Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года




НазваниеНациональная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года
страница1/13
Дата конвертации21.11.2012
Размер1.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН







НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ


РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН


НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


ДУШАНБЕ – 2006




Содержание


2. Этапы и основные вызовы экономического развития Таджикистана 12

4. цели, приоритеты и принципы 19

Правительство будет предпринимать меры по внедрению единой методики систематизации целей и приоритетов, программ и планов национального развития, разделению полномочий по определению целей и приоритетов национального развития, разработке и реализации национальных, отраслевых и региональных планов и программ, укреплению потенциала по их мониторингу. Особое внимание будет уделено усилению роли гражданского общества в принятии и исполнении решений. 35

Будут приняты меры по ограничению государственного управления хозяйственной деятельностью и устранению вмешательства государственных органов в эту деятельность, путем реорганизации и перераспределения функций. Одновременно будут направлены усилия на улучшение системы государственного регулирования, контроля и надзора, а также повышение прозрачности и ответственности государственных органов в принятии и исполнении решений. 35

7.1. Образование 64

7.2.1.Текущая ситуация и основные проблемы 71

7.3.2. Основные приоритеты 77

Система социальной защиты населения, унаследованная от советских времен, не претерпела значительных изменений за период с момента получения независимости. В рамках системы все еще предусматривается широкий спектр пособий и льгот, сохраняемых для ряда категорий граждан, однако декларируемые объемы социальных гарантий не учитывают финансовых возможностей государства. В связи с ограниченностью бюджетных средств невозможно поддерживать функционирование существующей системы, которая отличается сложностью, отсутствием прозрачности, адресности и не отвечает современным требованиям. 82

Пенсионная система несовершенна, необоснованна с экономической точки зрения, а ограниченность государственных средств не позволяет ее обеспечивать. Фактический размер пенсионных пособий слишком низкий в связи с низким уровнем заработной платы, и критерии, на основе которых определяются категории граждан, имеющих право на получение пенсий, слишком расплывчаты. Уровень собираемости социальных взносов низкий в связи с недостаточным уровнем правоприменения, ограниченными возможностями в области администрирования и отсутствием учета отчислений частных лиц. Размеры социальной помощи, в частности, в рамках программы денежных компенсаций для детей, низкие, а программа недостаточно ориентирована. Вполне очевидно также, что пособия, предоставляемые ФСЗН и программой ДКВ, недостаточны. 82

Хотя законы предусматривают различные неденежные льготы, на практике бенефициары редко получают их. 83

Необходимо принять неотложные меры по реформе существующей системы, чтобы через систему социальной защиты населения обеспечить защиту наиболее уязвимых слоев населения от дальнейшего снижения доходов и ухудшения уровня жизни. 83



Список сокращений


$

Доллары США

CIDA/Сanada

Канадское агентство по международному развитию




DFID

Министерство международного развития Великобритании




GDF

Глобальный лекарственный фонд




IBTA-II

Второй проект технической помощи для институционального построения




JICA

Японское агентство по международному сотрудничеству

KFW

Германский Банк технического сотрудничества




АБР

Азиатский банк развития




АВП

Ассоциация водопользователей




АКТЕД

Агентство по техническому сотрудничеству и развитию (Франция)




АН

Академия наук Республики Таджикистан




АПГ

Акция против голода

АПК

Агро-промышленный комплекс

Ассоцфермхоз

Ассоциация фермерских хозяйств

АТС

Автоматическая телефонная станция

БППП

Болезни Передающиеся Половым Путем




ВБ

Всемирный Банк




ВВП

Валовой Внутренний Продукт




ВИЧ

Вирус иммунодефицита человека




ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения




ВПП

Всемирная продовольственная программа




ВТО

Всемирная торговая организация




ВУЗ

Высшее учебное заведение

ГБАО

Горно-Бадахшанская автономная область

ГИС

Географические информационные системы

ГКИ РТ

Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Таджикистан




ГКООСиЛХ

Государственный комитет охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан

ГОК

Горно-обогатительный комбинат




Госкомзем

Государственный комитет по землеустройству Республики Таджикистан

Госкомстат

Государственный комитет по статистике Республики Таджикистан

ГОСТ

Государственный стандарт

ГСМ

Горюче-смазочные материалы

ГУАП «Точикистон»

Государственное унитарное авиационное предприятие «Точикистон»

ГФСТМ

Глобальный фонд по ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия




ГЭС

Гидроэлектростанция

ДК

Дружественные кабинеты




ДМС

Добровольное медицинское страхование




ДОУ

Дошкольные образовательные учреждения

ДССБ

Документ по Стратегии сокращения бедности




ДХ

Дехканское хозяйство

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития

ЕврАзЭС

Евразийское экономическое сообщество




ЕС

Европейский союз




ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Закон о «ГГРМЖи РВ»

Закона «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации»


ИАП

Исполнительный аппарат Президента Республики Таджикистан

ИБ

Иммунный блотинг




ИКТ

Информационно-коммуникационная технология

ИФА

Иммуноферментный анализ




КГФК

Комитет государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан




КОБ

Корректировка оценки бедности




Кол-во

Количество




МБ

Предприятия малого бизнеса




МВФ

Международный Валютный Фонд

МГДС

Министерство по государственным сборам и доходам Республики Таджикистан

МЗРТ

Министерство здравоохранения Республики Таджикистан




МИД

Министерство иностранных дел Республики Таджикистан

Минпром

Министерство промышленности Республики Таджикистан

Минтранс

Министерство транспорта Республики Таджикистан

Минфин

Министерство финансов Республики Таджикистан




Минэнерго

Министерство энергетики Республики Таджикистан

Минюст

Министерство юстиции Республики Таджикистан




МиО

Мониторинг и оценка




МКК

Межведомственный координационный Комитет




ММВХ

Министерство мелиорации и водного хозяйства Республики Таджикистан

МОТ

Международная организация Труда

МСБ

Предприятия малого и среднего бизнеса

МСУ

Местное самоуправление




МСХ

Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан

МТСЗН

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан




МФК

Международная финансовая корпорация




МЧС

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Таджикистан

МЭС

Многосторонние экологические соглашения

МЭТ

Министерство экономики и торговли Республики Таджикистан

НИИ АГ и П

Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и педиатрии




НИР

Научно-исследовательская разработка




НПО

Неправительственные организации




НСР

Национальная стратегия развития

НЦРЗ

Национальный Центр репродуктивного здоровья




ОДВ

Образование Для Всех




ОИК

Общественно-информационная кампания.




ОМС

Обязательное медицинское страхование




ООН

Организация Объединенных Наций




ОРВ

Озон разрушающие вещества




ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития




ОЦРТ

Отчет по Целям Развития Тысячелетия




ПГИ

Программа государственных инвестиций




ПГОУ

Пыле-газоочистные установки




ПД

Пункты доверия




ПИН

Потребители инъекционных наркотиков




ПИИ

Прямые иностранные инвестиции




ПМСП

Первичная медико-санитарная помощь




ППС

Паритет покупательной способности




ПРВЖ

Показатель расширения возможностей женщин

ПРГ

Президентская рабочая группа по разработке Документа «Стратегия реформирования системы государственного управления»




ПРООН

Программа развития Организации Объединенных Наций




ПРТ

Правительство Республики Таджикистана




ПСК

Психосоциальное консультирование




ПТ

Проект Тысячелетия




ПТУ

Профтехучилище




ПЦКВ

Программа централизованных капитальных вложений




РРП

Районы республиканского подчинения




РТ

Республика Таджикистан




СБП

Среднесрочная бюджетная программа




СГООН

Страновая группа Организации Объединенных Наций




СМИ

Средства массовой информации




СНГ

Содружество Независимых Государств




Соц. мобилизация

Социальная мобилизация




СПИД

Синдром приобретенного иммунодефицита




СПО

Среднее профессиональное образование




ССБ

Стратегия сокращения бедности

СЦБ

Система сигнализации, централизации и блокировки

ТадАЗ

Таджикский алюминиевый завод

ТАСХН

Таджикская академия сельскохозяйственных наук

ТБО

Твёрдые бытовые отходы

ТОУЖ

Обследование уровня жизни населения в Таджикистане

ТЭО

Технико – экономические обоснования

ТЭЦ

Теплоэлектроцентраль

УИ

Урбан Институт

ФАХ

Фонд Ага Хана

ФЗОЖ

Формирования здорового образа жизни

ФСЗН

Фонд социальной защиты населения

ЦКВП

Центр по координации внешней помощи Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан

ЦРТ

Цели развития тысячелетия

ШАРС

Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству

ЮНЕСКО

Организация ООН по образованию, науке и культуре

ЮНИСЕФ

Детский фонд ООН

ЮСАИД

Агентство США по международному развитию



1. Введение

Данный документ представляет собой общее видение Республики Таджикистан в отношении долгосрочного развития страны и намечаемых направлений действий по реализации экономических реформ, обеспечивающих достижение в Таджикистане устойчивого высокого экономического роста и сокращение на этой основе уровня бедности населения с целью достижения Целей Развития Тысячелетия.

В документе отражены основные намечаемые реформы и действия, необходимые для формирования в Таджикистане демократического, сильного и процветающего государства, в котором все члены общества будут равно пользоваться достижениями политического, социального и экономического развития. Это предполагает использование комплексного подхода к обновлению и развитию политических институтов, социальных благ и экономического потенциала. Управление государством будет реформировано для обеспечения его эффективности на основе главенства демократических принципов и закона. Государственная политика будет ориентирована на качественное улучшение уровня жизни населения, снижение бедности, обеспечение социальной защиты уязвимых слоев населения, здорового развития и образования подрастающего поколения.

Дублирование и слабая согласованность ранее принятых стратегических программ – Документа стратегии сокращения бедности на 2002-2006 годы (ДССБ), Программы экономического развития до 2015 года, Среднесрочной бюджетной программы, программы государственных инвестиций, других отраслевых и региональных программ, не всегда интегрированных друг с другом и с государственным бюджетом, отсутствие в них четко выраженных национальных приоритетов привело к распылению и низкоэффективному использованию внутренних возможностей, внешней помощи, управленческого потенциала и других без того ограниченных ресурсов страны.

В 2000 году Таджикистан наряду с 191 странами подписал Декларацию Тысячелетия ООН и предпринял ряд мер, которые продемонстрировали серьезность его обязательств по достижению Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ). Указанные цели были приняты в качестве главных целей ДССБ (2002-2006), который стал основным стратегическим документом Таджикистана.

Для разработки последующих реформ в 2003 году Правительство Таджикистана и Страновая Группа ООН подготовили совместный отчет "Продвижение к Целям Развития Тысячелетия", где рассматриваются возможности для достижения каждой из задач ЦРТ. К маю 2005 года с участием международных организаций, стран доноров и гражданского общества была подготовлена оценка потребностей для достижения ЦРТ, которая позволила Правительству сформулировать специфические институциональные реформы и потребность в финансовых средствах в каждом социальном секторе.

В 2005 году в целях повышения уровня жизни населения Президент страны инициировал разработку долгосрочной Национальной стратегии развития на период до 2015 год (НСР) и среднесрочной Стратегии сокращения бедности на 2007-2009 годы (ССБ).

Для этого в августе 2005 года Правительством были созданы секторальные рабочие группы по следующим проблемам: (1) реформа государственного управления; (2) макроэкономическое развитие; (3) улучшение инвестиционного климата, развитие частного сектора и предпринимательства; (4) региональное сотрудничество и интеграция в мировую экономику; (5) продовольственная безопасность и развитие АПК; (6) развитие инфраструктуры, коммуникаций, энергетики и промышленности; (7) развитие системы здравоохранения; (8) развитие системы образования и науки; (9) расширение доступа к водоснабжению, санитарии и ЖКХ; (10) совершенствование социальной защиты населения; (11) обеспечение гендерного равенства; (12) обеспечение экологической устойчивости.

Секторальные рабочие группы, возглавляемые руководителями исполнительных органов, выполнили анализ и оценили имеющийся потенциал Таджикистана для дальнейшего роста и улучшения жизни населения. Общая координация всех групп осуществлялась Координационным советом под руководством Премьер-министра страны. ПРООН обеспечивала общую консультативную и техническую помощь.

Концепция и Общий обзор НСР с привлечением широкого круга государственных и частных экспертов, гражданского общества и международных организаций – доноров Таджикистана были дважды обсуждены в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре и декабре 2005 года. В ноябре 2005 года рабочими группами была проведена первая презентация секторальных разделов НСР, а в ноябре 2005 – феврале 2006 года проведены широкие обсуждения (семинары) с участием министерств (ведомств) и международных организаций – доноров.

В целях систематизации приоритетов на национальном уровне при Государственном советнике Президента Республики Таджикистан по экономической политике в феврале 2006 года была создана рабочая редакционная группа.

В результате секторальные разделы НСР в зависимости от их роли и места в достижении национальных целей условно разделены на три блока:

(а) Функциональный блок, обеспечивающий институциональные и функциональные условия для экономического роста и снижения бедности, в составе секторов: реформа государственного управления; макроэкономическое развитие; улучшение инвестиционного климата, развитие частного сектора и предпринимательства; региональное сотрудничество и интеграция в мировую экономику;

(б) Производственный блок, обеспечивающий материальные условия экономического роста, в составе секторов: продовольственная безопасность и развитие АПК; развитие инфраструктуры, коммуникаций, энергетики и промышленности;

(в) Социальный блок, обеспечивающий расширение доступа к базовым социальным услугам в составе секторов: развитие системы здравоохранения; развитие системы образования и науки; расширение доступа к водоснабжению, санитарии и ЖКХ; совершенствование социальной защиты населения; обеспечение гендерного равенства; обеспечение экологической устойчивости.

Дополнительные обсуждения рабочего варианта НСР до подготовки окончательного документа были проведены в мае 2006 года в рамках общественных слушаний и региональных встреч с участием местных органов власти и СМИ.

НСР представляет собой принципиально новую стратегию развития, учитывающую опыт разработки и реализации предыдущих документов, сложившиеся реалии и перспективы развития страны.

Документ содержит анализ текущего состояния и проблем, препятствующих достижению национальных целей развития, подготовленный секторальными рабочими группами, с учетом комментариев международных организаций и местных НПО. В дополнению к этому НСР определяет национальные цели, принципы, приоритеты, подходы к финансированию и основные направления действий до 2015 года.

Поэтому НСР является главным долгосрочным стратегическим документом Таджикистана, на котором будут базироваться и на реализацию которого будут переориентированы все действующие и разрабатываемые государственные, отраслевые и региональные концепции, планы, стратегии и программы, а также деятельность всех органов государственного управления.

Установленные в НСР основные направления действий будут конкретизированы и реализованы в формате логически исходящих из нее среднесрочных ССБ, разрабатываемых Правительством на каждый трехлетний период, а также других секторальных и региональных программ и планов. В отличие от НСР каждая очередная ССБ будет включать также анализ предыдущих действий Правительства по сокращению бедности в Таджикистане, содержать конкретные действия и оценку затрат, связанную со среднесрочной бюджетной программой, правила проведения мониторинга и оценки. Среднесрочная ССБ будет более адресной, как в плане ответственности Правительства за выполнение предусмотренных мероприятий, так и в плане оказываемой стране помощи со стороны международного сообщества.

НСР представляет собой базу для разработки всех национальных, отраслевых, региональных стратегий, программ и планов (включая ССБ), и является ориентиром и инструментом для диалога со всеми заинтересованными сторонами, включая бизнес и неправительственные организации.

Для этого со стороны Правительства будут приложены все усилия, чтобы основные параметры НСР были учтены при разработке программ технической и финансовой помощи стране.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconОб утверждении стратегии технологического развития республики беларусь на период до 2015 года
Утвердить прилагаемую стратегию технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года (далее стратегия)

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconСтратегия развития легкой промышленности республики татарстан на период до 2015 года
Стратегия развития легкой промышленности Республики Татарстан на период до 2015 года (далее – Стратегия)

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconНациональная стратегия развития статистики Республики Беларусь
Национальная система официальной статистики Республики Беларусь – нсс в переходный период – есис в процессе создания

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconПаспорт программы наименование Программы Программа энергосбережения на период до 2015 года. Основания для разработки
«Стратегия индустриально-инновационного развития рк на 2003-2015 годы», утвержденная в новой редакции Указом Президента Республики...

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconПостановление правительства республики таджикистан
...

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconПрограмма развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «гимназия»
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconУтверждена
Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением...

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года icon31 января 2012 г. N 105 о внесении изменений в программу освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы республики беларусь на 2011 2015 годы и на период до 2020 года
О внесении изменений в программу освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы республики беларусь...

Национальная стратегия развития республики таджикистан на период до 2015 года iconI. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010 2020 годах
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница