Спуско-подъемные операции. Имитация бурения скважины

3 дня

5.

Подготовка скважины к спуску обсадной колонны

1 день

6.

Спуск обсадной колонны в скважину

1 день

7.

Изучение цементно-смесительной установки

1 день

8.

Приготовление цементного раствора

1 день

9

Изучение цементировочного агрегата и манифольда

1 день

10

Цементирование обсадной колонны (имитация)

2 дня

11

Изучение агрегата для ремонта скважин

1 день

12.

Составление отчета и его защита

1 день




Всего

16 дней



4.2. Оформление результатов практики

По окончании практики каждой бригадой составляется отчет объемом 15-20 стр. В состав отчета входят: титульный лист; введение (цель и задачи работ, место проведения, состав бригады; личное участие каждого студента в работе); общая характеристика условий проведения работ, заключение (оценка итогов практики студентами).

4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2

3-4

5-6-7

8-9

10-11

1

Наклонно-направленное бурение скважин

+

+

+







2

Крепление нефтяных и газовых скважин

+




+

+

+

3

Заканчивание скважин







+

+




4

Монтаж и эксплуатация бурового оборудования

+

+

+

+




5

Осложнения и аварии в бурении

+

+

+







6

Реконструкция и восстановление скважин










+

+


Раздел 1. Обзорная лекция.

Рассматриваются основные требования техники безопасности при бурении скважин, проводится инструктаж на рабочем месте.


Раздел 2. Изучение основных блоков мобильной буровой установки.

Изучаются технические характеристики основных блоков установки МБУ-125 и состав ее комплекса.

Раздел 3. Управление лебедкой и ротором.

Приобретаются навыки работы привода лебедки и ротора на различных скоростях вращения.

Раздел 4. Спуско-подъемные операции. Имитация бурения скважины

Изучаются узлы и агрегаты, задействованные при проведении СПО (кронблок, талевый блок, крюкоблок, талевая система, лебедка, элеватор, системы удержания, свинчивания и развинчивания бурильных труб).

Проводятся операции по спуску бурильной колонны на забой, созданию циркуляции бурового раствора, бурению по искусственному забою и подъему бурового снаряда из скважины.

Проектируются режимные параметры процесса бурения (нагрузка на долото, частота вращения снаряда, расход промывочной жидкости) и выбирается породоразрушающий инструмент применительно к ситуации на забое скважины.

Проводится углубка скважины на различных режимах бурения и дается оценка их эффективности.

Раздел 5.Подготовка скважины к спуску обсадной колонны.

Проводится шаблонирование скважины и промывка ствола, центрирование бурового оборудования на устье, проверка талевой системы.

Раздел 6. Спуск обсадной колонны в скважину.

Проводится подготовка обсадной колонны к спуску. (Шаблонирование труб, проверка герметичности, шаблонирование ствола скважины, проработка участков сужения скважины).

Осуществляется отработка процессов свинчивания обсадных труб, их удержание на талевой системе и в клиновых захватах ротора.

Проводится спуск колонны до забоя, имитация процесса цементирования

Раздел 7.Изучение цементно-смесительной установки. Загрузка бункеров, работа гидравлического смесителя, обвязка с цементировочным агрегатом

Раздел 8 Приготовление цементного раствора Регулирование подачи сухого цементного порошка и воды для получения цементного раствора заданной плотности

Раздел 9 Изучение цементировочного агрегата и манифольда. Обвязка цементировочного агрегата и манифольда с цементировочной головкой и устьем скважины.

Раздел 10. Цементирование обсадной колонны (имитация). Закачка в скважину буферной жидкости, «цеметного» раствора, продавочной жидкости, получение сигнала «стоп», опрессовка колонны на герметичность.

Раздел 11. Изучение агрегата для ремонта скважин.

Рассматриваются основные узлы и характеристики агрегата А-50У. Изучаются методы и технические средства для текущего и капитального ремонта скважин


Отрабатываются навыки извлечения колонны насосно-компрессорных труб из скважины. Осваивается технология чистки призабойной зоны пласта и фильтра. Имитируется процесс зарезки бокового ствола, а также ремонтного цементирования обсадных колонн.


Раздел 12. Составление отчета и его защита.

Отчет составляется индивидуально. Он является официальным документом, подтверждающим выполнение студентом программы практики. Основой для составления отчета является дневник, содержащий данные об ежедневной работе студента на конкретном объекте.

В отчет необходимо включать главу с углубленным рассмотрением одного из технологических процессов строительства или ремонта нефтяных и газовых скважин.

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательную оценку при защите отчета, может быть представлен к отчислению из института.


6. Организация и порядок прохождения практики


Производственная буровая практика выполняется под руководством преподавателей института. Руководитель практики контролирует обеспечение нормальных условий быта студентов, проведение обязательных инструктажей по технике безопасности и охране труда, выполнение студентами правил внутреннего распорядка и консультирует студентов по вопросам прохождения практики и сбору материалов.

При прохождении практики студенты делятся на бригады по три-четыре человека, в каждой из которых назначается бригадир, отвечающий за дисциплину, своевременное получение учебного задания и распределение работ по оформлению отчета бригады.

Производственная практика проходит под контролем двух видов: ежедневного и заключительного. Ежедневный контроль ведется руководителем практики и старостой группы. Он заключается в учете присутствия студентов на практике, а также в проверке правильности и своевременности ведения дневников практики. Дневник практики студенты ведут индивидуально, в них в хронологическом порядке отражается главное, что освоено в течении дня. После прохождения практики студент должен уметь описывать основные технологические процессы бурения нефтяных и газовых скважин. Заключительный контроль по результатам практики осуществляется руководителем на основании коллективно составленного технического отчета бригады.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература

  1. Калинин А.Г., Литвиненко В.С., Радин А.И. Основы бурения нефтяных и газовых скважин. Учебное пособие, СПб, Изд. СПГГИ (ТУ), 1996, 220 с.

  2. Басарыгин Ю.М., Будников В.Ф., Булатов А.И. Теория и практика предупреждения осложнений и ремонта скважин при их ремонте и эксплуатации.- Справ, пособие: в 6 Т. Т 1,- М.: Недра-Бизнесцентр, 2000, 510 с.

б) дополнительная литература

  1. Булатов А.И., Аветисов А.Г. Справочник инженера по бурению, том 1,2. - М., Недра, 1985.

  2. Булатов А.И., Пеньков А.И., Проселков Ю.М. Справочник по промывке скважин. - М.: Недра, 1984,317с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-научный полигон «Нефтяник», специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения физико-механических свойств горных пород, специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения структурно-реологических и физико-механических свойств буровых промывочных жидкостей и тампонажных растворов, тренажер-имитатор бурения «АМТ-221», тренажер-имитатор капитального ремонта скважин «АМТ-421», буровая установка МБУ-125, станция геологического контроля процесса бурения, цементно-смесительная установка, цементировочный агрегат, манифольд.

9. Методические рекомендации по организации учебной практики

Примерная программа предусматривает возможность проведения учебной практики в рамках традиционной групповой системы обучения. При этом проведение учебной практики рекомендуется для бакалавров - по окончании II и IV семестров.

Разработчик:

Санкт-Петербургский

государственный

горный институт

(технический университет)


профессор кафедры бурения скважин

Н.И.. Николаев


Эксперты:

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный n 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный n 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 11 октября 2011 г. N 2451 об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164 и от 31 августа 2009 г. N 320
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма составлена в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Постановление Правительства РФ от 15. 06. 2004 n 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15. 05. 2010...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница