Учебно-методическое пособие  




НазваниеУчебно-методическое пособие  
страница1/8
Дата20.11.2012
Размер1.32 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8





Хураськина Н.В.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Учебно-методическое пособие





Чебоксары 2004

ББК

Х


Хураськина Н.В. Физиологические аспекты контроля влияния процесса обучения на функциональное состояние организма детей школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Под ред. Д.А. Димитриева. – Чебоксары: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2004. – 52 с.


В данном учебно-методическом пособии, предназначенном для использования студентами на лабораторно-практических занятиях по физиологии человека, возрастной физиологии и психофизиологии, экологии человека, как будущих учителей и воспитателей, рассмотрены основные компоненты работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья, методы физиологической диагностики функционального состояния организма школьников, требования к правильному составлению и оценке школьного расписания.

Учебно-методическое пособие содержит теоретические сведения, методики выполнения работ, задания и вопросы для контроля знаний.



Научный редактор:

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и гигиены детей Д.А. ДИМИТРИЕВ

Рецензенты:

д.м.н., профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Г.А. Алексеев.

д.м.н., профессор кафедры общей гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Ю.Г. Максимов.

К.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова О.Н. Валкина









Введение


Науки физиология, гигиена, экология человека изучают одни и те же явления – влияние факторов среды на организм человека. Среди факторов, влияющих на организм и здоровье детей и подростков, преобладающее значение наряду с другими имеют школьные факторы. Здоровье и обучение – взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Имеются множество различных противоречивых данных о влиянии условий обучения на морфофункциональное состояние организма школьников. Однако среди них преобладает точка зрения об отрицательном влиянии нерационально организованного процесса обучения и повышенные учебные нагрузки на здоровье будущего трудового потенциала страны.

Методологической основой прогнозирования и оценки управления здоровьем должно стать установление причинно-следственных связей между значимыми факторами и функциональным состоянием организма школьников. В связи с этим, целесообразно устанавливать на возможно более раннем уровне все те изменения в организме, которые носят обратимый характер, и принимать своевременные эффективные меры профилактики.

Сегодня современный учитель должен уметь определять величину здоровья и состояние организма обучаемых им детей и подростков, чтобы вовремя зафиксировать у них состояния нарушения физиологического равновесия и внести коррективы в процесс обучения и воспитания, ориентируясь на главную цель – обеспечение здоровья будущих поколений.

Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения  предполагает создание различных элективных курсов, которые повысили бы активную деятельность учащихся по формированию навыков и умений по охране собственного здоровья и здоровья окружающих. Примером является данная в учебно-методическом пособии программа элективного курса "Экология человека".





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Цель занятия: изучить методы индивидуальной оценки физического развития.

Практические навыки: овладеть методами оценки индивидуального физического развития.


Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важным звеном в системе контроля за функциональным состоянием организма и здоровьем подрастающего поколения и разработки мероприятий для его оздоровления.

Важным критерием состояния здоровья является физическое развитие.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и созревания. Оно зависит от биологических и средовых факторов. Влияние последних в большей степени выражено в критические периоды онтогенеза. Физическое развитие во многом определяет работоспособность детей разных возрастных групп.

Систематическое изучение физического развития детей и подростков, которое проводится как самостоятельно, так и одновременно с обследованием состояния здоровья при медосмотрах и в ходе диспансеризации, что позволяет выявить самые ранние признаки нарушений. Частота обследования зависит от возраста детей: чем меньше возраст, тем чаще обследуют.

Основными показателями физического развития являются антропометрические показатели (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.). При изучении индивидуального физического развития используют показатели мышечной силы, быстрота реакции, гибкость позвоночника, наличие нарушений осанки и плоскостопие, физические качества и др.

Показателем физического развития человека является тип телосложения. Существуют различные классификации типов соматической конституции. М.В. Чернурецкий (1928) выделяет следующие морфотипы:

  • Астенический тип – отличается относительным преобладанием длины тела над поперечными размерами: конечности тонкие и длинные, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, эпигастральный угол острый, мышцы развиты слабо, осанка часто нарушена (сутулость, асимметрия и т.д.), шея тонкая, голова узкая или яйцеобразная, таз узкий, жироотложение пониженное.

  • Нормостенический тип – характеризуется пропорциональностью длины и поперечных размеров тела, достаточно широкими плечами и развитой грудной клеткой с прямым эпигастральным углом, хорошо развитой мускулатурой и умеренным жироотложением.

  • Гиперстенический тип – характеризуется относительным преобладанием поперечных размеров над продольными: туловище длинное и плотное, конечности и пальцы рук относительно короткие и толстые, плечи широкие, грудная клетка короткая и широкая, эпигастральный угол тупой, таз широкий, мышечная система развита хорошо, костяк широкий.

Для более полной и точной оценки физического развития используют индексы математических формул, которые выражают взаимосвязь отдельных антропометрических признаков и соответствующих морфофизиологических показателей:

ИНДЕКС ПИНЬЕ – показатель крепости телосложения.

ИП = Рост стоя(см) – (Масса тела(кг) + ОГК(см)),

где ОГК – окружность грудной клетки в фазе спокойного выдоха.

Если ИП больше 30, то человек – астеник, если 10-30 – нормостеник, если меньше 10 – гиперстеник.

Оценка результатов:

  • менее 10 – крепкое телосложение,

  • 10–20 – хорошее телосложение,

  • 21–25 – среднее телосложение,

  • 26–35 – слабое телосложение,

  • более 36 – очень слабое телосложение.


ИНДЕКС ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ МЕЖДУ ОГК И РОСТОМ определяется по формуле:

Инд. Проп. = (ОГК в паузе9см) / Рост стоя(см)) х 100 %.

Оценка результатов:

  • средний показатель для юношей 16-18 лет – 52-54 %,

  • для девушек 16-18 лет – 50-52 %.

Это нормостеники.

Значение индекса менее 50 % характерно для астеников (узкая грудная клетка, слабая мускулатура), а свыше 55 % – для гиперстеников (очень широкая грудная клетка, хорошо развития мускулатура).


ФОРМУЛА ИДЕАЛЬНОГО ВЕСА.

Идеальный вес для юношей 16-18 лет = 375(г/см) х Рост стоя(см),

для девушек 16-18 лет = 350(г/см) х Рост стоя(см).

В (идеальный вес) = (Рост стоя(см)) х ОГК фазы выдоха(см)) / 240.

Существуют нормативы массы тела для лиц с разным типом телосложения:

Нормотоники:

мужского пола

МТ = 0,74 х Рост стоя(см) – 60




женского пола

МТ = 0,73 х Рост стоя(см) – 62

Астеники:

мужского пола

МТ = 0,83 х Рост стоя(см) – 80




женского пола

МТ = 0,72 х Рост стоя(см) – 65

Гиперстеники:

мужского пола

МТ = 0,89 х Рост стоя(см) – 75




женского пола

МТ = 0,69 х Рост стоя(см) – 48

ВЕСО-РОСТОВОЙ ИНДЕКС КЕТЛЕ.

ИК = МТ(г) / Рост стоя(см)

Оценка результатов:

  • средний показатель для юношей 16-18 лет – 350-400 г/см,

  • для девушек 16-18 лет – 325-375 г/см.


ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – один из важнейших средств контроля жизнестойкости организма.

ЖИ = ЖЕЛ(мл) / МТ(кг)

Оценка результатов:

  • средний показатель для юношей 16-18 лет – 55-68 мл/кг,

  • для девушек 16-18 лет – 45-50 мл/кг.

За пределами нижних границ данного показателя резко возрастает риск возникновения заболеваний.

Важно помнить о том, что ЖЕЛ увеличивается по мере тренированности: после утренней зарядки она повышается на 100-200 мл, а при сильном утомлении на столько же может понизиться. Стойкое понижение ЖЕЛ – один из характерных показателей перенапряжения или начальной стадии заболевания. Строго следует следить и за колебаниями массы тела.


ПОКАЗАТЕЛЬ РУЧНОЙ СИЛЫ – отношение мышечной силы рук к массе тела.

Пок.РС = [Сила кисти(кг) / МТ(кг)] х 100 %.

Оценка результатов:

  • средний показатель для юношей 16-18 лет – 55-70 %,

  • для девушек 16-18 лет – 45-50 %.

Между динамометрическими показателями правой и левой руки существуют некоторые различия – примерно в 5-10 кг, что должно учитываться при оценке результатов.


СТАНОВОЙ ИНДЕКС.

СИ = [Становая сила(кг) / МТ(кг)] х 100 %.

Оценка результатов:

  • средний показатель для юношей 16-18 лет – 200-220-250 %,

  • для девушек 16-18 лет –100-135 и даже 150 %.


ПЛЕЧЕВОЙ ИНДЕКС используется для оценки осанки детей.

Обследуемый стоит в привычной для него непринужденной позе. Помощник измеряет сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, а затем со стороны спины (плечевая дуга).

Пл.инд. = [Ширина плеч(см) / Плечевая дуга(см)] х 100 %.

Если индекс равен 90-100 % – осанка правильная.


ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ позволяет судить об относительной длине ног.

ПП ФР = [(Рост стоя(см) - Рост сидя(см)) / Рост стоя(см)] х 100 %.

Оценка результатов:

  • менее 87 % – малая длина ног по отношению к длине туловища,

  • 87-92 % – пропорциональное физическое развитие,

  • больше 92 % – относительно большая длина ног.


ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧИКА можно выявить достаточно простым способом.. Сантиметровой лентой измеряют расстояние от 7-го шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем и правой лопаток. При этом испытуемый должен стоять в обычной непринужденной позе, раздетым до пояса. Если величины равны – искривления нет.




Сопоставляя параметры физического развития конкретного ребенка с нормативными данными, очень важно правильно определить его возраст на момент обследования. Существенно облегчит эту задачу приведенная в приложении 1 табл. 1.

При пользовании этой таблицей следует из года, когда производится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или прибавить к нему (см. знак) число месяцев, указанное в таблице на пересечении горизонтальной и вертикальной строк.

Пример:

Ребенок родился 09.07.92 г., обследован 05.06.2003 г.

Вычитая год рождения ребенка из года его обследования, получаем возраст 11 лет; на пересечении горизонтальной (6 месяц) и вертикальной (7 месяц) строк таблицы находим цифру «-1», значит до 11 лет недостает одного месяца. Возраст данного ребенка на время обследования – 10 лет 11 мес.

Возрастные группы, как принято в медицинской практике, формируется следующим образом:

  • к 10-летним относят детей от 9 лет 6 мес. до 10 лет 5 мес. 29 дней;

  • к 11-летним относят детей от 10 лет 6 мес. до 11 лет 5 мес. 29 дней и т.д.

Среди детей одного и того же класса или группы будут встречаться дети двух, а то и трех различных возрастов и оценивать их физическое развитие нужно по разным оценочным таблицам.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Учитывая тот факт, что данные об окружности грудной клетки четко коррелируют с массой тела и дополнительной информации по существу не приносят, их часто исключают из оценочных таблиц с целью упрощения последних.

Определить варианты физического развития детей можно по табл. 4 приложения 1.

Учитывая возраст и пол ребенка, в соответствующей графе находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – значение массы тела и ОГК.

Физическое развитие считается нормальным, когда фактические значения попадают в диапазон «нормы» (3, 4 коридоры).

Отклонения в физическом развитии можно подразделить на три основных типа:

  1. дефицит массы тела (фактическое значение меньше минимального предела «нормы» относительного роста);

  2. избыток массы тела (фактическое значение больше максимального предела «нормы» относительного роста);

  3. низкий рост (варианты роста меньше указанных в 3-6 коридорах таблицы).

Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу, так как возможно прогрессивное ожирение.

Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению врачом-педиатром для установления конкретных причин этого дефицита.

Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей).

Пример использования табл. 4.

Мальчик 8 лет, рост – 130 см, масса тела – 35 кг. Рост средний, масса тела выше среднего максимального значения. Оценка – избыток массы.

Девочка 8 лет, рост – 123 см, масса тела – 19 кг. Рост средний, масса тела ниже среднего минимального значения. Оценка – дефицит массы.

ЗАДАНИЕ




  1. Имея на руках результаты тестирования, сведения, содержащиеся в медицинской карте учащегося, дайте оценку показателям физического развития; порекомендуйте, если это необходимо, профилактические и корригирующие мероприятия.

  2. Определите быстроту реакции следующим образом:

    • Возьмите монету в левую руку и поднимите ее перед собой.

    • Разожмите пальцы. Когда монета будет падать вниз, правой рукой поймайте ее. Монета должна пролететь 30-40см.

    • Опыт повторите 10 раз.

Оценка результатов: результаты считаются неплохими, если из 10 попыток удастся поймать 7 раз.

  1. Определите гибкость позвоночника.

  • Возьмите в руки линейку и встаньте на табурет или ступеньку лестницы.

  • Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

  • Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета (лестницы). Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставьте знак «+». (Например, +3. Это значит, что пальцы опустились на 3 см ниже плоскости табурета). Если пальцы не достали табурета, ставьте знак «–». (Например, –5. Это значит, что средний палец отстоит от плоскости табурета на 5 см.).

Оценка результатов: по статистике гибкость девушек на 20-25 % больше, чем юношей.

Характерно ли это соотношение для вашей группы?

  1. Определите общую выносливость, ловкость, скоростно-силовые качества и сравните с результатами табл. 2-3, 5-6 приложения 1.

  2. Рассчитайте интегральные показатели физического развития и сравните с существующими нормами, сделайте вывод.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что такое физическое развитие?

  2. Как можно определить возраст ребенка?

  3. Какие типы соматической конституции Вы знаете?

  4. Назовите три основных типа отклонений физического развития?

  5. Что показывает индекс Пинье?

  6. Каким простым способом можно определить искривление позвоночника? Перечислите основные меры по профилактике этой патологии.






ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И АДАПТАЦИОННЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА


Цель: научить определять математические показатели сердечного ритма и оценивать вегетативную регуляцию и уровень адаптации.

Практические навыки: уметь интерпретировать данные по математическим показателям сердечного ритма и определить вегетативную регуляцию и уровень адаптации.


Понятие единства организма и окружающей среды было сформулировано еще И.М.Сеченовым (1952), который указал, что "организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него".

Изучение взаимодействия человека с окружающей средой в условиях ее антропогенного загрязнения невозможно без оценки морфофункционального статуса, изучение которого является главной задачей современной физиологии и экологической физиологии (Агаджанян Н.А., Торшин В.И., 1994).

В настоящее время очевидным является тот факт, что подавляющее большинство морфофункциональных изменений вызваны нарушением равновесия между организмом и окружающей средой. Пытаясь приспособиться к меняющимся условиям среды организм проходит ряд состояний и при отсутствии достаточных адаптационно-компенсаторных возможностей возникают заболевания, которые Г. Селье назвал болезнями адаптации.

Основными признаками адаптированности организма В.П.Казначеев считает следующие критерии:

  1. Термодинамические критерии. В соответствии с ними адаптация - это процесс поддержания оптимального уровня неравновесности биологической системы в адекватных и неадекватных условиях среды, обеспечивающий максимальный эффект внешней работы, направленный на сохранение и продолжение жизни.

  2. Кибернетические критерии. Согласно этим критериям адаптация – это процесс самосохранения функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных условиях среды, выбор функциональной стратегии, обеспечивающий оптимальное выполнение главной конечной цели поведения биосистемы.

  3. Биологические критерии. Адаптация в соответствии с этими критериями представляется как процесс сохранения и развития биологических свойств вида, популяции, биоценозов, обеспечивающих прогрессивную эволюцию биологических систем в адекватных и неадекватных условиях среды.

Физиологические критерии. Адаптацию можно определить как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в адекватных и неадекватных условиях среды.

В соответствии с Воложиным (1995) приспособление организма к изменяющимся условиям среды включает две стороны: адаптацию и компенсацию. «Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменение существенных для нее параметров и факторов среды, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих существование биологической системы как целого в изменившейся среде» (С. 7). Результатом адаптации является сохранение гомеостаза в биологической системе при ее взаимодействии со средой. При взаимодействии на элементы структуры системы факторов внешней среды, превышающих нормы адаптации, развивается компенсация – совокупность процессов, направленных на обеспечение функционирования этих элементов за счет реакции структур самой системы.

В.П.Казначеев (1973) считает, что жизнедеятельность организма в неадекватных условиях проявляется в виде трех основных состояний:

  • физиологической адаптации,

  • состояния напряжения,

  • патологии процесса адаптации.

Р.М.Баевский (1979) исходы адаптивного поведения биосистем классифицирует следующим образом:

  • состояние удовлетворительной адаптации,

  • состояние неполной или частичной адаптации (пограничное состояние),

  • состояния напряжения,

  • состояние неудовлетворительной адаптации,

  • срыв адаптации.

В.В. Париным и Р.М. Баевским была разработана концепция о сердечно-сосудистой системе как об индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности организма.

В настоящее время в физиологической и медицинской практике оценка реакции организма в ответ на внешние воздействия проводится с использованием статистических параметров сердечного ритма, характеризующих регуляцию хронотропной функции сердца.

ЧСС, регистрируемая в процессе деятельности человека в течение длительного времени, дает важнейшую информацию о состоянии кровообращения и напряжения целостного организма, изменении физиологического состояния в ходе отдельных циклов и деятельности, занятий физкультурой и другими видами активного существования человека. ЧСС отражает конечный результат многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения, характеризует сложившийся в процессе адаптации гомеостаз.

Уровень ЧСС, как биологического и физиологического показателя, определяется многими причинами (рис. 1 приложения 2).

Все факторы, влияющие на ЧСС, можно условно разделить на 2 группы:

  1. постоянные, связанные с индивидуальными особенностями организма (возраст, пол, размер тела, уровень основного обмена, состояние физической работоспособности тренированности, степень адаптации к условиям среды и др.);

  2. временные, связанные с сиюминутными требованиями работы и условий среды или с кратковременными сдвигами в организме (мышечная нагрузка, масса одежды и снаряжения, сопротивление дыханию при работе в работе в респираторе, положение тела, тепловой стресс, степень обезвоживания, холод, вибрация, шум, содержание кислорода и вредных газов в атмосфере, эмоциональный стресс, биоритмы. Прием пищи, степень утомления сердечной и скелетных мышц и др.)

Постоянные факторы определяют общий уровень ЧСС, а временные факторы – наличное состояние этого показателя.

Можно сказать, что ЧСС отражает деятельность, по крайней мере, четырех уровней организма:

  1. клеточного (водителя сердечного ритма);

  2. органного (сердца);

  3. системного (кровообращения);

  4. организменного (целостного организма).

С одной стороны, ЧСС находится под сложным контролем нервной (оперативной) и гуморальной (стратегической) регуляции, т.е. выступает регулируемым параметром. С другой стороны, ЧСС является своего рода регулятором изменения кровообращения (его минутного объема) и гемодинамики (АД).

Отражая мышечный кровоток и метаболизм всех органов, ЧСС в то же время легко включается в систему терморегуляции организма (для усиления теплоотдачи) при повышенной температуре окружающей среды. Высокая динамичность ЧСС и наличие большого функционального резерва у этого показателя (возможное увеличение от покоя к нагрузке почти в 4 раза) делают его удобной моделью для изучения механизмов регуляции физиологических систем организма.

Все это позволяет говорить о ЧСС как важнейшем индикаторе активности и функционального напряжения организма, наиболее интегрально отражающем различные стороны этого напряжения: мышечное, нервно-эмоциональное, терморегуляторное.

Функциональное состояние зависимости механизмов адаптации к условиям окружающей среды различной природы можно изучить на основе теории Р.М.Баевского и других о двухконтурной системе.

Оптимизация работы сердца в различных условиях определяется по-разному. В покое она обеспечивается за счет повышения парасимпатических влияний (отдых и экономизация), при нагрузке – симпатических (повышаются ЧСС, сократительная способность миокарда, поток крови в единицу времени). Поэтому при анализе сердечной деятельности необходимо учитывать не только параметры кровообращения, но и характеристики управления (регуляции) ритма сердца.

По Р. Рашмеру обобщенные данные о центральной регуляции СР сводятся к следующему. На основании в области продолговатого мозга найден участок, получивший название кардиоваскулярного центра. Нервные волокна из этого центра спускаются в боковой рог спинного мозга, а затем направляются в симпатический ствол. Проходя далее далее через звезчатый узел, они достигают сердца в составе нервов симпатической нервной системы. Ускоряющим действием на СР обладают в основном волокна, идущие к правому сердцу. Окончания волокон распределяются во всех участках предсердий и желудочков. Эффекторные ядра блуждающих нервов также находятся в продолговатом мозге. Периферические окончания блуждающего нерва распределены в области синусового и атриовентрикулярого узла, а также диффузно распределены в миокарде предсердий. Влияние блуждающего нерва на синусный узел вызывает глубокое замедление сердцебиений.

Следует указать особо, что на ритм сердца также влияют различные участки головного мозга. Большинство из них конвергируют на промежуточный мозг.

В приложении 2 (рис. 2) представлена общепринятая иерархическая структура управления функциями, включающая последовательные уровни гуморальной, гормональной вегетативной и центральной (корковой) регуляции. Этим уровням соответствуют определенные анатомо-физиологические структуры:

  1. подкорковые нервные центры, обеспечивающие вегетативный гомеостаз;

  2. высшие вегетативные центры, осуществляющие уравновешивание гуморально-гормонально-вегетативных звеньев управления под контролем корковых механизмов;

  3. ЦНС, координирующая все процессы управления в организме в соответствии с условиями окружающей средой.

Синусовый узел, блуждающие нервы и их ядро в продолговатом мозге являются рабочими элементами контура автономной регуляции СР.

Управляющий, или центральный контур как это видно их схемы на рис., представлен из трех уровней. Уровень В центрального контура управления СР является внутрисистемном. Он функционально и анатомически представляет единое целое с нервными структурами, участвующими в автономной регуляции.

Уровень Б центрального контура связан с межсистемным гомеостатическим механизмом. Его деятельность отражается в виде изменений СР с периодами от нескольких минут до нескольких часов.

Уровень А отражает взаимодействие организма с внешней средой.

Работами многих отечественных и зарубежных исследователей показано, что об особенностях управления сердечным ритмом можно судить при изучении длительных отрезков электрокардиограммы. Подобные исследования показали, что именно эти сдвиги сердечного (синусного) ритма позволяют получить ценную информацию о состоянии самого сердца, его нейрогуморальной регуляции, а также и о состоянии всего организма в целом.

В настоящее время в физиологической и клинической практике широко используется математический подход к оценке одного из элементов регуляторного механизма - системы "нервные центры продолговатого мозга – вегетативная нервная система (симпатический и парасимпатический отделы) - синусовый узел сердца", которая определяет взаимные отношения между процессами саморегуляции и центральными механизмами управления. При этом повышение парасимпатического тонуса указывает на усиление процессов саморегуляции и активации автономной регуляции ритма сердца, а повышение тонуса симпатического отдела ВНС - на централизацию управления.

Изучение вариабельности кардиоинтервалов позволяет выяснить степень активности различных звеньев регуляторного механизма и составить представление о выраженности общей адаптационной реакции организма на различные воздействия факторов окружающей среды.





В целях изучения динамических рядов кардиоинтервалов и определения функционального состояния механизмов кардиорегуляции проводися запись электрокардиограммы во II стандартном отведении в положении лежа после 10-минутного отдыха со скоростью 25 мм/сек на кардиографе “ЭК1Т-03М2”. Базовая выборка составляет 100 кардиоинтервалов. Временные интервалы R-R измерить вручную и занести в электронную базу “Excel” для последующей обработки и программу "Orto Science".

В качестве наиболее информативных индикаторов адаптационно-приспособительных реакций организма используются следующие числовые характеристики математического анализа сердечного ритма:

Мода (Мо) - наиболее часто встречающееся значение длительности кардиоинтервалов. Мо указывает на наиболее вероятный уровень функционирования системы кровообращения, и может больше зависеть от состояния подкорковых центров.

Амплитуда моды (АМо) – выраженное в процентах число кардиоинтервалов, соответствующее значению моды. АМо отражает стабилизирующий (мобилизирующий) эффект централизации управления сердечным ритмом, который в основном обусловлен влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы.

АМо = (Мо*100)/n,

где n – число кардиоинтервалов.

Вариационный размах (∆Х) – разница между наиболее и наименее длительным кардиоинтервалом – определяется по следующей формуле:

Х = RRmax - RRmin

∆Х отражает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

По данным вариационной пульсометрии вычисляют ряд вторичных показателей:

  1. индекс напряжения регуляторных систем (ИН), который рассчитывается по следующей формуле:
ИН = АМо / 2 * ∆Х * Мо (усл.ед.)

Он отражает степень функционирования центральных механизмов управления сердечным ритмом.

2) индекс вегетативного равновесия (ИВР), указывающий на соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отделов ВНС:

ИВР = AМо / ∆Х (усл.ед.)


3) показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), отражающий соответствие между активностью симпатического отдела ВНС и ведущим уровнем функционирования синусового узла. Он определяется по следующей формуле:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методическое пособие   iconАдминистративные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно
Учебно-методическое пособие разработано по Государственному заказу Департамента развития предпринимательства Министерства индустрии...
Учебно-методическое пособие   iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Учебно-методическое пособие   iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие Редактор Товстых В. П
Биохимические основы спортивной работоспособности: Учебно-методическое пособие /СПб: спбгафк им. П. Ф. Лесгафта. 2004. 134 с
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Управление финансовыми рисками»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Английский язык»
Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие   iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница