Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся




Скачать 52.56 Kb.
НазваниеПостановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся
Дата18.11.2012
Размер52.56 Kb.
ТипДокументы
Постановка опыта на пришкольном участке

как один из видов исследовательской деятельности учащихся.


Опытная работа учащихся – понятие широкое. Опытную работу учащихся в школе можно рассматривать как учебное задание, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется связь труда с изучением предметов естественного цикла. Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного труда, охватывающая учебное, внеклассное и внеплановое время и имеющая как учебную, так и производственную значимость.

В самой общей форме опытную работу учащихся можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через самостоятельное практическое изучение и творческое применение школьниками основ технологии в практике сельского хозяйства.

При постановке опытов с растениями ученики должны учитывать их биологические особенности, а значит, уметь правильно применять на практике знания по ботанике, физиологии растений, основам растениеводства.

Растения поглощают из почвы элементы минерального питания, следовательно, учащиеся должны уметь определять обеспеченность почвы элементами питания, потребность растений в удобрениях и т.д., а значит, применять в процессе трудовой деятельности знания по химии, математике, агрохимии.

В зависимости от механического состава почвы различаются по теплоемкости, воздухо - и водопроницаемости, твердости, влагоемкости и т.д. – здесь уже не обойтись без знаний по физике.

Продолжив перечень, можно проследить взаимосвязь знаний, полученных учащимися на уроках, с их практическим применением в опытной работе по большинству учебных дисциплин.

Полевой опыт – основной метод исследования в полеводстве, овощеводстве и плодоводстве. Он широко используется для разработки и научного обоснования различных агротехнических приемов и их комплексов. Все практические рекомендации по возделыванию сельскохозяйственных культур строятся главным образом на результатах полевых опытов.

Полевой сельскохозяйственный опыт – исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.

В школьных условиях полевой опыт используют в исследовательских, производственных и в учебно-воспитательных целях. Поэтому содержание и сложность постановки опыта силами учащихся диктуются, прежде всего, их возрастом и теоретической подготовкой.

Основная единица полевого опыта – делянка, т. е. часть площади опыта, имеющая определенный размер и форму, предназначенная для размещения на ней отдельного варианта опыта. В связи с этим, когда речь идет о конкретной делянке, всегда имеют в виду заложенный на ней вариант опыта. Ученики часто не улавливают различия между понятиями «делянка» и «вариант». Но они легко справляются с этим, если подчеркнуть, что в основе первого понятия лежит земельный участок, а в основе второго – тема научного поиска.

Любой полевой опыт включает опытные и контрольные варианты. Под опытным вариантом понимают изучаемое растение, сорт, условие возделывания, агротехнический прием или их сочетание. Вариант, с которым сравнивают опытные варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность опытных и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, составляют схему опыта.

Ценность результатов полевого опыта зависит от соблюдения определенных методических требований, важнейшие из которых следующие: типичность опыта, соблюдение принципа единственного различия, проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке.

Под типичностью полевого опыта понимают соответствие условий его проведения почвенно-климатическим (природным) и агротехническим условиям данного района или зоны. Любой полевой опыт должен отвечать требованию почвенно-климатической типичности.

При постановке опытов необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного – изучаемого. Это очень важное и обязательное требование методики называют принципом единственного различия. Он должен строго соблюдаться в опытной работе. Например, в полевом опыте по изучению доз азотных удобрений единственным различием по вариантам будут дозы. Все остальные условия опыта (почвенные условия, предшественник, способы обработки почвы, сорт, посев, уход и т. д.) во всех вариантах должны быть тождественными, одинаковыми. Без соблюдения этого требования методики нельзя правильно установить эффективность изучаемых доз удобрений.

Подготовка к проведению полевых опытов начинается с составления общего плана работы на учебно-опытном участке. Он должен включать схематический план земельной площади участков, размещение культур, тематику, схемы полевых опытов, перечень основных наблюдений и исследований, примерные сроки и порядок выполнения работ, потребность в технике, инвентаре, семенах, удобрениях. Очень важно продумать распределение тематики опытов между классами и закрепление опытов за звеньями учащихся.

Выбор темы полевого опыта зависит от того, с учащимися какого класса он будет проводиться и каковы их интересы, какие вопросы программы требуют практической проработки, какое хозяйственное значение имеет тот или иной вопрос, какова учебно-производственная база школы и т. д.

Ориентировочно можно выделить три основных требования, которым должна отвечать тема опыта:

  1. актуальность для местного сельскохозяйственного использования (в личном подсобном и фермерском хозяйстве);

  2. новизна темы, ее учебно-воспитательное значение и интерес к ней учащихся;

  3. доступность методики и посильность техники постановки опыта.

Нельзя забывать и о возрасте юных опытников, так как тема опыта может оказаться непонятной ученикам младшего, а иногда и среднего возраста из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта. Поэтому в ученических опытах особенно важно, чтобы тема опыта была простой, а в ее названии выражалась сама суть опыта.

Подводя учеников к осознанному проведению опыта, надо добиваться, чтобы дети сами сформулировали название опыта, чтобы они четко представили и выделили варианты опыта и пришли к убеждению, что эксперимент от начала и до конца продуман и составлен ими самими.

Тема исследования должна быть четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования и строго соответствовать материальной базе.

Для каждого полевого опыта или группы однородных опытов разрабатывают программу исследования, в которой указывают схемы, методику и основные элементы техники закладки и проведения опытов, дают перечень наблюдений и исследований.

Предвидеть все детали будущего исследования не так просто, поэтому в процессе работы программа будет дополняться и изменяться, но это нисколько не умаляет ее значения.

Планирование эксперимента завершается составлением рабочего плана исследования, в котором кратко излагают все этапы опытной работы, количество опытов, затраты времени и средств.

В условиях школы программа исследования – не самостоятельный документ, а основа дневника юного опытника. Дополнительно в дневник включают сведения о школе, классе и звене учащихся, ведущих опыт, а также сведения о биологических особенностях выращиваемой культуры.

Полевые опыты, проводимые учениками, обязательно должны сопровождаться самыми различными наблюдениями, которые служат дополнительным источником фактических данных для объяснения величины изучаемого эффекта.

В общей форме эти наблюдения делятся на два вида:

  1. наблюдения за средой обитания (метеорологические наблюдения, агрохимические анализы почвы и т. д.);

  2. наблюдения за растением (фенологические наблюдения, физиологические пробы).

Самые общие и необходимые, а главное, доступные школе – систематические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, а также количеством осадков. Эти данные группируются по декадам, месяцам и используют для установления средних многолетних показателей, характеризующих климатические условия микрорайона. такие наблюдения не только посильны, но и очень интересны учащимся.


Приложение 1. Дневники опытов.

Похожие:

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconПостановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся
Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconКружковая работа по географии как средство формирования опыта практической деятельности
Саморазвитие личности уч-ся – процесс обогащения деятельностных способностей и личных качеств человека в ходе различных видов его...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconЖизни, спорту, а также развитию художественно-эстетического, экскурсионно-краеведческого, трудового и проф-ориентационного направлений в воспитании учащихся
Подведение итогов трудовой четверти (практика на пришкольном участке, летний трудовой лагерь). Отчёт
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconКоличество учащихся, привлеченных к работе на пришкольном участке – 200 учеников
Местонахождение: школа расположена на юго-востоке д. Б. Яниково. Расстояние от школы и жилых домов – 20 м. Расстояние от школы до...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconОтчет об исследовательской и образовательной деятельности центра инновационного опыта
Результаты образовательной деятельности цио «Способы и средства развития грамотного чтения учащихся»
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconЗначение и формы научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках образовательной инициативы
Информационные умения представлены способами деятельности, связанными с поиском, приобретением знаний из различных видов источников...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРеферат (лат refero сообщаю) один из видов научной работы, содержащей краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, книги, монографии и др.
Однако реферат в его первоначальном значении редко встречается в исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего под рефератом...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРастениеводство (10 ч) Выращивание плодовых и ягодных культур (2 ч) Осенние работы (2 ч) Основные теоретические сведения
Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в лпх (2 ч)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница