Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»




НазваниеЗакон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»
страница1/4
Дата22.11.2012
Размер0.6 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4


Информация о демографической ситуации в Республике Татарстан и мерах по ее оптимизации в сфере социальной защиты населения


В настоящее время, в условиях депопуляции, когда страна ежегодно теряет около миллиона человек, помимо стимулирования рождаемости, именно сбережение населения должно стать одним из основных критериев эффективности демографической политики государства.

С целью совершенствования законодательного обеспечения демографической политики в Республике Татарстан приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Татарстан от 8.12.2004г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»;

Закон Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2003г. № 264 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Татарстан»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2003г. № 333 «О внесении изменений в мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Татарстан, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2003г. № 264 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Татарстан»;

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.2006г. № 471 «О разработке Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года»;

распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.08.2006г. № 1207-р «О разработке комплексной программы социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан на 2008-2010 годы «Интеграция инвалидов в общество»;

распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.11.2006г. № 1744-р «О разработке Комплексной программы социальной защиты граждан пожилого возраста в Республике Татарстан на 2008-2010 годы «Пожилые люди Татарстана».

Основными приоритетами демографической политики являются увеличение продолжительности и качества жизни населения, улучшение его здоровья, сокращение смертности, восстановление популяции народонаселения путем увеличения рождаемости, гибкая миграционная политика и другие аспекты демографического развития. Поэтому деятельность всех отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, труд и занятость, молодежная политика, социальная защита) в той или иной мере взаимовлияют на состояние демографических процессов.

Среди мер воздействия на демографические процессы особая роль отводится социальной защите населения, направленной на предотвращение снижения уровня жизни малообеспеченных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов, усиление адресности оказываемой поддержки, сохранение стабильности социального самочувствия населения через оказание различных видов социальных услуг.

Современная демографическая ситуация в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.

В настоящее время в республике проживает более 986 тыс. пенсионеров (26,2% от общей численности населения), в том числе работающих – 231,3 тыс. чел. (23,5%). Из общего числа пенсионеров пожилые граждане составляют 755,049 тыс. человек или каждый 5-й житель республики старше трудоспособного возраста.

Определяющим для уровня жизни пенсионера является его возможность удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг, которые в условиях рынка в значительной мере зависят от экономического положения пенсионера.

По состоянию на 01.04.07г. средний размер пенсии в республике составлял 2928,71 руб., трудовой пенсии – 2982,53 руб. (из общего числа пенсионеров 95% - получатели трудовой пенсии), пенсии по старости – 3186,73 руб., пенсии по инвалидности – 2262,42 руб.

Величина прожиточного минимума пенсионера по итогам 1 квартала 2007 года составляла 2135,0 руб. Численность пенсионеров, доход которых ниже прожиточного минимума, по состоянию на 01.04.07г. составляет 219429 чел. (22,2 % от общей численности пенсионеров).

Значения индикаторов оценки уровня жизни граждан пожилого возраста в области пенсионного обеспечения составляют: соотношение минимального размера гарантированного государством дохода и прожиточного минимума пенсионера – 1,52 раз, соотношение среднего размера гарантированного государством дохода и прожиточного минимума пенсионера – 1,74 раз.

Демографические аспекты (высокая численность пенсионеров, в том числе по старости, высокая демографическая нагрузка лиц старше трудоспособного возраста на работающих) – важный аргумент необходимости усиления социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Важным элементом поддержания уровня жизни граждан пожилого возраста, как меры воздействия на демографическую ситуацию, является система социальной поддержки населения, которая определена как федеральным законодательством, так и законодательством Республики Татарстан.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, финансирование мер социальной поддержки инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пострадавших от техногенных катастроф, инвалидов отнесено к федеральным полномочиям; ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные граждане, лица, пострадавшие от политических репрессий, пенсионеры - к полномочиям регионов.

Федеральным льготникам взамен ряда льгот выплачивается ежемесячная денежная выплата, сохранены льготы прямого действия, входящие в состав «социального пакета» (513 рублей), включающего в себя бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005г. № 363 с 1 мая 2005 года установлено дополнительное материальное обеспечение:

инвалидам и участникам Великой Отечественной войны – в размере 1000 рублей;

военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, в период с 22.06.1941-03.09.1945гг. не менее 6 месяцев, военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в данный период – в размере 500 рублей;

вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны – в размере 500 рублей;

лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - в размере 500 рублей;

бывшим несовершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем, гетто – в размере 500 рублей.

В соответствии с Законом «О ветеранах» инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые в Республике Татарстан предоставляются в виде субсидий-льгот. Назначение и выплата субсидий-льгот производится территориальными органами социальной защиты.

В 1 квартале 2007 года субсидии-льготы выплачены 325359 «федеральным льготникам» на сумму 363,8 млн. рублей.

Ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По данным регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан за 2006 год было выдано 8 223 протезно-ортопедических изделий, 858 кресел-колясок.

В рамках «длящихся правоотношений» по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом в 2006 году 68 ветеранов Великой Отечественной войны были обеспечены транспортными средствами за счет средств федерального бюджета.

В рамках переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006г. № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан» сформирован и направлен в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации сводный реестр указанных категорий граждан, содержащий 8 175 человек. В 2006 году субсидиями обеспечены 189 человек.

Размер субвенций Республике Татарстан на 2007 установлен в сумме 105, 35 млн. рублей. В настоящее время в республику поступили 15, 8 млн. рублей на улучшение жилищных условий ветеранов и инвалидов.

По состоянию на 8 мая 2007 года открыли блокированные целевые счета 167 граждан, средства перечислены на 54 счета. Улучшили жилищные условия за период 2006-2007 гг. - 64 чел.

Кроме того, в случае установления инвалидам Великой Отечественной войны 2, 3 групп (или лицам, имеющим право на соответствующие меры социальной поддержки) после 1 января 2005 года инвалидности 1 группы, они получают право на внеочередное получение субсидий.

Всего реестр насчитывает 8821 граждан, претендующих на получение субсидий. Из них: инвалидов войны - 1020 чел, участников войны - 420 человек; членов семей погибших (умерших) военнослужащих – 684 чел.; ветеранов боевых действий – 1629 чел.

В 2006 году во внеочередном порядке получили субсидии на улучшение жилья 79 инвалидов Великой Отечественной войны 1 группы, в первоочередном порядке: 3 участника ВОВ, 9 ветеранов боевых действий, 11 вдов.

В 1 квартале 2007 года субсидию (в размере 288,0 тыс. рублей) получили 25 граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В части реализации полномочий, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации, принят Закон Республики Татарстан от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», установивший меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, граждан, пострадавших от политических репрессий.

С 1 января 2006 года Законом Республики Татарстан от 13.02.2006г. № 7-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» введена новая категория «Лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан».

В целях реализации Закона принят ряд постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан:

установлена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 233 рублей пенсионерам, не имеющим льгот;

одиноким пенсионерам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, предоставлено право на получение субсидии-льготы в размере 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива;

установлено право реабилитированных граждан на возмещение расходов на проезд один раз в год междугородными видами транспорта;

региональным и федеральным льготникам предоставлена 50–процентная скидка со стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения;

введены в обращение единые месячные социальные билеты на проезд всеми видами общественного городского и автомобильного транспорта пригородного сообщения.

В 1 квартале 2007 года единовременные денежные выплаты, субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидии по оплате услуг связи выплачены 931454 человекам на сумму 1216,3 млн. рублей.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ указанным категориям предусмотрено бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование. По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан в 2006г. количество получивших бесплатное зубопротезирование составило 22 199 человека на сумму 50 640,7 тысяч рублей, количество получивших бесплатное слухопротезирование – 1444 человека на сумму 1613,2 тысяч рублей.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004г. № 541 «О государственной социальной помощи в Республике Татарстан» гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из числа вышеперечисленных категорий граждан, предоставляется государственная помощь в виде путевок на санаторно-курортное лечение. На оздоровление указанных лиц в 2006 году было выделено 1 223 путевки на сумму 16,0 млн. рублей. В 2007 году на данные цели предусмотрено выделение 17,2 млн. рублей.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан малоимущим гражданам, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрено оказание материальной помощи. В 2006 году за счёт средств республиканского бюджета 22 902 человека получили материальную помощь на общую сумму 33,4 млн. рублей, за счет средств местного бюджета помощь 83 629 человека на общую сумму 92,5 млн. рублей. На оказание материальной помощи в 2007 году из республиканского бюджета предусмотрено выделение 34,9 млн. рублей.

В 2006 году за счет предоставления мер социальной поддержки увеличились доходы защищаемых государством категорий граждан, в т.ч.: доходы участников войны (12913 человек) возросли на 31%, ветеранов труда (297275 человек) – на 21 %, тружеников тыла (15219 человек) – на 19,5%, инвалидов (318475 человек) – на 31%.

Важным элементом улучшения качества жизни граждан пожилого возраста, способствующим ослаблению негативных тенденций в их жизнедеятельности, сохранению стабильности социального самочувствия является система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, представленная 110 учреждениями социального обслуживания.

Доля граждан пожилого возраста среди получателей социальных услуг составляет 18% от общей численности граждан пожилого возраста.

Ежегодно услугами учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов пользуются 700-800 тыс. человек, в том числе:

на постоянном стационарном социальном обслуживании находятся более 4,0 тыс. престарелых и инвалидов;

социальным обслуживанием и специализированным социально-медицинским обслуживанием на дому охвачено 26 тыс. одиноких престарелых и инвалидов;

оздоровительные и реабилитационные услуги ежегодно получают более 36 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов;

срочное социальное обслуживание оказано более 374 тыс. человек;

консультативная и социально-психологическая помощь оказывается более 80 тыс. человек;

услугами социальной столовой и социального магазина пользуются в среднем 50 тыс. малообеспеченных граждан (более 400 тысяч посещений).

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в республике за короткий промежуток времени был совершен переход от традиционных стационарных форм обслуживания к развитию надомного специализированного социально-медицинского обслуживания, служб, предоставляющих социально-реабилитационные услуги на дому.

По состоянию на 01.01.2007г. в республике функционируют 227 отделений социального обслуживания на дому, 73 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому, вместе с тем очередность в них составляет 1,2 тыс. человек.

Охват граждан пожилого возраста и инвалидов Республики Татарстан надомным обслуживанием в 2006 году составил 26,3 тыс., или 228 человек на 10 тыс. пенсионеров.

Большую роль в улучшении качества жизни пожилых людей, способствующего их долголетию, играет внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы: организация служб милосердия при специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому, создание служб «института сиделок», «санаторий на дому», «хоспис на дому», волонтерского движения и других форм работы.

Для того чтобы максимально приблизить социальные услуги к населению, активно внедряется участковый метод обслуживания на дому, организуется мобильная социальная помощь людям, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, практикуются выезды психологов к пожилым людям на дом.

Все это способствует сохранению физического здоровья и психологического состояния пожилых граждан и инвалидов, влияя в конечном итоге на продолжительность их жизни.

Проводимая в учреждениях социального обслуживания социокультурная и психологическая работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами направлена на оказание помощи в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни и формирования активной жизненной позиции.

Система стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов представлена 41 стационарным учреждением. Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов (в том числе психоневрологические интернаты) составляет 94%. На 25.04.2007г. очередность в дома-интернаты для престарелых и инвалидов и психоневрологические интернаты составляла 678 чел.

В настоящее время в деятельность домов-интернатов вводится реабилитационная составляющая, ориентированная на сохранение активной повседневной жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов. Реабилитационные мероприятия, проводимые в домах-интернатах, направлены на реализацию потенциальных способностей проживающих, восстановление коммуникативной и трудовой деятельности. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов заключается в выполнении обслуживающих видах труда и преследует развивающую, коррегирующую и социализирующую цель.

Кроме того, проведена профилизация домов-интернатов для престарелых и инвалидов по контингенту проживающих, гендерным особенностям, возрасту, заболеваниям, а также, исходя из потенциальных возможностей и способностей к адаптации и реабилитации.

С целью осуществления духовного патроната со стороны конфессий республики над гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, подписано Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Татарстан, Духовным Управлением мусульман Республики Татарстан и Казанской Епархией Русской Православной Церкви.
  1   2   3   4

Похожие:

Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconЗакон Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 67-зрт
О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconКодекс Республики Татарстан от 7 мая 2007 г. N 21-зрт
Республике Татарстан, а также гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан,...
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconОб утверждении целевой программы улучшения условий и охраны труда в республике татарстан на 2010 2012 годы с изм., внесенными Постановлениями км рт
...
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconУчебный план моу больше Кайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан на 2011 / 2012 учебный год Нормативно-правовая база
Закон рт «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconМетодическое пособие по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Татарстан в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в министерствах Республики Татарстан.
Начальник управления надзорной деятельности Главного управления мчс россии по Республике Татарстан
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconОбзор социально-экономической ситуации в республике татарстан
Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconКонкурсе эссе на тему «гражданин и выборы. Ответственность за будущее»
Ы. Ответственность за будущее (далее – Конкурс) учреждается и проводится Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан...
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconО работе конституционного суда республики татарстан
Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан...
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconО работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год
Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан...
Закон Республики Татарстан от 12. 2004г. №63-зрт «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» iconО программе развития нефтегазохимического комплекса республики татарстан на 2004 2008 годы
В целях повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и обеспечения на этой основе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница