Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю)




Скачать 429.91 Kb.
НазваниеКурс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю)
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер429.91 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


7 класс.

Курс «Биология».


(68 часов. 2 час в неделю)

Авторы: В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.


Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.


Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.


Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей


Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.


Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.


Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.


В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.


Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.


Тематическое планирование


темы

урока

Тема урока

Примечание

Дом. задание

Дата

проведения

  1. Общие сведения о мире животных.

1 - 1

1

Зоология – наука о животных.

Презентация

Стр. 3-7

2.09

1 - 2

2

Животные и окружающая среда.




§2, цепь питания

6.09

1 - 3

3

Классификация животных.

Диск «1С», 7 кл.

§3, выучить таксоны

13.09

1 - 4

4

Влияние животных на человека. Краткая история зоологии.

Презентация

§4,5 закончить таблицу

16.09

  1. Повторение биологии за курс 6 класса.

2 - 5

1

Повторение: строение цветковых растений.

Интерактивное задание.

Записи в тетради

20.09

2 - 6

2

Характеристика основных систематических групп растений.

Интерактивное задание.

Записи в тетради

23.09

2 - 7

3

Входящий к/срез.




Записи в тетради

27.09

  1. Клетка.

3 -8

1

Клетка.

Диск «1С»

§6, выучить таблицу

30.09

3 - 9

2

Ткани.

Диск «1С»

§7

4.10

3 - 10

3

Органы и системы органов.

Диск «1С»

§8, вопросы после§

7.10

  1. Подцарство Простейшие.

4 - 11

1

Общая характеристика.

Презентация.

Записи в тетради

11.10

4 - 12

2

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.




§9, 10, записи в тетради

18.10

4 - 13

3

Тип Инфузории.

Л.р. №1. « Строение и передвижение инфузории туфельки».

§11, оформить лаб раб

18.10

4 - 14

4

Многообразие простейших. К/срез по теме.

Видеофильм.




21.10

  1. Подцарство Многоклеточные.

5 - 15

1

Общая характеристика. Тип кишечнополостные.

Презентация.

§13, сообщения

25.10

5 - 16

2

Морские кишечнополостные.

Видеофильм.

§14

28. 10

  1. Тип Черви.

6 - 17

1

Тип Плоские черви.

Диск «1С»

§15, сообщения

1.11

6 -18

2

Разнообразие плоских червей.

Диск «1С»

§16, записи в тетради

11.11

6 - 19

3

Тип Круглые черви.

Видеофильм

§17,18

15.11.

6 - 20

4

Тип Кольчатые черви. К/срез по теме.

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя, передвижение»


Л.р. №3. «Внутреннее строение дождевого червя»







  1. Тип Моллюски.

7 - 21

1

Общая характеристика.




§20, сообщения

18.11

7 - 22

2

Класс Брюхоногие.




§21

22.11

7 - 23

3

Класс Двустворчатые.

Л.р. №4. «Внешнее строение раковых моллюсков»

§22, к см. работе

25.11

7 - 24

4

Класс Головоногие. К/срез по теме.

Видеофильм




29.11

Тип Членистоногие.

8 - 25

1

Общая характеристика. Класс Ракообразные.

Диск «1С»

§24, записи в тетради

2.12

8 - 26

2

Класс Паукообразные.

Диск «1С»

Сообщения

6.12

8 - 27

3

Класс Насекомые.

Л.р. №5. «Внешнее строение насекомого»

Сообщения

9.12

8 - 28

4

Типы развития и многообразие насекомых.

Диск «1С»

§27, сообщения

13.12

8 - 29

5

Полезные насекомые, их охрана.




§28, сообщения, к см. раб

16.12

8 - 30

6

Насекомые – вредители и переносчики болезней. К/срез по теме.

Презентация.

§ 29. сообщения

20.12

  1. Тип Хордовые.

9 - 31

1

Общая характеристика. Подтип Бесчерепные.




§30, вопросы на стр.152

23.12

9 – 32

2

Надкласс Рыбы.

Л.р. №6. «Внешнее строение рыбы»

§31, закончить оформление лаб. раб

27.12

9 – 33

3

Внутреннее строение рыб.

Л.р. №7. «Внутреннее строение рыб»

§32, закончить оформление лаб. раб

11.1

9 – 34

4

Размножение рыб.




§33, сообщения

14.1

9 - 35

5

Основные систематические группы рыб.

Видеофильм

§34, сообщения

18.1

9 – 36

6

Промысловые рыбы. Охрана рыб. К/срез по теме.

Диск «Охрана животных»




21.1

  1. Класс Земноводные.







10 - 37

1

Общая характеристика. Среда обитания и строение тела.

Презентация

§36,

25.1

10 - 38

2

Внутреннее строение земноводных.

Диск «1С»

§ 37

28.1

10 – 39

3

Жизненный цикл и происхождение земноводных.




§ 38, сообщения

1.2

10 - 40

4

Многообразие и значение земноводных. К/срез по теме.

Видеофильм




4.2

  1. Класс Пресмыкающиеся.

11 - 41

1

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Диск «1С»

§ 40, вопросы на стр. 139

8.2

11 - 42

2

Внутреннее строение.

Диск «1С»

§ 41, сообщения

11.2

11 - 43

3

Многообразие пресмыкающихся.

Видеофильм

§ 42

15.2

11 - 44

4

Происхождение и значение.

Интерактивное задание

§ 43, вопросы на стр.204

18.2

  1. Класс Птицы.

12 - 45

1

Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л.р. №8. «Строение перьев птиц»

§ 44, оформить лаб. раб

22.2

12 - 46

2

Опорно-двигательная система птиц.

Л.р. №9. «Строение скелета птиц»

§ 45, знать строение скелета

25.2

12 - 47

3

Внутреннее строение птиц.

Диск «1С»

§ 46, записи в тетради

1.3

12 – 48

4

Размножение и развитие птиц.




§ 47, вопросы на стр. 221

4.3

12 - 49

5

Годовой цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Видеофильм

§ 48, групповые сообщения

8.3

12 - 50

6

Многообразие птиц.

Диск «1С»

Записи в тетради

11.3

12 – 51

7

Происхождение и охрана птиц. К/срез по теме.




Вопросы на стр 242

15.3

  1. Класс Млекопитающие.

13 - 52

1

Общая характеристика. Внешнее строение.

Диск «1С»

§51, записи в тетради

18.3

13 – 53

2

Внутреннее строение.

Л.р. №10. «Строение скелета млекопитающих»

§ 52, оформить лаб. раб

22.3

13 – 54

3

Размножение и развитие.

Видеофильм

§ 53, вопросы на стр. 258

1.4

13 – 55

4

Происхождение и многообразие.




Сообщения, записи в тетради

5.4

13 - 56

5



Высшие или плацентарные звери.


Диск «1С». В/фильм



сообщения


8.4


13 – 57

6

13 – 58

7

13 - 59

8

Экологические группы млекопитающих.

Интерактивное задание

§ 58, к см. раб

12.4


13 - 60

9

Значение и охрана млекопитающих. К/срез по теме.

Диск «Охрана животных Томской области»




15.4

  1. Развитие животного мира на Земле.

14 - 61

1

Доказательства эволюции. Учение Ч.Дарвина об эволюции.

Диск «1С»

§ 60

19.4

14 - 62

2

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Интерактивное задание

Подготовиться к итоговой см. раб

22.4

14 - 63

3

Обобщение курса зоологии. Итоговая к/работа.







26.4

14 – 64

4

Экскурсия «Животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей)29.4, 3.5

14 - 65

5

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» 6.5, 10.5













3 часа – резервное время



Содержание программы


Содержание учебной программы:


  1   2   3

Похожие:

Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconРабочая программа по предмету обществознание (базовый уровень обучения) для: 8 А, Б, в класса (в неделю 1 час, в год 35 часов) 9 А, б класса (в неделю 1 час, в год 34 часов)
Министром Образования РФ. Программа рассчитана на 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconПояснительная записка Классы: 10, 11 Количество часов в неделю
...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconУгринович Н. Д. Информатика Учебник для 8 класса
«Информатика и икт» в основной школе. В новом Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс,...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconЭлективный курс по английскому языку
Программа является пособием по литературоведению в аспекте межкультурной компетенции для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconПрограмма дополнительного образования
Программа предназначена для учащихся 5-11-х классов, направлена на ориентацию гуманитарного, информационно-технологического профиля....
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconРабочая программа по информатике 7 9 класс
На изучение курса информатики в основной школе отводится 136 часов по 34 часа (1 час в неделю) в 7 и 8 классах и 68 часов (2 часа...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconРабочие программы по обществознанию (6-11 классы). Пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Они рассчитаны на 35 учебных...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconЭлективный курс предназначен для учащихся 10 класса
Учитель: Ганеева Г. Д. Предмет: Физика. Элективный курс. 10 класс «Методы решения физических задач». Автор: М. А. Фединяк. Образовательная...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...
Курс «Биология». ( 6 8 часов. 2 час в неделю) iconРабочая программа педагога
Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 11 классе, общее количество часов: 34 часа (1 час в неделю): теоретических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница