Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора»




Скачать 162.33 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора»
Дата18.11.2012
Размер162.33 Kb.
ТипМетодическая разработка
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора»

Выполнила учитель биологии МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа» Альмурзинова З.Б.

Цели урока:

  1. Углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции.

  2. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.

Задачи урока:

  1. сформировать понятия о различных формах естественного отбора,

  2. выяснить какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе,

  3. научится определять формы естественного отбора.

Оборудование: Презентация «Естественный отбор», раздаточный материал: таблицы «Филогенетический ряд лошади» с описанием, «Живые ископаемые»; распечатка статьи «Формы естественного отбора в популяции»; модульные программы для учащихся (в печатном виде).

Ход урока

I. Организационный момент.

Актуализация знаний. Выполнение теста в модульной карте.

II. Вводная часть. Слайд №1

Учитель.

  • Что такое естественный отбор? Слайд №2

Одним из доказательств этого может служить филогенетический ряд лошади.

«Филогенетический ряд лошади» и дается пояснение к нему. Слайд №3

«Живые ископаемые» Слайд №4

На слайде изображены кистеперая рыба латимерия, гаттерия и древнее голосеменное растение гинкго.

Учитель. Слайд №5

Проблемные вопросы:

  • При эволюционном развитии лошади произошли очень сильные изменения, как во внешнем, так и во внутреннем строении;

  • Как можно объяснить факт существования многие миллионы лет знаменитой кистеперой рыбы латимерии, которая появилась на Земле в Девонский период, гаттерии, жившей еще в Триасовый период, дерево гинкго Пермского периода? На них не действуют силы эволюции?

Итак, наша с вами задача сегодня на уроке, работая с текстом учебника и дополнительной литературой, познакомиться с разными формами естественного отбора, выяснить при каких условиях внешней среды они действуют, каковы результаты этих форм отбора. На основании этого ответить на поставленный вопрос.

III. Изучение нового материала:

Учитель: Познакомимся с формами отбора. Слайд №6

Учащиеся в течение урока продолжают работу с модульной картой, учебником и раздаточным материалом.

IV. Проверка: заполнение листа контроля в тетради. Слайды №7-9

V. Обсуждение проблемных вопросов.


Модульная программа для учащихся по теме: «Формы естественного отбора»

Номер учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий


Управление обучением

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен углубить и отработать понятие естественного отбора, как ведущего, направляющего фактора эволюционного процесса; усвоить понятия о различных формах отбора и научиться их определять; выяснить, какое биологическое значение имеют формы отбора для существования видов в природе.

Внимательно прочитайте тему и цель урока, запишите тему урока в тетрадь

УЭ-1

Выполнение тестового задания


5 баллов

Цель: Определить уровень знаний о видах приспособленности организмов

Ответьте на вопросы: (5 мин)

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;

б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Явление, примером, которого служит сходство мухи-журчалки и осы по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;

б) мимикрия;

в) приспособительная окраска;

г) маскировка.

3. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела.

5. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;

в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;


Работайте индивидуально в тетради. Записывайте номер вопроса и ваш вариант ответа.


Оценивается в 5 баллов

(каждое правильно выполненное задание-

1 балл)

УЭ-2

Изучение нового материала


10 баллов

Цель: работая с текстами учебника и дополнительной литературой самостоятельно изучить разные формы естественного отбора, выяснить при каких условиях внешней среды они действуют, каковы результаты этих форм отбора.


Выполни следующие задания. (15 мин)


  1. Познакомься с текстом учебника «Формы естественного отбора» на стр. 386-391;




  1. Изучи рисунки в учебнике с.388-389;




  1. Изучи статью из раздаточного материала «Формы естественного отбора в популяции»;




  1. После изучения необходимого материала составь отчет в виде таблицы:




Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая







Стабилизирующая







Дизруптивная







Половой отбор








5. Изучи статью в учебнике «Творческая роль естественного отбора» и ответь на вопрос №4




Работа с учебником


Работа с раздаточным материалом


Задание выполняйте в тетради.

Оценивается в 8 баллов

(по 2 балла за правильно заполненную форму отбора)


Работа с учебником


Оценивается в 2 балла


УЭ-3

Закрепление изученного материала


12 баллов

Цель: проверить усвоение знаний о формах естественного отбора.

I.Выполни задания: (10 мин)

  1. Определи формы естественного отбора, заполнив таблицу:

Примеры

Форма естественного отбора

1. Исчезновение глаз у крота

 

2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений.

 

3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов.

 

4. Кистеперая рыба латимерия.

 

5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

 

6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылыми.

 

7. Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

 

8. На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

 

9. Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

 




  1. Определите типы отбора, которые изображены на рисунке под соответствующими буквами:




II. Проверь правильность ответов и оцени себя




Работайте индивидуально в тетради используя всю литературу.


Оценивается в 9 баллов

(по 1 баллу за правильно определенную форму)


Оценивается в 3 балла


Слайд на экране

УЭ-4

Лист контроля

Оцени свою работу. Посчитай количество баллов, которые ты набрал. Поставь себе оценку.

Лист контроля (4 мин)


Этапы работы

Общее кол-во баллов

Твои баллы

УЭ-1

5




УЭ-2

10




УЭ-3

12




Итого

27





Критерии оценки:

27-25 баллов – «5»

24-22 балла – «4»

21-18 баллов «3»

Менее 18 баллов – «2»


Домашнее задание: (1 мин)

Параграф 12.4.5, уметь отвечать на вопросы.



Заполни лист контроля в тетради.



Раздаточный материал:

ФОРМЫ ЕСТЕВСТВЕННОГО ОТБОРА В ПОПУЛЯЦИИ.

Интенсивность давления отбора – его количественная характеристика, направление естественного отбора определяет качественное его влияние на эволюцию. В зависимости от направления выделяют разные формы естественного отбора.

Генетической основной любой формы естественного отбора является наследственная изменчивость, а причиной – влияние условий среды. Мутанты, бывшие прежде менее приспособленными по сравнению с нормальным генотипом, при благоприятном для них изменении условий среды получают преимущество и постепенно вытесняют прежнюю норму. Результатом длительного действия отбора является преобразование популяционного генофонда, замена одних, количественно преобладающих, генотипов другими.

Движущая форма естественного отбора. Движущий отбор был описан еще Ч. Дарвином. Само название «движущий» говорит о том, что такой отбор выступает в качестве творческой силы эволюции. При движущей форме отбора происходит отсев мутаций с одним значением среднего признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака. Эта форма отбора выявляется легче других. В итоге действия движущей формы отбора, например, возникает увеличение размеров потомков по сравнению с предками (в эволюционном ряду лошадиных от имевшего размеры с лисицу ископаемого фенакодуса до современных осла, зебры, лошади). Другие формы могут уменьшаться в размерах. Так, на остров Средиземного моря попали в конце третичного периода слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. Мутации карликовости подхватывались движущей формой отбора, а исходные аллели, определявшие нормальный для слонов размер, отсеивались вследствие гибели крупных особей. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров (они были истреблены первыми охотниками, заселившими эти острова). Ч. Дарвин объяснял происхождение многих бескрылых насекомых, живущих на океанических островах, действием движущего отбора.

Классическим примером действия движущего отбора в природе служит так называемый индустриальный меланизм. В районах, не подвергавшихся индустриализации, у бабочки березовый пяденицы белая окраска соответствует светлой березовой коре. Среди светлых бабочек на стволах берез встречались и темные, но они были хорошо заметны и склевывались птицами. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, и белые березы покрылись слоем копоти. Теперь на темных стволах птицы гораздо легче замечали не темных, а типичных светлых бабочек. Постепенно в загрязненных районах частота встречаемости темных (мутантных) особей резко возросла и они стали преобладающим, хотя еще сравнительно недавно встречались исключительно редко.

Убедительный пример движущего отбора – выработка у микроорганизмов, насекомых, мышевидных грызунов устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам. Многочисленными исследованиями установлено, что воздействие на микроорганизмы различными антибиотиками обусловливает за относительно короткий срок устойчивости к дозам, во много раз превышающим исходную. Это объясняется тем, что антибиотики выступают в качестве фактора отбора, способствующего выживанию устойчивых к нему мутантных форм. Благодаря быстрому размножению микроорганизмов мутантные особи увеличиваются в числе и образуют новые популяции, невосприимчивые к действию антибиотиков. Увеличение дозы или применение более сильных препаратов вновь создает условия для действия движущего отбора, в результате которого образуются все более и более устойчивые популяции микроорганизмов. Вот почему в медицине неуклонно идет поиск новых форм антибиотиков, к которым еще не приобрели устойчивости патогенные микробы.

В странах с передовой сельскохозяйственной культурой все чаще отказываются от химических средств защиты растений от вредителей (насекомых, грибков). Поскольку через ограниченное число поколений движущим отбором фиксируются у вредителей мутации устойчивости к химическим веществам. Вместо химической обработки признано целесообразным через 10-12 лет заменять старый сорт новым, которого еще «не нашли» вредители.

Стабилизирующий отбор. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящера гаттерия, а также кистеперая рыба – латимерия существуют почти без изменения миллионы лет. Как объяснить такую стабильность видов, если в природе постоянно совершается мутационный период? Ответ на этот вопрос дает учение о стабилизирующем отборе, разработанное крупнейшим эволюционистом И.И. Шмальгаузеном.

Стабилизирующий отбор наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. В относительно неземной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Известно много примеров стабилизирующего отбора. Так, после снегопада и ильных ветров в Северной Америке было найдено 136 оглушенных, полуживых домовых воробьев, 72 из них выжили, а 64 погибли. Погибшие птицы имели или очень длинные, или очень короткие крылья. Особи со средними, «нормальными», крыльями оказались более выносливыми.

В результате действия стабилизирующей формы отбора мутации с широкой нормой реакции замещаются мутациями с тем же значением средней, но более узкой нормой реакции.

Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородной популяцией. Если он действует длительное время, то создается впечатление, что популяция или вид не изменяются. Однако эта неизменность кажущаяся и касается лишь внешнего облика популяции, генофонд же ее продолжает изменяться на основе появления мутации с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции.

Стабилизирующая форма отбора характерна и для человека. Известно, что нарушения по самым мелким 21-22-й парам хромосом ведут к тягчайшему наследственному заболеванию – синдрому Дауна. Если возникнут отклонения в числе и форме более крупных хромосом, это приведет к гибели оплодотворенных яйцеклеток. Самопроизвольные (спонтанные) аборты часто вызваны гибелью эмбрионов с ненормальностями в хромосомах средних размеров.

Таким образом, стабилизирующая форма отбора в течение сотен тысяч и миллионов поколений оберегает виды от существенных изменений, от разрушающего влияния мутационного процесса, выбраковывая мутантные формы. Без стабилизирующего отбора не было бы устойчивости (стабильности) в живой природе.

Стабилизирующий и движущий отборы взаимосвязаны и представляют две стороны одного процесса. Популяции постоянно вынуждены приспосабливаться к изменениям условий среды. Движущий отбор будет сохранять генотипы, которые наиболее соответствует изменениям среды. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющейся от средней нормы мутантные формы.

Дестабилизирующий отбор. Стабилизирующий отбор сужает норму реакции. Однако в природе нередки случаи, когда экологическая ниша вида со временем может оказаться более широкой. В этом случае селективное преимущество получают особи и популяции с более широкой нормой реакции, сохраняющие вместе с тем тоже среднее значение признака. В итоге идет процесс, обратный стабилизирующему отбор: преимущество получают мутации с более широкой нормой реакции. Так, популяции озерных лягушек, живущие в прудах с разнородной освещенностью, с чередованием участков, заросших ряской, тростником, рогозом, с «окнами» открытой воды, характеризуются широким диапазоном изменчивости окраски (итог дестабилизирующего отбора. Наоборот, в водоемах с однородной освещенностью и окраской (пруды, сплошь заросшие ряской, или открытые пруды) диапазон изменчивости окраски лягушек узок (итог действия стабилизирующего отбора). Таким образом, дестабилизирующая форма отбора ведет к расширению нормы реакции.

Разрывающий (дизруптивный) отбор. Для многих популяций характерен полиморфизм – существование двух или нескольких форм по тому или иному признаку. Полиморфизм нельзя объяснить только возникновением новых мутаций. Причины его могут быть разными. В частности, он может быть обусловлен повышенной относительной жизнеспособностью гетерозигот. В других случаях полиморфизм может быть результатом действия особой формы отбора, получившей название разрывающего или дизруптивного. Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.













Филогенетический ряд лошади


Описание таблицы «Филогенетический ряд лошади».

Предком ствола современных лошадей считается животное, жившее в эоцене - эогиппус. Эогиппус был высотой до 30 см, жил во влажных тропических лесах и, судя по строению зубов, питался семенами и плодами. При беге опирался на все фаланги четырех пальцев (у его предков было еще пять пальцев) передней ноги и трех пальцев задней.

Прошло несколько миллионов лет, и эогиппуса в находках сменяет миогиппус. У него только три пальца на передней ноге, причем средний палец развит значительно сильнее боковых. Но он тоже пока еще не похож на современную лошадь.

В результате изменения климата на Земле сократилась площадь тропических лесов и расширилась зона саванн. Именно в этот период предки лошадей вышли из леса на открытые пространства. В горных породах, возраст которых на несколько миллионов лет меньше пород, вмещавших остатки миогиппуса, палеонтологи находят парагиппуса .

Парагиппус жил небольшими стадами на открытых пространствах, при беге опирался лишь на средний палец, хотя второй и четвертый были еще заметно развиты; судя по строению зубов, питался лишь травой.

В плиоцене- периоде, отдаленном от нашего времени всего на 10- 15 миллионов лет,- происходит дальнейшее расширение зоны степей и саван. В это время возникает две ветви непарнокопытных: современные лошади и трехпалые гиппарионы . Гиппарионы достигнут расцвета в своем развитии, полностью вымерли несколько миллионов лет назад. Непосредственный предок современных лошадей- плиогиппус, живший около двух миллионов лет назад.

Сравнивая эогиппуса с современной лошадью, трудно установить их историческую, филогенетическую связь. Но если заполнить пространство между ними многочисленными формами ископаемых копытных, живших в разное время в Северной Америке и Евразии, то возникает непрерывный филогенетический ряд, и хорошо видно в каком направлении шла эволюция этих животных.




Гаттерия

Гинкго Латимерия



Похожие:

Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconУрока биологии в 9 классе по теме: «Приспособленность организмов- результат действия естественного отбора.»
«Приспособленность организмов- результат действия естественного отбора.» Учитель Морозова В. Н
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconУрок по теме «Мейоз»
Учебно-методическая разработка урока биологии «Мейоз» подготовлена для учащихся 9 классов основной школы по модульной технологии
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка вводного урока по теме
Тип урока: урок формирования знаний, умений с элементами практики, систематизация изученного материала
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка урока по биологии Тема: «Биология в мире наук»
Выявление связи биологии с другими науками (математика, русский язык и русская литература, история)
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка урока географии в 7 классе по теме
Цель урока: показать особенности расположения главных форм рельефа Земли и их соответствие тектоническим структурам земной коры
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных...
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Новая Зеландия»
Цель урока: Обобщить изученный материал по теме: «Новая Зеландия», осуществить контроль знаний учащихся, практиковать использование...
Методическая разработка урока биологии по теме «Формы естественного отбора» iconМетодическая разработка уроков по теме «Органоидно- клеточный уровень организации живой природы» курса Общей биологии 9 класс
Учебно – методическая разработка уроков по теме «Органоидно- клеточный уровень организации живой природы» курса Общей биологии 9...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница