Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины




Скачать 240.4 Kb.
НазваниеРазработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины
Дата20.11.2012
Размер240.4 Kb.
ТипДокументы
Выступление

зам. директора по учебной работе

Митрофановой Е.А.


РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Уважаемые коллеги, сегодня на нашей очередной встрече, давайте повторим и еще раз вспомним, как происходит разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.

Но первое с чего начнем – это вспомним структуру ОПОП, профессионального модуля, и остановимся подробнее на структуре рабочей программы профессионального модуля.

Обратите внимание, что понятие раздел, когда и где заполняется, а так же определение его происходит из компетенции

Коллеги, обращаю ваше внимание, на то, что наименование раздела ПМ должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

Напоминаю, это прописано в ФГОС и дано в рекомендациях, что литература, использованная в написании модуля или дисциплины должна быть использована и издана за последние 5 лет, интернет ресурсы, дополнительные источники, ссылки на сайты, журналы.

Итак, подробнее остановимся на разделе КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВПД).

Определить показатели и процедуры оценки ПК, являющихся результатами ПМ и заполнить первую таблицу раздела «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)».

При необходимости разделить ПК на элементы (группы операций).

Задать показатели оценки качества выполнения каждого элемента ПК. Проверить, позволяет ли совокупность показателей сделать вывод о степени освоения ПК в целом. При необходимости задать показатель(-и) оценки качества выполнения деятельности при демонстрации ПК в целом.

Определить, к какому из видов предметов оценивания приложим каждый из заданных показателей: продукт практической деятельности, продукт учебной деятельности (деятельности в модельной ситуации), результаты формализованного наблюдения за процессом деятельности.

Сгруппировать показатели, которые приложимы к одному и тому же конкретному предмету оценивания.

Определить оптимальную процедуру итогового контроля, исходя из анализа ресурсов (в первую очередь, времени и усилий на выполнение и оценивание деятельности), позволяющую провести оценку на основе определенного на шаге предмета оценивания.

Заполнить таблицу, разместив:

в графе «Результаты» формулировки ПК (переносятся из паспорта ПМ без изменений);

в графе «Основные показатели оценки результата» формулировки, указывающие на показатели для оценки элемента ПК и ПК в целом (используются результаты работы на шагах 3.1-3.3);

в графе «Формы и методы контроля и оценки» наименование процедур контроля (используются результаты работы на шаге 3.6) для групп основных показателей оценки результатов (группировка соответствует результатам работы на шаге 3.5).

[5] Определить показатели и процедуры оценки ОК, являющихся результатами ПМ, и заполнить вторую таблицу раздела «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)».

Внимание! Оценка ПК и ОК в рамках одной и той же процедуры и с помощью одного и того же инструментария сделает оценивание невалидным: невозможно будет сделать вывод о том, несформированность какого из результатов явилась причиной того, что обучающийся не справился с заданием.

Сопоставить списки ОК, формируемых в процессе освоения данного ПМ, указав, работа над формированием каких из них ведется также в рамках других ПМ в составе ОПОП.

Для ОК, формируемых в процессе освоения нескольких ПМ: определить аспект(-ы) и \ или уровень освоения ОК, который станет предметом формирования и оценивания в процессе освоения данного ПМ.

Назвать деятельность(-и) обучающихся, в процессе которой будет продемонстрирована ОК (полностью или в определенных для данного ПМ аспектах или на заданном для данного ПМ уровне).

Внимание! названная деятельность должна быть сформулирована таким образом, чтобы было ясно, как она будет продемонстрирована в рамках формализованной процедуры.

Назвать формализованную процедуру, в рамках которой может быть осуществлена деятельность.

Определить предметы оценивания для каждой из названных на шаге 4.3 деятельностей: продукт практической деятельности, продукт учебной деятельности (деятельности в модельной ситуации), результаты формализованного наблюдения за процессом деятельности.

Задать показатели качества выполнения деятельности с учетом специфики предмета оценивания.

Заполнить таблицу, разместив:

в графе «Результаты» формулировки ОК (переносятся из паспорта ПМ без изменений);

в графе «Основные показатели оценки результата» формулировки, указывающие на деятельность, в процессе которой обучающийся демонстрирует сформированность ОК (используются результаты работы на шаге 4.3) и (если оценивание происходит на основе оценки продукта практической деятельности) наименование продукта деятельности;

в графе «Формы и методы контроля и оценки» наименование процедур контроля (используются результаты работы на шаге 4.4).


Обращаю внимание, что при составлении раздела 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Часть 1 ( Раздел 1)

Часть 2 ( Разделы 1-4)

Часть 3 ( Раздел 1 )


Часть 2 ( Разделы 1-4)

Часть 4 ( Раздел 1)


ПК.1.1. Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований.


ПК.1.2..Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы

ПК.1.3. Осуществлять монтаж (и демонтаж) установок для геофизических исследований



-выполнение геодезических, маркшейдерских, буровых и горных работ;

- обоснование и планирование маркшейдерских, геодезических, буровых и горных работ на местах геодезических исследований;

-выполнение электромонтажных работ по схемам электронных устройств;

- определение работоспособности электронных и полупроводниковых приборов и элементов электронной схемотехники4

- теоретическое определение геофизических методов исследований;

- обоснование и доказывание геофизических методов исследований ;

- планирование геофизических методов исследования под конкретные условия;


-выполнять обоснованный выбор аппаратуры и приборов под конкретный геофизический метод наблюдений;

-определять готовность аппаратуры к исследованиям;

- выполнять регулировку и настройку геофизической аппаратуры и контрольно-измерительных приборов;

-выполнять монтаж (демонетаж) установок для геофизических наблюдений;

Текущий контроль, контрольная работа по разделам профессионального модуля


Текущий контроль, контрольная работа по разделу профессионального модуля

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Части 1-4



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы.




ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

- результаты наблюдений за обучающимся на производственной практике;

- оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.




ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических занятий;

- оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.




ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.



- оценка эффективности работы с источниками информации




ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением.




ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

освоения образовательной программ - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе мы.




ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

- участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д.




ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

- участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.д.




ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

- участие в семинарах по производственной тематике




ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

- оценка готовности обучающегося на занятиях по начальной военной подготовке

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

Рассмотрев и вспомнив структуру модуля, вспомним структуру рабочей программы учебной дисциплины.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).


Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля



Раздел 1

Раздел 2

Раздел 4


Раздел 3


Раздел 4


Раздел 2


Раздел 2,3


Раздел4


Раздел 3


Раздел 3


Раздел 3,5


Разделы 4,6


Раздел 6


Умения:

- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;


- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;


- определять по геологическим, геоморфологическим, физикографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;


- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;


- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;


определять физические свойства и геофизические поля;


классифицировать континентальные отложения по типам;


обобщать фациально-генетические признаки;


определять элементы геологического строения месторождения;


выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых.


определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям ;


Знания:

- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

- классификацию и свойства тектонических движений;

- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

- эндогенные и экзогенные геологические процессы;

- геологическую и техногенную деятельность человека;

- строение подземной гидросферы;

- структуру и текстуру горных пород;

- физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа

- физические свойства и геофизические поля;

- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

- основные минералы и горные породы;

- основные типы месторождений полезных ископаемых.

- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- основы фациального анализа;

- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения.

- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого


Выполнение полевых наблюдений

Определение форм рельефа и отложенний на местности и на карте


Демонстрация геологических карт

Нахождение и обосновании разрезов


нахождение на картах формы рельефа и относительный возраст пород


Обоснование физических свойств и структуры горных пород


Определять формы залегания горных пород и нарушений земной коры


Определять зависимость геофизических полей от вида полезных ископаемых


Выделение классов отложений


Обоснование фацально-гинетических признаков минералов и руд


Выполнение анализа сравнения геологического строения месторождений полезных ископаемых


Обоснование типов месторождений полезных ископаемых


Доказательство зависимости водопритока в горные выработки от вида водозаборных сооружений


Изложение свойств и особенностей строения Земли и земной коры


Определение классов тектонических движений


Сравнение генетических типов с формами отложений


Определение геологических процессо


Определение влияния деятельности человека на геологию местности


Изложение строения гидросферы


Определение физико-химических свойств минералов и горных пород


Изложение гидрогеологических и инженерно-геологических признаковй месторождений полезных ископаемых



Самостоятельная работа

Практические занятия

Контрольныен работы


Самостоятельная работа

Практическое занятие


Самостоятельная работа

Практические занятия


Самостоятельная работа

Практические занятия


Самостоятельная работа

Практические занятия


Самостоятельная работа Практические занятиия


Самостоятельная работа


Самосчтоятельная работа


Самостоятельная работа

Лабораторные и практические занятия


Самостоятельная работа

Практические занятия

Лабораторные занятия


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


Примечание


Лабораторная работа – получение знаний экспериментальным путем, где студент совершает собственные пробы.


Практическая работа – это профессиональное умение, т.е. планируя практическую работу мы должны выявить практические умения студентов.


Раздел ПМ 3. Аналитическая химия





Тема 3.1 Качественный и количественный анализ



Содержание

1

Основные понятия качественного анализа

2

Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа

3

Качественные реакции на анионы.

4

Подготовка вещества к анализу. Растворение солей

5

Количественные анализы. Гравиметрический анализ

6

Титриметрический анализ

7

Другие методы количественного анализа

Лабораторные занятия

1

Анализ смеси катионов

2

Анализ смеси анионов.

3

Выбор, обоснование и проведение анализа раствора соли.

4

Приготовление стандартных растворов

5

Определение общей жесткости воды

Практические занятия

1

Подбор лабораторного оборудования для гравиметрического анализа Расчеты абсолютной и относительной ошибки.

2

Решение задач на переход от одного способа выражения концентрации к другому.


Самостоятельная работа – планируется с учетом дидактических единиц заключенных в компетенциях.


Прописывая результат в контроле и оценке ориентируемся на то, что проверяем и в соответствии с чем. Не забывая прописывать обоснованность каждого элемента содержания до часа, не забывая про конкретику и точность используемых понятий: использовать документацию, выбирать метод, составлять маршрут, проектировать, разрабатывать и внедрять, использовать систему работы и т.д.


Похожие:

Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русского литературного языка Рекомендуется для направления подготовки
В процессе освоения данной учебной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconРазработка программного модуля расчета метрик исходного кода программ Направление: 230100 Информатика и вычислительная техника Специальность: 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Тема проекта (работы) Разработка программного модуля расчета метрик исходного кода программ
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconРабочая программа профессионального модуля (наименование дисциплины (модуля))
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины разрабатывается педагогом на основе примерной программы соответствующей дисциплины и учебным планом
Основные требования к разработке структуры рабочих программ общеобразовательного цикла фгос – нового поколения
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Устное народное творчество Рекомендуется для направления подготовки
Профессионального цикла, модуль «Отечественная филология (с указанием языка/языков и литературы/литератур)». Дисциплина занимает...
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины iconПоложение «О разработке рабочих программ учебных предметов»
Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница