Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс»




Скачать 112.81 Kb.
НазваниеЛитература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс»
Дата21.11.2012
Размер112.81 Kb.
ТипЛитература
11 класс

Биология

Зачёт по теме «Клетка»


1. История изучения клетки. Клеточная теория.

2. Химический состав клетки.

3. Строение эукариотической и прокариотической клетки.

4. Реализация наследственной информации в клетке.

5. Вирусы.


Литература:

1. «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» В.И. Сивоглазов И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва «Дрофа»2007.

Интернет - ресурсы по биологии:

  1. поисковые системы для получения материалов, рефератов

www.referat.ru и www.referatov.net

  1. Сервера производителей CD дисков программных продуктов

  • Издательство «Кирилл и Мефодий» www.km.ru

  • Программы- репетиторы по биологии – Издательство «1 С» www.1C.ru

  • Бесплатные обучающие программы по биологии www. history.ru/freebie.htm

  • Открытый колледж ООО «Физикон» электронный учебник СД – диск «Открытая биология» www.college.ru/biology/

  1. Сервера периодических изданий:

  • Путеводитель «В мире науки » для школьников. Раздел «Биология».//www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/BIOL/boil.htm

  • Школьный мир: Биология//school.holm/ru/predmet/bio/

  • Всё образование: Биология // catalog.alledu.ru/predmet/bio/



Клеточная теория.

Знать:

Основные положения клеточной теории.

Уметь:

Применять их для доказательства материального единства органического мира

Вопросы для изучения:

прочитайте п. 2.1

  1. история открытия клетки, этапы её изучения, учёные и их работы, посвящённые формированию и разработке основных положений клеточной теории

  2. основные положения клеточной теории

Вопросы для повторения и задания:

1. Перечислите основные положения клеточной теории.

2.Подумайте, для каких представителей органического мира понятия «Клетка» и «Организм » совпадают?


Химическая организация клетки

Знать:

Химический состав клетки.

Особенности строения молекулы воды.

Роль воды в жизнедеятельности клетки.

Значение катионов и анионов в жизнедеятельности клетки.


Уметь:

Доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки.


Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.2

  1. Элементный атомный состав клетки.

  2. Макроэлементы.

  3. Микроэлементы.

  4. Ультрамикроэлементы.

  5. Роль внешних факторов в формировании химического состава живой природы.

  6. Неорганические вещества (вода, минералы).




Задание:

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Химические вещества клетки и их значение


Вещества

Характерные особенности химического строения

Степень растворимости (гидрофильные или гидрофобные)

Биологическая роль в клетке


Вода












Минеральные соли














Органические вещества (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Белки.

Знать:

Уникальные особенности строения молекул белков

Важнейшую роль белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков

Понятие «ферменты»


Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.5

  1. Специфика строения органических веществ, основу которых составляют полимерные цепочки из атомов углеводов; их многообразие.

  2. Особенности строения молекулы белка как биополимера.

  3. Структуры белка.

  4. Физико-химические свойства белков.

  5. Белковая природа ферментов.

  6. Функции белков.


Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:


Уровни организации макромолекул

Название структур белка

Особенности структуры

Характерные химические связи

















Липиды.

Знать:

Особенности строения, свойства и функции липидов.

Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.4

  1. Особенности строения молекулы жира.

  2. Строительная функция жиров, обусловленная особенностями строения их молекул.

  3. Энергетическая и теплоизоляционная функции жиров.

Вопросы для самоконтроля:

Вспомните из курса «Человек и его здоровье» функции витаминов; симптомы их недостаточности.

Углеводы.

Знать:

  1. Особенности строения полисахаридов как регулярных биополимеров.

  2. Функции полисахаридов.


Уметь:

Выявлять взаимосвязь строения и функций веществ.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.5 до стр.42

  1. Углеводы, особенности строения молекулы.

  2. Классификация углеводов.

  3. Простые углеводы: моносахариды. Дисахариды. Их содержание в клетках, особенности строения и функции.

  4. Сложные углеводы, строение молекул, функции, выполняемые ими в клетках и в организмах (структурная, энергетическая, запасающая).

Вопросы для самопроверки:

1. При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают глюкозу. Почему?

2. В клетках каких организмов больше углеводов – у растений или у животных? Объясните.

3. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?


Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:

Вещества

Характерные особенности химического строения

Биологическая роль в клетке


Белки








Липиды








Углеводы








Нуклеиновые кислоты


Знать:

  1. Особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров.

  2. Типы нуклеиновых кислот.

  3. Различия в строении ДНК и РНК.

  4. Механизм удвоения ДНК, роль этого механизма в передаче наследственной информации.

  5. Функции ДНК.

  6. Виды РНК в клетке, место их синтеза и функции.

Уметь:

  1. схематично изображать процесс удвоения ДНК.



Вопросы для изучения:

прочитать п.2.6

  1. Локализация нуклеиновых кислот в клетке.

  2. Восемь типов нуклеотидов и их строение.

  3. Дезоксирибонуклеиновая кислота: структура, функции.

  4. Рибонуклеиновая кислота, виды, функции.


Задания:

Заполните таблицу:


Типы нуклеиновых кислот

Характерные особенности строения

Сходство

Различие

Местонахождение в клетке

Биологическое значение

ДНК
















РНК

















Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличается ДНК от и-РНК?

  2. Фрагменты одной из цепей ДНК имеют следующий состав:

Г

Г

Г

Ц

А

А

А

Ц

А

В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагменты второй цепи ДНК.

3. Какие изменения произойдут с данными участками ДНК при подготовке клетки к делению?


Г-Ц Ц-Г

Г-Ц А-Т

Ц-Г А-Т

А-Т Г-Ц

А-Т А-Т

А-Т Т-А

Ц-Г Ц-Г

Ц-Г Т-А

А-Т А-Т


Эукариотическая клетка.

Знать:

Строение и функции главных частей клетки.

Особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Вопросы для изучения:

Прочитать п.2.7, 2.8

  1. Общие черты строения эукариотической клетки.

  2. Особенности строения и функции цитоплазмы.

  3. Строение и функции наружной цитоплазматической мембраны.

  4. Эндоплазматическая сеть, особенности строения и функций двух видов мембран эндоплазматической сети: гладкой и шероховатой.

  5. Рибосомы, строение и функции.

  6. Комплекс Гольджи, особенности строения и функции.

  7. Митохондрии.

  8. Лизосомы.

  9. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

  10. Ядро - важнейший компонент клеток растений, животных и грибов. Функции ядра.

  11. Кариотип.

Заполните таблицу, она поможет вам закрепить и систематизировать основной материал:


Части и органоиды клетки

Особенности строения

Функции

Цитоплазма







Наружная клеточная мембрана







Эндоплазматическая сеть







Рибосомы







Комплекс Гольджи







Митохондрии







Лизосомы







Пластиды







Клеточный центр







Вакуоль








Прокариотическая клетка

Знать:

Особенности прокариотической клетки.

Роль бактерий и сине-зеленых водорослей (цианобактерий) в жизни людей и в природе.


Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.9

  1. Бактерии: строение, особенности содержания наследственного вещества и органоидов.

  2. Повсеместное распространение бактерий, их роль в природе и жизни людей.

  3. Особенности строения и функционирования сине-зеленых, экологическая роль цианобактерий.


Для закрепления материала заполните таблицу:


Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Размер







Клеточная стенка







Ядро







Генетический материал







Мембранные органоиды









Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём заключается значение и экологическая роль прокариотов в биоценозах?

  2. В чём сущность процесса спорообразования у бактерий?

  3. Каким образом болезнетворные микроорганизмы влияют на состояние макроорганизма (хозяина)?


Реализация наследственной информации в клетке.

Знать:

Основной процесс метаболизма – биосинтез белка.

Генетический код.

Сущность матричных реакций.

Вопросы для изучения:

прочитать п. 2.10.

  1. Генетический код.

  2. Два этапа биосинтеза белка: транскрипция, трансляция..

  3. Значение и роль ферментов и энергии в биосинтезе белка.

Заполните таблицу:

Компоненты биологического синтеза белка

Функции в процессе

ДНК




и-РНК




т-РНК




Рибосомы




Ферменты




Аминокислоты




АТФ





Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите органоиды клетки, с которыми связан биосинтез белков.

  2. Как осуществляется биосинтез белков?

  3. В чём заключается единство ассимиляции и диссимиляции?

  4. Как регулируется синтез вещества и энергии в клетке? Какова роль ферментов в процессе обмена веществ и энергии?

  5. Фрагмент белка имеет в своём составе аминокислоты: фенилаланин – аспарагин – цистеин - серин. Каков будет их код в ДНК?

  6. ДНК содержит такую последовательность нуклеотидов: АЦГЦГААЦЦАЦА. Какие аминокислоты закодированы в ней?

  7. Назовите основные синтетические реакции процесса.


Неклеточная форма жизни – вирусы.


Знать:

Роль вирусов в природе и жизни людей

Особенности внутриклеточного паразитизма вируса

Строение и жизнедеятельность вируса во взаимодействии с клекой

Опасность заражения вирусом СПИДа.

Вопросы для изучения:

прочитать п.2.11

  1. История открытия функционирования некоторых вирусов, возникновение вирусологии.

  2. Химический состав и строение вирусов.

  3. Механизм взаимодействия вируса с клеткой.

  4. Бактериофаг.

  5. Роль вирусов в природе и жизни людей.

  6. Особенности функционирования вируса СПИДа.

Задание:

используя знания о путях распространения вирусных бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку?

  1. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

Похожие:

Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconСписок учебников для всех учащихся 10-х классов
Сивоглазов Н. И. и др. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: Дрофа, с 2006 г
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconБюллетень новых поступлений 2010 г
Методические рекомендации по использованию инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». «Биология. Живой организм....
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconТематическое планирование на основе Примерной программы по биологии среднего (полного) образования (базовый уровень), 11 класс
Соответствует умк д. К. Беляева (учебник «Общая биология» Д. К. Беляев,А. О. Рувинский, Н. Н. Воронцов; М. «Просвещение» 2005г.)...
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconПояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень»
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник авторов И. Н. Пономаревой,...
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconРабочая программа по курсу общая биология 9 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2 часа...
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 7 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология (Природоведение 5 класс. Биология...
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconРабочая программа по биологии в 10 11 классе. Учебник
Учебник: Сивоглазов В. И., Агафонов И. Б., Захаров Е. Н. «Общая биология» (базовый уровень)
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconПлан-конспект урока генетика и здоровье человека
Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразоввтельных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е....
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Литература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» iconЛитература Билич Г. Л. Биология. Полный курс. 2002. Биология
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В. Маркиной, геотар-медиа, 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница