Курс по выбору «Химия жизни»




Скачать 72.63 Kb.
НазваниеКурс по выбору «Химия жизни»
Дата18.11.2012
Размер72.63 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ «ВОЛЖСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, КУРМАНАЕВСКОГО РАЙОНА, П.ВОЛЖСКИЙ


Курс по выбору


«Химия жизни»

Программа составлена для учащихся 9 класса

предпрофильная подготовка


Программа составлена учителем

биологии второй категории

МОУ «СОШ»

Оренбургской области,

Курманаевского района,

п.Волжский

Пудовкиной Еленой Васильевной.

Рекомендовано к утверждению

Районным экспертным советом

Протокол ____ от __________


п.Волжский.

Химия жизни.


Данная программа предназначена для учащихся 9 класса средней школы.

Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия, экология и составлена на основании элективного курса «Химия жизни», составленного Журиным А.А., Ивановой Т.В.

Целью курса является систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных школьниками при изучении раздела «Клетка» курса общей биологии и биологически важных веществ в курсе химии. Этим обусловлен отбор содержания данного элективного курса.

Задачи: развитие критического мышления, основанного на химическом знании, умений работы с информацией (поиск, переработка, хранение).

В структуре изучаемой программы выделяются следующие познавательные разделы:

1. Химический состав клетки.

2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах.

3.Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Важнейшими мировоззренческими идеями, проводимыми в процессе изучения элективного курса «Химия жизни», являются идеи познаваемости окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленности химической и биологической форм движения материи.

Формами организации учебного процесса являются проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение практических занятий.

Изучение курса сопровождается контрольными заданиями в разнообразной форме: тесты, викторины, развернутые ответы на вопросы, задания на выработку и формирование оценочных суждений с использованием информации из различных источников.

Формы фиксации учебных достижений учащихся следующие:

- реферативные работы по одному или нескольким источникам информации, включая Интернет,

- результаты экспериментальных исследований, оформленные надлежащим образом,

- визуализация полученных знаний с помощью компьютерной техники (презентации, анимационные ролики, web-страницы).

Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе и позволит учителю показать зависимость живых организмов от химических процессов в клетке, а ученику осознать личностный смысл школьного образования.

Содержание программы.

Введение. Формы движения материи. (1ч)

Формы движения материи. Взаимосвязь механической, физической, химической и биологической форм движения.

Раздел 1. Химический состав клетки. (2ч)

Тема 1.Неорганические вещества.

Элементарный состав живых организмов. Значение отдельных химических элементов для жизнедеятельности клетки. Неорганические вещества в живых организмах: вода, оксиды, основания, кислоты, соли. Влияние недостатка и избытка неорганических веществ на жизнедеятельность организмов.

Практическая работа. Обнаружение ионов металлов в живых организмах.

Тема 2.Органические вещества.

Органические вещества в живых организмах. Особенности строения органических соединений. Мономеры, полимеры и высокомолекулярные вещества.

Взаимосвязь состава, строения и биологических функций жиров, аминокислот, полипептидов, белков, сахаров, АТФ, РНК, ДНК. Объяснение явления комплементарности азотистых оснований.

Влияние недостатка и избытка органических веществ на жизнедеятельность организмов.

Практическая работа. Обнаружение белков в продуктах питания.

Раздел 2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах. (3ч)

Тема 1. Роль растворов в клетке.

Пути поступления веществ в клетку. Явления в растворах. Активный и пассивный транспорт. Диффузия. Осмос, осмотическое давление, их значение для жизни. Натрий-калиевый насос. Тургорное давление. Плазмолиз и деплазмолиз.

Практическая работа. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза.


Тема 2. Роль электролитов в жизнедеятельности клетки.

Водородный показатель. Влияние pH на живые организмы. Гидролиз солей. Буферный раствор. Кислотно-щелочное равновесие и главные буферные системы в организме человека.

Практическая работа. Определение буферной емкости гидрокарбонатной, фосфатной буферных систем.


Тема 3. Каталитические процессы в клетке.

Ферменты. Роль катализа в жизнедеятельности живых организмов. Особенности кинетики ферментативных реакций.

Практическая работа. Изучение влияния катализаторов на протекание биохимических реакций на примере гидролиза амилазы в присутствии амилазы и серной кислоты.

Раздел 3. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. (1ч)

Тема 1. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Понятия о круговороте веществ. Изменения веществ в пищевых цепях и сетях. Трофические уровни. Правила экологической пирамиды.

Практическая работа. Построение экологической пирамиды.

Заключение. Роль биологии и химии в постановке и решении проблемы жизни. (1ч)

Общефилософские и частнонаучные проблемы жизни.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов тем

Всего часов

лекции

практика

Формы контроля

Введение. Формы движения материи.

1

1







Раздел 1.

Химический состав клетки.













1.1. Неорганические вещества.

1

1




рефераты

1.2. Органические вещества

1




1

Практическая работа

Итого по разделу

2

1

1




Раздел 2. Химические и физико-химические процессы в живых организмах.













2.1. Роль растворов в клетке.

1

1




презентация

2.2. Роль электролитов в жизнедеятельности клетки.

1




1

тест

2.3. Каталитические процессы в клетке.

1




1

Экспериментальное исследование

Итого по разделу

3

1

2




Раздел 3. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах













3.1. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

1




1

Составление схем

Итого по разделу

1




1




Заключение. Роль биологии и химии в постановке и решении проблемы жизни.

1

1




Анимационные ролики

Всего

8

4









Список литературы.

  1. Белякова Г.А. и др. Биология: Справочник для старшеклассников и абитуриентов. М., Эксмо-Пресс, 2000.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2001.

  3. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. общая биология. М., Уникум-Центр, 1999.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3т. М., Мир, 2004.

  5. Иванова В.Г. Уроки биологии Кирилла и Мефодия (Электронный курс). М., Кирилл и Мефодий, 2002.

  6. Мамонтов С.Г. Биология. Для поступающих в вузы. М., Дрофа, 1994.

  7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., Высшая школа, 2003.

  8. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. М., Высшая школа, 1985.

Похожие:

Курс по выбору «Химия жизни» iconКурс по выбору «Химия в нашей жизни»
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией...
Курс по выбору «Химия жизни» iconКурс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. (предмет «химия»)
Химия как учебный предмет призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и...
Курс по выбору «Химия жизни» iconЭлективный курс по химии для 11 класса профильного уровня. Тема: «Химия металлов побочных подгрупп»
Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля
Курс по выбору «Химия жизни» iconКурс по выбору для предпрофильной подготовки в 8-9-ых классах (химия) «Основы агрохимии»
Курс «Основы агрохимии» разработан в рамках естественно-научного профиля по химии для учащихся 8 класса
Курс по выбору «Химия жизни» iconХимия. 10 класс. Габриелян О. С. и др
Учебник «Химия. 10» продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8» и «Химия. 9» автора О. С. Габриеляна. Он...
Курс по выбору «Химия жизни» iconКомпьютерная химия
Дисциплина «Компьютерная химия» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла по содержанию и методически...
Курс по выбору «Химия жизни» iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Курс по выбору «Химия жизни» iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с
Курс по выбору «Химия жизни» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «Химия»
«Неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Химия окружающей среды»
Курс по выбору «Химия жизни» iconПояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»
Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница