Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г.




Скачать 322.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г.
страница1/3
Дата18.11.2012
Размер322.29 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.


Рабочая программа по _биологии_________________

на _2012-2013___________ учебный год


Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424

Класс __11 а_____________

Общее количество часов за год ___68___________ в неделю ___2______

Количество контрольных работ _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указать вид работы и количество часов)

Учитель:

ФИО Гусева Н.М._____________________________________________________

Квалификационная категория __1_______________

Педагогический стаж ______37______________


Составлена на основе программы _для общеобразовательных учреждений Биология 5-11 классы изд. «Дрофа» 2009г____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г., базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту ГОС, с учетом авторской программы основного общего образования для 11 класса «Биология» авторов И.Б Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.- 139с). При сопоставлении Примерной программы основного общего образования по биологии и используемой авторской программы выявлено, что авторская программа полностью отражает содержательные линии Примерной программы по биологии базового уровня, в том числе и в практической части.

Программа авторов И.Б Агафоновой, В.И. Сивоглазова, как и Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г., базовый уровень), рассчитана) рассчитано на 68 учебных часов. Поэтому в рабочей программе увеличено количество часов на изучение отдельных тем. 68 часов распределены следующим образом: 50 часов на изучение учебного материала, 6 часов уроки контроля и обобщения знаний, 10 часов лабораторных и практических работ, 2 часа резервного времени.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованы в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций.

Цели курса направлены на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение биологии (базовый уровень) в11 классе отводится 68 часов. Учебные часы распределяются следующим образом: 47 часов отводится на изучение теоретического курса, из них:, 12 часов на решение практических и лабораторных работ и 7 часов на уроки обобщения и контроля, 2 часа резервного времени.

В рабочей программе нашли отражения следующие цели и задачи курса:

- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и генетической грамотности;

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосисте-

мами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить

и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про-

цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, кон-

цепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание: убеждённости возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, который входит в список учебников, утверждённых для использования в 2010-2011 учебном году приказом гимназии № 310 от 03.05.2010 года.

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа» 2008.- 368 с.

Дополнительная литература.

  1. Тесты, зачёты, блиц-опросы. И.Р.Мухамеджанов 10-11 классы. Биология. Старшая школа. Москва. «ВАКО» 2007г. -223 с.

2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Московский институт открытого образования. «Интеллект- Центр» 2007г.- 92 с.

3. Н.А. Шишкинская. Словарь биологических терминов и понятий. – Саратов. Издательство «Лицей» 2005 г. -284 с.

4. Н.А. Введенский и др. Биология: весь курс: для выпускников и абитуриентов – М.: Эксмо, 2009 г. -544 с.

Материально-техническое оборудование: ноутбук с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, сканер.

Медиаресурсы.

  1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия Общая биология 10-11 класс ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г.

  2. Лабораторный практикум 6-11 класс БИОЛОГИЯ

  3. Дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы. Издательство УЧИТЕЛЬ 2010 г.

  4. Экспресс-подготовка К ЭКЗАМЕНУ Биология 9-11 класс НОВАЯ ШКОЛА ЗАО «Новый диск». 2006 г.

В ходе реализации программы планируется использовать следующие формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тематические диктанты, лабораторные работы, тестовые задания, дидактические игры обобщающего характера.

В программу среднего (полного) общего образования авторов И.Б Агафоновой, В.И. Сивоглазова внесены следующие изменения:

1. Предусмотрен 1 вводный урок.

2. На изучение темы «Вид» добавлено 17 учебных часов.

3. На изучение темы «Экосистемы» добавлено 18 учебных часов.

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны

- понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина); учение

В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного

и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота

веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

- знать:

- биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль

основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ,

закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы

наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

- уметь:

- решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса

веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного

здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного

отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения;

- использовать биологические знания доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе;

- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

- узнавать основные компоненты клетки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

Содержание курса.

Вводный урок. Правила ТБ 1 час.

Раздел 4. Вид (37 часов).

История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные работ и практические работы.

Описание особей вила по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел 5. Экосистемы (28 часов).

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз, нейтрализм.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадкого о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные и практические работы.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Список используемой литературы:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа» 2008г.- 368 с.

Дополнительная литература

1. И.Р.Мухамеджанов Тесты, зачёты, блиц-опросы 10-11 классы. Биология. Старшая школа. Москва «ВАКО» 2007г. – 223с.

2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Самостоятельные работы по общей биологии. Интеллект-центр, 2006г. -92 с.

3. Н.А. Шишкинская. Словарь биологических терминов и понятий. –Саратов. Издательство «Лицей» 2005 г. -284 с.

4. Н.А. Введенский и др. Биология: весь курс: для выпускников и абитуриентов – М.: Эксмо, 2009 г. -544 с.


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование темы

Кол-во уроков

Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

1

Вводный урок. Правила по ТБ.

1

Вводный

Беседа

Посмотреть правила ТБ в тетради

1 неделя 09




Раздел 4.


37
















Тема 1. Эволюционное учение.

9
















2

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

1

УИиПЗНЗ

Самостоятельная работа с учебником

Изучить стр 196-199 закончить таблицу

1 неделя

09




3

Биология в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

1

УИиПЗНЗ

Фронтальный опрос

Изучить стр 199-200 отвечать на вопросы

2 неделя

09




4

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

1

УИиПЗНЗ

Индивидуальный опрос

Изучить стр201-203 сравнительная таблица

2 неделя

09




5

Оценка теории Ламарка. Первые русские эволюционисты.

1

УИиПЗНЗ

Самостоятельная работа с учебником

Изучить стр203-204 до сл. «К сер 19 века…»

3 неделя

09




6

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1

УИиПЗНЗ

Фронтальный опрос

Изучить стр 205-209 подготовить сообщен.

3 неделя

09




7

Биография Ч. Дарвина. Путешествие на корабле «Бигль».

1

УИиПЗНЗ

Выступления учащихся

Изучить записи в тетрадях

4 неделя

09




8

Учение об искусственном отборе.

1

УИиПЗНЗ

Составление сравнительной табл

Изучить стр 209-214 до Естественный отбор

4 неделя

09




9

Учение о естественном отборе. Значение теории Ч. Дарвина.

1

комбинированный

Заполнение таблицы

Изучить стр 209-217, отвечать на вопросы

1 неделя

10




10

Обобщающий урок по теме: « Этапы эволюционного учения»

1

Урок контроля и оценки знаний

Выполнение тестовой работы




1неделя

10







Тема 2. Современное эволюционное учение

15
















11

Вид, его критерии и структура

1

комбинированный

Опрос по результатам просмотра видео

Изучить стр 217-221 учить определения

2 неделя 10




12

Практическая работа. Описание особей вида по морфологическому признаку.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение практической работы

Повторить стр 217-221

2неделя

10




13

Популяция как структурная единица вида

1

комбинированный

Фронтальный опрос

Изучить стр 221-225, отвечать на вопросы

3 неделя

10




14

Популяция как единица эволюции.

1

комбинированный

Фронтальный опрос

Изучить стр. 225-228, отвечать на вопросы

3 неделя

10




15

Лабораторная работа. «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение лабораторной работы

Повторить стр 217-228

4 неделя

10




16

Факторы эволюции.

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

Изучить 228-232 отвечать на вопросы

4 неделя

10




17

Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

1

комбинированный

Выполнение заданий

Изучить стр 232-237 отвечать на вопросы

2 неделя

11




18

Адаптация организмов к условиям среды как результат действия естественного отбора.

1

комбинированный

Самостоятельная работа

Изучить стр238-246, заполнить таблицу

2 неделя

11




19

Лабораторная работа. «Выявление приспособленностей организмов к среде обитания.»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение лабораторной работы

Подготовить презентации

3 неделя

11




20

Главные направления эволюции.

1

Урок-лекция

Фронтальный опрос

Учить записи в тетради

3 неделя

11




21

Основные закономерности эволюции.

1

Урок-лекция

Фронтальный опрос

Учить записи в тетради

4 неделя

11




22

Видообразование как результат эволюции.

1

комбинированный

Выполнение заданий

Изучить стр.247-250 отвечать на вопросы

4 неделя

11




23

Доказательства эволюции органического мира.

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

Изучить стр 254-261 отвечать на вопросы

1 неделя

12




24

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1

комбинированный

Выполнение тренировочных задан.

Изучить стр. 250-254 подготовиться к тесту

1неделя

12




25

Обобщающий урок по теме» Эволюционное учение»

1

Урок контроля и оценки знаний

Выполнение тестовой работы




2неделя

12




Тема 3. Происхождение и развитие жизни на Земле.

7
















26

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

УИиПЗНЗ

Представление презентации

Изучить стр.262-265 отвечать на вопросы

2неделя12




27

Современные представления о возникновении жизни.

1

УИиПЗНЗ

Представление презентации

Изучить стр. 266-267, отвечать на вопросы

3неделя12




28

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение практической работы

Повторить стр 262-267

3неделя12



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по литературе для 10-11 классов подготовлена на основе Государственных стандартов среднего (полного) общего образования 2004 г в соответствии с примерной программой по литературе среднего (полного) общего образования 2007;
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования РФ
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии в 10-11 классах учитель
Программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) Содержание...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» авторов А.
Примерной программы среднего ( основного) общего образования автора И. Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по русскому языку для 10-11 классов подготовлена на основе Государственных стандартов среднего (полного) общего образования 2004 г в соответствии с примерной программой по русскому языку среднего (полного) общего образования 2007г.
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования РФ
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии на 2011/12 уч год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: примерные программы основного общего и среднего...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии 7
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по предмету «Биология» для 10-11 класса
Рабочая программа по биологии для 10-11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии для 10 класса (общеобразовательный уровень) Гатунок Т. В
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии опубликованной в сборнике...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса
Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего(полного) общего образования по биологии
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (2004 г. iconРабочая программа по биологии основного общего образования
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница