1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г




Скачать 345.62 Kb.
Название1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г
страница1/2
Дата21.11.2012
Размер345.62 Kb.
ТипДокументы
  1   2
ФИЗИКА

1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г.


Экзаменационная работа по физике для ЕГЭ-2010 содержала 36 заданий: 25 заданий с выбором ответа (часть 1), 5 заданий с кратким ответом (часть 2), 6 заданий с развернутым ответом (часть 3). Общее время выполнения работы составляло 210 минут.

Содержание экзаменационной работы по физике в 2010 г. определялось следующими нормативными документами:

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 17 - ФЗ)

«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ № 1089 МО РФ от 05.03.2004 г.).

«Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике», «Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике» (профильный уровень).

На основе указанных выше нормативных документов Федеральной предметной комиссией по физике были подготовлены:

Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.

Спецификация экзаменационной работы по физике для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.

Экзаменационная работа по физике учитывала необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и проверку овладения учащимися основными умениями:

понимать физический смысл моделей, понятий, величин, законов;

объяснять физические явления (процессы), различать влияние различных факторов на протекание явлений (процессов), проявление явлений в природе или их использование в технических устройствах и в повседневной жизни;

применять законы физики для анализа процессов (явлений) на качественном уровне;

применять законы физики для анализа процессов (явлений) на расчетном уровне;

анализировать результаты экспериментальных исследований;

решать задачи различного уровня сложности.

Как и в прошлые годы, в экзаменационной работе были представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня контролировали, в основном, знание основных физических явлений, величин или законов на репродуктивном уровне или применения знаний в знакомых ситуациях, овладение умением проводить несложные преобразования с физическими величинами. Повышенному уровню сложности соответствовали задания, которые проверяли умение применять физические законы или определения, относящиеся к одной и той же теме, умений решать типовые расчетные задачи на применение одной-двух формул. Задания высокого уровня сложности проверяли умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации при решении расчетных задач, в том числе и задачах, сочетающих материал из разных разделов курса физики (комплексные задачи).

В части 1 (задания А1 – А25) к каждому заданию приводилось четыре варианта ответа, из которых правильным был только один. Распределение заданий в первой части работы было следующим: А1-А7 ¾ механика; А8-А12 ¾ молекулярная физика, термодинамика; А13-А19 ¾ электродинамика; А20-А23 ¾ СТО, квантовая и атомная физика; А24, А25 ¾ проверка сформированности методологических умений. В заданиях части 1 значительное место уделено диагностике уровня сформированности частных умений: умения работать с графиками, рисунками, таблицами и фотографиями, а также умения анализировать функциональные зависимости между физическими величинами. Распределение таких заданий в КИМах 2010 г. по всем разделам курса физики представлено в таблице 1 (дается сравнение с распределением таких заданий в 2009 г.) .

Таблица 1



Умения

Количество заданий

(в среднем на вариант)




2009 г.

2010 г.

1. Анализ графиков

4

3

2. Анализ функциональных зависимостей между физическими величинами

3

5

3. Работа с рисунками

5

11

4. Практико-ориентированные задания

1

1

5. Таблицы

1

2


Как видно из анализа таблицы 1, существенно увеличилось число заданий, проверяющих умение работать с рисунками.

Часть 2 включала 1 задание на установление характера изменения физических величин (В1), 1 задание на установление соответствия (базового уровня) (В2) и 3 расчетные задачи (повышенного уровня) (В3 – В5), после решения которых требовалось дать краткий ответ в виде числа.

Часть 3 - это задачи, к которым необходимо было привести полное развернутое решение. Задание С1 – качественный вопрос, задания С2 – С6 – расчетные задачи. Распределение расчетных задач было следующим: С2 ¾ механика; С3 ¾ молекулярная физика, термодинамика; С4 и С5 ¾ электродинамика; С6 ¾ квантовая и атомная физика.

Цель введения качественного задания (С1): проверка умений анализировать физические явления (процессы), строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснения явлений из окружающей жизни. В 2010 г. были предложены качественные задачи, требующие объяснения опыта, иллюстрирующего протекание тех или иных физических явлений (процессов), понимая физических законов и закономерностей. Решение качественного задания должно было включать следующие элементы:

верное указание на наблюдаемое физическое явление (процесс) и правильное использование его в объяснении (если это необходимо) физических величин и законов, характеризующих протекание явления (процесса);

логическую цепочку рассуждений, приводящую к правильному ответу.

В КИМах 2010 г. были включены задания по всем основным разделам курса физики:

«Механика» (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).

«Молекулярная физика. Термодинамика» (кинетическая теория газов, газовые законы, первый закон термодинамики, формулы расчета внутренней энергии идеального газа и работы газа).

«Электродинамика» и «Основы специальной теории относительности», (электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы СТО).

«Квантовая физика» (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра).

Общее количество заданий в варианте по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. Уровень сложности заданий также равномерно распределялся по всем разделам в соответствии с их содержательным объемом.

В экзаменационной работе проверялся уровень овладения выпускниками средней (полной) школы основными умениями, отраженными в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по физике (на профильном уровне).

В экзаменационных вариантах по физике использовались различные способы представления информации: графики, таблицы, схемы, схематичные рисунки, фотографии реальных экспериментов.

Все задания первой (А1 - А25) и второй (В3- В5) частей экзаменационной работы оценивались в 1 балл. Задания В1 и В2 оценивались в 2 балла, задания С1 - С6 – в 3 балла.

Как и в прошлые годы, решения задач третьей части (С1 - С6) оценивались двумя экспертами в соответствии с обобщенными критериями оценивания, с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за все задания с развернутым ответом составлял 3 балла. Задача считалась решенной, если учащийся набрал за нее не менее 2-х баллов. В третьей части экзаменационной работы содержались задачи высокого уровня сложности по всем разделам школьного курса физики. По принятым критериям оценивания заданий с развернутым ответом полное правильное решение задачи должно было содержать следующие элементы:

  1. правильно записаны формулы, выражающие физические законы (закономерности), применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

  2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускалось решение с промежуточными вычислениями.

Проверка выполнения заданий с развернутым ответом проводилась экспертами региональной предметной комиссией по обобщенным критериям оценки, разработанной Федеральной предметной комиссией по физике. В системе оценивания были учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание. Для каждого задания, в качестве справки и для контроля правильности требуемого ответа, приводился авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМов способ (метод) решения не являлся определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Поэтому перед проверкой работы учащегося эксперт обязан был решить каждое задание варианта и предусмотреть возможные другие способы решения.

В некоторых случаях в обобщенную систему оценивания включались дополнительные требования. Так в КИМах встречался ряд задач, при решении которых обязательно наличие рисунка. В этом случае отсутствие рисунка в работе учащегося приводит к снижению оценки на один балл. Оценивание задач, в условиях которых приводились фотографии реальных экспериментов, учитывало необходимость правильной записи показаний приборов. Если показания приборов в работе экзаменующегося были записаны не правильно, и отклонение в записи превышало цену деления прибора, то эксперт имел право снизить оценку на один балл.


2. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике выпускниками образовательных учреждений


В 2010 г. общее число участников ЕГЭ по физике в Московской области составило 7251.

Каждую экзаменационную работу части 3 проверяли два независимых эксперта. В 2010 г. в проверке работ приняло участие 204 эксперта (учителя общеобразовательных учреждений, преподаватели СПО и вузов). Процент экзаменационных работ, потребовавших проверки работы третьим экспертом в 2010 году на 2,3 % ниже, чем в 2009 году.

В 2010 г. в Московской области выполнялись 39 вариантов экзаменационной работы, включающих все разделы курса физики. В таблице 5 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с выбором ответа по основным темам (разделам) в зависимости от их уровня предъявления. Уровни сложности заданий определяются следующим образом: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60% – 90%) П – повышенный (30% – 60%). Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.


Таблица 2

Результаты выполнения заданий с выбором ответа

(задания части 1: А1 – А25)

Задание

Проверяемый элемент знаний

Уровень усвоения

Средний процент выполнения

2009 г

2010 г.

А1

Кинематика

Б

70,0

62,1

А2

Кинематика

Б

67,6

74,4




Динамика

Б

73,2

53,0

А3

Динамика

Б

75,0

49,4

А4

Закон сохранения импульса

Б

85,0

61,0

А5

Динамика

Б

65,0

56,6




Закон сохранения механической энергии

Б

78,0

58,0

А6

Механические колебания

Б

64,0

74,9




Механические волны

Б

83,0

66,0

А7

Динамика

П

47,0

73,0




Закон сохранения механической энергии

П

31,0

35,0




Закон сохранения импульса

П

48,6



А8

Строение вещества

Б

56,0






Кинетическая теория газов

Б

62,3

62,2

А9

Термодинамика

Б

82,1

71,9




Газовые законы

Б

39,8

59,0

А10

Термодинамика

Б

49,0






Влажность воздуха

Б



37,0

А11

Термодинамика

Б

76,0

57,4

А12

Газовые законы

П

52,0






Термодинамика

П



45,2

А13

Электростатика

Б

58,5

65,9

А14

Постоянный электрический ток

Б

73,0

57,5

А15

Магнитное поле

Б

63,5

64,7

А16

Электромагнитные колебания

Б

52,3

46,3

А17

Геометрическая оптика

Б

48,0

66,8

А18

СТО

Б

38,0

68,0




Волновая оптика

Б



63,0

А19

Закон Ома для полной цепи

П

70,0

38,0




Электромагнитные колебания

П

53,3

45,3

А20

Энергия фотона

Б

56,8

66,8




Состав атомного ядра

Б

49,5

64,0

А21

Состав атомного ядра

Б

62,1

48,0




Альфа-, бета-, гамма излучения

Б

91,0






Закон радиоактивного распада

Б



54,7

А22

Ядерные реакции

Б

91,0

56,0




Альфа-, бета-, гамма излучения

Б



71,6

А23

Электромагнитные волны

Б

56,8






Фотоэффект

Б

69,0

23,2




Закон радиоактивного распада

Б

30,0



А24

Методологические умения

Б

51,5

72,5

А25

Методологические умения

Б

29,0

31,6


На базовом уровне выпускниками усвоен основной понятийный аппарат кинематики, динамики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, физики атома и атомного ядра. Пробелы в усвоении на базовом уровне отдельных контролируемых элементов обнаружены по вопросам: влажность воздуха (37 %), электромагнитные колебания (46,3%), состав атомного ядра (48 %). Вызвали затруднения задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо было рассчитать величины, используя закон сохранения импульса (35 %), закон Ома для полной цепи (38 %), уравнение Эйнштейна для фотоэффекта (23,2%) Низкий процент выполнения задания А25 (29 %) объясняется не только его новизной, но проблемами в методике преподавания физики: вопросам методологии и выполнению экспериментальной части учебных программ уделяется мало внимания.

Анализ сформированности графических умений по всем разделам курса физики (по части 1) приведен в таблице 3. Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 3

Уровень сформированности графических умений

Умения

Средний процент выполнения

2009 г.

2010 г.

Нахождение физической величины

50

49

Двухпараметрическая зависимость (при одном неизменном параметре)

40

30

Соответствие между графиком и процессом

55

60

Нахождение физической величины из одного графика и графическая интерпретация в дистракторах

65

70


Таблица 6 показывает, что на базовом уровне усваивается нахождение физической величины из одного графика и графическая интерпретация в дистракторах. Нижняя граница диапазона (30 %) определяется уровнем двух параметрических функций: графическая интерпретация изопроцессов как следствие уравнения состояния – связь между двумя параметрами при неизменном третьем. Скорее всего, это снижение объясняется тем, что в большинстве школ соответствующие демонстрационные исследования не проводятся, а при фронтальных работах не используют приборы для прямого измерения давления.

Анализ функциональных зависимостей – один из важнейших естественнонаучных методов. Без умений работать с функциями невозможно усвоение физики. В таблице 4 приведен уровень сформированности умений анализировать функциональные зависимости между величинами. Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 4

Уровень сформированности умений

анализировать функциональные зависимости

Анализ функциональных зависимостей

Средний процент выполнения




2009 г.

2010 г.

Связь между физическими величинами

50

54

Двухпараметрическая зависимость (при одном неизменном параметре)

40

40

Закономерность

71

55

Фундаментальные законы

58

49


Умения работать с таблицами сформированы на уровне чуть выше 50%.

Представление информации в виде рисунков широко используется в физической науке и во всех предметах естественнонаучного цикла. Поэтому проверка умений «работать» с рисунками может служить важнейшей из диагностической функцией.

В отличие от ранее проанализированных умений, уровень освоения которых характеризуются определенной однородностью, умений «работать» с рисунками характеризуются большим разнообразием (см. табл. 5). Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 5

Уровень сформированности умений

работать с рисунками

Работа с рисунками

Средний процент выполнения




2009 г.

2010 г.

Мнемонические операции с рисунками

58



«Измерения» по рисункам

32

49

Рисунок – источник информации

45

30

Нахождение величины, параметра

42

50

Нахождение правильного элемента в рисунке

38

60

Рисунок, выражающий сущность закона

46

50


В части 2 содержались три расчетные задачи с кратким ответом по механике, МКТ и термодинамике, электродинамике (В3 – В5), а также 1 задание на установление характера изменения физических величин (В1), 1 задание на установление соответствия (базового уровня) (В2). В задании В1 необходимо было определить: увеличилась, уменьшилась или не изменилась величина (на примере какого-либо раздела физики). В задании В2 требовалось ответить на вопрос о «поведении» при заданных условиях нескольких величин, относящихся к одному и тому же объекту или явлению, установить связь явления и принципа действия прибора, формулами и величинами, входящими в них.

В таблице 6 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с кратким ответом по основным темам (разделам) курса физики.

Таблица 6

Результаты выполнения заданий с кратким ответом

(задания части 2: В1 – В5)

Задание

Проверяемый элемент знаний

% учащихся, получивших данное число баллов

0

1

2

В1

Определить характер изменения величин

34,8

35,4

29,8

В2

Установить соответствие

31,8

21,7

46,5

В3

Механика

75,0

25,0



В4

Электродинамика

53,0

47,0






Молекулярная физика

63,0

37,0



В5

Оптика (геометрическая)

32

68,0






Электродинамика

79,0

21,0




Следует обратить внимание на то, что с заданием на определение характера изменения величин (В1) справились только 1/3 выпускников, с заданием на установление соответствия (В2) справились менее 50% выпускников. Низкий результат и по расчетным задачам. Правильный ответ по механике дали только 25 % выпускников (в 2009 г. - 28% выпускников), по молекулярной физике и термодинамике – 37 % ( в 2009 г - 29%), по электродинамике (задание В5) – 21% (умение применить закон Ома для полной цепи).

К выполнению заданий с развернутым ответом (задания части 3 – С1 – С6) приступило 6705 выпускника Московской области (т.е. ≈ 92,5 %). В таблице 7 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с развернутым ответом по основным темам (разделам) курса физики.


Таблица 7

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом

(задания части 3: С1 – С6).

Задание

Проверяемый элемент знаний и умений

% учащихся, получивших данное число баллов

0

1

2

3

С1

Вращение рамки в магнитном поле под действием сил Ампера.

76,8

16,7

4,5

2

Закон электромагнитной индукции. Закон Ома для полной цепи.

61,8

27,5

8,2

2,5

Уравнение Клапейрона–Менделеева.

85,9

8,3

3,4

2,4

С2

Закон сохранения механической энергии. Умение применить уравнения кинематики при описании движения тела.

69,5

14,5

6,1

9,9

Второй закон Ньютона. Умение описать движение тела по окружности в горизонтальной плоскости.

88,6

5,4

3

3

С3

Первый закон термодинамики. Формула расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа. Уравнение Клапейрона–Менделеева. Формула расчета работы газа.

78,5

17,9

2,2

0,8

Второй закон Ньютона, закон Архимеда. Формула связи массы тела и плотности вещества. Уравнение Клапейрона-Менделеева.

70,7

17,9

6,4

5

Газовые законы. Первый закон термодинамики. Формула расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа.

89,8

5,4

2,4

2,4

С4

Закон Кулона. Второй закон Ньютона. Взаимосвязь циклической частоты и периода колебаний. Связь ускорения со смещением в гармонических колебаниях.

90,1

5,1

1,9

2,9

Второй закон Ньютона. Формула расчета силы, действующей на заряд в электростатическом поле.

78,6

10,4

3,3

7,7

С5

Описание движения проводника под действием сил (второй закон Ньютона). Формула расчета силы Ампера.

72,4

18,6

4,5


4,5


Закон сохранения механической энергии. Формулы увеличения, даваемого тонкой линзой, формула тонкой линзы.

80,9

10,2

4,0


4,9


Закон сохранения энергии при колебаниях в колебательном контуре.

94,0

1,8

1,2

3

С6

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Формулы для расчета изменения кинетической энергии и для работы силы электрического поля.

79,0

5,4

4,6

11

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Условие связи красной границы фотоэффекта и работы выхода. Теорема о кинетической энергии.

66,7

6,9

7,4

19




Законы сохранения энергии и импульса. Формулы расчета энергии и импульса фотона.

92,8

3,6

1,2

2,4


Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает низкий уровень подготовки выпускников Московской области по всем разделам курса физики. Приведем примеры.

Около 2 % выпускников справились с заданием С1 (качественный вопрос): 2 % могут объяснить вращение рамки в магнитном поле (т.е. всего 66 выпускников из 3300, приступивших к выполнению задания); 2,5 % (т.е. 82 выпускника из 3210, приступивших к выполнению задания) могут применить закон электромагнитной индукции и закон Ома для полной цепи при объяснении изменений в показаниях приборов в процессе перемещения ползунка реостата.

Только 9,9 % выпускников (642 из 6510, приступивших к выполнению задания) могут применить закон сохранения механической энергии и описать движение тела с использованием уравнений кинематики.

Всего 0,8 % (25 выпускника из 3300, приступивших к выполнению задания) – могут решить систему уравнений, используя первый закон термодинамики, формулу расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа, уравнение Клапейрона–Менделеева, формула расчета работы газа.

Только 2,9 % выпускников (102 из 3468, приступивших к выполнению задания) могут решить систему уравнений, используя закон Кулона, второй закон Ньютона, формулу взаимосвязи циклической частоты и периода колебаний, связь ускорения со смещением в гармонических колебаниях бусинки.

Всего 2,4 % выпускников могут решить систему уравнений, используя формулы расчета энергия и импульса фотона, применить законы сохранения энергии и импульса.

  1   2

Похожие:

1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconПояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов 2010 года
С помощью вариантов ким в 2010 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене...
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconПояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов 2010 года
Щью вариантов ким в 2010 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2010 года,...
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconДемонстрационный вариант, кодификатор и спецификация спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года
Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и икт
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconДемонстрационный вариант, кодификатор и спецификация спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года
Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по биологии
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconИзменения в спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 г по предметам по сравнению с 2010 г
Изменения в спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 г по предметам по сравнению
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года
...
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconКодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г
Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2008 г
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconА. Г. Ершов от 31 января 2006 года
Разработка контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года
Выдели жирным правильный вариант ответа и вышли на проверку по электронной почте
1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г iconИнструкция по выполнению работы
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница