Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности




НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности
страница1/5
Дата06.09.2012
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»


Кафедра библиотечно-информационной деятельности


Дополнительная программа кандидатского экзамена

по специальности 05.25.03 –

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

(педагогические науки)


Орёл - 2012

Составители:

О.О. Борисова – зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор педагогических наук, профессор;

Ю.Н. Столяров – доктор педагогических наук, профессор;

Т.Д. Крылова – кандидат педагогических наук, профессор;

Т.Н. Сомова – кандидат педагогических наук, доцент;

Н.Е. Беляева – кандидат педагогических наук, старший преподаватель.


Рецензенты:

А.М. Мазурицкий – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного университета культуры и искусств

И.А. Ивашова – кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры


Дополнительная программа кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки) подготовлена и обсуждена на кафедре библиотечно-информационной деятельности (протокол № 4 от 06 декабря 2011 г.), утверждена на заседании Учёного совета института (протокол № 6 от 21 декабря 2011 г.) и рекомендуется аспирантам, готовящимся к сдаче кандидатского минимума по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки).


СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

4Порядок приёма кандидатского экзамена 5Содержание дополнительной программы кандидатского экзамена

по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение

и книговедение (педагогические науки)


7Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

(типовая часть)

7Список основной литературы 11Список дополнительной литературы 14Библиотековедение 16Список основной литературы 20Список дополнительной литературы 20Библиографоведение 23Раздел I. Библиографоведение как наука 23Раздел II. Основы теории библиографической информации 25Раздел III. Библиографическая деятельность – центральная категория

библиографоведения

26Раздел IV. Библиография как область информационно-документальной

деятельности

27Список основной литературы 30Список дополнительной литературы 30Книговедение 34Раздел I. Теоретические и исторические аспекты книговедения 34Раздел II. Организационные аспекты книговедения 41Список основной литературы 42Список дополнительной литературы 44Примерный перечень вопросов для подготовки

к кандидатскому экзамену

46


Пояснительная записка


Кандидатский экзамен по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и кни­говедение (педагогические науки) является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров, обучающихся в аспирантуре вуза искусств и культуры. Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний аспирантов и уровень их подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе в избранной области библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы-минимум, разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями и утверждаемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, и дополнительной программы, разрабатываемой соответствующей кафедрой (отделом, сектором, лабораторией).

Дополнительная программа кандидатского экзамена по спе­циальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и кни­говедение (педагогические науки) подготовлена профессорско-преподавательским составом кафедры библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры в соответствии с:

федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

паспортом специальности научных работников 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение;

программой минимум кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение, книговедение, утверждённой приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г.;

учебным планом по основной образовательной программе (аспирантура) научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, утверждённым Учёным советом Орловского государственного института искусств и культуры (протокол № 2 от 19.09.2011 г.).

Дополнительная программа кандидатского экзамена по спе­циальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и кни­говедение (педагогические науки) разработана профессорско-преподавательским составом кафедры библиотечно-информационной деятельности с учётом дополнительных для данной научной специальности сведений, специфики подготовки аспирантов и области выполняемых ими научных исследований на базе Орловского государственного института искусств и культуры.

Составители отдельных разделов дополнительной программы:

«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (типовая часть)» – О.О. Борисова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности; Ю.Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор;

«Библиотековедение» – Н.Е. Беляева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель;

«Библиографоведение» – Т.Н. Сомова, кандидат педагогических наук, доцент;

«Книговедение» – Т.Д. Крылова, кандидат педагогических наук, профессор.

Кандидатский экзамен по специальности должен выявить уровень научной и профессиональной подготовки аспиранта в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; знание им общих концепций и методологических вопросов данной науки, истории ее формирования и развития, фактического материала, основных теоретических и практических проблем библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Экзаменуемый должен знать основную литературу по специальности и продемонстрировать степень владения методологией и методами научных исследований в избранной научной области.

В то же время объем знаний, который должен показать аспирант на экзамене, не ограничивается кругом вопросов, обозначенных в программе. Экзаменуемый обязан свободно владеть материалом по теме своей диссертации сверх программы, знать теорию, историю, современное состояние и проблематику исследуемой темы, а также показать знание новой, не успевшей войти в программу, литературы по всему кругу программных вопросов.


Порядок приёма кандидатского экзамена


Порядок организации приёма кандидатского экзамена определён Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814 (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), Положением об аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры, утверждённым Учёным советом (протокол №3 от 29 ноября 2006 г.).

Кандидатские экзамены в Орловском государственном институте искусств и культуры принимаются в период сессии, сроки и продолжительность которой устанавливаются приказом ректора. В случае представления аспирантом диссертационной работы в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть принят вне сроков сессии, о чём организация, принимающая кандидатские экзамены, уведомляет экзаменующегося, указывая время и место проведения экзаменов.

Комиссия по приёму кандидатского экзамена организуется под председательством ректора (проректора) вуза. Члены приёмной комиссии назначаются её председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов. Комиссия правомочна принимать экзамен, если в ее заседании участвуют не менее двух специалистов, в том числе один доктор наук.

По усмотрению экзаменаци­онной комиссии кандидатский экзамен может производиться по билетам или без билетов. Экзаменуемому разрешается пользоваться программой кандидат­ского минимума по специальности. Для подготовки ответа аспиранту выдаются экза­менационные листы, которые сохраняются после сдачи экзамена в течение года.

По решению экзаменационной комиссии экзамен по специаль­ной дисциплине, в зависимости от объема материала и разделов науки, может проводиться в два-три приема с проставлением общей оценки. Уровень знаний аспиранта оценивается по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Аспирантом может быть в десятидневный срок подано заявление ректору о несогласии с решением экзаменационной комиссии об оценке своего ответа на кандидатском экзамене. Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается, поэтому возможность переэкзаменовки будет предоставлена аспиранту через год.

В случае неявки аспиранта на кандидатский экзамен по уважительной при­чине он может быть допущен к его сдаче в течение текущей сессии.

На каждого аспиранта заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные экзаменуемому членами комиссии. Протокол приема кандидатского экзамена подписывается теми членами комиссии, которые присутствовали на экзамене, с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности и специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий после утверждения ректором высшего учебного заведения хранятся по месту сдачи кандидатских экзаменов.

Сдача кандидатского экзамена подтверждается удостоверением по форме, установленной ВАКом Российской Федерации. Если этот экзамен был последним, то по месту его сдачи представленное аспирантом удостоверение о сданных предыдущих экзаменах заменяется единым удостоверением.

Высшие учебные заведения, имеющие аспирантуру, могут принимать кандидатские экзамены у аспирантов других организаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, по ходатайству данных организаций.

Содержание дополнительной программы кандидатского экзамена

по специальности 05.25.03 –

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

(педагогические науки)


БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ (ТИПОВАЯ ЧАСТЬ)


Тема 1. Методологические подходы к рассмотрению библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научных дисциплин


Определение науки. Наука как составная часть культуры, ее отличия от ненауки (псевдонаука, лженаука; практика; вера; искусство; техника) и других составных частей культуры. Наука и отрасль знания: общее и различия в этих понятиях. Задачи науки. Институализация и уровни науки. Свойства науки: объективность, упорядоченность, рациональность, интернационалистичность, всеохватность, конвенциональность, унифицированность, преемственность, ускоряемость, импульсивность, диахроничность, беспредельность, непредсказуемость и иные. Функции науки: описательная, гносеологическая, прогностическая.

Основные признаки науки: наличие предмета, теории, законов. Дополнительные признаки науки. Присутствие этих признаков у библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Сравнительный анализ трактовок библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научных дисциплин.

Языковая аспектность нормативности библиотековедения, библиографоведения, книговедения как основа лингвокультуроведения.


Тема 2. Статус библиотековедения, библиографоведения, книговедения как научной специальности


Трактовка библиотековедения, библиографоведения и книговедения как отраслей деятельности, отраслей знания и критика этой трактовки. Критика нигилистического отношения к библиотековедению, библиографоведению, книговедению как наукам, расширительных трактовок этих научных дисциплин. Факторы, от которых зависит определение их действительного статуса.

Наличие собственного предмета исследования у библиотековедения, библиографоведения и книговедения и самостоятельных теорий. Разработка законов, закономерностей, принципов, критериев в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, признание их статуса как научных дисциплин. Общее в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, позволяющее комплексировать их в единую научную специальность.

Тема 3. Эволюция взглядов на соотношение библиотековедения,

библиографоведения, книговедения


Важность вопроса о соотношении между собой библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Объединение вопросов, связанных с историей письменности, производством книги, ее функционированием в обществе и хранением, в единую область (XVI в. – К. Геснёр; XVII в. – Г.В. Лейбниц, В.Н. Татищев, М. Денис; XIX в. – Г. Пеньо и др.). Идентификация библиографии, библиотечного дела и книговедения в понятиях «библиология», «библиография» и т.п., представление о «книгословии» (В.Г. Анастасевич) как науке наук. Взгляды Ш. Брюне (1780-1867), К.М. Бэра (1792-1876), Ф.К. Лера (1738-1809), В.С. Сопикова (1765-1818) и их развитие другими авторами (Н.М. Лисовским, А.М. Ловягиным, Н.М. Сомовым, Б.С. Боднарским, А.Г. Фоминым, Е.Н. Добржинским, Н.В. Русановым, И.В. Новосадским, А.А. Сидоровым, Е.Л. Немировским, И.Е. Баренбаумом, Н.М. Сикорским, Р.С. Гиляревским и др.).

Рассмотрение книговедения и библиографии как части библиотековедения (М. Шреттингер, К. Дзяцко, Ф. Эйхлер, А. фон Харнак, Г. Лейдингер и другие зарубежные библиотековеды). Взгляды А.А. Покровского, В.А. Невского на трактовку библиотековедения.

Концепция библиотековедения как части книговедения/библиографии (Р. Фик, А.М. Иоффе, Л.Г. Джахая, Н.А. Сляднева, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум и другие авторы). Отражение этой позиции в Классификации литературы в органах государственной регистрационно-учетной библиографии, Единой системе классификации литературы в книготорговой сети.

Концепция относительной автономии библиотековедения, библиографоведения и книговедения (Ю.В. Григорьев, О.С. Чубарьян). Концепция частичного пересечения и взаимодействия библиотековедения, библиографоведения и книговедения (А.И. Барсук, О.П. Коршунов, Ю.Н. Столяров и другие авторы).

Языковая дескриптивная концепция системности библиотековедения, библиографоведения и книговедения.


Тема 4. Библиотековедение, библиографоведение, книговедение

в системе наук


Важность установления места комплекса библиотековедение – библиографоведение – книговедение и каждой из этих дисциплин в системе наук. Фиксирование их места в различных классификационных системах как отражение тех или иных теоретических концепций. Методологическое и теоретическое несовершенство этих классификационных систем.

Современные представления о библиотековедении, библиографии, книговедении как составной части науки о документальных коммуникациях, анализ этих представлений, а не как о дисциплинах общественных, педагогических, информационных, филологических, технических, культурологических и т.п. Документ и его разновидности как исходный элемент документальных систем.

Отнесение класса наук о документально-коммуникационных системах в область науки о социальных коммуникациях. Истоки этой концепции в трудах Д. Дидро (1751), Бутеншона (1802), А. Ампера (1834), П. Отле (1895), А.М. Ловягина (1923), Г. Лейдингера (1928), Р. Клута (1970), Р.С. Гиляревского (1971), О.С. Чубарьяна (1978), А.В. Соколова (1982), О.П. Коршунова (1980-е), Ю.Н. Столярова (1990-е). Место науки о социальных коммуникациях в классе общественных наук (Ю.Н. Столяров).

Место культуры языка в плане интерпретации библиотековедения, библиографоведения и книговедения в системе гуманитарных наук.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) математика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconУчреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» кафедра социально-культурной деятельности
Е. И. Григорьева – доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет культуры и искусств» приказ «16» июня 2009 года №264-О
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (СД) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (СД) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности icon«Воронежский государственный институт физической культуры»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина» институт дополнительного образования
Цель: развитие информационной и исследовательской культуры педагога, упорядочение разрозненных знаний, связанных с феноменом информационной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный институт искусств и культуры» Кафедра библиотечно-информационной деятельности iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница