«Краткий словарь экологических терминов»




Скачать 127.6 Kb.
Название«Краткий словарь экологических терминов»
Дата21.11.2012
Размер127.6 Kb.
ТипКраткий словарь
Управление образования Козловского района ЧР

Муниципальное образовательное учреждение

«Козловская средняя общеобразовательная школа №3»

Козловского района

Чувашской Республики


Учебно-наглядное пособие

«Краткий словарь экологических терминов»


(Представляется для участия в районном конкурсе «Ярмарка методической продукции по вопросам воспитания»)


Автор: Гладкова Лариса Альбертовна

Учитель биологии,

II квалификационной категории

МОУ «Козловская СОШ №3»


Г. Козловка, 2009 год


Содержание



  1. Введение…………………………………………………..3

  2. Основная часть…………………………………………..4-28

  3. Заключение ……………………………………………...29

  4. Библиографический список…………………………....30

  5. Приложение (Книга)……………………………………31-32



Введение


Природа – это единственная книга,

каждая страница, которой

полна глубокого содержания

И.В.Гете

Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.

Сейчас реализация экологического образования в школах осуществляется по многопредметному модулю. Поэтому как отдельный предмет экология не изучается, а на усмотрение учителя может быть введен элективный курс, рассматривающий основные моменты экологии.

Многие экологические понятия встречаются как в курсе биологии, природоведения, географии так и в других предметах. Опыт показывает, что школьники без особых усилий могут усвоить комплекс экологических понятий, если информация преподносится в доступной, увлекательной и наглядной форме. Просто прочитав определение, не подтвердив его аргументами (наглядно), ребенок не придаст ему никакого значения и не запомнит.

Исходя из этого передо мной стояла цель: создать брошюру, содержащую основные экологические термины, сопровождающиеся иллюстрациями.

Задачи:

  1. Провести анализ школьных учебников эколого-биологического направления

  2. Выбрать основные термины, которые будут включены в словарь

  3. Создать печатный вариант учебно-наглядного пособия «Краткий словарь экологических терминов» с использованием цветных фотографий, содержание которого можно будет использовать на любом уроке, где будут упомянуты включенные в брошюру понятия

  4. Предложить способы использования созданного печатного учебно-наглядного пособия


Основными методами исследования стали: анализ литературы с последующим обобщением, сбор иллюстрированного материала, апробация словаря на практике.

Настоящее пособие может быть использовано для работы с детьми среднего и старшего возраста


Основная часть

Многие экологические понятия встречаются как в курсе биологии, природоведения, географии, так и в других предметах. Кроме того, их изучают на кружках эколого-биологического направления.

Создание данной продукции дает возможность учителю, педагогу дополнительного образования проверить, объяснить или помочь закрепить полученные ранее знания. Так как основные понятия собраны в одну брошюру, это не вызывает неудобств, которые могут возникнуть на уроке, занятии кружка, если вдруг придется что-то наглядно продемонстрировать.

Просто прочитав определение, не подтвердив его аргументами (наглядно), ребенок не придаст ему никакого значения и не запомнит.

При использовании данного пособия школьники без особых усилий смогут усвоить комплекс экологических понятий, так как информация преподносится в доступной, увлекательной и наглядной форме.

В ходе создания данного пособия была использована литература разного характера: экологические практикумы, словари, брошюры, учебники 5-10 классов эколого-биологического направления. Среди методической литературы довольно часто встречаются эколого-биологические словари, но они, как правило, имеют только текстовое содержание. Ценность созданной мной продукции заключается в том, что каждое определение сопровождается фотографией или картинкой, которые впоследствии на ассоциативном уровне будут вызывать у учащихся правильные суждения и ответы на поставленные вопросы.

В продукции использованы основные экологические термины из пособия для учителей З.Н. Плечевой «Экологический практикум». Для каждого понятия была подобрана фотография (несколько фотографий) ( см. приложение).

Печатная продукция позволяет без труда вспомнить, воспроизвести в памяти текстовую часть определения, либо подкрепить содержание определения изображением, сопровождающим данный термин.

Данное пособие включает в себя 44 термина, каждый из которых может встречаться в курсе от природоведения до общей биологии по несколько раз.

Продукция используется мной на уроках и занятиях кружкового объединения «Юный эколог», а также может быть рекомендована школьникам для самостоятельного изучения, подготовке к олимпиадам.


Краткий

словарь

экологических терминов


Учебно-наглядное пособие





Автор: Гладкова Лариса Альбертовна

Учитель биологии

МОУ «Козловская СОШ №3»


Абиотический фактор – условие или совокупность условий неорганического мира, фактор неживой природы





Автотрофы – организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии солнца (фотосинтез) или энергии химических реакций (хемосинтез)






Адаптация – приспособление к условиям существования, выработавшееся у организмов в процессе эволюции. Генетически управляемое свойство, улучшающее и повышающее возможности организма к выживанию и воспроизводству в данной среде.




Антропогенный фактор – фактор, возникающий в ходе деятельности человека.







Биогеоценоз – однородный участок земной или водной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и неживых компонентов и динамическим взаимодействием между ними в процессе обмена веществ и энергии.



Биоиндикаторы – организмы, наличие, количество или особенности развития которых являются показателями природных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания.




Биотические факторы – условия среды, связанные с влиянием живых организмов на другие живые и неживые компоненты.



Вид – группа особей с общими морфо-физиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространенная в пределах определенного ареала и сходно изменяющаяся под влиянием среды.




Гетеротрофы - организмы, использующие для питания органические вещества.




Гигрофиты – растения, произрастающие в сильно увлажненных условиях.




Гидрофиты – водные растения, обитающие в водной среде




Грунт – обобщенное наименование любой горной породы.




Жизненная форма – 1. Группа растений со сходными приспособительными структурами, не обязательно связанных родством. 2. Группа особей, имеющих сходные морфологические приспособления для обитания в одинаковой среде.






Загрязнение – привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов.




Конкуренция – соперничество, любые антагонистические отношения, определяемые стремлением достигнуть какой-либо цели по сравнению с другими членами общества




Консументы – организмы, потребляющие органическое вещество, созданное продуцентами или переработанное консументами низших уровней экологической пирамиды.






Красная книга – книга, содержащая сведения о редких или находящихся под угрозой исчезновения видах или подвидах растений и животных.



Ксерофиты – растения засушливых местообитаний.






Мезофауна – обитатели почвы, имеющие очень мелкие размеры (до 2-3 мм)




Мезофиты – экологическая группа растений, произрастающих в условиях средней увлажненности.







Местообитание – совокупность условий окружающей среды на определенной территории, где организм, популяция или сообщество живут и развиваются в естественных условиях.



Микрофауна – мелкие почвенные животные размером несколько мкм: простейшие, круглые черви и т.д.




Мутуализм – тип взаимовыгодных отношений; взаимовыгодное сосуществование организмов, относящихся к разным видам.






Нахлебничество – одностороннее использование одним видом другого без причинения ему вреда.




Нейтрализм – тип взаимоотношений, при котором совместно обитающие популяции разных видов не влияют друг на друга.




Некроз растения – отмирание ткани под воздействием химических или термических факторов.




Окружающая среда – комплекс всех оттенков и факторов, внешних по отношению к данной особи или популяции.




Паразитизм – форма межвидовых отношений, сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, другой – хозяином.




Популяция – совокупность особей одного вида, имеющий общий генофонд и занимающая определенную территорию с относительно однородными условиями обитания.




Почва – верхний слой Земли, обладающий плодородием, формирующийся из смеси материалов, подвергающихся воздействию воды, воздуха и живых организмов и разлагающихся органических веществ



Природа – весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной в многообразии его форм;

Совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество, с которой оно связано в хозяйственной деятельности.






Продуценты - организмы – автотрофы, производящие органическое вещество из неорганических составляющих




Растительность – совокупность растительных сообществ планеты и ее отдельных частей




Редуценты – организмы, чаще бактерии и грибы, в ходе жизнедеятельности, превращающие органические остатки в неорганические вещества.



Синантропы - растительные и животные организмы, живущие рядом с человеком.





Сеть пищевая – схема всех пищевых взаимосвязей между видами сообщества, состоит из нескольких пищевых цепей.




Сообщество – совокупность растений и животных, обитающих в конкретной среде, и связанных друг с другом пищевыми цепями и другими постоянными формами взаимодействия.




Среда обитания – совокупность абиотических и биотических условий жизни организм.




Субстрат – основа, к которой прикреплены животные или растения, а также питательная среда для микроорганизмов.




Суккуленты - растения с сочными , мясистыми стеблями или листьями, в паренхиме которых накапливается много воды, благодаря чему они выдерживают засуху.




Фитоценоз – сообщество растений, входящих в биогеоценоз




Цепь пищевая – последовательность групп организмов, каждая из которых (пищевое звено) служит пищей для последующей.




Экология – наука, область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.




Экосистема – единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые организмы и косные экологические компоненты соединены между собой причинно – следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии.




Заключение


  • Создана печатная версия учебно-наглядного пособия «Краткий экологический словарь», содержащая иллюстративный материал (приложение)

  • Пособие можно использовать на любых уроках, где используются межпредметные связи.

  • Данное пособие доступно любому заинтересованному человеку

  • Продукция удобна для использования

  • Применение данного пособия на практике показало, что учащиеся лучше усваивают определения терминов. Если у учащихся возникают трудности с воспроизведением полного определения термина, в своих подсказках я делаю ссылку на иллюстрации, которые сопровождали новое понятие. Это позволяет учащимся давать полные и правильные ответы на ассоциативном уровне.



Библиография


  1. Воронков Н.А. Основы общей экологии: пособие для учителей.- М.: Агар, 1999

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007.

  3. Захаров В.Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. Г. Общая биология. 10-11 класс.- М.: Дрофа, 2003

  4. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Б. Захаров, Н.И. Сонин.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004

  5. Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы.-М.: Дрофа, 2004

  6. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 класс.- М.: Дрофа, 2003

  7. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 кл.– М.: Дрофа,2000

  8. Реймерс Н.Ф. Экология. –М.: 1994

  9. Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002

  10. Экологический практикум. Пособие для учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования. /Под общ. Ред. З.Н. Плечовой – Чебоксары: «КЛИО», 1998

Похожие:

«Краткий словарь экологических терминов» iconКраткий словарь основных терминов и понятий по теории механизмов и машин
Краткий словарь основных терминов и понятий по теории механизмов и машин / Новосиб гос аграр ун-т, сост. Ю. И. Евдокимов. – Новосибирск,...
«Краткий словарь экологических терминов» iconКраткий словарь терминов и разъяснений по правоведению Нижний Новгород Издательство фгоу впо «вгавт»
Государство и право : краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению / С. Н. Кожевников. – Н. Новгород : Изд-во фгоу впо...
«Краткий словарь экологических терминов» iconКраткий словарь издательских терминов 62
Министерство образования российской федерации новосибирский государственный университет
«Краткий словарь экологических терминов» iconИванка Атанасова словарь терминов изобразительного искусства велико-Тырново 2006
В настоящее время "Краткий словарь тер­ми­нов изобразительного искусства" [М., 1965] устарел и не удо­влет­во­ряет потребностей ши­рокого...
«Краткий словарь экологических терминов» iconКарманный формат для биологов в издательстве «Дрофа» вышел в свет очередной словарь терминов по биологическим наукам – «Биохимия и молекулярная биология»
Коничев А. С. Биохимия и молекулярная биология: словарь терминов / А. С. Коничев, Г. А. Севастьянова. – М.: Дрофа, 2008. – 359, [9...
«Краткий словарь экологических терминов» iconПеречень электронных учебников
Н. М. Сокольникова. Часть Краткий словарь художественных терминов. Издательство «Титул» 1998 г
«Краткий словарь экологических терминов» iconКраткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности *
Данный словарь подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (ргнф, проект n 08-06-12103 в «Подготовка и создание...
«Краткий словарь экологических терминов» iconКраткий словарь компьютерных терминов
Админ специалист, отвечающий за проектирование, установку, конфигурирование, контроль, управление и обслуживание сетей, компьютерных...
«Краткий словарь экологических терминов» iconОрловский юридический институт
Краткий словарь терминов по международному праву представляет собой справочное учебное пособие, в котором представлены основные терминологические...
«Краткий словарь экологических терминов» iconПедагогическ и й словарь терминов и определений в области информати зации образования
Нургалиева Г. К., Есжанов А. Е. Педагогический словарь терминов и определений в области информатизации образования. – Нци, Алматы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница