Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации»




Скачать 181.44 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации»
Дата19.11.2012
Размер181.44 Kb.
ТипРабочая программа



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


СОГЛАСОВАНО

Руководитель работ по направлению подготовки бакалавров 080200,
декан, профессор

____________ И.Б. Сергеев

«___» ___________ 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ЭУ и Ф

профессор

____________ И.Б. Сергеев

«___» ___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«Введение в экономику организации»

Направления подготовки: 080100 Экономика

Профиль подготовки: «Экономика предприятия и организации»

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: Очная

Санкт-Петербург

2012


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является ознакомление бакалавров первого курса с избранным направлением, с содержанием учебного плана, особенностями изучения дисциплин, прохождения практик, написания выпускной квалификационной работы. Бакалавр знакомится с историей развития горной науки и техники в нашей стране и в других странах мира, с основами экономики, с основами поисков, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, а также подготовка бакалавров к прохождению учебной практики на горных предприятиях.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к социально-гуманитарному циклу и читается в первом семестре. Студент должен обладать знаниями, полученными за период обучения в школе, владеть культурой мышления, воспринимать информацию, уметь записывать излагаемый на лекциях материал; должен понимать излагаемый материал, оценивать его, осозновать, задавать вопросы лектору для уточнения отдельных определений и формул.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК11,

    __________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- содержание подготовки бакалавра по направлению «Экономика»;

- организацию учебного процесса, права и обязанности бакалавров, правила внутреннего распорядка в институте;

- знать историю своего института, выдающихся учёных, внесших большой вклад в развитие геологии, горной науки и экономики;

- знать историю горной науки и техники;

- понимать взаимосвязь микроэкономических и макроэкономических процессов и проблем..

Уметь:

- выделить главное, существенное в текстах учебников, статьях, лекциях по дисциплине;

- представить информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, графиков);

- представлять результаты работы в удобной для восприятия и логически правильной форме;

-иметь понятие о поисках и разведке месторождений полезных ископаемых, организации проектирования и строительства горных предприятий, технологии добычи и обогащения полезных ископаемых, об экономической эффективности затрат в поиски, разведку, добычу и переработку полезных ископаемых.

    Владеть:

    - основными категориями, используемыми при оценке хозяйственной деятельности предприятия;

- понятийным аппаратом изучаемого курса;

- существом экономических процессов в рамках всего общества, мотивами поведения экономических субъектов;



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3,0___ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

36/1,0

36/1,0










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18/0,5

18/0,5










Практические занятия (ПЗ)

18/0,5

18/0,5










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72/2,0

72/2,0










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

34/1,0

34/1,0










Другие виды самостоятельной работы
















Свободная самостоятельная работа: чтение периодических изданий, посещение семинаров, посещение конференций

38/1,0

38/1,0










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Дифф. зач.










Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










3,0

3,0











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение.

Цель и задачи дисциплины. Современное состояние и перспективы развития экономики Российской Федерации и горнодобывающей промышленности. Роль дисциплины в подготовке бакалавров к первой учебной практике.

2.

Краткие сведения по истории Санкт-Петербургского горного института.

Экономические предпосылки к созданию первого высшего горного училища в России. Роль и значение высококвалифицированных горных инженеров в развитии промышленности. Исторические сведения о развитии горного института с момента образования до наших дней. Выдающиеся деятели и воспитатели горного института и их вклад в Российскую и мировую науку. Современное состояние научных исследований и уровень подготовки специалистов.

3.

Организация учебного процесса

Организационная структура горного института и факультетов. Основные функции и задачи ректората, деканатов факультетов, кафедр и лабораторий. Учёные и диссертационные советы, их роль в подготовке и воспитании высококвалифицированных кадров. Государственный образовательный стандарт. Учебный план направления, его структура и значение. Роль и значение различных дисциплин в подготовке бакалавров. Учебно-исследовательская и научная работа бакалавров. Учебные и производственные практики, места и порядок их проведения. Контроль успеваемости: аттестация, контрольные работы, коллоквиум, зачеты и экзамены. Права и обязанности бакалавров.

4.

Природные ресурсы и народнохозяйственное значение их рационального использования.

Понятие о природных ресурсах и их классификация. Народнохозяйственное значение различных видов природных ресурсов. Основы законодательства Российской Федерации о рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Научно-технический прогресс и проблемы природопользования. Полезные ископаемые, их виды и классификация. Значение минеральных ресурсов в жизни современного общества, в ускоренном развитии экономики страны.

5.

Минерально-сырьевая база страны

Современное состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Геологические исследования. Методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Стадии геологоразведочных работ. Основы геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых.

6.

Добыча и переработка полезных ископаемых

Проектирование и строительство горных предприятий. Проектные институты и строительные организации. Проектно-сметная документация. Организация строительства горных предприятий.

Понятие о способах добычи полезных ископаемых, их достоинствах и недостатках. Научно - технический прогресс в горной промышленности и пути его ускорения. Механизация горных работ.

Понятие об обогащении полезных ископаемых. Комплексное извлечение полезных компонентов из минерального сырья и безотходная технология при добыче и переработке полезных ископаемых.

7.

Экономическая эффективность разведки, добычи и переработки полезных ископаемых.


Ресурсы. используемые при разведке, добыче и переработке полезных ископаемых: трудовые, материальные, финансовые и природные. Народнохозяйственное значение их рационального использования.

Показатели и пути улучшения использования трудовых ресурсов. Понятие об основных фондах и оборотных средствах предприятий. Основные показатели и пути улучшения их использования.

Понятие о капитальных вложениях и о показателях их экономической эффективности.

Основные показатели экономической эффективности мероприятий научно - технического прогресса.

Понятие об эффективности затрат в природоохранные мероприятия.


8.

История развития горной науки и техники

Развитие горного дела до нашей эры в Африке и Европе. Добыча полезных ископаемых в Восточной Европе, Древней Греции, Афинах, Римской империи и Америке. Горное дело в Азии, Индии, Китае и др. странах.

Развитие горного дела на территории Руси до ХШ века. Добыча строительных материалов, каменной соли, серебра и железных руд.

Инструменты, применяемые для добычи полезных ископаемых в античную эпоху. Способы дробления горных пород, измельчения и грохочения руды. Технология отбойки полезного ископаемого. Заслуги Плиния Старшего, Аристотеля, Агриколы и др.

Развитие техники в горном производстве в эпоху промышленной революции. Первые горные машины.

Создание научных и образовательных школ в Европе. Деятельность Г. Агриколы. Горные академии в Германии, Чехии, Польше. Берг – коллегия в России. Горнозаводские школы. Создание Санкт-Петербургского горного училища.

Создание и развитие современной горной науки. Научно – исследовательские, проектные и учебные институты, исследовательские центры и лаборатории. Научно-технический прогресс в горной промышленности и пути ускорения его развития.


9.

Требования государственного образовательного стандарта к подготовке бакалавра.

Функции и роль экономиста в повышении эффективности производства, в совершенствовании организации и оплаты труда, управления и планирования на предприятиях и в организациях. Основные требования к подготовке бакалавров.


(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Экономика предприятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Микроэкономика

+

+

+

+

+

+

+

+

+


































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение.

2













2

2.

Краткие сведения по истории Санкт-Петербургского горного института.

2







2

4

8

3.

Организация учебного процесса

2













2

4.

Природные ресурсы и народнохозяйственное значение их рационального использования.

2







4

8

14

5.

Минерально-сырьевая база страны

2







4

8

14

6.

Добыча и переработка полезных ископаемых

2







2

6

10

7.

Экономическая эффективность разведки, добычи и переработки полезных ископаемых.


2







4

6

12

8.

История развития горной науки и техники

2







2

6

10

9.

Требования государственного образовательного стандарта к подготовке бакалавра.

2













2




Итого

18







18

72*

108

* в том числе 34 ч. на написание реферата

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.




Не предусмотрен




2.






















7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Раздел 2

История Санкт-Петербургского горного института -семинар

2

2.

Раздел 4

Природные ресурсы.

Народнохозяйственное значение рационального использования природных ресурсов.

4

3.

Раздел 5

Минерально-сырьевая база страны

4

4.

Раздел 6

Добыча и переработка полезных ископаемых

2

5.

Раздел 7

Экономическая эффективность разведки, добычи и переработки полезных ископаемых.

4

6.

Раздел 8

История развития горной науки и техники

2




Итого




18


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрена_______

_____________________________________________________________________________

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. Учебное пособие. Л.: ЛГИ, 1998.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика – квалификация – степень «Бакалавр». М.: 2010.

3.Экономика недропользования. Учебное пособие/И.Б. Сергеев, А.Е. Череповицын, Д.Р. Каюмов/СПб.: СПГГИ(ТУ), 2011, 160 с.

б) дополнительная литература

4. Санкт-Петербургский государственный горный институт 1773-1998 гг, СПб.: СПГГИ(ТУ), 1998.


_____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Предусматривается использование кино и видеофильмов, проведение экскурсий в горный музей и музей истории института.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Персональные компьютеры, лаборатории горной и буровой техники института

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

Формы работы со студентами


Формами работы со студентами являются:

  • лекции;

  • семинарские занятия;

  • выполнение домашнего задания

  • написание реферата;

  • сдача зачета.

На лекциях преподаватель знакомит учащихся с основными аспектами содержащихся в программе курса.

Семинары посвящаются разбору разделов дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает, в основном, изучение рекомендованных литературных источников и выполнение домашних заданий.

Виды контроля:


Текущий контроль – это посещение лекционных занятий, активность в выступлениях на семинарах, выполнение домашних работ.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет по материалу всего курса.

Оценка знаний осуществляется по 10-ти балльной шкале.

Порядок оценки знаний учащихся


- наличие полного конспекта по всему курсу,

исполненного студентом собственноручно – 10%

- оценка активности работы на семинарских занятиях – 20%

- выполнение домашних заданий – 20%

- написание реферата – 20%

- зачет по материалу всего курса – 30%

Итоговая оценка складывается из оценок всех форм контроля.

Итоговая оценка определяется исходя из набранных баллов и переводится в пятибалльную систему следующим образом: 10-30% - соответствует оценке – «неудовлетворительно», 40-50% - соответствует оценке– «удовлетворительно», 60-70% - соответствует оценке– «хорошо», 80-100% - соответствует оценке «отлично».


_____________________________________________________________________________

Разработчики:

___каф. ЭУиФ_____ _____доцент_____ _____Исеева Л.И.______

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____каф. ОиУ______ ____профессор____ _Лобанов Н.Я.___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconРабочая учебная программа дисциплины «введение в специальность» для специальности
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» построена исходя из требуемого уровня базовой подготовки студентов, обучающихся...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины 8 Рекомендуемая литература 8 > Лист внесения изменений 9 введение нормативные ссылки Типовая программа не предусмотрена рабочая программа дисциплины специализации «Основы рекламы и связи с общественностью»
Рабочая модульная программа дисциплины для студентов, обучающихся по специальности
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconВведение в экономику
Рабочая учебная программа по экономике 10 класс составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconРабочая программа дисциплины «введение в биотехнологию»
Программа дисциплины «Введение в биотехнологию» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconРабочая программа дисциплины «введение в синергетику»
Изучить условия возникновения и процессы организации и самоорганизации в системах, а так же их формально-математическое описание
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целью освоения дисциплины «Введение в профессию» является формулирование профессиональной направленности студента, усвоение основного...
Рабочая программа дисциплины «Введение в экономику организации» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница