Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года




НазваниеКомментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года
страница1/9
Дата18.11.2012
Размер2.09 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Подготовлен для системы КонсультантПлюс


КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА

N 28-ФЗ "О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ"


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 ноября 2010 года


2-е издание


А.Б. СМУШКИН


Смушкин Александр Борисович - кандидат юридических наук, доцент Саратовской государственной академии права, участвовал в написании Комментариев: к Налоговому кодексу, Закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Закону "О трудовых пенсиях", Закону "Об иностранных инвестициях в РФ", Закону "О средствах массовой информации", Закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", учебников по криминалистике, гражданскому процессуальному праву, нескольких пособий и справочников.


В издании дается постатейный комментарий Федерального закона "О гражданской обороне". Гражданская оборона представляет собой одну из важнейших функций государства, непосредственно связанную с обеспечением безопасности государства.

Комментарий предназначен для практикующих юристов: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям соответствующих вузов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 20 ноября 2010 года.


Список сокращений


ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая, третья;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

абз. - абзац;

гл. - глава;

п., п. п. - пункт, пункты;

разд. - раздел;

с. - страница;

сб. - сборник;

см. - смотри;

ст., ст. ст. - статья, статьи;

т.д. - так далее;

т.п. - тому подобное.


12 февраля 1998 года N 28-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ


(в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,

от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 223-ФЗ)


Комментарий к преамбуле


Преамбула комментируемого Закона определяет цели и задачи его принятия, область применения. В самой преамбуле подчеркивается, что Закон регулирует определенную сферу деятельности только органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. В сферу правового регулирования указанного Закона входит только осуществление данными субъектами полномочий в области гражданской обороны.

В рамках гражданской обороны реализуется одна из важнейших функций любого государства и его органов - оборонительная. Посредством гражданской обороны обеспечивается участие в оборонительной деятельности не только государства (в лице его органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации), но также и муниципальных образований (в лице органов местного самоуправления) и организаций (юридических лиц любой организационно-правовой формы).

Днем рождения гражданской обороны принято считать 4 октября 1932 г. В этот день Советом народных комиссаров было утверждено Положение о противовоздушной обороне территории СССР. В соответствии с данным актом создавалась Местная противовоздушная оборона - предшественница гражданской обороны.

Законодатель не предусмотрел в преамбуле возможность участия граждан в гражданской обороне, однако статья 10 комментируемого Закона закрепляет права и обязанности граждан. На наш взгляд, такая коллизия между преамбулой Закона и нормой этого же Закона связана с тем, что граждане, по сути, не являются активными субъектами гражданской обороны, обладающими необходимыми знаниями, силами и средствами для непосредственной реализации рассматриваемой функции. Они лишь оказывают содействие государству, муниципальным образованиям и организациям. В статье 10 комментируемого Закона не случайно отсутствует "жесткое" разделение на права и обязанности. Все предусмотренные в ней правомочия зачастую трансформируются в обязанности граждан.

Комментируемый Закон является основным нормативным актом в области гражданской обороны. Его отличает достаточно высокий уровень юридической техники. Однако за 12 лет его действия изменения в него вносились всего шесть раз: Федеральными законами от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия


Комментарий к статье 1


1. Комментируемая статья содержит трактовку основных понятий, используемых в данном Законе. Изначально статья содержала определение 4 основных терминов: "гражданская оборона", "служба гражданской обороны", "гражданские организации гражданской обороны", "территория, отнесенная к группе по гражданской обороне". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 22 июля 2010 г.) вторая и третья части статьи (а именно термины "служба гражданской обороны", "гражданские организации гражданской обороны") были из Закона исключены. Кроме того, Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и ст. 21 Федерального закона "Об обороне" были введены в норму Закона дефиниции терминов "мероприятия по гражданской обороне" и "требования в области гражданской обороны".

2. Первая часть статьи рассматривает само понятие гражданской обороны. Законодатель в определении подчеркнул системность мероприятий, составляющих содержание гражданской обороны. Именно системный характер каких-либо действий позволяет достичь большего эффекта, чем множество разрозненных, несогласованных действий. В категорию гражданской обороны входят как мероприятия по подготовке к защите объектов, так и сама их защита. Объектами защиты являются население, материальные и культурные ценности на территории Российской Федерации.

Примерный перечень культурных ценностей предлагает Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". К культурным ценностям ст. 7 этого Закона относит, например:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе:

- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, и др.

Всего Закон предусматривает 18 видов объектов, подпадающих под категорию "культурные ценности".

К материальным ценностям можно отнести любые объекты материального мира.

Под населением по смыслу комментируемого Закона необходимо понимать не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан (подданных), лиц с двойным гражданством (бипатридов), лиц без гражданства (апатридов), переселенцев и беженцев, находящихся на территории Российской Федерации.

К опасностям, защиту от которых должен обеспечить комментируемый Закон, можно отнести повреждение, похищение или уничтожение материальных объектов, причинение вреда жизни, здоровью или имуществу населения и иные неблагоприятные последствия.

К основным причинам возникновения опасности Закон относит военные действия или последствия этих действий, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайная ситуация, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", - это "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как события, представляющие опасность для населения, материальных и культурных ценностей, были внесены в комментируемый Закон Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Это дополнение нормы Закона имеет важное значение, поскольку повышает уровень безопасности защищаемых объектов, готовность к устранению возникших угроз этой безопасности, а также разграничивает компетенцию субъектов гражданской обороны и войск регулярных Вооруженных Сил. Заметим, что во время устранения аварии на Чернобыльской АЭС на ликвидацию последствий аварии были брошены солдаты-призывники Вооруженных Сил, не имеющие необходимой подготовки в области гражданской обороны и соответствующего обеспечения защитными средствами.

Как отмечалось в Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1), "в среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По различным оценкам, ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта. Невосполнимые ежегодные потери в результате чрезвычайных ситуаций достигают 70 тыс. человек и более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия российского и всемирного значения".

По данным МЧС России, ежегодно в России происходит 230 - 250 событий чрезвычайного характера, связанных только с природными опасными явлениями. Основные потери при этом приносят: наводнения (около 30%); оползни, обвалы и лавины (21%); ураганы, смерчи и другие сильные ветры (14%); сели и переработка берегов водохранилищ и морей (3%). Последовательность процессов в порядке уменьшения экономического ущерба несколько иная: плоскостная и овражная эрозия (около 24% всех потерь), подтопление территорий (14%), наводнения и переработка берегов (13%), оползни и обвалы (11%), землетрясения (8%). Исходя из мировых статистических данных, ежегодный прирост погибших от природных катастроф на Земле составляет 4,3%, пострадавших - 8,6%, а величины ущерба - 10,4% <1>.

--------------------------------

<1> http:// www.obzh.ru/ learn/ u1-008.html


Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" выделяет 6 видов чрезвычайных ситуаций: чрезвычайную ситуацию локального характера, чрезвычайную ситуацию муниципального характера, чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, чрезвычайную ситуацию регионального характера, чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, чрезвычайную ситуацию федерального характера.

При этом виды чрезвычайных ситуаций разграничиваются по 3 критериям: территория чрезвычайной ситуации; количество пострадавших и размер материального ущерба. При локальной чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы производственного или иного объекта, пострадавших не более 10 человек, а ущерб составляет не более 100 тыс. руб. Муниципальная и межмуниципальная чрезвычайные ситуации предусматривают одинаковое количество пострадавших (не более 50) и одинаковый ущерб (не более 5 млн. руб.), однако при межмуниципальной чрезвычайной ситуации зона чрезвычайной ситуации не ограничивается территорией одного муниципального образования, а "затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию". Соответственно, пределы региональной чрезвычайной ситуации ограничены одним субъектом Российской Федерации; число пострадавших может варьироваться от 50 до 500, а ущерб причиняется в пределах от 5 миллионов до 500 млн. руб. Межрегиональная чрезвычайная ситуация может приносить аналогичный ущерб и насчитывать такое же число пострадавших, но при этом затрагивается территории 2 и более субъектов Российской Федерации. Все чрезвычайные ситуации, показатели которых превышают указанные выше пределы, относятся к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

По причине возникновения чрезвычайные ситуации могут быть разделены на природные и антропогенные. Однако ученые все больше склоняются к выводу, что к большинству природных чрезвычайных ситуаций все равно "приложил руку" человек. Так, например, землетрясения могут быть вызваны извлечением из недр полезных ископаемых и закачкой в них соляного раствора, который не полностью соответствует плотности той же нефти, вследствие чего происходят подвижки земной коры. Ураганы, смерчи, цунами могут быть вызваны антропогенным изменением климата и т.д.

По скорости распространения чрезвычайные ситуации можно разделить на внезапные, стремительные, умеренные и плавные. Внезапные чрезвычайнее ситуации происходят практически одномоментно (например, взрывы). Стремительные чрезвычайные ситуации характеризуются высокой скоростью распространения - это пожары, ураганы и т.д. Умеренные ситуации по скорости распространения уступают вышеназванным, но могут охватывать более крупные территории. К таким ситуациям можно отнести, например, наводнения. Плавные чрезвычайные ситуации могут длиться месяцы и даже годы (например, эпидемии, засухи и т.д.).

Из нормативных актов наиболее подробная и качественная классификация чрезвычайных ситуаций представлена в Классификаторе природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и характеру воздействия источника ЧС (таблица 1 к Рекомендациям по составлению донесений о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 1 марта 2000 г. N 120)). Аналогично иным нормативным актам Классификатор подразделяет все чрезвычайные ситуации на природные и техногенные. В рамках природных чрезвычайных ситуаций выделяются опасные геологические явления и процессы (события геологического происхождения или результаты деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду); опасные гидрологические явления и процессы (события гидрологического происхождения или результаты гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду); опасные метеорологические явления и процессы (природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду) и природные пожары (неконтролируемые процессы горения, стихийно распространяющиеся в природной среде, вызванные естественными причинами или действиями человека).

К опасным геологическим явлениям и процессам относятся: землетрясение, вулканическое извержение, обвал и оползень. Опасными гидрологическими явлениями являются наводнение, сель и лавина. В числе опасных метеорологических явлений и процессов можно назвать сильный ветер, ураган, смерч, сильный снегопад, заморозок и засуху. Так, например, сильная жара и засуха лета 2010 г. привела к потере 30% урожая зерновых культур. Природные пожары дифференцируются на ландшафтный, лесной, степной и торфяной пожары.

Техногенную чрезвычайную ситуацию Классификатор определяет как состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В рамках техногенных чрезвычайных ситуаций можно назвать:

- транспортные аварии (авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение или повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде). К таким авариям относятся: дорожно-транспортное происшествие, железнодорожная авария, авиационная катастрофа, авария на морском (речном) транспорте;

- авария на магистральном трубопроводе - авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических и пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации;

- пожары и взрывы (под взрывом понимается быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации);

- несанкционированное размещение отходов производства и потребления в окружающей природной среде;

- промышленная авария - авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке.

Среди промышленных аварий выделяются химическая, радиационная, биологическая и гидродинамическая аварии.

Несколько более обширно рассматривается категория чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений и российских граждан, находящихся за рубежом. Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 г. N 2058 "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом" относит к таким чрезвычайным ситуациям не только стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии и катастрофы в стране пребывания или сопредельных странах, но и крайнее обострение международных отношений и возникновение непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации; агрессия против Российской Федерации; осуществление вооруженного нападения на страну пребывания; участие страны пребывания в вооруженных конфликтах; ведение военных действий в странах, сопредельных со страной пребывания; крайнее обострение внутриполитической обстановки в стране пребывания; экстремистские проявления, террористические акты в отношении загранучреждений и отдельных граждан Российской Федерации в стране пребывания; иные экстремальные случаи. В качестве дополнительного условия Указ устанавливает создание вышеперечисленными обстоятельствами непосредственной угрозы жизни и здоровью российских граждан.

В развитии любой чрезвычайной ситуации можно условно выделить несколько стадий:

- стадия зарождения: во время нее появляются предпосылки к возникновению чрезвычайной ситуации. При этом к предпосылкам относятся не те обстоятельства, которые потенциально могут привести к развитию чрезвычайной ситуации, а те, которые при отсутствии надлежащих мер противодействия практически с неизбежностью приведут к возникновению чрезвычайной ситуации;

- стадия развития: происходит начало непосредственной чрезвычайной ситуации;

- стадия кульминации: во время этой стадии наблюдается максимальное развитие поражающих факторов, большая скорость протекания, "взрывной" характер распространения;

- стадия ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации: в этот период ограничивается зона действия чрезвычайной ситуации и происходит постепенная ликвидация ее последствий.

Вообще, в целях борьбы с чрезвычайными ситуациями в Российской Федерации на основании ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Задачи указанной Единой системы чрезвычайно обширны: это и разработка, и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; ряд других чрезвычайно важных задач в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в целях реализации комментируемого Федерального закона принято Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804). В Положении подробно предусмотрены порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне. Подготовка к ведению гражданской обороны, согласно Положению, заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Вторая часть комментируемой статьи, введенная Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и статью 21 Федерального закона "Об обороне", определяет мероприятия по гражданской обороне.

Организация в современном понимании означает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организация представляет собой сложную многоаспектную деятельность, являющуюся элементом управленческой деятельности и направленную на воплощение в жизнь подготовленных планов, обеспечение необходимого технического оснащения, налаживание взаимодействия между различными задействованными лицами и службами, обеспечение квалифицированного руководства.

Специальные действия - это особые действия в области гражданской обороны, осуществляемые в соответствии с комментируемым Законом, иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области гражданской обороны.

Подробно мероприятия в области гражданской обороны рассматривает Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804).

4. Третья часть комментируемой статьи определяет важный термин, используемый в Законе, - территория, отнесенная к группе по гражданской обороне. Безусловно, некоторые объекты, расположенные в населенном пункте или вблизи него, могут повышать опасность для населенного пункта или усиливать неблагоприятные последствия в случае начала на этой территории военных действий, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данные территории нуждаются в особом применении дополнительных защитных мер.

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149. Согласно данному нормативному акту, отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне выделяет 4 категории территорий по степени важности и опасности военных действий на них и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В особую группу выделены территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения превышает 1000 тыс. человек;

- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;

- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

- численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

5. Последняя часть комментируемой статьи определяет дефиницию категории "требования в области гражданской обороны". По сути, требования в области гражданской обороны - это основные правила, условия поддержания в готовности всех элементов системы гражданской обороны, а также эксплуатации и функционирования системы.

Эти правила установлены комментируемым Федеральным законом, иными законами и подзаконными актами. Так, правила создания и поддержания в постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС закреплены в Положении об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Приказом МЧС РФ от 17 декабря 2008 г. N 783).

Эксплуатация защитных сооружений гражданской обороны регламентирована Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583) (с изменениями от 9 августа 2010 г.).

Порядок создания и эксплуатации объектов гражданской обороны регулируется целым комплексом нормативных актов. Среди этих актов можно назвать: Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359); Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309); Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 (с изменениями от 9 августа 2010 г.); Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 г. N 575, и др.

Эксплуатация систем оповещения гражданской обороны регламентирована Положением о системах оповещения населения (утв. Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376), а также Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (утв. Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597) и др. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты закреплено в Положении об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993, с изменениями от 19 апреля 2010 г.). По иным объектам и имуществу гражданской обороны также действуют нормативные акты, регламентирующие правила эксплуатации и управления.


Статья 2. Задачи в области гражданской обороны


Комментарий к статье 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconТолкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-фз "Об ипотеке (залоге недвижимости)" Система гарант, 2005 г
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием к Федеральному закону от 16 июля 1998 года n 102-фз "Об ипотеке (залоге...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconКомментарий к федеральному закону
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18. 06. 2001 n 78-фз "О землеустройстве"
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconЗакону "о полиции" от 7 февраля 2011 Г. N 3-фз
Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconКомментарий к федеральному закону
Слобцов Игорь Александрович адвокат, член адвокатской палаты города Москвы; вице-президент Общероссийской общественной организации...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconК федеральному закону российской федерации
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий....
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconЛобов Я. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В., Шанхаев С. В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". 3-е изд
Кудашкин А. В., Зорин А. С., Лобов Я. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В., Шанхаев С. В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconКомментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-фз об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-фз "Об участии в долевом строительстве многоквартирных...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconКомментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" (постатейный) / Л. Г. Балаян, Н. Г. Вилкова, Е. А. Виноградова и др.; отв ред. А. Л
Комментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" (постатейный) / Л. Г. Балаян, Н. Г. Вилкова, Е. А....
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconСтатья Сфера действия настоящего Федерального закона
...
Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года iconДокумента
Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 1-фз "Об электронной цифровой подписи"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница