Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




Скачать 107.82 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Дата22.11.2012
Размер107.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Информационная эвристика»


Автор: к.т.н. Петров Г.А.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-методическое описание учебного курса.


1.1. Назначение и цели учебного курса.

Одной из основных задач высшей школы является выработка у студентов знаний и навыков, необходимых для проведения самостоятельной научной работы. Реализация этой задачи связана не только с качеством образования, обеспечивающим необходимый теоретический уровень для исследовательской деятельности, но и формированием у студентов информационного мировоззрения и информационной культуры, определяемые не только умением пользоваться современными телекоммуникационными средствами, но и иметь навыки быстро ориентироваться в информационных потоках, оценивать, отбирать и систематизировать информацию для учебной и научной деятельности, жизненного успеха и самореализации, для социализации в обществе.

Целью курса является формирование у студентов целостного понимания процессов и явлений, закономерностей и особенностей в научно-информационной сфере деятельности.

Задачи курса:

  • изучить организации документальных и информационных потоков, закономерностей их функционирования;

  • освоить рациональные способы самостоятельного ведения поиска информации в информационном пространстве в соответствии с задачами учебного и научного процессов;

  • научиться решать задачи обработки, анализа и синтеза информации при подготовке самостоятельных научных работ (докладов, рефератов, курсовых, дипломных);

  • овладеть навыками уверенного пользователя мировыми информационными ресурсами;

  • получить знания правил оформления письменных научных работ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

  • теоретической основой для изучения дисциплины является курс «Информатика».

  • дисциплина является обеспечивающей для изучения всех остальных курсов.


1.2. Структура учебного курса


Обучающая технология

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

8

В том числе




Лекции

8

Самостоятельная работа (всего), в т.ч.

82

Вид итоговой аттестации

зачет

Всего

90



1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.


В результате изучения курса студент должен

знать:

  • основы библиотечно-библиографических знаний;

  • структуру информационных ресурсов Интернета и методику поиска информации в Сети.

уметь:

  • использовать различные информационно-поисковые системы и клиентское программное обеспечение для работы с информационными ресурсами Интернета.

    1. Часы самостоятельных занятий должны использоваться для изучения дополнительного теоретического материала, рекомендованного в списке литературы, а также для закрепления практических навыков поиска информации.

1.4. Общие методические рекомендации.

Из всех различных видов учебных занятий, конечно, основу составляют лекции, работа на и которых и после них обязательна и для студентов заочного отделения. Направляющая роль лекции в самостоятельной работе студентов подтверждена многолетним опытом высшей школы. Методика этой работы в различных отделениях существенно отличается. Главное отличие в разном количестве часов, отводимых на лекционные занятия.

Для заочного отделения чаще проводятся лекции-консуль­тации. Это нужно учитывать при ведении конспекта. В ходе лекции необходимо постоянно поддерживать контакт с преподавателем, стараться получить от него ответы на возникшие вопросы и внимательно записать задание на самостоятельную работу по теме занятия. Записать лекцию – значит зафиксировать название темы, план лекции, рекомендованную литературу, кратко и своими словами записать содержание темы, обращая особое внимание на основные положения и выводы, сделанные преподавателем. Дорабатывать конспект лекции целесообразно в тот день, когда она прослушана.

При изучении курса требуется значительное время для самостоятельной работы с литературой учебной дисциплины.


1.5. Критерий оценки знаний студентов.


Оценка «зачтено»

  • студент показывает глубокие и всесторонние знания по учебной дисциплине, содержание ответа полностью соответствует вопросу экзаменационного билета;

  • материал изложен аргументировано и логически стройно, осуществлено его обобщение, сформулированы выводы по поставленному вопросу;

  • в ответе дан анализ различных подходов по рассматриваемой проблеме;

  • студент обладает высокой культурой речи и глубоким знанием основной и дополнительной литературы по программному материалу.

Оценка «не зачтено»

  • ответ обучаемого содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;

  • студент не в состоянии изложить содержание ответа на поставленный вопрос;

  • отвечающий не знает требований руководящих документов по организации практической работы;

  • обучаемый при подготовке к ответу использовал шпаргалку;

  • студент отказался от ответа на поставленный в билете вопрос.


Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса.


п/п

Темы

Аудиторные занятия, час

лекции

самостоят. работа

всего

1.

Тема 1. Библиографическая информация и формы ее существования

4

26

30

2.

Тема 2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как система традиционных и электронных пособий

2

28

30

3.

Тема 3. Информационные ресурсы

2

28

30




ИТОГО

8

82

90



2.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА


Тема 1: Библиографическая информация и формы ее существования

Библиографическая информация: сообщение, запись, пособие, база данных. Библиографическая продукция.

Типы библиографических пособий: список, указатель, обзор.

Государственная система научно-технической информации Российской Федерации, ее цели, задачи, структура. Органы ГСНТИ, осуществляющие централизованную обработку мирового потока документов: научно-производственное объединение «Российская книжная палата», Всероссийский институт научной и технической информации, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Государственная публичная научно-техническая библиотека России и др. Отраслевые институты, центры и отделы НТИ. Региональные центры НТИ.

Фонд справочных и библиографических изданий. Библиотечные каталоги и компьютерные справочные системы. Картотеки. Базы данных. Библиографические пособия на электронных носителях. Фонд неопубликованных библиографических пособий.


Тема 2: Справочно-библиографический аппарат библиотеки как система традиционных и электронных пособий

Главные центры библиографической информации. Библиографические научные центры в России.

Система ресурсов библиографической информации. Государственные библиографические указатели. Информация о книгах и брошюрах. Информация о периодических и продолжающихся изданиях. Информация о картах, изданиях, нотах. Информация о депонированных рукописях. Научно-вспомогательные, рекомендательные, книготорговые, краеведческие и другие библиографические пособия. Биобиблиографические пособия. Указатели библиографических пособий.


Тема 3: Информационные ресурсы

Автоматизированные информационные ресурсы. Электронные ресурсы. Локальные электронные ресурсы. Сетевые электронные ресурсы. Мультимедийные электронные ресурсы. Электронные библиотеки.

Информационные и информационно-поисковые системы: документные фонды, базы и банки данных.

Научно-справочный аппарат к информационным и информационно-поисковым системам. Информационно-поисковые языки (системы классификации, словари предметных рубрик, тезаурусы).

Интернет-поисковые системы. Метапоисковые системы.

Библиографические ресурсы Интернета.

Web-сайты организаций и учреждений, издательств, книжных магазинов и пр. Способы размещения библиографической информации на них и особенности ее использования.

Электронные библиографические пособия.


2.2. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ


    1. Форма итогового контроля: зачет.


Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Понятие информации.

  2. Структура универсума информации.

  3. Социальная информация и ее особенности.

  4. Понятие и особенности научной информации.

  5. Научная информация и научные знания.

  6. Документ как форма представления информации.

  7. Типология издательской продукции.

  8. Структура документа (книги), его внутренние и внешние элементы.

  9. Структура научного издания.

  10. Научно-справочный аппарат к тексту документа: состав и особенности.

  11. Формы представления научной информации.

  12. Определение библиографии.

  13. Библиографическая информация и ее формы.

  14. Библиографическая запись и ее элементы.

  15. Библиографическое описание и его виды.

  16. Типы библиографических пособий.

  17. Виды библиографических пособий: особенности классификации.

  18. Государственная система научно-технической информации и ее структура.

  19. Российская книжная палата, ее деятельность. Издания РКП.

  20. Всероссийский институт научной и технической информации РАН, его деятельность. Издания ВИНИТИ РАН.

  21. Институт научной информации по общественным наукам РАН, его деятельность. Издания ИНИОН РАН.

  22. Система каталогов и картотек библиотеки.

  23. Российская государственная библиотека и ее библиографическая деятельность. Электронные каталоги РГБ.

  24. Российская национальная библиотека и ее библиографическая деятельность. Электронные каталоги РНБ.

  25. Государственная публичная историческая библиотека России и ее библиографическая деятельность.

  26. Библиотека РГГУ. Состав фондов, каталоги и картотеки. Библиографическая деятельность.

  27. Фундаментальные библиографические пособия по социальным и гуманитарным наукам. Характеристика отдельных указателей.

  28. Информационный поиск и его виды.

  29. Этапы информационного поиска.

  30. Основные виды учебной и научной работы.



Раздел 3 Самостоятельная работа.


Форма промежуточного контроля: контрольная работа.


Тема контрольной работы:


«Библиотека как информационная система»


Раздел 4. Литература


  1. Гаспариан М. С. Информационные системы и технологии: учебно-методический комплекс - М.: Евразийский открытый институт, 2011. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  2. Брусакова И. А. Информационные системы и технологии в экономике - М.: Финансы и статистика, 2007. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник для бакалавров 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  4. Соболева М. Л. Информационные системы. Лабораторный практикум. Учебное пособие - М.: "Прометей", 2011. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  5. Информационные технологии. Учебник для вузов - М.: ЮРАЙТ, 2011. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

  6. Советов Б. Я. Информационные технологии. Учебник для бакалавров 6-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2012. . «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru



Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница