Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»




НазваниеУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»
страница1/12
Дата22.11.2012
Размер1.03 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»


Кафедра «Экология и рациональное использование водных ресурсов»


Р. Н. ВОСТРОВА



ГИДРАВЛИКА И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
МАШИНЫ


Пособие по выполнению контрольных работ № 1 и № 2




Одобрено методической комиссией ФБО


Гомель 2006

УДК. 626/627/ (075.8)

А162


Р е ц е н з е н т – зав. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели», канд. техн. наук., доцент С.Я.Френкель(БелГУТ).


Вострова Р. Н.


А162 Гидравлика и гидравлические машины. Пособие по выполнению контрольных работ № 1и № 2 для студентов ФБО специальности - 1-37 02 02. Гомель: БелГУТ, 2006. – 65 с.


Приведены варианты задач к контрольным работам № 1 и № 2 и методические указания по их решению. Предназначено для самостоятельной работы студентов ФБО специальности 1-37 02 02 "Подвижной состав железнодорожного транспорта", специализации 1-37 02 02 01 "Вагоны"; 1-37 02 01 "Тяговый состав железнодорожного транспорта", специализации 1-37 02 01-01 "Тяговый состав железнодорожного транспорта (Тепловозы)"


УДК. 626/627/ (075.8)


© Р. Н. Вострова, 2006.


Содержание


Общие требования к выполнению контрольной работы № 1 и № 2……..…………

4

1 Варианты заданий на контрольную работу № 1…………………………………….

7

2 Варианты заданий на контрольную работу № 2………………………………………

17

3 Методические указания к решению задач контрольной работы № 1…….

22

4 Методические указания к решению задач контрольной работы № 2………………..

44

5 Вопросы для самостоятельного изучения дисциплины…………………….…

48

Приложение А .Справочные данные……………………………….………

54

Приложение Б Образец оформления обложки…………………………………

58

Приложение В Базовая программа дисциплины «Гидравлика и

гидравлические машины»…………………………………………………………

59

Список литературы...……………………………………………………………

65



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1 , 2


Контрольные работы № 1, 2 студентами специальности 1-37 02 02 "Подвижной состав железнодорожного транспорта" выполняется с целью закрепления знаний, полученных при самостоятельном изучении дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины», и приобретения навыков практического применения этих знаний для решения инженерных задач. Контрольной работой № 1 предусматривается решение восьми задач по следующим темам:

– определение давления в покоящейся жидкости;

– определение силы давления жидкости на плоские стенки;

– определение силы давления жидкости на криволинейные поверхности;

- относительный покой жидкости;

- решение задач с применением закона Архимеда;

– определение расхода при истечении жидкости через отверстия и насадки;

- применение закона Паскаля для решения задач механики;

– применение уравнения Бернулли для решения задач механики.

В процессе выполнения контрольной работы № 2 необходимо решить две задачи. Решение первой задачи посвящается построению трубопроводной характеристики трубопровода с учетом потерь напора, определению рабочей точки и характеристик центробежного насоса, работающего на трубопроводную систем. Вторая задача посвящается определению параметров объемного гидропривода. Справочные данные, необходимые для решения задач приведены в ПРИЛОЖЕНИИ А или в справочной литературе [2].

Выполнять контрольные работы следует после тщательного изучения, указанных выше тем, по рекомендуемой литературе. Важным фактором в изучении дисциплины является посещение студентом лекционных занятий, где лектор детально излагает разделы дисциплины, согласно базовой программе (ПРИЛОЖЕНИЕ В) и поясняет, как изученные законы можно применить для решения практических задач. Конспект лекций окажет незаменимую помощь при подготовке к экзамену. Задания на контрольную работу выдаются преподавателем на лекционных занятиях.

Если же такая «теория» покажется слишком краткой, тогда нужно обратиться к более объёмистым книгам и учебникам, список которых приведён в конце пособия. Эта литература имеется в библиотеке БелГУТа. В действительности же книг по «Гидравлика и гидравлические машины» великое множество. По возможности используйте и другие учебники. Подойдут и старые, но с ними поосторожней — ведь единицы измерения в них внесистемные, не всегда в единой системе измерений (СИ). Впрочем, ничего страшного, ведь во многих наших задачах условие специально задано во внесистемных единицах. Правила перевода единиц измерения в единицы единой системы измерений содержатся в приложении А.

Решение задачи рекомендуется приводить с пояснительным рисунком. Оформляются задачи на листах писчей бумаги форматом А4 (210х297). Первый лист — титульный. Все последующие листы оформляются рамкой. Образец оформления титульного листа приведен в приложении Б.

На последнем листе приводится список литературы, ссылки на которую указываются в тексте при решении задачи в квадратных скобках.

Все математические действия, применяемые при решении задач, должны быть пояснены. Следует соблюдать также и определенный порядок выполнения математических действий. Сначала записывается расчетная формула, затем проставляются значения всех величин, входящих в формулу, и затем записывается ответ.

Например,


V2 = (2 . V1 = 2 . 1 = 4 м/с.


Результаты промежуточных вычислений приводить не нужно. Полученный ответ обязательно снабжается размерностью. Отсутствие размерности или же неправильное ее проставление считается за ошибку и учитывается при общей оценке работы.

Рисунки к задачам выполнять в соответствие с вычислениями в тексте. Указывать на чертеже все размеры, силы и другие величины, вычисление, которых производится в тексте.

Прорецензированная работа сопровождается заключением рецензента: «К защите» или «К защите не допускается». Допущенная к защите работа может содержать и замечания рецензента. Все они в подготовленной к защите работе должны быть исправлены при проведении работы над ошибками, которая оформляется обычно на последних листах.

Студент в процессе защиты должен хорошо владеть теорией, знать формулы и логически стройно доказывать их применение , ориентироваться в размерностях, а также должен уметь доказать правильность выполненного им решения.

Защита контрольных работ производится в субботу, два раза в месяц, согласно расписанию, утвержденному деканатом ФБО.

Студент должен помнить о том, что если он сдал работу на проверку во время сессии, то не исключена возможность того, что преподаватель не проверит ее на следующий день, так как срок проверки работы не более 6 – ти дней со дня подачи. Поэтому работы должны быть сданы на кафедру для проверки заблаговременно. Работы, сданные уже после прибытия на сессию, могут ко дню экзамена оказаться не только не защищенными, но и не прорецензированными. А это влечет за собой не допуск к экзамену.

Студент, не явившийся на экзамен, лишает себя возможности сдать экзамен за три попытки. У него остается только две попытки сдать экзамен в рамках семестра по срокам, установленным деканатом ФБО.

Выбор варианта осуществляется по учебному шифру. Студенты, у которых последняя цифра шифра – нечётное число, решают задачи № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15, Если последняя цифра шифра – чётное число, то № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 и 16. Исходные данные для решения задач принимаются из таблиц по последней цифре шифра.


1 ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 1

Задача 1.1. В закрытом резервуаре налита вода. Определить высоту h поднятия ртути в дифманометре и высоту h2 поднятия воды в закрытом пьезометре, если показание пружинного манометра, подключенного на уровне точки А, равно рм. (рисунок 1.1). Атмосферное давление рат считать нормальным, глубина погружения точки А равна h1.


Плотность ртути ρ = 13600 кг/м3,

воды ρ =1000 кг/м3

Рисунок 1.1

Исходные данные принять по таблице 1.1.




Таблица 1.1


Исходные данные

Номер вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Высота, м

h1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Манометрическое

Давлениев точке

А на глубине h1


210

кПа

2

ат.

260

кПа

2

кГ/

2

275

кПа

5

ат..

180

кПа

790

мм.

рт.ст.

20 м

вод.

ст

200

кПа

Задача 1.2. Резервуары А и В частично заполнены жидкостью разной

плотности (соответственно ρ1 = 998 кг/м3, ρ2 = 1029 кг/м3) и газом, причем к резервуару А подключен баллон с газом (рисунок 1.2). Высота столба ртути в правой трубке дифманометра h, а расстояние от уровня свободной поверхности жидкости в резервуарах до мениска ртути в левой трубке равно h1. Какое необходимо создать манометрическое давление р0 в баллоне, чтобы получить абсолютное

давление рв на свободной поверхности

в резервуаре В ? Рисунок 1.2




Исходные данные принять по таблице 1.2.




Таблица 1.2


Исходные данные

Номер вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Высота,

м

h

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

h1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Давле-

ние,

кПа

рв

160

170

150

120

110

100

200

100

165

175


Задача 1.3. В цилиндрическом сосуде диаметром D0 и высотой Н0 налита вода с начальным уровнем h (рисунок 1.3) . Определить:

1) будет ли выплескиваться вода, если сосуд будет вращаться с постоянной частотой вращения n?

2) на каком расстоянии z0 от дна будет находиться самая низшая точка свободной поверхности?

3) С какой частотой нужно вра­щать сосуд, чтобы вода поднялась до краев сосуда?

Рисунок 1.3

Исходные данные принять по таблице 1.3.



Таблица 1.3

Исходные

данные

Номер вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Высота,

м

H0

1,1

1,2

0,9

1,0

1,3

1,5

0,5

1,7

0,6

1,4

h

0,45

0,5

0,6

0,6

0,5

0,2

0,3

0,4

0,25

0,5

Диаметр,

м

D0

0,5

0,6

0,5

0,45

1

0,7

0,3

0,9

0,25

0,4

Частота

вращения,

мин-1

n

85

90

110

132

100

95

86

85

158

98



Задача 1.4. Цистерна диаметром D и длиной L, наполненная нефтью, движется горизонтально с постоянным ускорением а (рисунок 1.4). Расстояние от свободной поверхности нефти до верхнего края цистерны z. Определить величину манометрического давления в точках e, b, с, d плоских торцевых стенок цистерны.


Рисунок 1.4

Исходные данные принять по таблице 1.4.




Таблица 1.4


Исходные данные

Номер вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Точка

e

b

d

c

e

d

b

e

c

b

Пара-

метры,

м

z

0,2

0,5

0,3

0,4

0,5

0,7

0,4

0,35

0,6

0,1

D

1,5

2,0

2,2

1,7

2,0

2,5

1,9

1,8

2,2

2,1

Длина, м

L

5,0

6,0

5,2

5,5

4,5

6,0

5,5

4,0

6,0

4,6

Ускоре-

ние,

м/с2

а

-2,0

-1,4

2,3

0,8

-5

2

-5

-6

5

-3,2


Задача 1.5. Треугольное отверстие AВС в вертикальной стенке закрытого резервуара, представляющее равносторонний треугольник, закрыто щитом (рисунок 1.5). Определить равнодействующую силу гидростатического давления бензина на щит и точку ее приложения, если заданы линейные размеры: h, а и манометрическое давление рм на свободной поверхности бензина.

Рисунок 1.5

Исходные данные принять по таблице 1.5.


Таблица1.5


Наименование

исходных

величин

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Линейные

величины,

м

a

1,2

1,5

1,3

1,4

1,8

1,9

1,6

1,8

2,0

2,2

h

2,0

2,1

2,2

2,4

2,3

2,5

2,8

3,2

3,6

4,0

Манометрическое

давление рм

2

ат.

260

кПа

2

кГ/

2

275

кПа

5

ат..

180

кПа

790

мм.

рт.ст.

20 м

вод.ст

200

кПа

1

ат.



Задача 1.6. Квадратное отверстие а×а в вертикальной стенке резервуара закрыто плоским клапаном, который удерживается в закрытом состоянии грузом массой М на плече b (рисунок 1.6). Определить величину массы груза М, необходимую для удержания щита в закрытом состоянии, если глубина воды в резервуаре h1 и величина с = 0,5 м.

Рисунок 1.6

Исходные данные принять по таблице 1.6.

Таблица 1.6


Наименование исходных

величин

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Глубина жидкости или

линейная величина h1, м

2,0

3

3,2

2,4

2,5

3,4

2,8

3,2

3,6

4,0

Линейные

величины, м

a

1,2

1,3

1,05

1,4

1

1,7

1,6

1,8

2,0

2,2

b

1,6

1,7

1,6

1,8

1,5

2,1

2,0

2,2

2,4

2,6

Масса груза М, кг

80

90

110

100

95

110

120

140

160

180



Задача 1.7. Определить растягивающее усилие воспринимаемое болтами полусферической крышки резервуара (рисунок 1.7), если показание манометра, установленного на глубине h, равно рм, радиус крышки R и плотность бензина ρ = 700 кг/м3 . Рисунок 1.7

Исходные данные принять по таблице 1.7.


Исходные данные

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Глубина h, м

2,5

1

0

3,0

1,5

3,2

3,4

3,6

3,8

4,0

Радиус элемента

R, м

4,1

3,5

3,8

4,0

3,6

4,4

4,8

4,6

4,2

4,0

Манометрическое

давление на глубине h,

рм

260

кПа

2

кГ/

2

275

кПа

5

ат..

180

кПа

790

мм.

рт.ст.

20 м

вод.

ст

200

кПа

1

ат.

1 кГ/

2
Таблица 1.7




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
А 224 асу сортировочными станциями (на примере асу сс нпо «Агат») / Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель,...
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconНазвание источника
Белорусский государственный университет транспорта (Гомель) Сборник студенческих научных работ / Белорусский государственный университет...
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
Р е ц е н з е н т – зав кафедрой «Электроподвижной состав» канд техн наук, доцент
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»
Р е ц е н з е н т – зав кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели», канд техн наук., доцент С. Я. Френкель(Белгут)
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчебно-методическое пособие Гомель 2010 министерство образования республики беларусь учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»
Р е ц е н з е н т ы: старший преподаватель кафедры «Архитектура» О. А. Бодяко (уо «Белгут»)
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты»
Р е ц е н з е н т – геолог 1-й категории открытого акционерного общества «Гомельгеосервис» Г. А. Литвин
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты»
Р е ц е н з е н т – геолог 1-й категории открытого акционерного общества «Гомельгеосервис» Г. А. Литвин
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчебное пособие Гомель 2004 министерство образования республики беларусь учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта»
Приводятся краткая историческая справка о развитии водных путей, их технико
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Общетранспортные проблемы»
Р е ц е н з е н т ы: заведующий отделом сертификации В. В. Свириденко (уо ''Белгут''); главный инженер окуп «Институт Гомельгражданпроект»...
Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» iconУчреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»
Предложен способ формализации технологического процесса железнодорожной сортировочной станции для целей построения имитационной модели...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница