Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории
страница1/6
Дата18.11.2012
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине Эволюционные теории


Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Гидробиология и ихтиология»


Квалификация (степень) выпускника Магистр


Форма обучения очная


Сыктывкар 2011


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Кафедра « Биологии»


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Г.Н. Доровских_____________

«___» ________2010г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Эволюционные теории»

Блок дисциплин М1.ДВ1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору

Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»

Институт естественных наук


Форма обучения дневная


Семестр В

Всего учебных занятий – 108 часов

В том числе:

Аудиторных 42 часов, из них

Лекций - 14 часов

Практических – 28 часов

КСР – 6 часов

Самостоятельных – 60 часа

Итоговый контроль – зачет


Сыктывкар 2011

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

Курс «Теория эволюции» является одной из важнейших фундаментальных биологических дисциплин, обобщающей и систематизирующей теоретические сведения, полученные студентами-биологами в течение предыдущих четырех лет обучения. В рамках курса рассматриваются основные разделы современной эволюционной теории, изучаются основы и главные механизмы протекания эволюционного процесса на генетическом, онтогенетическом, популяционно-видовом и экосистемном уровнях организации живого, значительное внимание уделено современным эволюционным теориям. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот огромный фактический материал и сформировать представление о современной эволюционной теории.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса «Теория эволюции» в своих лекциях преподаватель должен продемонстрировать основные черты биологической эволюции, описать основные факторы эволюции, продемонстрировать современные взгляды на протекание процесса естественного отбора, рассмотреть основные модели видообразования, основные пути макроэволюционного процесса. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой анализируются и закрепляются в ходе цикла семинарских занятий, на которых студенты:

а) знакомятся с основными эволюционными концепциями;

б) изучают и анализируют с современных позиций наиболее важные эволюционные теории (Дарвин, Ламарк и др.);

в) анализируют основные пути видообразования и механизмы микроэволюции;

г) обсуждают современные проблемы эволюционной теории;


Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М.1, дисциплины по выбору (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 2 году магистратуры в семестре В.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области генетики, физиологии, теории эволюции, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности и формы эволюционных преобразований; основные положения разных эволюционных теорий, сформулированных в разное время; основные современные нерешенные проблемы эволюционной теории

Уметь: уметь применять в своей профессиональной деятельности положения теории для объяснения закономерностей развития и функционирования живых систем на различных уровнях организации живой материи; уметь выстраивать логические последовательности, делать выводы и заключения относительно эволюционирования тех или иных живых объектов или групп; уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов

Владеть: компетенциями в области разных эволюционных концепций, касающихся как самого эволюционного процесса, так и затрагивающих вопросы возникновения на Земле органической жизни и человека, в частности.

По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии:

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.


Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 108 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 60 часа.

Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзаменам.

Практические занятия (28 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора.


1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса и выступлений с подготовленными докладами в рамках проведения практических занятий.

В итоговый устный зачет включены основные вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса и на семинарских занятиях.

Структура обучения по дисциплине



п/п



Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические

КСР

Индивид. самост. раб.



Введение в теорию эволюции







8

10

2

22

Устный опрос



Пути и закономерности эволюции







6

8

2

22

Устный опрос



Актуальные проблемы эволюционной теории










10

2

16

Устный опрос

























зачет













14

28

6

60





2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Введение в теорию эволюции.

Тема 1. Основные черты биологической эволюции.

Студент должен знать: Предмет и методы эволюционной теории. Основные черты и принципы биологической эволюции.

Студент должен уметь: выявлять основные особенности биологической эволюции; показать взаимосвязь эволюционной теории с другими биологическими дисциплинами.

Студент должен владеть: представлениями об особенностях биологической эволюции

Содержание темы.

Теория эволюции - область биологии, изучающая и описывающая механизм и закономерности исторического развития биологических систем. Основные черты биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать основные черты биологической эволюции, ее механизмы ее саморегуляции с точки зрения кибернетики. Рассмотреть место теории эволюции в системе биологических наук, ее взаимосвязь с другими биологическими дисциплинами. Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Межжерин В.А. О возможностях новейшего синтеза в эволюционном учении // Журн. общ. биологии. 1990. Т. 51, №2. С. 185-195.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.


Тема 2. Эволюционизм и креационизм. Эволюционные теории Ламарка и Дарвина.

Студент должен знать: Различия двух главных типов взглядов на происхождение и эволюцию живого. Основные положения эволюционных теорий Ламарка и Дарвина.

Студент должен уметь: выявлять основные различия эволюционных теорий Ламарка и Дарвина; продемонстрировать значение эти эволюционных теорий для развития биологии.

Студент должен владеть: основными положениями эволюционных теорий Ламарка и Дарвина, представлениями о значении этих теорий для развития биологии.

Содержание темы.

Эволюционизм и креационизм. Эволюционная теория Ламарка. Движущие силы эволюции по Ламарку. Законы Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Основные положения теории естественного отбора. Значение теория Дарвина в развитии биологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / АН СССР; Пер.с 6-го изд.; Отв.ред. А.Л.Тахтаджян. СПб. : СПбО"Наука", 1991 . 539 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.


Практическая 1. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов…». Проанализировать представлений Ч. Дарвина о природе наследственности и изменчивости, а также причинах многообразия пород и сортов домашних животных и растений с современных позиций. Рассмотреть типы искусственного отбора и обстоятельства, благоприятствующие ему.

Анализ представлений Дарвина об изменчивости в естественном состоянии. Проблемы систематики и некоторые закономерности изменчивости.

Представления Ч.Дарвина о значение борьбы за существование, ее роли и связь с естественным отбором. Причины борьбы за существование. Взаимоотношение видов в природе.

Смысл понятия, сравнение естественного и искусственного обора. Половой отбор. Примеры действия естественного отбора, приводимые Ч.Дарвином и их анализ.

Представления Дарвина о причинах вымирания и сохранении архаичных групп организмов. Видообразование и происхождение таксонов высокого ранга.


Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции, учебниками и дополнительной литературой для закрепления материала темы. Проанализировать основные отличия подходов Ламарка и Дарвина к пониманию эволюционного процесса. Выявить последствия появления эволюционных теорий Ламарка и Дарвина. В процессе подготовки к семинарам рассмотреть основное содержание эволюционной теории и проанализировать ее с позиций современной биологии.


Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / АН СССР; Пер.с 6-го изд.; Отв.ред. А.Л.Тахтаджян. СПб. : СПбО"Наука", 1991 . 539 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эвоюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Красилов. В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток, 1986. 220 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.


Тема 3. Основные недарвиновские концепции 19-20 веков.

Студент должен знать: Смысл и основные положения главных недарвиновских эволюционных концепций.

Студент должен уметь: анализировать альтернативные взгляды на процесс эволюции; показать влияние этих концепций на развитие биологии; отметить некоторые положения, вошедшие в структуру современных представлений об эволюции живого.

Студент должен владеть: сведениями об основных недарвиновских эволюционных концепциях 19-начала 20 веков; навыками анализа основных положений этих теорий, представлениями о значении недарвиновских концепций для развития современной биологии.

Содержание темы.

Недарвиновские концепции в конце 19 - начале 20 веков. Неоламаркизм. Эволюционные взгляды Э. Коппа. Механоламаркизм. Концепция Нэгели. Эволюционные взгляды Спенсера. Теория ортогенеза Эймера. Недарвиновские генети­ческие концепции. Мутационизм и неокатастрофизм Р.А.Келликера. Генетический автогенез и мутационная теория эволюции Гуго де Фриза. Теория гибридогенеза Бэтсона, закон "присутствия-от­сутствия". Преадаптационизм: Кено, Девенпорт, Парр. Некоторые телеогенетические концепции первой половины 20 века. Теория номогенеза Л.С. Берга. Эволюционные взгляды Д.Н. Соболева и А.А. Любищева.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Дополнительная:

Азимов, А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Канев И.И. Жорж Кювье. Л., 1976. 211 с.

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. Т.1,2. М., 1960. 478 с., 546 с.

Микулинский С.Р. Развитие общих проблем биологии в России. М., 1960. 448 с.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эвоюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Практическая 2. Недарвиновские концепции в конце 19 - начале 20 веков. Неоламаркизм. Эволюционные взгляды Э. Коппа. Механоламаркизм. Концепция Нэгели. Эволюционные взгляды Спенсера. Теория ортогенеза Эймера.

Литература

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Азимов, А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.


Практическая 3. Недарвиновские генети­ческие концепции в конце 19 - начале 20 веков. Мутационизм и неокатастрофизм Р.А.Келликера. Генетический автогенез и мутационная теория эволюции Гуго де Фриза. Теория гибридогенеза Бэтсона, закон "присутствия-от­сутствия". Преадаптационизм: Кено, Девенпорт, Парр., Некоторые телеогенетические концепции первой половины 20 века. Теория номогенеза Л.С. Берга. Эволюционные взгляды Д.Н. Соболева и А.А. Любищева.

Литература

Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л., 1977.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Микулинский С.Р. Развитие общих проблем биологии в России. М., 1960. 448 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для подготовки к семинарам. Проанализировать основные отличия рассматриваемых концепций, проанализировать их с позиций современной биологии, отметить спорные и перспективны положения изучаемых теорий.

Рекомендуемая литература

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Дополнительная:

Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М. : Центрполиграф, 2002. 224с.

Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л., 1977.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Длусский Г.М. История и методология биологии. М., 2006. 220 с.

История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

История биологии с начала XX в. до наших дней. Т. 2. М., 1975. 659 с.

Микулинский С.Р. Развитие общих проблем биологии в России. М., 1960. 448 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов. Доп. МО РФ. М.: Высш. шк., 2003 . 239с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Тема 4. Биологический вид. Концепции вида.

Студент должен знать: Смысл понятия "биологический вид" и сложности в его определении; основные концепции вида.

Студент должен уметь: показать реальность биологического вида; описать основные концепции вида, их сильные и слабые стороны.

Студент должен владеть: представлениями о сущности вида, его структуре и основных концепциях вида.

Содержание темы.

Вид и видообразования. Популяция как структурное подразделение вида. Иерархия популяций. Основные концепции вида: Типологическая, номиналистическая, эволюционная, политипическая концепции вида. Биологическая и морфологическая концепции вида. Реальность вида. Критерии вида.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Практическая 4. Основные концепции вида. Типологическая, номиналистическая, эволюционная, политипическая концепции вида. Биологическая и морфологическая концепции вида. Реальность вида. Критерии вида.

Литература

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Боркин Л.Я., Даревский И.С. Сетчатое (гибридогенное) видообразование у позвоночных// Журн. общ. биол. 1980. 41, №4. С. 486-506.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Красилов. В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток, 1986. 220 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Практическая 5. Принципы биологической систематики. Систематика, таксономия и номенклатура. Современные проблемы систематики организмов. Филогенетическая систематика.

Литература

Боркин Л.Я., Даревский И.С. Сетчатое (гибридогенное) видообразование у позвоночных// Журн. общ. биол. 1980. 41, №4. С. 486-506.

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эвоюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Красилов. В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток, 1986. 220 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для закрепления пройденной темы подготовки к семинарам. Проанализировать основные отличия разных концепций вида, проанализировать преимущества и недостатки разных подходов. Обратить внимание на современные проблемы систематики организмов.

Рекомендуемая литература

Основная:

Боркин Л.Я., Даревский И.С. Сетчатое (гибридогенное) видообразование у позвоночных// Журн. общ. биол. 1980. 41, №4. С. 486-506.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Красилов. В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток, 1986. 220 с.

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.


Тема 5. Основные модели видообразования.

Студент должен знать: Основные модели и стадии видообразования.

Студент должен уметь: показать суть процессов видообразования в рамках каждой из моделей, привести и интерпретировать примеры.

Студент должен владеть: сведениями об основных формах репродуктивной изоляции; представлениями об основных моделях видообразования; навыками интерпретации примеров, иллюстрирующих этот процесс.

Содержание темы.

Основные модели видообразования. Изоляция. Формы репродуктивной изоляции. Прекопуляционные и посткопуляционные изолирующие барьеры. Теория аллопатрического видообразования. Теория симпатрического видообразования. Другие модели видообразования. Темпы видообразования. Эволюция как авторегуляционный процесс. Видообразование как следствие действия факторов эволюции.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для закрепления пройденной темы. Проанализировать основные отличия разных теорий видообразования, темпы этого процесса. Обратить внимание на авторегуляционный характер эволюционного процесса.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.


Раздел 2. Пути и закономерности эволюции. Макроэволюция.

Тема 6. Соотношение микро и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Студент должен знать: главные особенности макроэволюции и соотношение этого процесса с основными закономерностями микроэволюционного процесса.

Студент должен уметь: дать формулировки основных понятий темы, показать на примерах применение принципов реконструкции филогенеза и исторического метода в биологии.

Студент должен владеть: основными понятиями учения о макроэволюции; представлениями о методах реконструкции филогенеза организмов

Содержание темы.

Соотношение микро и макроэволюции. Микроэволюция и макроэволюция, определение понятий. Макроэволюция и филогенез. Принципы реконструкции филогенеза. Понятие гомологии. Исторический метод в биологии.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для закрепления пройденной темы. Проанализировать основные особенности макроэволюционного процесса и его отношения с микроэволюцией. На примерах показать принципы реконструкции филогенеза и применение исторического метода.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.


Тема 7. Эволюция онтогенеза.

Студент должен знать: главные направления эволюции онтогенеза, основные положения теории филэмбриогенеза.

Студент должен уметь: сформулировать основные положения теории филэмбриогенеза, на примерах продемонстрировать направления и способы изменения онтогенеза.

Студент должен владеть: основными положениями теории филэмбриогенеза; представлениями о направлениях и способах эволюции онтогенеза.

Содержание темы.

Соотношение индивидуального и исторического развития. Биогенетический закон. Эмбрионизация, автономизация и рационализация онтогенеза. Следствие высокой смертности разных стадий онтогенеза. Теория филэмбриогенеза. Анаболия, девиация, архаллаксис. Редукция органов. Гетерохрония.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Практическая 6. Эволюция онтогенеза. Биогенетический закон. Эволюция стадий онтогенеза. Эмбрионизация, автономизация онтогенеза. Следствия высокой смертности на ранних и поздних этапах онтогенеза. Теория филэмбриогенеза А. Н. Северцова. Анаболия. Девиация. Архалаксис. Редукция органов. Эволюция регулятроных процессов онтогенеза. Теория онтогентических корреляций (Шмальгаузен). Принцип креода развития (Уоддингтон). Гетерохрония.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. - М.: Наука, 1977.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для закрепления пройденной темы и подготовки к семинару. Выявить основные направления эволюции онтогенеза. Рассмотреть теорию онтогенетических корреляций Шмальгаузена и теорию креодов развития Уодингтона.

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Воронцов Н.Н. Дарвинизм: история и современность. Л. : ЛО"Наука", 1988 . 230 с.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Тема 8. Эписелекционная эволюция.

Студент должен знать: основной смысл эписелекционого процесса изменения ряда признаков.

Студент должен уметь: выделить главные особенности эписелекционной эволюции, обосновать место представлений об эписелекционной эволюции в современной эволюционной теории.

Студент должен владеть: представлениями о сути эписелекционной эволюции и ее месте в современной эволюционной теории.

Содержание темы.

Эписелекционная эволюция. Эписелекционная эволюция признаков с широкой нормой реакции. Эволюция признаков, не влияющих на приспособленность фенотипа. Эволюция признаков, не подвергающихся отбору и соотбору.

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Бузун В.А. Некрофагия, хищничество, клептопаразитизм; развитие и взаимосвязь трофических стратегий серебристой чайки (Larus argentatus) // Зоол. Журнал, 1989. Т. 86. №1. С. 89-99.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Захаров А.А. Динамическая плотность и поведение муравьев // Журн. общ. биол., 1975. Т.36. №2. С. 243-252.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Самостоятельная работа:

Работа с литературой для закрепления пройденной темы. Выявить основные отличия процесса эписелекционной эволюции, механизмы данного типа эволюции. Описать место и взаимодействие основных типов эволюции.

Литература

Основная:

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Дополнительная:

Бузун В.А. Некрофагия, хищничество, клептопаразитизм; развитие и взаимосвязь трофических стратегий серебристой чайки (Larus argentatus) // Зоол. Журнал, 1989. Т. 86. №1. С. 89-99.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. : Прогресс-Традиция, 1999. 640с.

Захаров А.А. Динамическая плотность и поведение муравьев // Журн. общ. биол., 1975. Т.36. №2. С. 243-252.

Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 448 с.

Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции: Курс лекций. Спб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. 240 с.

Тема 9. Принципы и типы функциональной эволюции.

Студент должен знать: основные принципы и типы функциональной эволюции, принцип скоординированного изменения систем органов и следствия дискоординации разных систем организма.

Студент должен уметь: выделить главные принципы функционального преобразования органов, обосновать предпосылки филогенетического преобразования органов, продемонстрировать примеры скоординированного изменения органов и следствия их дискоординации.

Студент должен владеть: представлениями о принципах типах функциональной эволюции; навыками интерпретации примеров скоординированного изменения систем органов и следствий дискоординаций этих изменений.

Содержание темы.

Принципы и типы функциональной эволюции. Функциональная дифференцировка организма. Мультифункциональность и множественное обеспечение биологически важных функций как основа дифференциации. Координации, их типы. Явление гетеробатмии. Дискоординация и эволюционный запрет.

Рекомендуемая литература

Основная:

Северцов А.С. Основы теории эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 318 с.

Северцов А.С. Теория эволюции. - М., 2005. 325 с.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. - М.: Высш. шк., 1989. 335 с.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Математические основы теории систем" для специальности 23. 01. 00 Информатика и вычислительная техника
Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница