Содержание ключевые слова Компетентностный подход на




Скачать 103.67 Kb.
НазваниеСодержание ключевые слова Компетентностный подход на
Дата20.11.2012
Размер103.67 Kb.
ТипДокументы

Реализация компетентностного подхода средствами предмета биологии






п/п

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Ключевые слова

Компетентностный подход на уроках биологии, средства реализации компетентностного подхода, методы и приемы формирования ключевых компетенций учащихся, педагогическая диагностика.

2.

Краткая аннотация контента консультации

В консультации рассматриваются возможности использования биологического содержания образования для формирования ключевых компетенций учащихся, предлагаются варианты методик для оценки их сформированности.

3.

Запрос на консультирование

С чего начать работу по реализации компетентностного подхода на уроках биологии? Какие направления в работе учителя при этом изменятся? Какие средства помогут реализовать компетентностный подход и оценить достигнутые результаты?

4.

Консультационный текст


1. С чего начать работу по реализации компетентностного подхода на уроках биологии?



Реализацию компетентностного подхода на уроках биологии целесообразно начать с анализа федерального государственного образовательного стандарта по биологии. Именно этот документ определяет виды компетенций, которые обязан формировать учитель биологии на своих уроках. По сути своей, это государственный заказ на биологическое образование определенного качества. Текст ФГОС по биологии можно изучить по ссылке в интернете http://www.gcro.ru/index.php/bionormdocs или в печатном сборнике нормативных документов по биологии, заказать и купить который можно здесь http://www.labirint.ru/books/198626/


Коллеги, обратите внимание, что в стандартах первого поколения не обязательно в чистом виде есть указание на тот или иной вид компетенции. Однако, о чем учителю может сказать фраза из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по биологии: «Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма»? [5, стр.15]

С одной стороны, учителю становится очевидно, что необходимо формировать у учащихся соответствующий понятийный аппарат. Если же посмотреть на это предложение с позиции компетентностного подхода, то учитель должен:

- формировать предметную компетентность, связанную с открытием учащимися значений биологических терминов: ткань, орган, система органов, организм, многоклеточный организм;

- создать условия для развития общепредметных компетенций: владение логическими операциями посредством анализа взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

Попробуем с этой же позиции проанализировать одну из целей изучения биологии на ступени основного общего образования: «воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе» [5, стр.14]. Видим, что учителя биологии обязаны работать над развитием ключевых ценностно-смысловых компетенций (способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих). Классификацию компетенций при желании Вы можете уточнить в книге Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с: ил. [6], или по ссылке на портале «Сеть творческих учителей» в сообществе «Творческая лаборатория педагога-экспериментатора», автор материалов Чернобровкина Г.П.

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=41772&tmpl=Thread&BoardId=41775&ThreadId=205872

Результаты работы со стандартами по биологии целесообразно оформить в виде таблицы:


Структурные компоненты Федерального государственного образовательного стандарта

по биологии

(2004 г.)

Какие компетенции необходимо формировать по требованиям ФГОС, отраженные в его структурных компонентах?

Предметные компетенции

Общепредметные компетенции

Ключевые компетенции

Основное общее образование. Общие положения










Цели изуч

ния биологии







Обязательный минимум

содержания образования










Требования к уровню подготовки выпускников











Следующим шагом есть необходимость аналогичным образом проанализировать реализуемую Вами авторскую программу по биологии и собственную рабочую программу. Каким же будет результат?

Вы сможете быть уверенными в выбранной Вами стратегии преподавания биологии, узнаете, на каком биологическом содержании Министерство образования и науки РФ рекомендуют формировать тот или иной вид компетенции учащихся.


2. Какие направления в работе учителя при этом изменятся?


Чтобы ответить на этот вопрос можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность:

– общих принципов определения целей образования (смысл образования школьников),

– отбора содержания образования,

– организации образовательного процесса;

– оценки образовательных результатов [4, с. 3].


С положениями принципов определения целей образования Вы имеете возможность познакомиться в статье О.Е. Лебедева, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО «Компетентностный подход в образовании: проблемы и перспективы» http://wap.msu65mm.forum24.ru/?1-6-0-00000006-000-0-0


Компетентностный подход как основа обновления билогического образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступали зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата [2, с. 31]. Например, сравните два подхода к организации деятельности учащихся на первом уроке биологии в 6 классе при определении предмета изучения биологии:

  1. Учитель завораживающим голосом сообщает учащимся: «Дорогие друзья! Сегодня я открою вам секрет: мы с вами живем в некотором царстве! На планете Земля 5 царств: бактерии, грибы, растения, животные и вирусы. Биология изучает их разнообразие, особенности строения их представителей, процессы жизнедеятельности, общие законы, по которым они живут... Зафиксируем это в рабочей тетради в виде схемы, оформляйте записи так же, как я на доске…»

  2. И другой вариант:

«На начало урока учитель биологии выкладывает на сдвинутые по 2 парты биологический материал: муляжи шляпочных грибов, трутовики, гербарные экземпляры водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, сосны, несколько представителей цветковых растений, готовые микропрепараты сенной палочки, инфузории туфельки, белой планарии, коллекции насекомых разных экологических групп, влажные препараты моллюсков, модели лягушки, жабы, тритона, змеи, ужа, чучело птицы, влажный препарат крысы.

Со звонком ученики входят в класс, начинают рассматривать многообразие живого мира, возможно, не услышат звонка на урок. Учитель обращается к учащимся: «Добрый день, шестиклассники! На какой урок Вы пришли? Что изучает биология? Я очень рада приветствовать вас в кабинете биологии, вижу что у вам уже интересно... Но вот проблема: мы не сможем сразу начать урок! Нужна ваша помощь! Видите, другой класс оставил после себя полный хаос на партах, даже учебники вам некуда положить! Надо бы все это расставить на полки. Поможете? А как бы нам это все расставить, чтобы получился порядок? Обсудите в группах и предложите свой вариант. (здесь ребята могут предложить разные основания для классификации, все имеет смысл принять во внимание, но остановиться на одной: по царствам)

После «наведения порядка» учитель высказывает положительные оценочные суждения о проделанной работе! Предлагает открыть тетради по биологии и записать тему урока «Что изучает биология?» … далее учителю достаточно организовать диалог на предмет проделанной работы и, как итог, предложить учащимся составить в группах оригинальную запись того, что мы будем изучать на уроках биологии…»

Какие компетенции сможет формировать учитель при первом подходе?

- предметные, связанные со знанием названий крупных систематических единиц;

- ключевые социально-трудовые, связанные с умением оформлять записи в тетради.

Какие компетенции сможет формировать учитель при втором подходе?

Предметные: знание названий крупных систематических единиц.

Общепредметные, связанные с логическими операциями: умение анализировать, классифицировать изучаемые объекты, обобщать и делать выводы.

Ключевые:

- ценностно-смысловые (уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

- общекультурные (культурологические основы социального поведения: приведение в порядок рабочего места – через контр пример);

- учебно-познавательные, связанные с целеполаганием, поиском способа решения, рефлексией (добывание знаний непосредственно из реальности;

- коммуникативные (навыки работы в группе);

Подведем некоторые итоги: при подходе №1 – формируется 2 комптенции; при подходе №2 – формируется 6 видов компетенций.

В каком случае реализуется компетентностный подход?

А биологическое содержание при этих двух подходах разное?

В каком случае ученик испытает внутреннюю мотивацию к изучению биологии?

Коллеги, можно обсудить появившиеся вопросы через общение посредством электронной почты marina.mosintseva@yandex.ru

Уже сейчас мы видим, что содержание биологического образования мало чем будет отличаться от традиционного для нас (однако, есть в федеральном государственном образовательном стандарте по биологии темы, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников). Чем же тогда должны характеризоваться уроки учителя биологии, реализующего на практике компетентностный подход? Организацией образовательного процесса!

Что для этого нужно сделать?

- Использовать частично-поисковый или исследовательский метод как основной в организации учебной деятельности.

- Выделить эффективные сочетания словесных и практических методов и организационных форм.

- Накопить и систематизировать приёмы формирования учебно-познавательных компетенций.


  1. Какие средства помогут реализовать компетентностный подход и оценить достигнутые результаты?




Предметные

- богатство краеведческого материала;

- оснащенность биологической лаборатории современным лабораторным оборудованием, муляжами, чучелами животных, коллекционным материалом растений разных систематических групп; магнитными динамическими таблицами и схемами; биологическими играми, демонстрационными таблицами, сборными макетами.

Методические

Приемы работы на разных этапах современного урока. Возможные источники:

- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [5];

- на портале «Сеть творческих учителей», в сообществе «Творческая лаборатория педагога-экспериментатора» в форуме «Создаем коллекцию приемов педагогической техники в организации образовательного процесса» в теме «Классификация приемов педагогической техники по ключевым компетенциям»

http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=41772&Tmpl=Themes&BoardId=162836

- на сайте АКИПКРО в разделе «Мероприятия» опыт победителей и лауреатов краевого конкурса «Учитель года Алтая» 2005 г. Мосинцева М.В. опыт «Развитие организоционно-познавательных умений на уроках биологии при изучении темы «Строение живых организмов»»;

2009 г. Сажаева И.Д. опыт «Развитие мотивационной сферы учащихся на уроках биологии»

2010 г. Радькова Л.М. опыт «Личностно-ориентированная образовательная среда – залог успешности ученика»

http://www.akipkro.ru/index.php/ru/meropriyatiya/uga/opit.html

- на сайте АКИПКРО в разделе «Диссеминация инновационного педагогического опыта» в аннотированном каталоге 2009 г., в разделе биология опыт Шайхитдиновой И.М. «Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся через профильное обучение и внеурочное время»

 http://www.akipkro.ru/index.php/ru/disseminacija/opit/katalog/2009/443-biologia09.html

Проблема оценки сформированности предметных компетенций решена государством через проведение ЕГЭ и ГИА-9.

Оценить сформированность ключевых компетенций в настоящее время представляется возможным через известные методики педагогической диагностики (некоторые можно посмотреть здесь http://www.akipkro.ru/images/stories/docs/konkurs_uga/mosinzeva_2005_stroen.doc ), но, к сожалению, нет отдельного сборника с пакетом методик для оценки всех видов ключевых компетенций.

Однако, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определен компетентностный подход как средство повышения качества образования: «Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей».

Коллеги, будем ждать!

5.

Список литературы и других источников

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. /пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.

  2. Василюк И.П. К проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе обучения / И.П. Василюк // Право и образование. - 2008. - № 5.-С. 31-46.

  3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. - Мн.:Выш.шк., 2002.-95 с.

  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004. - № 5.- С. 3-12

  5. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 174 с.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с: ил.

6.

Консультант

Мосинцева Марина Викторовна,

ст.преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин АКИПКРО, учитель биологии МОУ «СОШ №1» г.Новоалтайска

 

 

Похожие:

Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconОб особенностях преподавания биологии в условиях переориентации биологического образования на компетентностный подход
Переориентация биологического образования на компетентностный подход позволяет акцентировать внимание педагогов на формирование конкурентоспособной,...
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconРеферат Ключевые слова
Ключевые слова: Точность репликации, мутагенез, предшественники днк, аналоги азотистых оснований, интзинтрифосфат пирофосфатаза
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconА. Г. Александров Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова ран россия, 117997, Москва, Профсоюзная, 65
Ключевые слова: программное обеспечение, идентификация, адаптивное управление, частотный подход
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconИсследования дОменно-ключевой схемы реляционной базы данных Ключевые слова
Ключевые слова: схема реляционной базы данных, реляционный каркас, доменно-ключевая нормальная форма, произвольная предметная область,...
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconТехнический кодекс установившейся практики
Ключевые слова: продукция растениеводства, производители продукции, контроль, безопасность, содержание, допустимые уровни, токсичные...
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на icon«Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность»

Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconРеферативные и полнотекстовые бд по общественно-политической информации, создаваемые средствами массовой информации
Бд типов бо (только библиографическое описание документа), бк (библиографическое описание и ключевые слова) и бкр (библиографическое...
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconА. А. Д авыдов Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем Ключевые слова
Ключевые слова: модернизация России, Китай, теория сложных систем, системная социология
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconПрограмма курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель
Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный...
Содержание ключевые слова Компетентностный подход на iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и воспитании»
Челябинск. Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница