Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.




Скачать 433.16 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер433.16 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 г. в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

6 класс «Живой организм»- 35часов из федерального компонента

7 класс «Многообразие живых организмов»- 68 часов из федерального компонента;

8 класс « Человек» - 68 часов из федерального компонента;

9 класс « Основы общей биологии» - 68 часов из федерального компонента.

В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнения ряда лабораторных работ и практических работ.

Данная рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение »

А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем ; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины

Мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных

Отдельных групп) ; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности ; взаимосвязи организмов и окружающей среды ; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных , растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических ) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ( классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


6 класс

«Живой организм»

(1 час в неделю - всего 35 часов)

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Изучение курса рекомендуется проводить на примере живых организмов и экосистем своего региона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 11 ч.).

Тема. Основные свойства живых организмов

1




Тема. Химический состав клеток

2

Л.р. 1

Тема. Строение растительной и животной клетки

1

Л.р.1

Тема. Ткани растений и животных

2

Л.р. 1

Тема. Органы и системы органов

4

Л.р. 3

Тема. Растения и животные как целостные организмы

1




II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (21 ч.).

Тема. Питание и пищеварение

4

Л.р.1

Тема. Дыхание

2




Тема. Передвижение веществ в организме

2

Л.р. 1.

Тема. Выделение. Обмен веществ и превращение энергии

2




Тема. Опорные системы

1




Тема. Движение

1




Тема. Регуляция процессов жизнедеятельности

3













Тема. Размножение

3

Пр.1

Тема. Рост и развитие

2

Л.р.1

Тема. Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов»

1




III.ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 3 ч. ).

Тема. Среда обитания. Факторы среды

1




Тема 3. 2. Природные сообщества

1




ИТОГО:

35

Л.р. 9, Пр.1



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


I .СТРОЕНИЕ И СВОЙСИВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 11 ЧАСОВ).

1.1. Основные свойства живых организмов ( 1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов : клеточное строение , сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

1.2. Химический состав клеток ( 2 часа )

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1 Определение состава семян пшеницы.

1.3.Строение растительной о животной клеток ( 1 час )

Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы- неклеточные формы жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа № 2 Строение клеток живых организмов.

1.4. Ткани растений и животных ( 2 часа )

Понятие « ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,

Их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа №3 Ткани растительных организмов.

1.5. Органы и системы органов ( 4 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка- зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики) . Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа №4-6 Изучение органов цветкового растения.

1.6. Растения и животные как целостный организм ( 1 часа ).

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА( 21 часов ).

2.1. Питание и пищеварение ( 4 часа)

Сущность понятия « питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание ( фотосинтез ) значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

2.2. Дыхание ( 2 часа )

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

2.3. Передвижение веществ в организме ( 2 часа )

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции

Гемолимфа, кровь и составные части ( плазма, клетки крови).

Лабораторная работа №7 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

2.4. Выделение ( 2 часа ).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность значения обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

2.5. Опорные системы ( 1 час ).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.

2.6. Движение ( 1 час).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности ( 3 часа )

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

2.8. Размножение ( 3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных ( деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа № 1 Вегетативное размножение комнатных растений. .

2.9. Рост и развитие ( 2 часа ).

Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша ( на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа №9 Прямое и непрямое развитие насекомых.

III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 3 часа).

3.1. Среда обитания. Факторы среды ( 1 час )

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на жизнедеятельность организмов.

3.2. Природные сообщества ( 2 часа ).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания

3.3. Обобщение по теме: «Организм и среда. Воздействие человека на природу»


В результате изучения предмета в 6 классе учащиеся должны

Знать

- основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение) ;

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь

- распознавать органоиды клетки;

-узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. « Биология. Живой организм.» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-176с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм.» М.: Дрофа, 2011.-48 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


7 класс

« Многообразие живых организмов »

(2 часа в неделю - всего 70 часов)

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение

3




I. Царство Прокариоты

3




II.Царство Грибы. Лишайники.

4

Л.р.1,П.р. 1.

III. Царство Растения

16




3.1. Общая характеристика растений

1




3.2. Низшие растения

2

Л.р.1

3.3 Высшие растения

13

Л.р.4, п.р.1.

IV. Царство Животные.

40




4.1 Общая характеристика Царства «Животные»

1




4.2 Подцарство Одноклеточные

2

Л.р.1

4.3. Подцарство Многоклеточные

1




4.4. Тип Кишечнополостные.

3




4.5. Тип Плоские черви

2




4.6. Тип Круглые черви

1




4.7. Тип Кольчатые черви

3

Л.р.1

4.8. Тип Моллюски

2

Л.р.1

4.9. Тип Членистоногие

7

Л.р.1.

4.10. Тип Иглокожие

1




4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1




4.12 Подтип Рыбы

2

Л.р.1

4.13. Класс Земноводные

2

Л.р.1

4.14. Класс Пресмыкающиеся

2




4.15 Класс Птицы

5

Л.р.1

4.16. Класс Млекопитающие

5

Л.р.1, п.р.1.

V. Царство Вирусы

2




Резервное время

2




ИТОГО:

70

Л.р. 14,п.р. 3.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение ( 3 часа ).

Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Систематика- наука о разнообразии и классификации живых организмов. Царства живой природы.

  1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ ( 3 часа )

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот ; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.


  1. ЦАРСТВО ГРИБЫ . ЛИШАЙНИКИ.( 4 ЧАСА ).

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомиоцеты. Дейтеромицеты ( несовершенные грибы).

Класс Зигомицеты. Среды обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы- паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред , наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение.

Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы- паразиты растений и животных. Роль в природе.

Отдел Оомицеты. . Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред , наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора.

Практическая работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

III.ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 16 часов).

Общая характеристика растений ( 2 час)

Особенности строения клетки , тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства Низшие и Высшие растения.

Низшие растения ( 2 часа).

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения , среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли.

Отдел Зеленные водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел бурые водоросли. Многообразие видов распространение. особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел красные водоросли. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе , практическое значение.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения водоросли..

Высшие растения ( 13 часов ).

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений : Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль Голосеменных в природе и их практическое значение.

Отдел Покрытосеменные- цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы : Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения мхов.

Лабораторная работа № 4 Изучение внешнего строения папоротника.

Лабораторная работа № 5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Лабораторная работа № 6 Изучение строения покрытосеменных растений.

Практическая работа № 2 Распознавание наиболее распространенных растений местности, определение их систематического положения.


IV ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ( 40 часов )

Общая характеристика царства. (1 час) Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличие их от организмов других царств живой природы. Подцарства : Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

Подцарство Одноклеточные ( 2 часа )

Общая характеристика одноклеточных , или простейших. Многообразие видов. Основные типы : Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм Саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков- паразитов человека и животных.

Лабораторная работа № 7 Строение инфузории - туфельки.

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные ( 3 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы : Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.

Тип Плоские черви ( 2 часа ).

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности , размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей- паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Тип Круглые черви ( 1 час )

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.. особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Тип Кольчатые черви ( 3 часа )

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе , практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Лабораторная работа № 8 Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски ( 2 часа )

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы : Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 9 Внешнее строение моллюска.

Тип Членистоногие ( 7 часов )

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тип Иглокожие ( 1 час )

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы : Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Тип Хордовые. бесчерепные животные ( 1 час )

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы : Бесчерепные, Оболочники,

Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строение, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Подтип Рыбы ( 2 часа )

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы 6 акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Лабораторная работа № 11 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные ( 2 часа )

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки.

Основные отряды : Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Лабораторная работа № 12 Внешнее строение лягушки.


Класс Пресмыкающиеся ( 2 часа )

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих позвоночных происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы ( 5 часов )

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы : птицы леса, степей, пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищники. Роль птиц в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 13 Внешнее строение птицы.

Класс Млекопитающие ( 5 часов )

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы : Первозвери, Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, , хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Лабораторная работа № 14 Изучение строения млекопитающих.

Практическая работа №3 распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Царство Вирусы ( 2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.


В результате изучения предмета в 7 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;

- о существовании эволюционной теории;

- основные группы прокариот, грибов, растений и животных , особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Захаров В.Б. , Сонин Н.И. « Биология. Многообразие живых организмов» 7класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-247с.;

И тетради с печатной основой

Захаров В.Б. Сонин Н.И. класс: Биология. Многообразие живых организмов 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Многообразие живых организмов.» М.: Дрофа, 2006.- 272с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2) Н.И.Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс .-М.: дрофа, 2007 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


8 класс

«Человек»

(2 часа в неделю - всего 70 часов)

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» авторов А.
Примерной программы среднего ( основного) общего образования автора И. Н. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии»
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой нбиология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа по курсу «биология» 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования.
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconРабочая программа по курсу биологии 6 класс
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6-9 классов авторов В.
В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова Москва «Просвещение» 2008. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница