Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова




Скачать 409.13 Kb.
НазваниеПрограмма к учебникам под редакцией М. В. Панова
страница1/3
Дата19.11.2012
Размер409.13 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3






ПРОГРАММА

к учебникам

под редакцией М.В. Панова

«Русский язык»

для 5–9 классов

общеобразовательных учреждений


Москва

«Русское слово»

2008


Программа к учебникам под редакцией М.В. Панова «Русский язык» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Булатова, В.В. Дибобес, Н.Е. Ильина, И.С. Ильинская, Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина, М.В. Панов, Е.Н. Ширяев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – с.


Данная программа подготовлена под редакцией М.В. Панова сотрудниками Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук.


© ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

Все права защищены


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса русского языка в средней школе – дать учащимся научное представление о языке, научить их практически владеть нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными) и всем богатством его выразительных средств. Особенностью представленной программы и написанных на ее основе учебников для 5–9 классов является то, что теоретическая и практическая задачи решаются в их единстве: практические навыки формируются на основе постижения законов языка. Вся линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и полностью соответствует Федеральному стандарту основного общего образования.


Программа основана на следующих принципах.

1. Обучение должно быть научным, т. е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания.

В основе программы лежит теория Московской лингвистической школы, основоположником которой был Ф.Ф. Фортунатов. В начале ХХ века труды Ф.Ф. Фортунатова и И.А. Бодуэна де Куртенэ позволили по-новому понять закономерности языка, представить язык как систему. Эти ученые, их ученики и последователи исходили из того, что в языке первостепенное значение имеют отношения, в которые вступают единицы языка. Отношения между единицами во многом формируют, определяют сами единицы. Такой взгляд, открывший новую эпоху в развитии лингвистики (на Западе близкие идеи развивал Ф. де Соссюр), позволил более глубоко понять строение языка.

Для школы этот взгляд дает очень много. Он учит детей от внешней стороны фактов и явлений идти к их истинной сути. Такое умение нужно не только на уроках русского языка, но и в жизни – не останавливаться на том, что кажется на поверхностный взгляд очевидным, несомненным, а проверять, не обманчива ли эта очевидность.

Сравним, например: завод – заводы. Самый наивный взгляд увидит здесь одинаковое произношение буквы «дэ». Умения отличать звук от буквы еще нет. Это – ступень полного незнания. Следующая ступень (и ею ученики овладевают еще в начальной школе) – понимание различия звука и буквы: в слове заводы произносится д, а в слове заводт. Это – определенная ступень знания.

Но есть еще одна, более высокая ступень: определить отношения между д и т в словах, установить, что это позиционное чередование звуков, и объединить их в одну функциональную единицу, фонему <д>. Два звука по функции своей, по «работе» составляют единство, и не зря они передаются одной буквой. С этой точки зрения можно понять, как устроено русское письмо, и уяснить, что в своих основных чертах оно разумно. Эта ступень знания представлена данной программой и учебниками. Она реализована на уроках многих учителей.


2. Системный подход, опора на единую теорию позволил построить непротиворечивый школьный курс, в котором разные языковые явления рассматриваются с одних и тех же общих позиций. Это дает простор для интеллектуального развития ребенка, позволяет формировать у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.

Программа и отвечающие ей учебники направлены на воспитание активности мысли ученика, желания и умения искать решения лингвистических вопросов. Еще более важно, пожалуй, что они убеждают ученика, приводят доводы в пользу конкретного – верного решения поставленных проблем. Ученик – участник научного размышления, он овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка.

3. Важная роль отводится эстетическому восприятию языка. Уже само «открытие» учеником того, что в языке действуют строгие законы, что язык – это антихаос, закладывает основы эстетического восприятия языка, помогает раскрыть красоту родного языка, его выразительность, меткость, богатство.

Обучение становится эмоциональным и поэтому успешным. Это требует особой заботы учителя. Использование художественных текстов на уроке, различные сочинения, в том числе сочинения на грамматическую тему, подбор примеров на изучаемую тему и – очень важно – использование той экспрессивной энергии, которая заключена в языке, в его лексике, в его грамматических формах, – это неиссякаемый источник эстетического переживания языка. На этой основе строится сознательное отношение к языку как духовной ценности, как форме выражения национальной культуры.


4. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры.

Сложный теоретический материал легче усваивается детьми, если он подан в игровой форме. Нельзя забывать слова Ф. Шиллера: «Человек бывает в наибольшей степени человеком, когда он играет». Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности. И программа и учебники, учитывая психологические и возрастные особенности детей, идут в этом отношении навстречу ученику. В старших классах игра превращается в эксперимент: решая определенную проблему, ученик продумывает, «проигрывает» несколько решений. Игра позволяет придать обучению деятельностный характер, а интересные задания, присутствие постоянных героев, обсуждающих разные лингвистические вопросы, помогают учителю создать игровое пространство.


5. Как уже было сказано, формирование практических навыков строится на постижении законов языка. Нормы русского литературного языка (не только орфографические, а все создающие культурную речь) становятся для детей привычными, удобными, «своими», не «цепями» или «колодками», а основой для сознательной речевой деятельности.

И программа и основанные на ней учебники уделяют этому много внимания. Они учат сознательно, исходя из теоретических основ, оценивать языковые факты. Ошибка в речи определяется не только тем, что «в учебнике (словаре, справочнике) написано по-другому»; нет, ошибка может и должна быть понята на основании теоретических знаний, в своей сущности. Например, ученик написал: «птеньчик». Это не только потому неверно, что в орфографическом словаре напечатано по-другому. При знакомстве с основами фонологии и теорией письма становится ясно, что такое написание противоречит принципам русской орфографии. Другой пример. На коробке написано: «Подарок первокласснику». Кто-то из покупателей сетует, что нет нигде подарков первоклассницам. Сама первоклассница может разделить это недовольство, но лишь до того времени, как она станет шестиклассницей и узнает, какие существуют законы употребления форм рода. Она узнает о «беспризнаковых» (немаркированных) грамматических единицах, об их особом использовании. Здесь, следовательно, знание и понимание законов языка предостерегает от необоснованных речевых претензий, то есть помогает правильно оценить речевые факты.

6. Работа по развитию речи систематически ведется при изучении лингвистической теории. Цель этой работы – формирование лингвистической личности, которая видит системность, стройность языка, знает строгие законы его функционирования и умеет правильно строить свою устную и письменную речь, выбирать форму высказывания, наиболее уместную в каждой конкретной ситуации. В учебном диалоге, совместном поиске языковых законов, ученик овладевает всеми видами речевой деятельности: слушает – говорит, читает – пишет (создает собственный текст).

Ученик – субъект учебной деятельности – с первых уроков включается в языковое поле научной речи самим характером творческих заданий: проведите эксперимент, понаблюдайте, сравните, сгруппируйте, объедините, объясните, докажите, проверьте, как вы понимаете/думаете, можно ли сказать, согласны ли вы, кто, по-вашему, прав, придумайте реплику, продолжите рассказ...

Необходимые для развития связной речи теоретические понятия (речь устная и письменная; сфера и ситуация речевого общения; особенности разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и языка художественной литературы; признаки текста и его функционально-смысловых типов – повествования, описания, рассуждения и др.) – вводятся учителем не изолированно, а при изучении основных единиц языка и их стилистических возможностей и при усвоении фонетических и грамматических норм современного русского литературного языка.

Особые формы подачи лингвистического материала, творческие задания, поиски ответов на вопросы включают ученика в активную речевую среду, которая позволяет целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, умение рассуждать на предложенную тему, аргументируя собственное мнение.

В учебниках, реализующих данную программу, темы, связанные с изучением текста как единицы, не выделены в специальные разделы (кроме раздела «Язык художественной литературы» в 9 классе). Однако все учебники с 5 по 9 классы содержат большой материал для изучения структуры и видов текста. Это стилистические характеристики лексических и грамматических синонимов, знакомство со сферой употребления терминов, разнообразные творческие задания (озаглавить текст, написать сочинение, относящееся к тому или иному типу речи и т.п.), задания по редактированию предложенных текстов (например, правильное использование местоимений, деепричастий, позволяющее избегать однообразия и при этом не создавать двусмысленности).

В тексте программы курсивом выделены материалы по развитию речи.

7. Курс обучения строится в основном линейно. В каждом классе изучаются определенные разделы науки о языке: в 5 классе – лексика (кроме разделов терминологии, лексической стилистики и раздела об исконной и заимствованной лексике, отнесенных в 9 класс), фонетика и учение о морфеме, в 6–7 классах – словообразование, морфология, в 8–9 классах – синтаксис. Ученик постепенно знакомится с разными ярусами языка, изучая отношения языковых единиц.

Линейное построение курса не исключает необходимости повторения пройденного. Повторение осуществляется двумя путями. Во-первых, весь курс строится так, что изучение нового опирается на знание пройденных разделов. Так, при изучении морфем как значащих частей слова используются знания о фонемах, об их смыслоразличительной роли; правописание словообразовательных и словоизменительных аффиксов объясняется с учетом фонемного принципа нашего письма; изучение словосочетаний в синтаксисе основывается на знании частей речи и форм слова, полученном в разделе морфологии, и т. д. Во-вторых, задания включают материал разных разделов, изученных ранее.

Поскольку систематический курс синтаксиса начинается только в 8 классе, в приложении к учебнику 5 класса приведен раздел «Синтаксис». Он дан в объеме начальной школы с небольшими дополнениями, необходимыми для пунктуационной работы. Учитель сможет использовать материал раздела для повторения в 5–7 классах.


8. Программа предусматривает дополнительный материал, который должен дать детям более объемное представление о русском языке: это рассказы о литературном языке и диалектах, о славянских и индоевропейских языках. Общие сведения о лингвистике как науке и деятельности ученых-русистов учащиеся получат из рубрики «Рассказы о лингвистах».

Исторические справки, оформленные в самостоятельную рубрику, даются преимущественно для объяснения таких явлений, которые трудно понять, исходя из современной системы языка. Например, следы двойственного числа в современном языке; чередование гласных фонем <о> и <е> с нулем, возникшие в результате утраты беглых гласных и др. Объясняя отдельные факты языка, исторические справки служат и более общей цели: они дают ученикам представление о постоянной изменчивости языка.

В учебниках есть постоянная рубрика «Пиши правильно». Это перечень слов, который включает трудные для правописания слова (преимущественно содержащие непроверяемые гласные и согласные), которые разбиты на отдельные перечни, объединенные тематической близостью. Каждому перечню сопутствуют задания творческого характера, помогающие запомнить правописание слов. Также в учебниках имеется рубрика «Говори правильно», где приводятся слова, в которых часто делают неправильное ударение. Рубрика предостерегает и от неправильного употребления грамматических форм.


5 КЛАСС

(6 ч в неделю, всего 204 ч; из них 34 ч на творческие работы и работу с текстом)


О ЯЗЫКЕ (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Как язык служит человеку? Язык позволяет людям думать. Язык – важнейшее средство общения в человеческом обществе. Без языка невозможно действовать сообща, коллективно. Язык и дело, действие, деятельность.

Эстетическая сторона языка. Красота языка. Язык литературы. Красота литературного языка. Красота народного языка.

Единицы языка. Предложения, слова, морфемы, звуки.

Язык как достояние человека. Животные общаются между собой и понимают друг друга; это нельзя назвать языком.


СИНТАКСИС

Повторение пройденного в начальных классах (26 ч)

Предложение. Основные признаки предложения: законченный смысл, грамматическая связь между членами предложения, интонация.

Главные члены предложения. Подлежащее – грамматически независимый член предложения. Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.

Типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов. Интонация предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Подчинительные грамматические связи в предложении: согласование, управление, примыкание. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Сочинительная грамматическая связь в предложении и способы ее выражения. Интонация перечисления. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при однородных членах.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (слова-острова). Обращения. Вводные слова. Слова-предложения да и нет.

Знаки препинания при словах-островах.

Сложное предложение. Виды сложных предложений по типу связи простых предложений (предикативных конструкций) в сложное.

Запятая в сложном предложении.

Прямая речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог. Перевод прямой речи в косвенную.

Знаки препинания при прямой речи.


ЛЕКСИКА (51 ч)

Лексика как наука о словарном составе языка. Слово и то, что оно обозначает.

Лексика отражает жизнь народа: меняется жизнь народа – меняется лексика языка.

Словарный запас человека – носителя языка. Активный и пассивный словарный запас.

Типы слов в языке. Слова самостоятельные и служебные.

Слова-названия (знаменательные) и слова-указатели (местоимения).

Имена нарицательные и собственные. Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Правописание имен собственных.

Междометия и звукоподражательные слова. Переход знаменательных слов в междометия. Правописание междометий.

Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова.

Тематические группы (классы) слов.

Однозначные и многозначные слова. Отношения между значениями слова (полисемия) и отношения между значениями разных слов (синонимы, антонимы).

П р я м о е и п е р е н о с н ы е значения слова. Смысловая связь между разными значениями одного и того же слова. Перенос по сходству, перенос по смежности.

Т р о п ы: метафора, метонимия. Отличие тропов от слов с переносным значением.

О м о н и м ы. Понятие об омонимах. Разница между омонимами и многозначными словами. Омонимы и игра слов (каламбур).

П а р о н и м ы. Слова-ловушки. Предостережение от ошибок в употреблении паронимов.

С и н о н и м ы. Синонимы и слова, близкие по значению. Богатство русского языка: россыпи синонимов. Синонимы, различающиеся по их сочетаемости с другими словами и по стилистической окраске. Синонимические ряды. Замена одного синонима другим в творческих поисках поэтов, анализ причин таких замен (в творчестве А.С. Пушкина и других авторов). У разных значений многозначного слова могут быть разные синонимы. Работа со словарями синонимов.

А н т о н и м ы. Понятие об антонимах. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Слова, не имеющие антонимов.

Ф р а з е о л о г и з м ы. Застывшие сочетания слов, которые без утраты смысла нельзя разобрать на части. Дословная непереводимость фразеологизмов на другие языки. Источники фразеологизмов. Крылатые слова. Работа с фразеологизмами по словарям.

Словари русского языка. Словари энциклопедические и лингвистические.

Толковые словари русского языка. Словарная статья. Способы толкования значения слов. Стилистические пометы.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Лексический разбор слова.


Рассказы о лингвистах: В.И. Даль, Д.Н. Ушаков.


ФОНЕТИКА (64 ч)

Фонетика как наука о звуках языка и законах произношения.

Работа органов речи. Гласные и согласные. Слог как фонетическая единица языка. Ударение.

Фонетическая позиция. Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Позиционные мены согласных звонких шумных на глухие, глухих на звонкие, твердых – на мягкие. Чередования гласных.

Фонема как смыслоразличительная единица языка. Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков. Сильная и слабая позиции фонемы. Сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Сильная и слабые позиции гласных. Фонетическая транскрипция.

Слабые позиции и орфографические ошибки. Отличие ошибок от описок: у них разные причины и разные способы преодоления. Общее правило русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Правописание глухих и звонких согласных в слабых позициях. Правописание мягких согласных в слабых позициях. Правописание непроизносимых согласных. Правописание гласных в слабых позициях.

Способы орфографических проверок (приведение слабой позиции к сильной). Удобные проверки.

Достоинство русской орфографии: она основана на фонемном принципе, который в наибольшей степени соответствует русской звуковой системе и ее рациональной письменной передаче.

Правописание гласных после шипящих.

Отступления от фонемной основы русского письма. Правописание букв з-с в конце приставок. Мягкий знак после шипящих. Обозначение фонемы <и> после ц, букв о и ё (е) после шипящих. Написания непроверяемых гласных. Нефонемные (условные, традиционные) написания: заря, загорелый, пловец, расти – росли, соберу - собираю, блестеть – блистать, предлагать – предложить и т. д.

Письмо и произношение. Коротко об истории русского письма.

Нормы литературного произношения (орфоэпия).

Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями.

Фонетический разбор слова.


УЧЕНИЕ О МОРФЕМЕ (19 ч)

Морфема – минимальная значимая единица языка. Умение отличать отрезки слов, которые не имеют сами по себе значения (смо-тр, цен-тр, минис-тр, психиа-тр) от морфем. Сопоставление языковых единиц – способ выделить их значимые части, морфемы.

Типы морфем.

О к о н ч а н и е . Сопоставление форм одного слова позволяет выделить окончания. Невозможность выделить окончание у наречий.

Фонемный принцип написания окончаний и исключения из него. Проверка безударных окончаний ударными. Правописание о и ё в окончаниях после шипящих и ц.

О с н о в а с л о в а. Членение основы слова на морфемы. Критерий Винокура. Основа делится на морфемы только в том случае, если она соотносится с более простой основой другого слова.

К о р е н ь, с у ф ф и к с, п р и с т а в к а. Связанные корни.

Фонемное написание суффиксов и приставок. Правописание приставок пре- и при- .

В а р и а н т ы м о р ф е м. Чередование фонем в разных морфемах. Закономерности чередования фонем в разных морфемах. Правописание слов с чередованиями фонем. Ряды чередующихся фонем. Чередования с нулем у гласных фонем. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний, их правописание. Историческое объяснение появления беглых гласных; полногласных и неполногласных сочетаний фонем.

Морфемный разбор слова.


Рассказы о лингвистах: И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский.


Повторение пройденного в 5 классе (6 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо.

Чтение просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Текст как единица речи. Тема и основная мысль. Признаки текста: цельность, последовательность, законченность. Заголовок как часть текста, отражающая его тему или главную мысль.

Понятие о функциональных стилях речи и функционально-смысловых типах речи.

Рассуждение как основной тип речи научного стиля. Особенности построения рассуждения: тезис – доказательства (или примеры) – вывод.

Речь письменная и устная. Понятие о сфере и ситуации речевого общения. Монолог, диалог.

Предложение-высказывание как единица речи. Понятие об актуальном членении предложения, о движении мысли в предложении от известного к новому.

Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. Связь цепная (последовательная) и параллельная.

Структура текста. Членение текста на более мелкие части. Группы предложений, наиболее тесно связанных по смыслу (микротемы). Средства выражения этой связи. Роль абзаца (красной строки) в тексте.

План простой и сложный.

Понятие о средствах связи предложений в тексте: лексический повтор, синонимы и местоимения как средства выражения цепной связи предложений в тексте.

Язык художественной литературы. Эмоциональность и образность языка. Тропы как средство создания образа. Использование самой разнообразной лексики в зависимости от творческих задач автора.


Результаты обучения

Учащиеся должны

знать:

- смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;

- типы слов;

- типы связи между прямыми и переносными значениями слов;

- фонетические законы современного русского языка;

- основной закон русской орфографии;

- принципы членения слова на морфемы (критерий Винокура);

- основные признаки предложения;

- признаки текста;

- типы речи;

понимать:

- отношения между фонемой и звуком;

- различие между чередованием звуков и чередованием фонем;

- различие между словами самостоятельными и служебными, знаменательными и местоименными;

- различие между функциональными стилями и типами речи;

уметь:

- пользоваться лингвистическими словарями;

- объяснять лексическое значение слова в тексте;

- использовать лексические синонимы в речи;

- определять морфемный состав слова;

- определять звуковой, фонемный и буквенный состав слова;

- находить слабые позиции гласных; слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем; проверять их по сильной позиции;

- уметь обращаться к орфографическому словарю в случае невозможности проверки по сильной позиции или при традиционном написании;

- ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, при прямой речи, разделять простые предложения в составе сложного;

- правильно и выразительно читать текст, определять его тему и главную мысль, озаглавливать текст и обосновывать выбор заглавия;

- составлять простой план текста.


6 КЛАСС

(6 ч в неделю, всего 204 ч; из них 34 ч на творческие работы и работу с текстом)


Повторение пройденного в 5 классе (7 ч)


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (28 ч)

Производные и непроизводные слова. Критерий Винокура как средство определения производности или непроизводности слова: непроизводные сло­ва — те, которые невозможно объяснить с помощью однокоренного слова с более простой основой.

Словообразовательное значение и средства его выражения. Производная и исходная основа. Словообразовательные аффиксы. Си­нонимия и омонимия словообразовательных аффиксов.

Словообразовательный тип. Слова вне словообразовательных типов.

Словообразовательная цепочка.

Словообразовательное гнездо.

Сложные слова. Слова, производные от сложных слов. Может ли слово, образованное от сложного, быть несложным?

Сложносокращенные слова. Аббревиатуры.

Способы образования сложных слов.

Словообразование и правописание. Правописание аффиксов. Способы проверки написания аффиксов.

Правопи­сание сложных слов.

Словообразовательный разбор.

Исторические изменения в словообразовательной структу­ре слова. Как производные слова становятся не­производными?


МОРФОЛОГИЯ

Основные понятия морфологии (11 ч)

Грамматические значения слов и их роль в языке.

Понятие о грамматической форме слова. Противопоставление грамматических форм слова друг другу. Понятие па­радигмы как системы форм слова.

Слово и словоформа. Грамматические значения словоформы и средства их выражения. Аффиксы (в том числе нулевые) как ос­новное средство выражения грамматических значений слово­формы; ударение и чередование фонем в основах словоформ как дополнительные грамматические средства. Комплексное и раздельное выражение грамматических значений аффиксами русского языка. Омонимия и синонимия грамматических аф­фиксов.

Понятие о словоизменительном типе.

Деление слов на грамматические классы. Самостоятельные и служебные слова. Роль служебных слов в предложении.

Части речи как основные грамматические классы слов. Противопоставленность самостоятельных частей речи по их значениям, выраженным в системе грамматичес­ких форм.


Служебные части речи (32 ч)

Предлог (6 ч)

Определение предлога как части речи. Предлоги, образовавшиеся из самостоятель­ных слов.

Предлог и падеж.

Предлоги-синонимы.

Предлоги простые и составные.

Употребление и правописание предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Со­юз (10 ч)

Определение союза как части речи. Грамматическое значение со­юзов. Союзы простые и составные. Сочинительные и подчинительные союзы.

Отношения, выражаемые сочинительными союзами: соединительные, разделительные и противительные.

Отношения, выражаемые подчинительными союзами. Одиночные, повторяющиеся и двойные союзы.

Правописание союзов. Союзы и знаки препинания при них.

Морфологический разбор союза.

Частицы (14 ч)

Определение частицы как части речи. Разряды частиц.

Правописание частиц. Правописание частиц не и ни. Как отличать частицу не от приставки.

Морфологический разбор частицы.

Связка (2 ч)

Нулевая связка. Пунктуация при нулевой связке.


Самостоятельные части речи (86 ч)

Существительное (42 ч)

Определение существительного как части речи. Суще­ствительное обозначает предмет. Понятие предмета в грамматике.

Род существительных. Принадлежность существительного к тому или иному роду определяется по согласованию с ним прилагательного и глагола (в прошедшем времени и в условном наклонении).

Слова мужского рода в немаркированном употреблении. Понятие о немаркированных (беспризнаковых) единицах в грамматике.

Существительные общего рода. Слова, называющие лиц, обозначающие и мужчин, и женщин: депутат Петров заявил, профессор Никольская поставила зачет.

Число существительных. Грамматическое значение числа существительных. Считаемые и несчитаемые предметы.

Существительные, имеющие только форму единственно­го числа. Лексическая обусловленность этой особенности. Су­ществительные, у которых есть только формы множественного числа.

Способы выражения грамматического значения числа.

Падеж. Склонение существительных. Грамматическое зна­чение падежа. Употребление падежей. Способы выражения грамматического значения падежа.

Три основных типа склонения существительных. Взаимо­связь окончаний в пределах каждого склонения. Варианты падежных окончаний.

Разносклоняемые существительные.

Правописание окончаний существительных. Проверка их написаний: приве­дение гласных фонем к сильной позиции в пределах одного и того же словоизменительного типа. Условные написания в окончаниях существительных.

Одушевленные и неодушевленные существительные как грамматические классы. Различия между ними.

Склонение существительных с окончаниями, омонимичны­ми окончаниям прилагательных.

Неизменяемые существительные. Одушевленные и неодушевленные неизменяемые существительные: может ли различие между ними быть выра­жено грамматически? Прилагательные при неизменяемых су­ществительных.

Правописание суффиксов су­ществительных. Правописание не с существительными.

Местоименные существительные. Личные и возвратное местоимения, их склонение. Вежливая форма местоимения 2-го лица и согласование с ней прилагательных: Какой Вы догадливый и Как Вы догадливы. Указательные местоимения он, она, оно, они. Особенности их склонения. Местоимения кто и что и их производные. Склонение и правописание этих местоимений.

Морфологический разбор существительного.

Прилагательное (44 ч)

Определение прилагательного как части речи. Граммати­ческие значения и формы прилагательных. Прилагательные качественные и относительные. Их грамматические различия. Лексическая особенность качественных прилагательных, от­личающая их от прилагательных относительных: возможность у них антонимов. Употребление относительных прилагательных в значении качественных.

Словоизменение полных прилагательных. Род, число, падеж.

Полные и краткие формы качественных прилагательных.

Степени сравнения качественных прилагательных.

Порядковые относительные прилагательные (порядковые числительные).

Притяжательные относительные прилагательные. Образование и особенности их склонения.

Местоименные прилагательные.

Различия указательных и несклоняемых притяжательных место­имений; их употребление: у них — у их соседей, при ней — при ее дедушке.

Неизменяемые прилагательные.

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

Правописание отрицания не с прилагательными.

Прилагательные в художественном тексте: эпитеты.

Морфологический разбор прилагательного.


Рассказы о лингвистах: М.В. Ломоносов, А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев, Г.О. Винокур.


Повторение пройденного в 5–6 классах (6 ч)


Текст. Виды информации в тексте (основная и дополнительная, явная и скрытая).

Позиция автора и средства ее проявления в разных стилях речи.

Схема как отражение смысловых связей микротем в тексте. Воспроизведение текста с опорой на схему.

Таблица как результат обработки информации текста. Составление таблицы и воспроизведение текста с опорой на таблицу.

Описание как тип речи, его особенности и виды (пейзаж, интерьер, портрет, характеристика). Роль описания в научной, художественной, публицистической, деловой речи.


Результаты обучения

Учащиеся должны

знать:

- смысл основных лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;

- способы образования слов в русском языке;

- грамматические значения изученных частей речи и средства их вы­ражения;

- особенности изученных стилей и типов речи;
  1   2   3

Похожие:

Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconКонтрольная работа №1 по теме «Электрический ток в различных средах»
А. В. Авдеева, А. Б. Долицкий "Физика. Тематическое планирование к учебникам под редакцией Г. Я. Мякишева в 5 томах М., "Дрофа",...
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconЛинден Ю. Л 59 Обезьяны, человек и язык: Пер с англ. Е. П. Крю­ковой под ред. Е. Н. Панова
Л59 Обезьяны, человек и язык: Пер с англ. Е. П. Крю­ковой под ред. Е. Н. Панова.— М.: Мир, 1981. 272 с с ил
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 9 класс (базовый уровень) учителя русского языка и литературы Жигмитовой С. Б
Федерального Государственного стандарта общего обра­зования, Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы...
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " автора С. В. Громова под редакцией Н. В. Шароновой 2005
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и...
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconКалендарно-тематическое планирование по алгебре Класс 9 Учитель Лисунова Галина Валерьевна Количество часов по программе: 102, в неделю3
Рабочая программа составлена в соответствии с программой по математике 5-11 кл.( Москва, издательский дом «Дрофа», 2002г., под редакцией...
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconПрограмма под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капиноса,С. И. Львова, Г. А. Богдановой, В. В. Львова. М. М. Разумовская, П. А. Лекант. «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»
Программа под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капиноса,С. И. Львова, Г. А. Богдановой, В. В. Львова
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconОбразовательная область «Филология» Программа по русскому языку для 5-9 кл общеобразовательных учреждений под редакцией Разумовской М. М. и др.; изд-во «Дрофа» 2005г. 5б
Программа по русскому языку для 5-9 кл общеобразовательных учреждений под редакцией Разумовской М. М. и др
Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова iconРабочая программа по курсу обж для 8 класса подготовлена на основе Государственного стандарта основного общего образования 2004 года в соответствии с программой общеобразовательных учреждений для 1 -11 классов под редакцией А.
А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2008г по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса, под редакцией Ю. Л. Воробьева....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница