Пояснительная записка к рабочей программе




Скачать 121.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе
Дата19.11.2012
Размер121.94 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

к рабочей программе

(11 класс базовый)


Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса общей химии для 11 класса О.С. Габриелян: Программы для 8-11 классов образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011г, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Химия.11класс Базовый уровень» авторы О. С. Габриелян, и Г. Г. Лысова (М.: Дрофа, 2009), а также дополнительных пособий:

для учителя:

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. О.С Габриелян.

М.: Дрофа, 2009;

2. Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова

М.: Дрофа, 2006;

3. Настольная книга учителя. Химия. 11класс: В 2 ч, О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. М.: Дрофа 2003 г.;

4. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. М: Дрофа 2003 г.;

для учащихся:

1. Сборник задач по химии для поступающих в вузы Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко М: Издательство Новая Волна 2004 г;

2. Задания и справочные материалы по неорганической химии для поступающих в Вузы: В 2 ч.

(сост. О. Г. Артемова, М. В. Стесякова; Волгоград: Перемена, 2001 г );

3. Химия № 2 для учащихся 11 класса и поступающих в Вузы (сост. к. х. н. Г. А.Савин: Изд.«Братья Гринины» Волгоград 1996 г)

4. Энциклопедический словарь юного химика (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)

М.: Педагогика , 1990.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:

- освоение системы знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;

- воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания;

- применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве.

обеспечение качества знаний учащихся не менее 70%;

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

    - приобретение знаний важнейших фактов, понятий, законов и теорий, для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

    - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

    - овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

    - освоение компетенций: ключевых, предметных и общепредметных (познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной)

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений о неорганических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии) -это обеспечивает развитие учебно-познавательных и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности- это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящая рабочая программа учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, и органична по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста.

11 «А» класс – социально экономического профиля имеет хорошо сформированные учебные действия, что позволит использовать деятельностный подход в обучении.

11 «Б» класс – класс физико-математического профиля. Для повышения интереса к химии в данном классе представляется целесообразным усилить акцент на технической и жизненно-практической направленности изучаемого материала.

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

•в 11 «А» классе социально экономического профиля предполагается обучение в объеме 34 час (1 час в неделю);

•в 11 «Б» классе класс физико-математического профиля предполагается обучение в объеме 34 час (1 час в неделю);

•в 11 «Ф» классе специализированного по футболу предполагается обучение в объеме 34 час (1 час в неделю);


На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по химии и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базовый в 11 «А», «Б», «Ф» классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2005). Модификация программы состоит в переименовании и разделении некоторых разделов программы на модули для конкретизации педагогической и ученической целей изучения модуля. Также предусмотрено проведение практических работ не на лабораторном практикуме в конце года, как это предусмотрено авторской программой, а в течение учебного года после изучения соответствующего модуля с целью более глубокого усвоения изучаемого материала. Обучение химии предполагается в объеме 34 часа. В том числе для проведения

  • контрольных работ - 2 часа

  • практических работ - 2 часа

  • для создания проектов -3 часа

Промежуточную и итоговую контрольные работы предполагается проводить в виде разноуровневых тестовых заданий.

В качестве внеурочной работы предусмотрено обучение учащихся на факультативных занятиях и в центре дистанционного обучения на курсе «Химия 11», а также запланированы 3 учебных проекта, выполненных в виде мультимедийных презентаций:

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественнонаучного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса химии.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о химии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления химических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, проектной деятельности, дистанционных уроков и т.д.

Доминирующей технологией обучения является технология проблемно-модульного обучения.

Для химического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания

Задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными химическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, публичной презентации.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

В частности:•в 11 «Г» классе дидактико-технологическое оснащение включает: интерактивную доску, компьютер, демонстрационные печатные пособия, также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии. Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- - Мультимедийная версия Hitachisoft StarBoard Software

- Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.

- Образовательный диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»;

- Дистанционный курс «Химия 11»;

- Интернет-ресурсы:

  • Конспекты по химии для школьников

www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)

должны знать

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э....
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по Истории России. Конец XVI-XVIII век
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Разговор о правильном питании»
...
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе для 8 класса
Английский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008....
Пояснительная записка к рабочей программе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 класс
Приказа мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница