Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности




Скачать 228.87 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности
Дата18.11.2012
Размер228.87 Kb.
ТипРабочая программа


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Челябинский филиал


Гуманитарный факультет

Кафедра «Социальной и клинической психологии»



СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета




Директор филиала




К.С. Цеунов







В.А. Усов

«___» _________ 200__ г.




«___» _________ 200__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОПД. Ф. 17_

для специальности ______030301.65___«Психология»


факультет Гуманитарный

кафедра - разработчик кафедра «Социальной и клинической психологии»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки специальности 030301.65 «Психология»


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социальной и клинической психологии» протокол № 1 от "27"сентября 2007 г.


Зав. кафедрой разработчика Горшенина Е.И.

Разработчик программы, преподаватель Буторин Г.Г.

доктор психол.н.


Челябинск

2007


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время клиническая психология прочно заняла свое место среди наук, развивающих современные подходы к изучению личности. Предметом данной отрасли психологии является исследование патологических психических состояний и процессов, в том числе и в их соматических проявлениях, с одной стороны, и психологических проявлений и последствий патологических соматических процессов и явлений – с другой.

Современная клиническая психология располагает обширным методическим и методологическим аппаратом, позволяющим получать надежные результаты, что является необходимым условием для эффективной диагностики и полипрофессионального взаимодействия специалистов различных направлений, связанных с психическим здоровьем человека, основные усилия которых направлены на успешную адаптацию его к меняющимся условиям жизни, нормализации психологического климата в трудовых коллективах, рациональной организации различных видов деятельности и, наконец, для обучения и воспитания детей. Теоретические и экспериментальные исследования в области клинической психологии непосредственно связаны с остальной психологической наукой, педагогикой и медициной, а использование её прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей преподавателей и школьных учителей.

Растущее значение клинической психологии обусловило распространение её преподавания в высших учебных заведениях. В системе психологического образования она – одна из ключевых дисциплин, без которых немыслима подготовка современного психолога широкого профиля, способного как к исследовательской деятельности, так и практической работе в области образования, в сфере управления, в социальных службах и т.п. Кроме того, одна из наиболее широких сфер применения клинической психологии – педагогика, дошкольное, начальное и общее среднее образование. Правильная постановка работы психологических служб в образовательных учреждениях позволяет предупредить, выявить на раннем этапе и полноценно скорректировать дезадаптивные состояния и формы отклоняющегося поведения детей, подростков и юношества. В свою очередь это представляет благоприятные перспективы для улучшения здоровья и качества жизни всего населения, так как психологическая помощь в раннем возрасте довольно надежно предупреждает развитие как психических, так и соматических патологий, остро проявляющихся в зрелом возрасте.


    1. Требования к усвоению содержания дисциплины

Студент, прослушавший курс должен:

  • иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению;

  • понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;

  • иметь представления о предмете, задачах и перспективах развития нейропсихологии, об основных закономерностях мозговой организации ВПФ и ее эволюции в онтогенезе;

  • владеть методологией синдромного анализа нарушений ВПФ;

  • иметь представление о предмете, практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах;

  • знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений - познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;

* иметь целостное представление о содержании и практическом значении проблемы аномального психического развития, о закономерностях психических заболеваний и нарушениях психического развития у детей, о типологиях дизонтогенеза и о принципах коррекционно-педагогической работы с детьми;

• знать основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, иметь представления о базовых теориях и методах современной психотерапии, знать основные проблемы восстановительного обучения и реабилитации;

  • владеть необходимыми знаниями в области таких медицинских дисциплин, как психиатрия, психиатрия детского возраста, неврология, клиника внутренних болезней, психофармакология и психофармакотерапия;

• иметь представления о клинико-психологических аспектах диагностики, психотерапии и профилактики личностных расстройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкоголизма;

  • иметь представления об особенностях клинико-психологических исследований в экспертной практике;

  • владеть методами нейропсихологической и патопсихологической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии; владеть проективными методами клинической психодиагностики и методами диагностики и коррекции при психосоматических расстройствах;

  • свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегии развития;

• в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.


    1. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

  • Слушатель должен являться студентом дневного или заочного отделения психологического факультета вуза.

  • Предшествующий уровень образования студента – среднее (полное) общее образование.

  • Студент должен иметь документ государственного образца о среднем образовании или среднем профессиональном образовании.


РАЗДЕЛЫ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ





Тема

Распределение часов

Лекции

СЗ1

Очн.

Заочн.

Очн.

Заочн.

1

Введение в клиническую психологию

2

0,5







2

Сознание. Понятие о бессознательном

2

0,5







3

Личность

4

0,5







4

Интеллект и способности

4

1

2




5

Деятельность. Воля. Психомоторика

4

1







6

Эмоции и чувства

4

1







7

Внимание

2

0,5

2




8

Ощущение. Восприятие. Представление

4

1

2




9

Мышление

4

1

2




10

Память

4

0,5

2




11

Воображение

4

0,5







Всего

38

8

10

-



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ


ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ


Лекции – 2 часа (очно); 0,5 часов (заочно)

Клиническая психология: понятие, предмет, цели и задачи. Место клинической психологии в системе психологических, медицинских и других наук. История возникновения и развития клинической психологии, особенности ее развития в России. Основные теоретико-методологические проблемы и направления современной клинической психологии. Организация медико-психологической службы. Методы исследования в клинической психологии: наблюдение, беседа, психологический анамнез (катамнез), экспериментально-психологическое обследование. Понятие о тестах.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии.

  2. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской (клинической) психологии.

  3. Бихевиоризм: понятия, история становления, основные положения, значение для теории и практики клинической психологии.

  4. Экзистенциализм: понятие, история становления, значение для теории и практики клинической психологии.

  5. Основные требования, предъявляемые к экспериментально-психологическим методикам.

  6. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования.


Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2кн. – М.: Педагогика, 1982.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1986.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Здоровье, 1989.

  4. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т.2.

  5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., Медицина 1984.

  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

  7. Поляков Ю.В. Клиническая психология: состояния и проблемы // Вестник Московского ун-та: Серия 14. психология. – 1996. – №2.

  8. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под. ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

  9. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов пед.вузов. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


Тема 1

СОЗНАНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ


Лекция – 2 часа (очно); 0,5 часов (заочно)

Сознание как особая форма отражения действительности. Возникновение сознания. Роль трудовой деятельности в возникновении сознания. Структура сознания и самосознания. Понятие о бессознательном. З. Фрейд и его учение о бессознательном. Современные теории бессознательного. Возможные нарушения сознания («количественные» – оглушение, сопор, кома – и «качественные» – делирий, онейроид, сумеречное расстройство сознания, аменция) и их значение для оценки состояния личности и его межличностных отношений.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Развитие сознания человека в онто- и филогенезе.

  2. Современные теории о сущности человеческого сознания.

  3. Бессознательное, его виды и проявления.

  4. Современные представления о физиологических основах бессознательного.

  5. Расстройства сознания и их практическое значение для деятельности психолога.


Литература

  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память: Размышления биолога: Пер.с англ. / Под ред. Е.Н.Соколова. – М.: Мир, 1983.

  2. Бассин В.Ф. Проблема бессознательного: О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. – М.: Медицина, 1983.

  3. Воскобойникова А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке / Ин-т молодежи. – М., 1997.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1997.

  5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

  6. Меграбян А.А. Личность и сознание: В норме и патологии. – М.: Медицина, 1978.

  7. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

  8. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

  9. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.

Тема 2

ЛИЧНОСТЬ


Лекции – 4 часов(очно); 0,5 часов (заочно)

Личность: понятие. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность и индивидуальность. Психологическая структура личности. Активность и направленность личности. Самосознание личности. Развитие личности.

Типология личностей: гармонические, акцентуированные, психопатические личности. Расстройство личности.

Темперамент: понятие, история представлений о темпераменте, типы темпераментов, типы высшей нервной деятельности и темперамент. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.

Характер: понятие, структура, природа и проявление, формирование. Патопсихологический анализ нарушений личности: нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов, нарушение смыслообразования, нарушения саморегуляции и опосредования, нарушение критичности и спонтанности поведения. Значение особенностей темперамента, характера и личности для оценки состояния человека. Методы психодиагностики личности, темперамента и характера, межличностного взаимодействия и межличностных отношений.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Психологическая характеристика типов темпераментов.

  2. Особенности общения и типы темперамента.

  3. Физиологические основы темперамента.

  4. Характер и темперамент.

  5. Механизмы формирования характера человека.

  6. Акцентуации характера: понятие, сущность, классификации.

  7. Расстройства личности в клинической психологии.

  8. Расстройства личности и болезнь.

  9. Опросники как метод исследования личности.

  10. Проективные методы исследования личности.


Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

  3. Бороздина Л.В. Психология характера: Исторический очерк. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статистика, динамика, систематика // Избран.труды. – М.: Медицина, 1964.

  5. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М.: Наука, 1995.

  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1987.

  7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.

  8. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.: Изд-во УДН, 1987.

  9. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970.

  10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенез. – М.: Педагогика, 1989.

  11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997.



Тема 3

ИНТЕЛЛЕКТ И СПОСОБНОСТИ


Лекции – 4 часов(очно); 1 час (заочно)

Семинарские занятия – 2 часа

Понятие об интеллекте. Теории интеллекта. Интеллект и социальная среда. Возрастные особенности интеллекта. Интеллект и личность. Понятие о социальном интеллекте. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Способности и наследственность. Нарушения интеллекта – врожденные и приобретенные, их классификации, клиническая картина. Классификация и диагностические критерии нарушения интеллекта по МКБ-10: умственная отсталость (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая). Значение нарушений интеллекта для оценки состояния пациента и его взаимоотношений с медицинским персоналом. Методы психодиагностики интеллекта и способностей. Понятие о коэффициенте интеллекта (IQ). Клинико-диагностическое значение изучения интеллекта.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Структура способностей.

  2. Способности и талант.

  3. Критерии развития интеллекта.

  4. Психометрические способы исследования интеллекта.

  5. Интеллект и личность.

  6. Клинико-психологическая характеристика умственной отсталости (по МКБ-10).


Литература

  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986.

  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровья, 1989.

  3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издат.центр «Академии», 1996.

  4. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб.пособие к спецкурсу. – Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1990.

  5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988.

  6. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997.

  7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1994.


Тема 4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВОЛЯ. ПСИХОМОТОРИКА


Лекций – 4 часов(очно); 1 час (заочно)

Деятельность: понятие. Потребности и виды потребностей, развитие потребностей у человека. Структура деятельности. Навыки. Умения, учение. Труд. Формирование деятельности. Нарушения умственной работоспособности и их значение в клинической и педагогической практике.

Воля: понятие. Воля как форма активности личности, воля и риск, структура волевого акта. Волевые качества человека и их формирование.

Психомоторика. Анатомо-физиологические основы, уровни организации движений человека. Мимика. Возможные нарушения воли, психомоторики и мимики и их значение для оценки состояния личности. Методы психодиагностики нарушений воли и психомоторики.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Воля и эмоции.

  2. Значение игры для развития волевой сферы у детей.

  3. Методы экспериментального исследования психомоторики.

  4. Особенности недоразвития психомоторики при умственном недоразвитии.

  5. Возрастные особенности мимики человека.


Литература

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976.

  2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Х. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

  3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

  4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  5. Лакомкин А.И., Мягков И.Ф. Биологические потребности и мотивации. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980.

  6. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.

  7. Теплицкая Е.И. Психомоторная активность при нарушении психики. – Киев: Здоровья, 1982.

  8. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.: Смысл; Институт психологии РАН, 1997.

  9. Щербаков Е.П. Функциональна структура воли. – Омск, 1990.


Тема 5

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА


Лекции – 4 часа (очно); 1 час (заочно)

Эмоции (чувства): понятие, физиологические основы, формы переживания чувств, чувства и личность, виды чувств и их формирование. Чувства и потребности. Желания. Влечения. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности. Нарушения эмоций и влечений. Методы психодиагностики эмоций и влечений.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Современные теории эмоций.

  2. Эмоции и мотивация.

  3. Психофизиологические методы исследования эмоций.

  4. Эмоции и творчество.

  5. Расстройства эмоций.


Литература

  1. Васильев И.А., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

  5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978.

  6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

  7. Симонов В.П. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.


Тема 6

ВНИМАНИЕ


Лекции – 2 часа (очно); 0,5 часов (заочно)

Семинарские занятия – 2 часа

Понятие, виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), физиологические механизмы, структура. Возможные нарушения внимания, методы диагностики.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Физиологические основы внимания.

  2. Основные свойства внимания.

  3. Методы психофизиологической диагностики внимания.

  4. Клинико-психологическое значение внимания.

  5. Методы экспериментально-психологической диагностики внимания.


Литература

  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.

  4. Лурия А.Р. Внимание и память: Материалы к курсу лекций по общей психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

  5. Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии и опыт их использования в клинике. – М.: Медицина, 1970.

  6. Страхов В.И. Внимание в структуре личности. – Саратов, 1969.


Тема 7

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


Лекции – 4 часа (очно); 1 час (заочно)

Семинарские занятия – 2 часа

Ощущения: понятие, их роль в жизни и деятельности человека. Ощущения в свете теории отражения. Понятия об анализаторах. Классификация ощущений, адаптация, взаимодействие ощущений, нарушения ощущений. Методы психодиагностики ощущений.

Восприятие: понятие, общие свойства. Понятие об апперцепции. Физиологические основы, классификация и характеристика отдельных видов восприятия. Нарушения восприятия: иллюзии, галлюцинации, нарушения сенсорного синтеза, агнозии, псевдоагнозии, нарушения мотивационного компонента восприятия. Методы психодиагностики восприятия. Представление: понятие, сущность, значение в познавательной деятельности. Эйдетизм.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Значение ощущений в жизни человека.

  2. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

  3. Восприятие и механизмы работы мозга.

  4. Иллюзии: виды, механизмы.

  5. Галлюцинации.

  6. Агнозии: виды, механизмы.

  7. Методы исследования ощущения, восприятий, представлений.


Литература

  1. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.В. Практическое руководство по психиатрии. – М., 1966.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.

  3. Немов Р.С. Психология: в 2-х кн. – М.: Просвещение, Владос, 1994.


Тема 8

МЫШЛЕНИЕ


Лекции – 4 часа (очно); 1 час (заочно)

Семинарские занятия – 2 часа

Понятие, чувственное познание и мышление, мышление и речь, социальная природа мышления, логика и психология мышления. Мышление как процесс, мотивация мышления, виды мышления. Индивидуальные особенности мышления (качества ума). Нарушения мышления (психопатологические и патопсихологические аспекты). Методы психодиагностики мышления.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Развитие мышления в филогенезе.

  2. Особенности развития мышления у детей и подростков с отставанием в психическом развитии.

  3. Функции речи.

  4. Бред и его виды.

  5. Возможности и границы использования патопсихологических методов диагностики расстройств мышления.

  6. Основные патопсихологические методы диагностики расстройств мышления.


Литература

  1. Блейхер В.М. Расстройства мышления. – Киев: Здоровья, 1983.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986.

  3. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1962.

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  5. Соколов А.Н. М.: Просвещение, 1968.

  6. Тихомиров О.К. Психология мышления – М.: Изд-во МГУ, 1984.


Тема 9

ПАМЯТЬ


Лекции – 4 часа (очно); 0,5 часов (заочно)

Семинарские занятия – 2 часа

Понятие, теории памяти (психологические, физиологические и биохимические), виды памяти, запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Индивидуальные различия памяти. Нарушения памяти. Методы психодиагностики памяти.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Ассоциативные теории памяти.

  2. Нейронные и биохимические теории памяти.

  3. Профессиональные аспекты типов памяти.

  4. Нарушения памяти.

  5. Пиктограммы как способ исследования опосредованной памяти.



Литература

  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986.

  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под ред. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещарекова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.

  4. Стаховская А.В. Память и ее нарушения // Журн.неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2000. – Т.100, №7. – С. 45-49.


Тема 10

ВООБРАЖЕНИЕ


Лекции – 4 часа (очно); 0,5 часов (заочно)

Понятие воображения. Краткие исторические сведения. Физиологические основы процессов воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, минитюаризация). Качества воображения. Виды воображения (воссоздающее, творческое, мечта, грезы, сновидения). Воображение и особенности личности. Возрастные особенности воображения. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых. Нарушения воображения. Методы психодиагностики воображения.


Темы для учебно-исследовательской работы студентов

  1. Воображение и творчество.

  2. Формы нарушений воображений.

  3. Воображение и особенности личности.

  4. Методы изучения воображения.

  5. Воображение в системе психотерапевтических методов.


Литература

  1. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). – М.: Смоленск: Изд-во Смолен. гуманитар. ун-та, 1997.

  2. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения: Воображение в норме и патологии. – Новосибирск: Наука, 1975.

  3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

  4. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси: Мецниереба, 1972.

  5. Пуни А.Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков. – Л., 1957.

  6. Розетт И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск: Университетское, 1991.



ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(одна на выбор)


  1. Методы психологической диагностики детей с отклонениями в психическом развитии.

  2. Методы психологической коррекции детей с отклонениями в психическом развитии.

  3. Возможности игротерапии в детском возрасте.

  4. Роль семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков.

  5. Профилактика детских неврозов.

  6. Методы детской психотерапии.

  7. Синдромы нарушений психологического развития, характерные для детей.

  8. Синдромы нарушений психологического развития, характерные для подростков.

  9. Особенности работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом.

  10. Проблемы нормы и патологии психического развития в детском возрасте.

  11. Особенности мышления при шизофрении.

  12. Психологические особенности детей с эписиндромом.

  13. Особенности агрессии у детей и подростков.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Предмет изучения клинической психологии. Структура клинической психологии.

  2. Основные направления современной клинической психологии и их характеристика.

  3. Методы исследования в клинической психологии.

  4. Определение сознания. Характеристика основных исторических представлений о сущности сознания.

  5. Формирование сознания человека в онто- и филогенезе.

  6. Характеристика и виды нарушений сознания.

  7. Понятия личности.

  8. Понятие интеллекта. Содержание основных теорий интеллекта.

  9. Роль социальной среды и наследственности в формировании интеллекта.

  10. Клинико-диагностическое значение изучения интеллекта.

  11. Нарушения интеллекта.

  12. Методы исследования интеллекта.

  13. Понятие о воле. История становления научных взглядов о воли.

  14. Этапы волевого процесса.

  15. Утомление. Усталость.

  16. Нарушения воли.

  17. Нарушения психомоторики.

  18. Методы исследования воли.

  19. Методы исследования психомоторики.

  20. Понятие об эмоциях чувствах. Различия эмоций и чувств.

  21. Современные классификации эмоций.

  22. Настроение, страсть, аффект.

  23. Стенические и астенические, высшие и низшие эмоции.

  24. Нарушения эмоций и чувств

  25. Методы исследования эмоций и чувств.

  26. Определение внимания. История развития учения о внимании.

  27. Физиологические механизмы внимания.

  28. Понятие и характеристика направленности, сосредоточенности внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

  29. Устойчивость, объем, распределение и переключаемость внимания.

  30. Формы расстройств внимания.

  31. Характеристика методов исследования внимания.

  32. Ощущения: понятие, механизмы, свойства.

  33. Виды ощущений и их особенности.

  34. Ощущения и эмоции. Синестезии.

  35. Восприятие: понятие, механизмы. Апперцепция.

  36. Восприятие пространства и времени.

  37. Представление: понятие и механизмы. Эйдетизм.

  38. Характеристика гипо- и гиперстезий, анестезий и сенестопатий.

  39. Иллюзии.

  40. Галлюцинации.

  41. Методы исследования ощущений, восприятий, представлений.

  42. Понятие о мышлении. Определение мышления.

  43. Физиологические механизмы мышления.

  44. Анализ. Синтез. Сравнение.

  45. Обобщение. Абстракция. Конкретизация.

  46. Суждение. Умозаключение.

  47. Индуктивное и дедуктивное мышление. Эмоции и мышление.

  48. Виды мышления.

  49. Расстройства мышления.

  50. Клинические методы исследования мышления.

  51. Понятие памяти. Общие представления о памяти.

  52. Ассоциативные теории памяти.

  53. Процессы памяти.

  54. Нарушения памяти.

  55. Клиническая классификация амнестических синдромов.

  56. Методы исследования памяти.

  57. Понятие и общая характеристика воображения.

  58. Виды воображения.






1 СЗ — семинарские занятия.


Похожие:

Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по курсу «Культурология» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология» Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология» Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра общей психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Нейропсихология» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методологические проблемы клинической психологии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине “Физиология цнс” для специальности 030302 “Клиническая психология” Кафедра нормальной физиологии
Рабочая учебная программа по дисциплине “Физиология цнс” для специальности 030302 “Клиническая психология”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница