Как заставить мозг мобилизоваться?




Скачать 99.52 Kb.
НазваниеКак заставить мозг мобилизоваться?
Дата18.11.2012
Размер99.52 Kb.
ТипВопрос
z_start

ЗАПОМНИТЬ ВСЕ

n081_ris-1_picture_zdorovye.jpg

Как заставить мозг мобилизоваться?

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и — главное — безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?

Эксперты

Константин АНОХИН, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН,

Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, профессор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Ребенок оканчивает школу или у него скоро сессия, а может быть, вы сами получаете второе высшее образование... В любом случае тема становится животрепещущей. Одни рассчитывают все выучить за последнюю ночь, другие горстями едят орехи и шоколадки, третьи уповают на таблетки. Как заставить мозг лучше и быстрее запоминать информацию? Безопасны ли стимулирующие и ноотропные препараты, есть ли смысл в мнемотехнике, дадут ли дополнительные очки правильное питание и грамотно построенный режим? Попробуем разобраться.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, благодаря которым можно выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко небезобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск веществ, которые могли бы направленно стимулировать память. Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых препарата. Но... «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца непонятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков». В любом случае ноотропы — не одноразовая скорая помощь накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения...). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие», в медицине (пока) не существует.

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты... Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие. Однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с лекарствами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, ЕРА и DНА). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 — от 300 до 1000 мг. Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000—6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80—100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425—550 мг в день. Пожалуй, самый важный «нутриент для ума» — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его топливо, и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час. Недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Прежде всего — режим

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40—45 минут. После этого необходим 10—15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку...

Необязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий».

После 3—4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и... как минимум час-полтора погулять! «Сэкономить на прогулке — значит украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3—3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют... закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад).

Как лучше заучивать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Чтобы запомнить, обязательно надо повторить выученное хоть раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию (например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц, первого полета в космос, 495 — код Москвы), то информация запомнится быстро и надолго. «Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму, — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, зато не вредят», — соглашается Константин Анохин.

Лекарства-ноотропы — не скорая помощь накануне экзамена. Их эффект накапливается постепенно.

Во время экзаменов нужно каждый день съедать 80—100 г свежей черники, малины, клубники или 50 г клюквы.

Закончить заниматься нужно до 24.00. Сидеть над книгами всю ночь бесполезно — ничего не запомните.

Учимся концентрировать внимание

Никита ПЕТРОВ, кандидат филологических наук, старший преподаватель курсов дополнительного образования для школьников ФТК, автор учебника «Развитие памяти и основы мнемотехники».

Информация плохо запоминается в первую очередь потому, что мы не умеем сосредоточиться. Но это поправимо: несложные упражнения позволяют взрослому или ребенку всего за несколько недель улучшить концентрацию внимания.

Упражнение № 1

Когда смотрите телевизор, положите перед собой часы. Постарайтесь удерживать внимание на секундной стрелке в течение полных двух минут. Не позволяйте телевизору перетянуть внимание на себя!

Упражнение № 2

Сфокусируйте одну половину внимания на движениях секундной стрелки, а вторую — на руках. Думайте и о руках, и о секундной стрелке, как бы разделив внимание на две равные части.

Упражнение № 3

Следите за секундной стрелкой и одновременно мысленно перечисляйте цифры с интервалом в три: 1, 4, 7, 10, 13... до 60 и назад.

Если собьетесь или подумаете о чем-либо другом, начинайте сначала. Постарайтесь продержаться хотя бы две минуты.

Упражнение № 4

Сконцентрируйте на движениях секундной стрелки треть внимания. Другую треть уделите мысленной декламации какого-либо стишка или песенки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла...» Оставшуюся треть сосредоточьте на числовой последовательности.

Мнение

Марьяна БЕЗРУКИХ:

Ни студентам, ни школьникам, ни взрослым не рекомендую использовать какие-либо препараты в качестве стимуляторов или, наоборот, успокоительных. Любые химические вещества, воздействующие на нервную систему, небезопасны. Даже пустырник может дать парадоксальную реакцию: вместо успокоения — перевозбуждение. Или расслабление — но такое, что человеку вообще становится все равно, он не может мобилизоваться.

И уж точно последний вечер перед экзаменом — не то время, когда можно дегустировать незнакомый препарат. Это касается даже кофе. Не надо давать ребенку перед экзаменом валерьянку и тем более таблеточку успокоительного, даже если вам она помогает. Порог чувствительности к этим препаратам очень индивидуален.

n081_ris-3_picture_zdorovye.jpg

Ночь перед экзаменом

Накануне экзамена надо выспаться. Во время сна активированные за день нервные окончания перестраиваются, растут и укрепляются, информация закрепляется и переходит из кратковременной в долговременную память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменом бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации потребуется ночь на ее «созревание».

n081_ris-2_picture_zdorovye.jpg

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если:

она интересна, спорна или неожиданна;

эмоционально окрашена;

наложена на уже имеющиеся знания;

подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);

запоминание происходит в процессе какого-то физического действия. Доказано, что при занятиях фитнесом, ходьбе или даже просто стоя мы запоминаем лучше.

Мать учения

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации разрушаются примерно через 40—60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

первый раз мысленно повторите его сразу после запоминания;

второй раз — через 15—20 минут;

третий — через 6—8 часов (обязательно в тот же день);

четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

второе повторение — через 40—60 минут;

третье — через 3—4 часа (в день запоминания);

четвертое — в течение следующего дня.

Выводы «Здоровья»

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают как скорая помощь: начинать нужно заранее.

2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.

3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Похожие:

Как заставить мозг мобилизоваться? iconКто может заставить вас верить в абсурдные вещи, тот может заставить вас совершать зверства
Я хотел написать книгу, которую можно не читать – достаточно прочесть и понять заголовок
Как заставить мозг мобилизоваться? iconОбщаться с ребенком. Как?
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?...
Как заставить мозг мобилизоваться? icon«Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003 isbn 5 88711 058 9
Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconДейч Г. С74 Левый мозг, правый, мозг: Пер с англ
Рассмотрены также половые различия в характере функциональных асимметрий, роль последних в возникновении нарушений высшей нервной...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconПлан Общая характеристика общеучебных умений и навыков (оуун) >> Структура оуун >>
Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. "Мозг, хорошо устроенный,...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconРеферат По теме: «Нервная система человека»
Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconКак подготовиться и сдать экзамены
Важный момент заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать всё, что угодно – лишь бы к нему не готовиться. В это...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconБир С. Мозг фирмы: Пер с англ
Бир С. Мозг фирмы: Пер с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.: ил. Isbn 5-256-00426-3
Как заставить мозг мобилизоваться? iconНервные импульсы от вибрисс поступают в мозг по тем же путям, что и информация от глаз. Дальше мозг суммирует сигналы двух систем и на основании этих данных создает трехмерную картину окружающего мира
...
Как заставить мозг мобилизоваться? iconСовременные подходы к изучению нейрофизиологических механизмов сознания
В основу такого подхода были положены представления, рассматривающие мозг как системную организацию, состояние сознания как продукт...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница