Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему




НазваниеЕндации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему
Дата19.11.2012
Размер0.52 Mb.
ТипТехнический регламент
РЕКОМ ЕНДАЦИИ
«круглого стола» в Государственной Думе на тему:
«Гармонизация российской и европейской систем технического
нормирования в строительстве»



Организатор:

Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям



Москва, здание Государственной Думы

23 сентября 2010 года



Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, руководителей ведущих строительных организаций, научных организаций и творческих союзов в сфере архитектуры и строительства, РСПП и ТПП РФ вопросы гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в строительстве, участники «круглого стола» отм ечают:

1. В развитии законодательства о техническом регулировании в последние годы наметились заметные положительные тенденции.

В результате взаимодействия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в период 2007-2009 гг. российское законодательство о техническом регулировании стало активно развиваться с учетом отечественной практики правоприменения и опыта Европейского Союза. Принятые в этот период изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» создали условия для разработки технических регламентов на основе принципов т.н. «нового подхода», используемого в техническом регулировании Европейского Союза1.

Возросла роль национальных стандартов и сводов правил, применение

которых обеспечивает реализацию требований технических регламентов.



' В рамках «нового подхода» в странах ЕС с 1985 года применяется принцип, устанавливающий презумпцию соответствия продукции сформулированным в достаточно общем виде требованиям к ней, содержащимся в директивах ЕС, при условии соответствия этой продукции стандартам, гармонизированным с этими директивами.


Особое место занимает вступивший в силу с 1 июля 2010 года Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 284-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений установил общие требования безопасности ко всем зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), независимо от назначения и параметров зданий и сооружений.

Конкретные требования к безопасности зданий и сооружений должны устанавливаться стандартами и сводами правил, к которым отнесены СНиПы, действовавшие на 30 декабря 2010 года. Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 июня 2010 г. № 1047-р утвердило перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 года № 2079 утвержден перечень документов в области стандартизации ~стандартов и сводов правил), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований безопасности зданий и сооружений.

Существующие стандарты и СНиПы, включаемые в указанные перечни должны быть актуализированы до 1 января 2012 года.

Вместе с тем в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют СНиПы, устанавливающие требования к высотным зданиям, высокоскоростным магистралям, ряду других объектов капитального строительства. Поэтому сейчас перед федеральными органами исполнительной власти стоит задача также устранигь существующие пробелы и разработать соответствующие стандарты и своды правил.

Минрегионом России вместе с профессиональным сообществом в лице национальных обьединений начата работа по переработке нормативной базы строительства, и до конца 2010 года строители получат 25 новых актуализированных современных сводов правил, содержащих наиболее прогрессивные нормы и решения, учитывающих как результаты российских исследований, так и опыт Евросоюза. Еще около 60 сводов правил планируется актуализировать в 2011 году.

2. В настоящее время в Государственной Думе совместно с Правительством Российской Федерации подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 192544-5 «Технический регламент «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций». Указанный проект технического регламента по кругу объектов технического регулирования, предъявляемым требованиям к продукции и способам оценки соответствия максимально приближен к требованиям Директивы 89/106 ЕС, что создает благоприятные условия для гармонизации требований взаимного признания документов оценки соответствия и развития равноправной и взаимовыгодной торговли строительными материалами со странами Европейского Союза.

3. В связи с созданием Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии осуществляется гармонизация технического законодательства этих стран. Учитывая, что в предшествующее десятилетие техническое законодательство Казахстана и Белоруссии развивалось в русле принципов европейского «нового подхода», введение единых технических регламентов Таможенного Союза и стран-участников ЕврАзЭС одновременно будет способствовать сближению технического законодательства Российской Федерации и Европейского Союза. По мнению участников «круглого стола» при разработке единых технических регламентов Таможенного Союза и странучастников ЕврАзЭС необходимо предусмотреть сохранение в качестве доказательной базы технических регламентов наряду с национальными стандартами также и сводов правил (СНиПов).

4. Участники «круглого стола» отмечают, что ключевым элементом гармонизации российского и европейского технического нормирования в строительстве является создание возможности применения в российской практике Европейских норм проектирования в строительстве (Еврокоды).

5. Существуют серьезные основания для использования Еврокодов в Российской Федерации. Применение Еврокодов позволит повысить конкурентоспособность российского строительного бизнеса. Снимет барьеры как для российских компаний для выхода на европейские рынки строительных услуг, так и для прихода на российский рынок иностранных компаний с их новыми технологиями, для проектировщиков и производителей строительных материалов. Это же относится и к строительным материалам, которые смогут свободно обращаться на зарубежных рынках.

Нужно учитывать, что инвестиционные проекты с участием европейского капитала подвергаются экспертизе страховых компаний. Зарубежные страховые компании зачастую не могут страховать проекты, связанные с объектами капитального строительства в полном объеме, потому что им не понятны требования наших стандартов и СНиПов.

Поэтому гармонизация и взаимоувязка российских и европейских технических норм в строительстве — это вопрос привлечения не только иностранных компаний и технологий, но и иностранных инвестиций.

Безусловным плюсом применения Еврокодов в России также является возможность их использования там, где отсутствуют соответствующие СНиПы. Это, прежде всего, высотное строительство, высокоскоростные железнодорожные и автомобильные магистрали, а также промышленное строительство из быстровозводимых металлоконструкций и малоэтажное жилищное строительство. Кроме того, Еврокоды будут способствовать внедрению передового опыта и технологий в строительстве, поскольку при разработке Еврокодов учитывались последние научно-технические достижения в области строительства и производства строительных материалов. Еврокоды интенсивно разрабатывались именно в тот период (1990-е гг.), когда в России полностью прекратилось бюджетное финансирование НИР, направленных на развитие и актуализацию национальной системы нормирования. В процессе разработки последней версии Еврокодов были проанализированы и учтены причины многочисленных катастроф, которые происходили в разное время на строительных объектах в разных странах мира.

6. Г1о состоянию на 2002 год российская база СНиПов была гармонизирована с Еврокодами примерно на 20 %. Однако после принятия в конце 2002 года Федерального закона «О техническом регулировании» работы в области стандартизации в строительстве были приостановлены и получили новый импульс только в последние 2-3 года.

7. В то же время, по мнению участников «круглого стола», одномоментный переход на Еврокоды директивным распоряжением невозможен, т.к. строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, учитывающих региональные (природно-климатические, сейсмические, опасные геологические процессы) и социальные особенности России.

Следует учитывать, что 65% территории РФ покрыто многолетнемерзлыми грунтами. Карстовые процессы проявляются в 64 субъектах Российской Федерации, площадь распространения — 2,2%, проживает в зоне действия процесса — около 20% населения.

Порядка 20 % территории России — подработанные при пользовании недрами территории, на которых находятся подземные выработки, что необходимо учитывать при проектировании во избежание провалов и проседаний грунта.

На всей территории РФ имеют место склоновые процессы — оползни, сели, лавины и т.д. Затоплениям и подтоплениям подвержено около 80% всех

городов

При этом в Еврокодах даны самые общие требования к расчету фундаментов, в основном по типам сооружений и отсутствуют требования к исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в Российской Федерации. Есть различия в номенклатуре грунтов и классификационных показателях грунтов. Весьма существенно то, что в европейских стандартах практически отсутствуют требования к технологиям (процедурам) выполнения инженерногеологических изысканий, практически все они делегированы в национальные приложения. Только один вид близок к российской нормативной базе инженерно-геотехнические изыскания, изложенные в части второй седьмого Еврокода по исследованию и испытанию грунтов. Эту часть Еврокода возможно гармонизировать и применить на территории России. Другие четыре вида инженерных изысканий (геодезические, инженерно-геологические, гидрометеорологические и экологические) Комиссия Европейского союза не смогла обобщить и унифицировать ввиду их сильнейшей зависимости от национально-территориальной принадлежности

В настоящее время строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по российской системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положены метод расчета конструкций по предельным состояниям и определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов по утвержденной системе национальных стандартов (ГОСТ). На основании этих стандартов заводы выпускают строительные материалы, для которых в СНиП установлены соответствующие коэффициенты надежности по материалу. Кроме того, переход от нормативных значений к расчетным значениям сопротивлений тех или иных материалов производится на основании принятой в России системе коэффициентов безопасности. Эти коэффициенты отличаются от принятых в Еврокодах.

Например, коэффициент перехода от нормативной прочности бетона к расчетной в СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» равен 1,3, в то время как в Еврокоде ЕХ 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» этот коэффициент равен 1,5. Расчеты показывают, что применение только этого коэффициента по Еврокоду ЕМ 1992 приведет к удорожанию железобетонных конструкций на стадии проектирования на 10 — 15%, хотя и увеличит срок службы здания.

В СНиП 11-23 «Стальные конструкции» предъявляются более высокие требования по ударной вязкости для стальных конструкций, что вызвано российскими климатическими особенностями, в частности, большими отрицательными температурами.

К некоторым зданиям требования по огнестойкости конструкций в Российской Федерации выше, чем в Еврокодах. Но здесь следует учитывать различия в организации пожаротушения в ЕС и России, систем пожарных гидрантов, спринклеров, требований к ширине пожарных проездов, что должно
быть учтено при расчетах огнестойкости конструкций.

Есть большие различия и по нагрузкам на здания и сооружения. В СНиП
2.01.07 «Нагрузки и воздействия» более детально представлены полезные
нагрузки на перекрытия.

В Еврокоде ЕМ 1991-1-3 даны величины снеговых нагрузок, в соответствии
с картой снеговых нагрузок на грунт для Европы, а также таблицей зависимости

между высотным положением местности и снеговыми нагрузками по европейским регионам. В СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» приведены данные по снеговым нагрузкам, необходимые для расчета аналогичных коэффициентов в России. В Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м2, в России минимальные - 80 кг/м2, максимальные - 560 кг/м2.

Есть принципиальные различия в определении пульсационной составляющей ветровой нагрузки: по-разному определяются динамические и корреляционные коэффициенты.

Важнейшей проблемой является сейсмическая нагрузка. К сейсмоопасным зонам относится 40 % территории Российской Федерации. Анализ показывает, что расчетные сейсмические нагрузки и, соответственно, удорожание стоимости объектов при расчете по Еврокоду 1998 существенно выше в сравнении с расчетами по СНиП 11-7-81* «Строительство в сейсмических районах» при тех же параметрах. Соотношение величин расчетной сейсмической нагрузки по российским и европейским нормам составляет 1,4. В результате увеличение в стоимости объектов при расчетах по Еврокоду 1998 и СНиП 11-7-81* может достигать 20-40 процентов (в зависимости от условий строительства и типов конструкций, интенсивности сейсмических воздействий).

Вследствие более низких зимних температур по сравнению с европейскими здания в России подвержены большим температурным перепадам по толщине конструкций. Также строительные конструкции работают в большем диапазоне температур, усложнены условия влагопереноса и температурного состояния.

Учитывая, что более 2/3 территории страны расположены в зоне вечной мерзлоты, требуются специальные проектные и конструктивные решения (подполия, перекрытия и т.д.), В Европе не строят многоэтажных зданий в таких зонах. Глубина промерзания грунта в России больше. Вследствие различной эксплуатационной температуры зданий в расчетах теплопроводности в России используется температура 0'С, в Европе — принята 10'С. По российским климатическим условиям невозможно применять конструкции окон, стен, вентиляции, указанные в европейских нормах, так как будет происходить промерзание и разрушение конструкций.

В европейских нормах отсутствуют расчеты воздухопроницаемости ограждающих конструкций и теплоизоляционных материалов, применяемых в распространенных в России многоэтажных домах с каменными стенами. Также в европейских нормах отсутствуют требования и методы расчета для ограничения влажности материалов по условиям морозостойкости. Сопоставительный анализ показывает существенные методические, терминологические различия российских и европейских норм, а также различия в требованиях к строительным материалам, определяемые разницей условий

эксплуатации и исходными компонентами.

8. Перечисленные в пункте 7 настоящих рекомендаций геологические и климатические особенности территории России требуют адаптации Еврокодов. Эта задача представляется решаемой, поскольку Еврокоды изначально составлены как технические документы в предположении, что ряд требований (параметров, характеристик), необходимых для конкретных численных расчетов, определяются в каждой стране самостоятельно. Эти характеристики называются «национально определяемые параметры (МЭР)». Еврокоды внедряются в странах-членах ЕС как национальные стандарты с учетом различий в геологических и климатических условиях. Эти различия учитываются в национальном приложении к Еврокоду. Однако национальное приложение к Еврокоду может содержать альтернативные параметры только в оговоренных в Еврокоде случаях. Это то обстоятельство, которое требует серьезного изучения и обсуждения.

Так, только для Еврокода ЕХ 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» установлено более 100 параметров, определяемых на национальном уровне. Это различные коэффициенты, величины усадки, ползучести бетона, толщина защитных слоёв бетона для стальной арматуры в зависимости от среды эксплуатации и т. д. При этом в Российской Федерации установлена принципиально другая классификация сред эксплуатации (более 75% строительных конструкций в России эксплуатируется в агрессивных средах), что приводит к необходимости применения при проектировании и строительстве дополнительных мер защиты, которые не предусмотрены (или отличны) в Еврокодах.

9. Помимо необходимой адаптации Еврокодов к территориальным особенностям России необходимо определиться с правовым статусом этих документов.

Так, первый вариант, принять Еврокоды в качестве национальных стандартов и (или) сводов правил в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании». При этом должны быть

учтены национальные интересы Российской Федерации, а также территориальная специфика применения технических норм.

После принятия Еврокодов (включая обеспечивающие их реализацию пакеты стандартов) в качестве национальных стандартов и (или) сводов правил их можно включить в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Допустимость применения в рамках данного перечня альтернативных друг другу документов по одному предмету предусмотрена частью 3 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона документы, применяемые на альтернативной основе, должны быть приняты в качестве национальных стандартов или сводов правил.

Второй вариант - возможно применение адаптированных Еврокодов в качестве документов добровольного применения. В этом случае допустимость такого подхода к использованию Еврокодов должна быть закреплена в Федеральном законе.

10. В России работает большое профессиональное сообщество проектировщиков, воспитанное на отечественных строительных нормах и правилах. Обучение студентов архитектурно-строительных специальностей, переподготовка специалистов производится по учебной и методической литературе, подготовленной на базе действующих СНиПов и стандартов. Требуется в течение определенного переходного периода организовать переподготовку преподавательского состава, разработку учетных пособий и компьютерных программ и обучение студентов строительных специальностей.



С учетом вышеизложенного и принимая во внимание задачи технологической модернизации, поставленные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, решении заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 20 января 2010 года в г. Липецке и Концепции долгосрочного социальноэкономического развития России до 2020 года, в целях гармонизации российской и европейской законодательной и нормативной правовой базы строительства, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской

Федерации:



Завершить подготовку ко второму чтению проекта федерального закона № 192544-5 «Технический регламент о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций» с учетом целесообразности гармонизации его положений с системой Еврокодов и обеспечить приоритетное рассмотрение

законопроекта.



Правительству Российской Федерации:



1. С участием депутатов Государственной Думы, национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, РААСН разработать и принять Комплексную программу гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в области строительства на 2011-2012 гг. с учетом территориально-климатических особенностей Российской Федерации.

В Программе предусмотреть:

1) определение приоритетов и этапов гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в области строительства, включая технические требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям;

2) организацию и осуществление профессионального аутентичного перевода действующих Еврокодов и связанных с ними стандартов;

3) организацию научно-исследовательских работ, включающих:

- проведение сравнительного анализа требований российских стандартов и сводов правил с Еврокодами;

- определение отсутствующих в российских нормативных документах показателей безопасности и качества строительной продукции, а также связанных с ними процессов проектирования (в т.ч. изысканий), строительства,

эксплуатации;

- оценку возможности применения данных требований в Российской Федерации с учетом геологических, климатических, технических и экономических особенностей;

4) последовательность поэтапного принятия Еврокодов (и связанных с ними европейских стандартов), основанную на необходимости первоочередного внедрения нормативов проектирования, отсутствующих в российской системе технического нормирования, вместе с национальными приложениями, учитывающими особенности территории Российской Федерации, экономические и социальные аспекты;

5) гармонизацию стандартов, на которые даются ссылки в Еврокодах, с российскими национальными стандартами и сводами правил;

6) разработку таблиц соответствия характеристик классификации грунтов, строительных материалов, сред эксплуатации;

7) уточнение ряда российских стандартов, связанных с испытаниями грунтов, приблизив их к требованиям Еврокодов;

8) приведение технической и инструментальной базы испытательных лабораторий и центров сертификации в соответствие с европейскими требованиями к строительной продукции;

9) проведение адаптации (испытаний, исследований) принятых решений;

10) аттестацию программного обеспечения по применению международных и европейских норм проектирования;

11) сопоставительный анализ влияния применения Еврокодов и затрат на

строительство;

12) организацию переподготовки специалистов, профессорскопреподавательского состава и обучения студентов ВУЗов строительноархитектурного профиля.

2. При подготовке к принятию проекта Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации вывести за рамки этого Соглашения такие объекты технического регулирования, как здания и сооружения. Одновременно разработать специальное Соглашение об основах гармонизации технических регламентов в области строительства в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

3. При подготовке проектов технических регламентов Таможенного Союза и ЕврлзЭС о безопасности строительной продукции инкорпорировать в них основные положения Федерального закона от 30 декабря 2010 года № 384ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом целесообразности гармонизации этих положений с системой Еврокодов.



Председатель Комитета М.Л.Шаккум

Похожие:

Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconЗаседание круглого стола по теме "О государственной поддержке молодых ученых края"
В законодательном собрании края состоялось заседание круглого стола по теме "О государственной поддержке молодых ученых края"
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconКруглый стол «образование в области прав человека. Содержание и методика»
Прибытие и размещение организаторов Круглого Стола. Подготовка мероприятий Круглого Стола
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconДокладов Третьего межвузовского круглого стола на тему: «Лингвистика и лингводидактика делового общения в свете компетентностного подхода»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconИрина Васильевна Чаднова, ведущий научный сотрудник отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ российской государственной
России и стран СНГ российской государственной библиотеки, руководитель «круглого стола» рба «Библиотечное обслуживание мультикультурного...
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconРекомендации заседания «круглого стола» Общественной палаты Амурской области на тему
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2010 года №134-р, считают, что общее состояние этой деятельности по...
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconОтчет о заседании круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» секции публичных библиотек рба
Заседание круглого стола «Национальные особенности библиотечного строительства» состоялось 18 мая 2010 г. В заседании приняло участие...
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconГенерал А. И. Спиридович
Вырубова. — Государь в Государственной Думе и в Государственном Совете. — Отъезд 10 февраля в Ставку. — Вел. Князья Сергей Михайлович,...
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconЮ. В. Кузьмин Россия, Байкальский государственный
Россией, ее различными социальными слоями оптимального выхода из сложившегося положения вызвал настоящую дискуссию в Государственной...
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconПрезидента российской федерации
Начну свое Послание с оценки событий текущего года. В 2008 году в нашей стране произошло обновление ключевых властных институтов....
Ендации «круглого с тола» в Государственной Думе н а тему iconПуть к жизнестрою разумного человечества доброй воли (Издание второе, откорректированное и дополненное) Теоретическая платформа и
Государственной Думе РФ и была рекомендована Президенту рф, Правительству рф, парламенту РФ и общественно-политическим объединениям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница