Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе




Скачать 99.88 Kb.
НазваниеПояснительная записка к уроку биологии в 7 классе
Дата17.11.2012
Размер99.88 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе.

Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место урока в изучаемой теме: вводный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, препараты лягушек (внешнее, внутреннее строение), скелет лягушки, резиновые игрушки – лягушки, мультимедийная слайд – презентация, информационные листы.

Используемые методы: Словесный (объяснение, рассказ, беседа), частично – поисковый (проблемные вопросы, работа с технологической картой), наглядно - образный ( мультимедийная презентация, демонстрационный материал).

Формы работы: общеклассная (эвристическая беседа)

индивидуальная (информационные листы, Синквейн)

Технологии: мультимедийная технология (презентация, видеофрагмент), технология Синквейн.

Развитие познавательной деятельности обучающихся реализуется через использование материалов мультимедийной презентации, демонстрационный материал, использование кинофрагмента, беседу с опорой на личный опыт обучающихся, дополнительный материал.

Цель: Дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.


Дети должны уяснить, что амфибии это первые наземные существа, имеющие определенные приспособления к жизни на суше, но еще зависящие от воды (приспособлены одновременно к двум средам).

Задачи урока:

1. Раскрыть особенности происхождения, строения, жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных. Выявить приспособления земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде.

2. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять опорные конспекты, развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы, составлении синквейна. Расширить кругозор обучающихся.

3. Воспитывать интерес к изучению данного класса животных, гуманное отношение к природе, необходимости охраны амфибий.


УМК Н. И. Сонина.

Урок построен в форме путешествия в биологическую лабораторию Земноводных. В начале урока с целью повышения заинтересованности обучающихся используется видеофрагмент. Объяснение нового материала, закрепление материала сопровождается мультимедийной презентацией, опорой на раздаточные лабораторные материалы.

По ходу объяснения учебного материала: среда обитания, происхождение, внешнее строение, внутреннее строение, размножения, обучающиеся заполняют информационные листы, в которых с помощью учителя выделяют черты приспособленности к обитанию представителей класса Земноводные на суше и в воде.

Одним из приемов в ходе закрепления учебного материала – использование технологии синквейн, который предполагает анализ изученного материала, выделение главного.


Конспект урока

Этапы

урока

Ход урока

Примечание

Введение. Активизация познавательной деятельности.


Изучение нового материала


Закрепление


Работа с информационным листом


Итог урока



- Как вы думаете, о ком пойдет речь на этом уроке?


_ Верно, тема урока «Земноводные или амфибии, что значит «Двоякоживущие». Надо сказать, что термин – «Амфибии» ввел известный ученый - Карл Линней в 18 веке.


Обратите внимание на многообразие животных класса Земноводные – в настоящее время известно – 2500в. Самая главная особенностей этих животных заключена в названии класса. Внешнее и внутреннее строение земноводных характеризуется, как приспособление одновременно к водной и воздушной средам обитания.

Обмен веществ протекает медленно. Холоднокровные существа.

Какие ассоциации у вас возникли, глядя на них?. А хотите узнать больше про эти существа?

Для этого ми отправляемся в путешествие в страну Земноводных. У вас имеются на столах информационные листы , в которых вы должны делать соответствующие основные (можно черновые записи)

---------------------------------------------------------------------------

Так вот цель путешествия: определить особенности приспособления земноводных к жизни на суше и в воде.

С этой целью мы рассмотрим происхождение, среды обитания, особенности внешнего и внутреннего строения , протекание обмена веществ Земноводных. По ходу урока не забывайте делать пометки в судовых журналах.

---------------------------------------------------------------------------

Земноводные появились на планете примерно 350 лет назад в Девоне

Какая группа рыб «проложила» земноводным путь на сушу?

(Кистеперые: у них имелись «лапоподобные плавники со сложным скелетом, легочные мешки – выросты пищевода, которые могли использовать для дыхания). Древние земноводные – стегоцефалы.

Стегоцефалы были небольших размеров, дали начало современным группам земноводных. На суше стегоцефалам пришлось приспосабливаться к новым условиям суши, сильно отличающимся от жизни в водной среде.

--------------------------------------------------------------------------

Среда обитания

Современные Земноводные предпочитают тепло, близость пресных водоемов, влажный воздух.

Как же устроены современные Земноводные? Чтобы это узнать надо отправиться в лабораторию.


Внешнее строение: отделы тела, покровы.

Отделы тела: голова, туловище, хвост, конечности.

Кожа Земноводных голая, богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой, защищающая их от более крупных врагов. Орган дыхания, выделения. Кожа нуждается в увлажнении – живут в сырых местах, имеются перепонки.

------------------------------------------------------------------------

Скелет и мышцы.

Амфибии первые встали на ноги, до этого у позвоночных просто не было ног. Ноги имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Научились поворачивать голову, так появилась шея, правда состоящая из 1 позвонка. Многие из изобретений Земноводных оказались настолько успешными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных (плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, и пальцы), бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

-----------------------------------------------------------------------Нервная система

Передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый. Лучше развит – передний. 10 пар головных нервов.(корм с палочки)

Глаза лягушек удивительные. Их масса в 2 раза превышает массу мозга, участвуют в проглатывании пищи. Первыми начали мигать (подвижные веки). Видят только движущиеся предметы.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде у амфибий появляется новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой барабанной перепонкой, снабженное слуховыми косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать амфибии первые из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат. Существуют целые лягушачьи «оркестры». По разнообразию голосов лягушки могут соперничать только с птицами.

Физминутка для глаз--------------------------------

Особенности дыхания.

Амфибии первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдыхать полной грудью живительный воздух нашей планеты (участвует и кожа)

--------------------------------------------------------------------------

Кровеносная система.

Для более эффективного использования нового органа дыхания амфибии обзавелись вторым кругом кровообращения, в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало 3 –камерным. 4 – камерное сердце амфибиям ни к чему, ведь кровь поступающая в сердце из – под кожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом, головной мозг снабжается чистой артериальной кровью.


Пищеварительная система.

Амфибии – хищники, питаются насекомыми, паукообразными, слизнями, птенцами, мышами.

Ротовое отверстие – обширная глоточная полость- пищевод-желудок-кишечник – клоака - анальное отверстие. Первые «слюнтяи» планеты.

Зубы у лягушки только удерживают добычу , у жаб зубов нет.

.-------------------------------------------------------------------

Какие приспособления появились у земноводных в связи с выходом на сушу?

(Конечности наземного типа,

подвижные веки, барабанная перепонка, голос,

легочное дыхание,

совершенство кровеносной системы,

Первые «слюнтяи» планеты)

Какую роль играет вода в жизни этих животных? (размножаются, многие находят пищу, прячутся в минуты опасности, зимуют, некоторые живут в воде постоянно, кожа нуждается в постоянном увлажнении)

Что свидетельствует о том, что они не утратили связи с водой? (обтекаемая форма тела, слизистая кожа, перепонки между пальцами).


Синквейн

Пятистишье во фран. манере стихосложения. Цель: кратко рассказать о том, что изучаешь.

Проверяем.


Амфибии были пионерами жизни во всем, что касалось жизни в воздушной среде. До чего они «додумались» первыми?

Какие «изобретения» земноводных используем мы?


Выставить самооценку. Оценивание самых активных.

Кино

фрагмент


2 слайд


3 слайд


4 слайд


5 слайд


6 слайд


7 слайд


8 слайд


Резиновые игрушки – лягушки.


9 слайд


Скелет лягушки на партах


10 слайд


11 слайд


12 слайд


13 слайд


14 слайд


Препараты

лягушек


15 слайд


16 слайд


17 слайд


18 – 19

слайды



Литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия для детей. 2006 г.

2. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Дрофа 2003 г.

3. Биология. Животные. 7 класс. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Дрофа 2000г.

4. Биология животных. 7 – 8 класс. М. А. Козлов. Просвещение. 2000г.

5. Биология животных. 7 – 8 класс. А. И. Никишов, И. Х. Шарова. Просвещение 2000г.

6. Биология в школе. Приложение к газете «Первое сентября. №3 2006 г.

7. Книга для чтения по зоологии. С. А. Молис. Просвещение1993 г.

8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Биология 2005г.

9. Энциклопедический словарь юного биолога. М. Е. Аспиз. Педагогика 1986г.

10. Я иду на урок биологии. Зоология. Земноводные. Книга для учителя. Библиотека «Первое сентября». 2001г.

Электронные учебники:

  1. Биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум -2 диск.

  2. Биология. Многообразие живых организмов. («Просвещение»).

  3. Электронная энциклопедия – 2003 года.

Похожие:

Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка к разработке комплекса мультимедийных презентаций к циклу уроков по биологии в 10 классе
Биологии в 10 классе разработан на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основании следующих
Математика в 5 классе в условиях фгос: рекомендации к составлению рабочей программы и к уроку с метапредметной составляющей
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconУроку Урок биологии в 10 классе на тему «Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола»
Урок биологии в 10 классе на тему «Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола» построен в соответствии с программой базового...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования
На изучение биологии на базовом уровне в универсальном классе отводится по 34 часов в 10 и 11 классе. Согласно действующему Базисному...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка рабочая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа.
План түбәндәге программага нигезләнеп төзелде: программа для общеобразовательных учреждений: Биология. 6-11 класс. / Сост. В. В пасечник;...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса
Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего(полного) общего образования по биологии
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка На изучение учебного предмета «Информатика» в 8-9 классах выделено по 1 часу в 8 классе и по 2 часа в 9 классе (104 часов за 2 года) из них: в 8 классе 36 часов; в 9 классе 68 часов. Для реализации программного содержания используется
«Информатика. Базовый курс. Теория» учебник для учащихся 8-9 классов/под редакцией Н. В. Макаровой. – Питер – 2006. Учебник допущен...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии
В практике работы школ Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии: устный экзамен...
Пояснительная записка к уроку биологии в 7 классе iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница