Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников




Скачать 361.91 Kb.
НазваниеПознавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
страница1/4
Дата20.11.2012
Размер361.91 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


Познавательно-

экологический проект

как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.


Познавательно-экологический проект



Исполнитель:

Шевнина Татьяна Михайловна,

МДОУ «Детский сад №9 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников», воспитатель




Содержание


Введение


1.О проекте……………………………………………………………………......3

2.Технология реализации проекта…………………………………………….…7.

3.Календарное планирование работы…………………………………………...9

4.Организация работы с педагогами…………………………………………...13

5.Организация работы с родителями…………………………………………...14


Приложение


1. Правила поведения туристов-защитников-природы………………………..14

2.Правила безопасности туристов……………………………………………....16

3.Природные ориентиры…………………………………………………………16

4.Деловая игра «Следопыты»…………………………………………………....17

5.Изучение экологического состояния территории д/сада…………………….18

6.Туристический слёт «Дороги ..зовут»……………………………………...…19

7.Туристический поход в экологический центр «Кузнецкий Алатау»……….22

8. «Чего нельзя и что нужно делать»……………………………………………25

9.Фотографии……………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………….35


Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму...


Китайская пословица


Познавательно-

экологический проект

«Юные Робинзоны»


I. Описание проекта

Постановка проблемы:

В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что на сегодня родители не задумываясь, предоставляют большое количество свободного времени, когда ребенок, находясь у телевизора и компьютера, просматривает все программы или игры подряд, которые разрушают не только его психическое здоровье, но и интеллект. Конечно, ребенок получает информацию. Но, полезна ли она? Родители не задумываются над содержанием получаемой информации. Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает непосредственно через взрослого и общения с ним, а затем лишь через самостоятельное освоение новых форм деятельности ребенок все больше начинает познавать окружающее. Поэтому, нам – педагогам хочется, чтобы познавательный процесс проходил через поиск знаний через взаимодействие, сотрудничество, сотворчество с ребенком.


Обоснование необходимости проекта.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая и каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые ответы.

В настоящее время мало, кто из родителей сможет отправиться на природу, в поисках новых приключений. Исходя из этого, педагоги при активном участии родителей, предоставят детям возможность получить новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Пережитые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – будут способствовать развитию у ребенка уверенности в своих силах, буду побуждать к активному поиску нового.

Поиск форм, методов и приемов, способствующих эффективному фор­мированию познавательных процессов у дошкольников и обогаще­нию их личного опыта по взаимодей­ствию с окружающим миром, привел нас к разработке и реализации данного проекта. Проект «Юные Робинзоны» поможет вывести весь педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду. Введение в образовательный детского сада познавательно-экологического проекта «Юные Робинзоны» на основе проектной технологии оправдано данными психологии о том, что потенциальные возможности умственного развития дошкольников достаточно большие. Детям старшего дошкольного возраста доступны достаточно сложные понятия.


Одним из важных условий реализации проекта – создание продуманной развивающей среды для развития познавательной активности детей. Для этого в группах должны быть оформлены уголки природы, уголки экспериментирования и открытий, литературные уголки, собран видеоряд и фильмотека по познавательному развитию.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.


Вид проекта: познавательная творческая игра.

  • По количеству участников: коллективный (30 детей);

  • По контингенту участников: дети от пяти до семи лет;

  • По направленности: межпредметный (экспериментирование, естествознание, экология, развитие речи);

  • По характеру деятельности: творческий

  • По продолжительности: три месяца.

Основная идея игры в «Робинзо­нов»: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе туристического похода, подготовка к реальному турис­тическому походу в экологический центр заповедника «Кузнецкий Алатау».

Предполагаемый результат про­екта:

  • однодневный поход в заповедник в ус­ловиях специально заданных «экстре­мальных ситуаций»;

  • дети научаться решать проблему, поставленные перед ними;

  • дети научаться анализировать объекты и явления;

  • дети научаться выделять существенные признаки и связи;

  • дети научаться сопоставлять различные факты;

  • дети научаться делать выводы.

Цель проекта: обогащение лич­ного опыта детей по взаимодействию с природой через познавательную активность, формирование навыков безопасного поведения в экстремаль­ных ситуациях.

Девиз проекта определен его идеей и целью: «Открытия я делаю сам!».

Основные задачи проекта:

• развитие интереса к экспери­ментально-исследовательской дея­тельности;

• развитие познавательных способно­стей;

• совершенствование умений оперировать имеющими знаниями, обобщать, делать выводы;

• формирование умения нести ответственность за принятые реше­ния;

• воспитание чувства коллекти­визма, взаимопомощи, взаимовы­ручки

• приобщение детей к простей­шему туризму;

• создание условий для актив­ной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности;

• формирование навыков эколо­гической культуры;

• систематизация знаний о мно­гообразии и особенностях родного края;

• закрепление знаний об эколо­гических проблемах региона, эколо­гической безопасности


Благодаря этому воображение ребенка способно охватить все окружающее.


Технология реализации проекта предусматривает несколько этапов.

1-й этап. Постановка посильных задач, составление плана работы. (Что необходимо знать туристам? Где и как мы будем использовать эти зна­ния? Как их приобретем?)

2-й этап. Накопление знаний и умений в разнообразных видах дея­тельности;

беседы («Кто такие путешест­венники?», «Зачем люди путешеству­ют?», «Правила поведения туристов», «Правила поведения юных экологов» и др.), рассказы, видеосюжеты («Пу­тешествие Робинзона Крузо»);

• игровые, обучающие и творчес­ки развивающие ситуации разного типа (способы добычи и тушения ог­ня, приемы подачи сигналов бедст­вия, средства защиты от непогоды, преодоление завалов и др.);

трудовая деятельность (изго­товление модели плота, воздушной и водной ракеты, корзины из прутьев, посуды из глины и бересты, веревки из стеблей растений, сбор плодов и семян растений для подкормки птиц зимой, изготовление кормушек, скво­речников для птиц и др.;

экспериментально-исследова­тельская деятельность («Как сделать звук громче?», «Почему взлетает воз­душный шарик?», «Почему зимой шу­ба греет?», «Почему зажигается спич­ка?» и др.);

решение проблемных задач и ситуаций («Почему шалаш лучше строить на возвышенном месте с дверным проемом на южную сторо­ну?», «Как спасти поселение от вра­гов?», «Как без муки и сковородки ис­печь хлеб?», «Как найти звериную тропу и выйти к воде?» и др.);

решение противоречий (эколо­гически целесообразно добыть мед, не причинив вреда пчелам, и др.);

дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, деловые игры («Собираемся в поход», «Зеленая апте­ка», «Вылечим Степашку», «Посещение фитобара», «Что в корзинку мы берем», «Следопыты», «Маленькие дикари», «Лесная метеостанция», «Медицинский всеобуч», «Поиск кладов» и др.);

наблюдение природы родного края;

разучивание туристических пе­сен и речевок.

3-й этап. «Туристический слет» -деловая игра на обобщение и систе­матизацию полученных знаний, уме­ний и навыков. Попадая в разные «экстремальные ситуации» в игре, де­ти подвергаются потенциальной опасности. Для сохранения жизни и здоровья необходимо своевременно устранить причины, при которых мо­жет произойти превращение потен­циальных опасностей в действитель­ные:

• найти дорогу домой по природ­ным ориентирам и компасу;

• очистить и обеззаразить воду;

• разжечь костер без спичек;

• оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (при укусах, отравлениях, солнечном ударе);

• соорудить носилки и плот из гимнастических палок,

• собрать рюкзак (из двадцати предложенных предметов отобрать пять самых необходимых);

• пройти полосу препятствий (пе­реправа по бревну и с помощью верев­ки, передвижение по кочкам и др.),

• помочь природе (оградить му­равейник, залечить рану на дереве, очистить родник от завалов и др.).

4-й этап. Туристический поход в экологический центр заповедника «Кузнецкий Алатау»- применение накопленных знаний в реальной действительности. Поход служит своеобразной формой диагностики, позволяющей выявить уровень эко­логической воспитанности и навыков безопасного поведения детей в при­роде.

Работа по проекту рассчитана на три месяца и ведется с детьми стар­шего дошкольного возраста.

Предполагаемый анализ результатов проекта должен по­казать, что дети будут заинтересованы в смене разных видов деятель­ности, научаться решать проблемные задачи, находить выход из особенных ситуа­ций, будут проявлять свою активную жизненную позицию, чувство ответственности за природу, себя и других. А педагоги, в свою очередь, на­деются, что приобретенные в играх и походах навыки помогут детям обес­печить персональную безопасность в дальнейшей жизни.


II. Календарное планирование работы по реализации проекта

«Юные Робинзоны»

Работа с детьми

Месяц

Наименование мероприятия

Июнь

Вне занятия

занятия


1 неделя

1. Беседы «Кто такие путешествен­ники?», «Зачем люди путешествуют!?».

2. Знакомство с правилами по­ведения туристов и правилами пове­дения юных экологов.

3. Беседа (Кто может стать юным туристом? Какими качествами должен обладать настоящий Робин­зон? ).

4. Постановка задач и составле­ние плана работы по их реализации (Что нужно знать туристам? Чему они должны научиться? Как это можно сделать?).

5. Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой.

1. Беседа о знаменитых местах и людях родного края. Воспитание чувства гордости за красоту и богатст­во малой родины.


2 неделя

1. Практическая исследователь­ская работа. Изучение экологического состояния территории детского сада

2. Медицинский всеобуч. Ока­зание первой медицинской помощи при ожогах, солнечном ударе, укусах насекомых, отравлениях.

Пра­вила оказания помощи при вывихах и переломах. Сооружение носилок из подручного материала, перенос пост­радавших на умело сложенных («си­деньем») руках.


1. Деловая игра «Собираемся в поход». Оборудование и снаряжение для похода.

Решение проблемных задач («Как защититься от холода, жары, дождя?», «Как спасти поселение от врагов?», "Как добыть огонь?»).


3 неделя

1. Работа в творческой мастер­ской. Конструирование кормушек из разных материалов (дерева, прово­локи, шишек, очищенных от семян, высушенных декоративных тыкв).

2. Подача сигналов бедствия. Экспериментально-исследователь­ская деятельность «Почему взлетает воздушный шарик?», «Как сделать звук громче?».

3. Составление меню лесного кафе (суп из крапи­вы, уха, жареные грибы, смородиновый чай). Закрепление знаний о съедоб­ных растениях. Дегустация напитков лесного кафе.

1. Разыгрывание ситуации «За­блудились в лесу». Как найти дорогу домой? (По местным ориентирам, по компасу.) Работа по компасу.

2. Деловая игра «А как бы посту­пили вы? Умение видеть и устранять нарушения в природе

4 неделя

1. Организация подкормки птиц на участке, ближайшей природной территории.

2. Работа в творческой мастер­ской. Изготовление плота, веревки, удочек из «лесного» материала (если мы сделаем плот, то мы сможем переправиться на другой берег, с помощью веревки перебе­ремся через ров, сделаем удочку -наловим рыбы - спасемся от голода).


  1. Экспериментирование.

Работа в лаборатории. Добы­ча воды из моховой подушки. Очист­ка и обеззараживание воды.

2. Составление прогноза погоды по особенностям неживой природы, поведению животных, состоянию растений. Живые барометры.


Июль

1 неделя

1. Игра-фантазия. Конструиро­вание и презентация суперметлы, с помощью которой можно быстро очистить лес от мусора, и удочки, с помощью которой можно очистить реку.

2. Игра-забава на участке дет­ского сада. Найти «послание» от за­блудившихся туристов, используя карту-схему с условными знаками.


1.Разыгрывание ситуации «Ро­бинзон на необитаемом острове». Ка­кими профессиями должен обладать Робинзон, чтобы наладить свою жизнь на острове?


2 неделя



2. Разыгрывание ситуации «По­жар в лесу». Меры безопасности при пожаре. Способы тушения огня.

3. Работа в творческой мастер­ской. Изготовление посуды из глины и бересты, крючка для удочки из бро­сового материала.

4. Работа в творческой мастер­ской. Конструирование по рисунку-схеме корабликов, катеров, лодок.

1. Занятие по ОБЖ.

2. Развлечение «Мама, папа, я – туристическая семья»
  1   2   3   4

Похожие:

Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconМетодика экологического воспитания дошкольников Николаева С. Н
Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений. — 2-е изд., испр. — М
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconЦели и задачи экологического воспитания дошкольников
Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconМаксим Юрьевич «Педагогика. Теория воспитания»
Лекция основные понятия теории воспитания. Самовоспитание как условие развития личности. Воспитание как педагогический компонент...
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconВажность экологического воспитания
К концу ХХ века экологические проблемы заняли одну из лидирующих позиций среди проблем мирового масштаба. Поэтому задача экологического...
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconРегиональная программа экологического образования дошкольников Е. В. Гончарова \ Тюмень 2000г. Технология экологического образования детей во 2мл.
Региональная программа экологического образования дошкольников Е. В. Гончарова \ Тюмень 2000г
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconПрограмма экологического воспитания в моу сош №3 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам «Экология», «Экологический менеджмент», «Системы экологического управления» для студентов всех специальностей
«Экология», «Экологический менеджмент», «Системы экологического управления» для студентов всех специальностей / Г. В. Давиденко
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconПрограмма по курсу «Экологический туризм и экскурсоведение»
Цель – сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма и компетенции проектирования,...
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconЭкологические проблемы Тюменской области
Причины появления экологических проблем. Проблемы глобальные и территориальные, основные и производные. Примеры экологических проблем...
Познавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников iconСекция: Биология и науки о Жизни моу дод центр экологического воспитания детей, г. Стрежевой
Научный Сизова Любовь Николаевна, педагог высшей категории моу дод центр экологического воспитания детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница