Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс




НазваниеЛатюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс
страница1/4
Дата20.11.2012
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам.директора по Директор школы

протокол№___от_____ УВР ___ Г.А.Мавлетбаева

«___»__________2011 г. «___»________2011 г. «___»__________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

« БИОЛОГИЯ »

для 6-го класса


Тайсугановская основная общеобразовательная школа

Султангирова Гульзания Явдатовна

учитель II квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____от

«___»________2011г


2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2005. - 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями и домашними животными.

Критерии и нормы устного ответа по биологии 

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал

8.Оценка выполнения практических работ по биологии:  

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

  1. Общая классификация ошибок  

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  2. незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

  3. неумение выделить в ответе главное;

  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  5. неумение делать выводы и обобщения;

  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  9. нарушение техники безопасности;

  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. 

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Содержание программы

7 класс

Животные

(70 часов,2 часа в неделю)

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

Правила работы в биологической лаборатории.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие червей.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц Белгородской области.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3


Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Последствия воздействия деятельности человека на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия.

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени – 5 часов.

Учебно - методическая литература для учителя

1. Л.А. Гребенник, М.А. Солодилова, Н.В. Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов; под ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 190 с.: ил.

2. Дидактические карточки- задания по биологии: животные/ Е. Т. Бровкина, В.И. Белых.- М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.

3. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6 -7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил.

4. Е.Л. Жеребцова. ЕГЭ. Биология: Теоретические материалы.- СПб.: Тригон, 2009. – 336 с.

5. А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно - методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2009.- 176 с.

6. В.В. Латюшин, Г.А. Уфинцева. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В Латюшина и В.А. Шапкина « Биология. Животные»: пособие для учителя.- М.: Дрофа 2003.- 192 с.

7. В.В. Латюшин. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2004.- 160 с.

8. А.И. Никишов. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

9. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.- 104 с.

10. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

11. А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

12. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004 – 272 с.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.

  2. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные./Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород: ГУ «Экологический фонд Белгородской области, 2005. – 532 с.: ил.

  3. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.

  4. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.

  5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология/ Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы.- М.: Мнемозина, 2000.- 206 с.: ил.

  6. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./глав. ред. М. Д. Аксеонова - М.: Аванта+, 1998.-704 с.: ил.

  7. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.

  8. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.

  9. Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.







урока

Название раздела

(кол-во часов)

Тема уроков


Учебно-познавательная компетенция

Дата

Тип и формы урока

л/р, пр/р, экскурсии, демонстрации

Домашнее

задание

Базовый уровень

содержания

Планируемый

результат

по

плану

фактически

1

1

Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.)

Роль зоологии в истории и жизни человека. Основные систематические категории.

Правила работы в биологической лаборатории.

Термины

Зоология

Описание животных как биологических объектов.

Систематика животных. Систематические категории.

Роль зоологии в практической деятельности людей.

Давать определения терминам.

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.

Выделять признаки классификации наук о животных.

Сравнивать растения и животных.







Изучение и первичное закрепление знаний




§1




2

Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных. Сходство и различия растений и животных.







Комбинированный




§2

2

Раздел 1.Многообразие животных – результат эволюции(36 ч)

1(3)

Простейшие (2 ч).

Особенности строения и образа жизни, многообразие простейших.

Простейшие - одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятель-ности.

Термины

Циста

Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы.

Описывать строение и роль

в природе и в практической деятельности.


Давать определения терминов.


Узнавать по рисункам представителей простейших.


Анализировать содержание информационной таблицы.


Выделять особенности жизнедеятельности.

Приводить аргументы, доказывающие единство животных и растений.







Изучение и первичное закрепление знаний




§3




2(4)

Биологические и экологические особенности жгутиконосцев, инфузорий. Паразитические простейшие.

Систематические группы простейших.

Простейшие – возбудители заболеваний человека.







Урок первичного усвоения и закрепления

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших

§4




Многоклеточные животные.(34 ч) Беспозвоночные.(16 ч)




1(5)

Тип Губки, тип Кишечнополостные.

Биологические и экологические особенности. Значение.

Термины

Эктодерма

Энтодерма

Регенерация

Чередование поколений.

Особенности строения: кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система.

Стадии развития: полип и медуза.

Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе.

Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими.

Давать определение терминам.

Подготовить сообщение об использовании губок человеком.







Урок первичного усвоения и закрепления

Демонстрация микропрепаратов гидры, влажных препаратов медуз

§5 , 6

сообщения





2(6)

Тип Плоские черви. Многообразие, особенности строения, значение.

Термины

Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Особенности строения: кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия. Свободноживущие и паразиты.

Узнавать по рисункам представителей плоских червей.

Давать определения терминам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела.







Урок первичного усвоения и закрепления

Демонстрация: строение и многообразие плоских червей.

§7




3(7)

Тип Круглые черви.

Многообразие, особенности строения, значение.

Особенности строения: двухслойные, наличие анального отверстия.

Узнавать по рисункам представителей круглых червей.

Перечислять приспособления к паразитизму.

Сравнивать строение плоских и круглых червей.







Комбинированный

Демонстрация: строение и многообразие круглых червей.

§8




4(8)

Тип Кольчатые черви.

Класс Многощетинковые кольчецы. Особенности строения и образа жизни.

Термины

Олигохеты

Полихеты

Параподии

Анабиоз

Гирудин

Кокон

Особенности строения: сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Экологические особенности (забота о потомстве).

Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Описывать значение кольчецов.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу.







Комбинированный

Демонстрация: строение и многообразие кольчатых червей.

§9




5(9)

Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки.







Лабораторный

Л.р. №1 Изучение внешнего строения дождевого червя.

§10




6 (10)

Тип Моллюски. Многообразие, биологические и экологические особенности, значение.

Термины

Реактивное движение.

Особенности строения, среда обитания, образ жизни.



Узнавать по рисункам представителей моллюсков и иглокожих.

Описывать значение моллюсков, механизмы кровообращения, движения.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски - более высокоорганизованные животные, чем черви.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных.







Урок первичного усвоения и закрепления

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

§11

сообщения




7 (11)

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Тип Иглокожие.







Комбинированный




§12, 13






8 (12)

Обобщение по темам:

«Простейшие»,

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски»













Обобщающий










9 (13)

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Классы членистоногих:

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Термины

Фасеточное (мозаичное) зрение.

Хитин

Партеногенез

Образ жизни: свободноживущие паразиты.

Особенности строения и экологии.

Одомашненные виды.


Узнавать по рисункам и коллекциям представителей членистоногих.

Описывать значение членистоногих.

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих.

Объяснять характер приспособления членистоногих к среде обитания.

Подготовить сообщения о видах насекомых Белгородской области.







Урок первичного усвоения и закрепления,

лабораторный

Л.р. №2 Изучение внешнего строения речного рака

§14 до стр. 59

сообщения




10(14)

Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний.







Комбинированный




§14 до конца




11(15)

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности строения, значение насекомых.







Лабораторный

Л.р. №3 Изучение представителей отряда насекомых

§15

сообщения




12(16)

Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Названия отрядов насекомых.

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Значение насекомых.

Биоиндикация.

Вредители с/х растений.

Опылители, естественные враги насекомых – вредителей, переносчики заболеваний человека.

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.







Комбинированный

Демонстрация коллекций насекомых

§16




13(17)

Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний.







Комбинированный

Демонстрация коллекций насекомых

§17




14(18)

Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи.







Комбинированный

Демонстрация коллекций насекомых

§18
  1   2   3   4

Похожие:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconПеречень учебников, по которым будут заниматься учащиеся лицея в 2012- 2013 учебном году
Латюшин В. В. Ламехова Е. А. Рабочая тетрадь по биологии: Биология. Животные 7 кл. Изд-во «Дрофа»
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconУчебно-методическое обеспечение образовательной области «Естествознание»
...
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconУчебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос»
Учебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос», 2005
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconТематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconРабочая программа Биология. Животные. 7а, б класс. Мбоу «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconУроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные 7 класс
Биология: общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconПрограммно методическое обеспечение учебного плана на 2011-2012
Константинов В. М. Бабенко В. Г. Кучменко В. С. «Биология Животные» 7 класс. «Вентана-Граф» 2009
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 7 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология (Природоведение 5 класс. Биология...
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс iconБюллетень новых поступлений 2010 г
Методические рекомендации по использованию инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». «Биология. Живой организм....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница