Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс




Скачать 72.79 Kb.
НазваниеПример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс
Дата21.11.2012
Размер72.79 Kb.
ТипПояснительная записка
Пример

рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс

(раздел «Живой организм »)

70 часов в год, 2 часa в неделю

Пояснительная записка

Предлагаемая модифицированная программа может использоваться для ведения курса биологии в VI классе по авторской программе Н.И. Сонина с учетом примерной программы по биологии для основной школы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программ предполагает преподавание курса биологии в VI классе в объеме 70 часов из федерального компонента. Отбор содержания проведен с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Модификация программы осуществлена с учетом, что учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Цель программы:

  1. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых уровнях организации жизни.

  2. Изучение особенностей жизнедеятельности организмов на основе сравнения основных групп организмов

Задачи программы:

    • Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного и животного организма, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

    • Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности организмов для их сохранения, мер по охране.

    • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/ понимать:

    • Особенности жизни как формы существования материи;

    • Фундаментальные понятия биологии;

    • Различать группы прокариот, грибов, растений, животных по особенностям строения и жизнедеятельности;

    • Роль окружающей среды и ее факторов на живые организмы.

Уметь:

  • Пользоваться знанием особенностей строения и жизнедеятельности организмов для объяснения сходства и различий организмов, вопросов происхождения и исторического развития биологического мира;

  • Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • Владеть языком биологических терминов.

Для повышения образовательного уровня и получения практических навыков предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.


Основное содержание

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (33ч).

Тема 1.1.Основные свойства живых организмов (2ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав , обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение и размножение.[

Тема 1.2. Химический состав клеток(2 час).

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Лабораторная работа №1. «Определение состава семян пшеницы».

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2ч).

Клетка - элементарная единица живого. Прокариоты и эукариоты. Строение и функции ядра, цитоплазмы, основных органоидов клетки. Хромосомы и их значение. Гомологичные хромосомы.

Лабораторная работа №2. « Строение растительных и животных клеток под микроскопом» (кожица чешуи лука, листа элодеи).

Тема 1.4. Деление клетки (2 ч).

Деление клетки - основа роста и размножения клетки. Основные типы деления клеток. Митоз, основные этапы митоза. Мейоз и его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (3ч).

Понятие ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, особенности их строения. Значение.

Типы тканей животных, их строение и функции.

Лабораторная работа №3. « Строение тканей растений и животных».

Тема 1.6. Органы и системы органов (10 ч).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Строение и значение корня. Микроскопическое строение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней.

Строение и значение побегов. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Движение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Плоды. Строение семян однодольного и двудольного растения. Типы семян.

Системы органов. Основные системы органов животного организма : пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Практическая работа №4. «Изучение органов цветкового растения».

Практическая работа №5. «Распознавание органов у животных».

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2ч).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (41 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (8ч).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма: почвенное питание, роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опытов, доказывающих образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Тема 2.2. Дыхание (4 ч).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.
Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4ч).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составляющие (плазма и клетки крови).

Демонстрация опытов, иллюстрирующих пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Практическая работа №6. « Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Тема 2.4. Выделение (4ч).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных.

Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5. Опорные системы (2ч).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Лабораторная работа №7. «Строение костей».

Тема 2.6. Движение (2ч).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы движения живых организмов. Движение одно- и –многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Практическая работа №8. « Перемещение дождевого червя», «Движение инфузории туфельки».

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5ч).

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.

Нервная система. Основные типы нервных систем. Рефлекс. Инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного рефлекса; моделей нервных систем.

Тема 2.8. Размножение (4ч).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.

Половое размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Практическая работа №9. «Размножение комнатных растений. Уход за комнатными растениями».

Тема 2.9. Рост и развитие (4ч).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питания и рост проростков.

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация способов распространения плодов и семян, прямого и непрямого развития насекомых.

Практическая работа №10. «Определение всхожести семян. Прорастание семян. Выращивание рассады, пикировка».

Раздел 3. Организм и среда (4ч).

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2ч).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов; пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. Природные сообщества (2ч).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Практическая работа №11. « Составление цепей питания в различных экосистемах».

Резервное время 2 часа. Можно использовать для проведения контрольно-обобщающих уроков.

Похожие:

Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconПример рабочей программы курса «Общая биология» 11 класс (профильный уровень) Автор: методист гоу яо иро немцева Т. В
Рабочая программа составлена на авторской и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconРабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс
Рабочая программа создана на основе авторской программы В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой 6-11 класс, и примерной...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconРабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс»
...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconЛатюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 7 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология (Природоведение 5 класс. Биология...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconПрограмма по биологии Химический лицей
Общая биология" составлена на основании рабочей программы Т. В. Максимовой "Биология 5 11 класс", составленной в соответствии с временными...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconПрограмма курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс 35 рабочих
Второй вариант — на изучение курса биологии в 6 классе отводится 70 ч/год (2 ч/нед.), из них 1ч/нед из регионального компонента или...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс icon«Утверждаю» Зам директора школы по увр
Планирование составлено на основе авторской программы факультативного курса «Решение задач по общей биологии». И. А. Ковшова. Учебник:...
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 8 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Пример рабочей программы образовательного курса «Биология» 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 10 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница