Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно




Скачать 438.2 Kb.
НазваниеАдминистративные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно
страница1/4
Дата18.11.2012
Размер438.2 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ИНДУСТРИИ И ТОРГОВЛИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


М.Т.Палташева




АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ – ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


Астана – 2005 г.


Учебно-методическое пособие разработано по Государственному заказу Департамента развития предпринимательства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан


Исполнитель заказа: Республиканский учебный центр предпринимательской практики


Палташева М.Т. Административные барьеры – пути их преодоления: учебно-методическое пособие для предпринимателей, Астана, 2005 г. – 29 с.


Научный редактор: к.э.н, М.К.Томпиев


© М.Т.Палташева 2005 г.


«Безопасность – это также защита бизнеса, особенно малого и среднего, от любых незаконных посягательств на его права, на собственность. Именно под этим углом зрения необходимо выстроить работу по укреплению и развитию предпринимательских начал в обществе…»

Н.Назарбаев


Уважаемый предприниматель!


Уже можно с полной уверенностью говорить: в Казахстане радикально изменился подход к малому бизнесу. Сегодня этот сектор экономики воспринимается как основа социальной и политической стабильности, как сфера, быстрыми темпами генерирующая дополнительную занятость.

Следует отметить, что широкое распространение малого бизнеса обуславливает постоянное поддержание высокого уровня конкуренции на внутреннем рынке, а это, безусловно, один из решающих факторов эффективности экономики в целом.

Малый бизнес выполняет чрезвычайно важные социальные функции, объек­тивно противодействуя безработице, распространяя предприни­ма­тельские навыки, предоставляя возможность самореализации огромным слоям населения. Он превратился в стабильную, самовоспроизводящуюся сферу экономики, став тем самым необходимым важнейшим агентом общественного воспроизводства. Однозначно, что без малого и среднего бизнеса просто невозможно представить современную бурно развивающуюся жизнь. Официальная статистика и независимые источники подтверждают все вышесказанное: к примеру, объем продукции, произведенной субъектами малого бизнеса, составляет уже более 20% от общего объема производимой в Казахстане продукции; только в Алматы насчитывается 46 тысяч хозяйствующих субъектов.

Однако, несмотря на все это предпринимателям не дают спокойно работать. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами, сильна власть чиновников. И, конечно же, среди проблем, волнующих предпринимателей, выделяется проблема надзора и контроля за их деятельностью. Многочисленные проверки по поводу и без серьезно тормозят развитие бизнеса. Как сказал Президент РК Н.Назарбаев на прошедшем недавно XI Форуме предпринимателей, в стране «накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес». Так, к примеру, только в Алматы более 40 (подумать только!) различных проверяющих организаций. И разобраться предпринимателю в таком многообразии крайне сложно. Попытаемся ему помочь, дадим разъяснения, советы.

Что нужно знать, как себя вести, что делать, если к Вам пришли с проверкой?

Каждый предприниматель должен четко, раз и навсегда уяснить себе следующее: контролировать субъектов малого бизнеса могут только государственные органы, наделенные контрольно-надзорными функциями (см. Приложение 1). Об этом недвусмысленно сказано в Указе Президента Республики Казахстан «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» от 07.09.1999 года № 205.

Очень важный момент – юридическая подкованность, вообще элементарная грамотность. В среде предпринимателей, к сожалению, до сих пор этому вопросу уделяется мизерное внимание. А ведь существует истина: знание своих прав – гарантия от притеснений. В частности, знание законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Так, к примеру, на своем рабочем столе всем предпринимателям рекомендуем хранить следующие выдержки из законодательства.

1. Согласно ст. 16 Закона РК “О государственной поддержке малого предпри­нимательства” № 131-1 от 19 июня 1997 г. – субъекты малого предпри­ни­мательства чис­ленностью до 10 человек могут проверяться государственными контро­­­лирующими орга­нами не чаще 1 раза в три года, за исключением налоговых орга­нов, а также по возбуж­денным уголовным делам. Проверки финансово-хо­зяйствен­ной деятель­ности субъектов мало­го предпринимательства производятся упол­номо­ченными государственными орга­нами не чаще одного раза в год. Про­веряющие ра­бот­ни­ки государственных контро­лирующих органов обязаны осу­ществлять проверки субъектов только при предъявлении ими специального пред­писания, оформленного на бланках строгой отчет­ности. В общем, ст. 16 Закона является гаран­тией защиты предпринимателей от необос­нованного вмешательства в их деятельность.

2. Кто может проверять предпринимателя? Об этом четко сказано в ст. 20 Закона Респуб­лики Казахстан “О защите и поддержке частного предпринимательства” от 04.07.1992 г. № 1543-XII Государственный контроль и надзор за деятельностью частных предпри­нимателей.

п. 3. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности частных предпри­ни­ма­­те­лей, осуществляемая государственными органами, может производиться лишь с согла­сия самих предпринимателей, за исключением ревизий, проводи­мых по возбуж­денным уголовным делам.

п. 4. Проверки государственных налоговых, санитарных и других инспекций и орга­нов государственного контроля и надзора осуществляются в строгом соот­ветствии с их компетенцией. Предприниматели имеют право не выполнять требо­вания этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить с мате­риалами, не относящимися к предмету их деятельности.

Проверки органов следствия и дознания могут производиться только в порядке ро­зыскных или следственных действий по возбужденным уголовным делам.

п. 5. Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запре­щается. В исключительных случаях они допускаются как мера пресечения совер­шаемого правонарушения либо в качестве доказательства по уголовному делу.

Это обязан знать каждый предприниматель.

Эти выдержки можно оформить в виде плакатов, можно набрать крупным шрифтом на отдельных листах и положить под стекло, рядом с календарем. Желательно также оборудовать специальный информационный стенд, на котором постепенно будут отображаться все изменения законодательства.

Так вот, по поводу последних изменений, напрямую касающихся предпринимательской деятельности. Кратко их суть такова: прекращение или приоста­­новление деятельности субъектов мало­го предпринимательства без су­деб­ного решения может быть допущено в исклю­чительных случаях, пре­дусмотренных законодательством РК, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заяв­ления в суд. Например, органы СЭС могут при проведении проверок приостанавливать или запрещать предпри­нимательскую деятельность без судебного решения только при воз­ник­новении явной угрозы распространения карантинных, особо опасных, инфек­ционных, пара­зи­тарных и профессиональных заболеваний на срок не более трех дней. И это касается всех проверяющих органов.

А согласно Постановлению Правительства РК «О введении единого статистического учета всех проверок хозяйствующих субъектов» от 01.09.1999 года № 1286, государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки субъектов малого предпринимательства, обязаны регистрировать вынесенные ими акты о назначении про­верок субъектов предпринимательства в Регистрирующем орга­не – Центре правовой статис­тики и информации при Генеральной проку­ратуре Республики Казахстан и его территориальных органах.

Это, если можно так выразиться, законодательная безопасность Вашего бизнеса. По крайней мере, основные тезисы, знание которых поможет Вам не делать необдуманных шагов, не принимать скороспелые решения, опираться не на пустые слова, юридически доказывать свою правоту.

Теперь непосредственно о проверках и всем, что с ними связано.

Пожалуй, самая распространенная форма воздействия на бизнесмена – это проверка.

Следовательно, любой предприниматель должен знать те правила, которые обязан соблюдать каждый сотрудник государственного органа при проведении им проверки. Для сведения. Проверки бывают следующие:

1) плановые;

2) рейдовые;

3) внеплановые;

4) встречные.

Этот перечень является исчерпывающим. Никаких внезапных проверок быть не может. Повторных, проводящихся постоянно – тем более.

Далее. Хотелось бы отметить: для того, чтобы спокойно, четко, планомерно работать – нужно знать свои права и обязанности, права и обязанности надзорных органов; а также: кто, когда, на каком основании может прийти к Вам с проверкой, каковы должны быть Ваши действия при этом.

В жизни никто ни от чего не застрахован. А предприниматель особенно. Свершилось. К Вам пришли с проверкой представители контрольных государственных органов.

Естественно, это всегда не очень приятно и неожиданно. Но это отнюдь не значит, что Вам нужно чего-то бояться. Ведите себя спокойно, говорите обдуманно, действуйте взвешенно. Если уж Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, Вас ничего не должно страшить, в том числе любые проверки. Относитесь к ним философски. А проще всего считайте их своеобразным предпринимательским риском.

А теперь, на наш взгляд, мы Вам дадим несколько довольно действенных практических советов. Итак:

1. Улыбайтесь при встрече с проверяющим. Это очень важно. Своим резким поведением вы можете насторожить и разозлить проверяющего.

2. Ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего, выясните основание и цель проведения проверки, рабочий телефон проверяющего. Выясните, имеется ли у него предписание, зарегистрированное в прокуратуре, и снимите с него копию. Все это запишите в специальный журнал и предложите в нем расписаться проверяющему. Это необходимо в целях избежания проведения стихийных, несанкционированных проверок.

3. Масштаб проверки не должен выходить за рамки компетенции проверяющего. Права работников контролирующих органов определены законодательством, и за рамки закона они выходить не должны.

4. По результатам проверки обязателен итоговый акт. Он составляется даже тогда, когда никаких правонарушений выявлено не было. Если, ознакомившись с актом, Вы не согласны с выводами проверяющего, то имеете право указать – "с актом не согласен". Также в акте имеется графа, в которой Вы можете объяснить ту или иную ситуацию. не пренебрегайте ей, если уверены в своей позиции, и наоборот.

5. Не отказывайтесь подписывать документ. Но при этом свою подпись можете сопровождать словами: "С актом не согласен".

6. При выявлении административного правонарушения проверяющим должен быть составлен протокол. Причем, согласно ст. 635 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", протокол составляется только уполномоченным на то лицом. Если протокол составлен другим лицом, он не имеет юридической силы.

7. Наложение и взыскание штрафа на месте незаконно.

8. Помните – на вашей стороне – принцип презумпции невиновности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Вы можете не допустить проверяющего к проверке, если у него не будет:

1) акта (постановление, предписание) о назначении проверки, оформленного на бланке строгой отчетности и зарегистрированного (штамп, регистрационный номер, дата, подпись) в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры или его территориальных органах (Регистрирующий орган).

Этот акт должен содержать:

- наименование органа, назначившего проверку, Ф.И.О. руководителя, его подпись, печать, дату и регистрационный номер;

- Ф.И.О. и должность сотрудника, на которого возлагается проверка;

- наименование, местонахождение, РНН, Ф.И.О. руководителя проверяемого объекта (Ваше);

- срок проведения проверки (она может быть продлена, о чем вносится запись).

Проверку вправе проводить только лицо, указанное в акте о назначении проверки, по предоставлению служебного удостоверения.

Проверяющий должен сделать отметку о своей проверке в Книге учета посещений, которую Вы должны завести у себя.

Если Вы сомневаетесь в законности проверки, то обратитесь в Регистрирующий орган и руководителям проверяющего органа.

Без регистрации в Регистрирующем органе проверка возможна:

- в случаях, не терпящих отлагательства, с последующей регистрацией в первый рабочий день;

- по уголовному делу, если оно имеет отношение к вашему бизнесу;

- в случаях, если проверка инициирована самим хозяйствующим субъектом и проверки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без соответствующего документа (лицензии, патента либо другого правоустанавливающего документа на занятие предпринимательской деятельностью);

- при проведении обследований ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службой при реализации животных и сырья животного и растительного происхождения, а также продуктов их переработки.

Также необходимо уяснить очень важные моменты:

- проверяющий не вправе осуществлять у Вас контрольный закуп и отбор проб и образцов продукции для исследования, за исключением органов, осуществляющих налоговые проверки, оперативно-розыскную деятельность и исполняющих судебные решения;

- проверяющий не вправе требовать у Вас предоставления отдельного помещения, оргтехники и автотранспорта;

- Вас не вправе проверять, если до этого по этому же вопросу проводилась проверка нижестоящим или вышестоящим подразделением.

Ущерб, в том числе и упущенная выгода, причиненный Вашему бизнесу в результате незаконных действий проверяющего, подлежит возмещению за счет государственного органа.

Незаконные запреты государственных органов, ограничивающие Ваш бизнес, являются недействительными и не должны исполняться.

По окончании проверки проверяющий госорган представляет в Регистрирующий орган талон-приложение к карточке учета о проверке каждого хозяйствующего субъекта в течение 24 часов по завершении проверки.

Регистрирующий орган обязан периодически публиковать в официальных СМИ свои адреса и номера телефонов, чтобы предприниматели могли обращаться по интересующим их вопросам. Важно также знать, что нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, принятые министерствами и ведомствами, акиматами и маслихатами, не имеют юридической силы и не подлежат применению, если они не зарегистрированы в органах юстиции и не были опубликованы в установленном порядке.

Это, конечно же, неполная, но на наш взгляд, весьма нужная и полезная информация, касающаяся проверок субъектов малого бизнеса. Пользуйтесь ей и применяйте на практике.

Как известно, 1 января 2003 года в Казахстане по инициативе Президента нашей республики был объявлен мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства сроком на 9 месяцев.

Однако контролирующие государственные органы умудрились нарушить этот мораторий 71 раз. Причем, чаще всего мораторий нарушали городские управления по ЧС, департаменты финансовой полиции, налоговые органы. Поэтому имеет смысл рассмотреть подробнее механизм и принципы взаимоотношений предпринимателей и конкретных проверяющих государственных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями.


К Вам пришли с проверкой представители налоговых органов

Наверняка, большинство бизнесменов встречались с ними и испытали власть чиновников этого государственного органа.

Что вправе делать представители налоговых органов, кого и когда могут они проверять?

Согласно п. 1 ст. 16 Налогового кодекса, органы налоговой службы вправе:

- производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, с соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

- требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обя­за­тельных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органом, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

- в ходе осуществления налоговой проверки в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан, производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

- обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от их местонахождения, проводить инвентаризацию имущества налогопла­тельщика (кроме жилых помещений);

- получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому правительством Республики Казахстан, информацию в виде электронных документов в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом;

- по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогопла­тельщика - юридического лица и индивидуального предпринимателя, получать от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

- предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом они обязаны (согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса):

- соблюдать права налогоплательщика;

- защищать интересы государства;

- осуществлять налоговый контроль за исполнением налогопла­тельщиком налоговых обязательств, а также за своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

- разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

- проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

- соблюдать налоговую тайну в соответствии с положениями Налогового кодекса;

- по заявлению налогоплательщика не позднее трехдневного срока представлять выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;

- применять способы обеспечения исполнения налоговых обя­зательств и взыскивать налоговую задолженность налогопла­тельщика в принудительном порядке в соответствии с Налоговым кодексом;

- налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
  1   2   3   4

Похожие:

Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Актуальность рассматриваемых вопросов делает пособие привлекательным...
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования»
Ш39 Естествознание (землеведение и краеведение) : лабораторные занятия : учебно-метод пособие / В. М. Шейн. — Балашов : Изд-во «Николаев»,...
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие (для студентов заочной формы обучения)
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Политология" для высших учебных заведений
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие (для студентов заочной формы обучения)
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой изучения курса "Культурология" для высших учебных заведений
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров и специалистов по экономике и управлению
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология»
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Инженерная геология»
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 020300
Административные барьеры пути их преодоления учебно-методическое пособие для предпринимателей астана 2005 г. Учебно iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница