Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных»




Скачать 296.89 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных»
страница1/2
Дата17.11.2012
Размер296.89 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2




МИНИОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)


«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.


Биолого-почвенный факультет

Кафедра зоологии позвоночных и экологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Зоология позвоночных»


Код дисциплины по учебному плану ОПД. Ф.1.3

Для студентов специальности 020201.65 «Биология»


г. Иркутск

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Курс «Зоология позвоночных» входит в число фундаментальных дис­циплин биологического образования. Знакомство со строением, жизнедеятельностью, экологией, поведением и отчасти с географическим распространением и геологической историей животных служит необходимой базой, фактическим мате­риалом для изучения всех дисциплин, имеющих дело с жи­вотными, физиологии животных, эмбриологии, этологии, экологии и биоценологии, науки об охране природы и т. д.

Нацеленность зоологии на изучение многооб­разия (связного разнообразия) животного мира как функци­ональной целостности обеспечивает ей центральное положе­ние в обсуждении важнейших общебиологических проблем, касающихся организации жизни (структуры жизни). Находясь в тесной связи с огромным кру­гом биологических дисциплин, зоология непосредственно вно­сит свой вклад в познание сущности жизни.

Структура курса опирается на систематическое изложение материала по круп­ным группам животного царства. Большое внимание уделяет­ся при этом вопросам эволюции и филогении, становлению морфофункциональных адаптаций к среде обитания.


1.1. Цели курса: формирование основы знаний по зоологии позвоночных животных и осознание места зоологии в ряду биологических наук.


1.2. Задачи курса: рассмотрение особенностей строения позвоночных в плане усложнения их организации, формирование эволюционных взглядов; рассмотрение прогрессивной эволюции с учетом эколого-морфологических и эколого-физиологических адаптаций к среде обитания, расширение регионального аспекта, знакомство с региональной фауной, ее экологией и охраной в целях воспитания экологического сознания и развития интереса к зоологическим наукам.


1.3. Место курса в подготовки специалиста


Курс «Зоология позвоночных» является одним из базовых (фундаментальных) естественнонаучных курсов в плане подготовки по специальности «биология», он закладывает основы общебиологических знаний, необходимых при становлении специалиста - биолога. Он предназначен для студентов II курса специальности «биология».

По окончании курса студент должен знать и уметь: знать систематику, происхождение, особенности строения различных эволюционных групп позвоночных животных; становление эколого-морфологических и эколого-физиологических адаптаций к среде обитания; знать особенности поведения, образа жизни, распространение, значение в природе и для человека основных групп позвоночных; знать региональную фауну; иметь понятие об экологических проблемах; уметь препарировать животных с целью изучения их анатомии; уметь работать с определителями и определять виды различных позвоночных животных.

Курс должен дать основу знаний, которые в дальнейшем могут быть использованы для решения как теоретических, так и практических задач в области биологии.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Для студентов очного отделения








Темы, разделы

Всего (часов)

Виды подготовки

Самостоятельная работа


Лекции

Практические занятия

Самост. работа

студентов

КСР

1

Введение.

Тема 1. Тип Хордовые (общий обзор).

1

1








2

Тема 2. Подтип Оболочники.

Тема 3. Подтип бесчерепные.

Тема 4. Подтип позвоночные (общий обзор).

8

2

6







3

4

5

Тема 5. водные позвоночные (общий обзор).

8

8








6

Тема 6. Раздел бесчелюстные.

3

2

2






7

Тема7.Раздел Челюстноротые (общий обзор).

Тема 8. Надкласс Рыбы.

47

2

12

30



3

8

9

10

Тема9. Надкласс четвероногие(общий обзор).

Тема 10. Класс земноводные

17

2

6

7



2

11

Тема 11. Наземные позвоночные (общий обзор).

8

8








12

Тема 12. Класс Пресмыкающиеся.

19

2

6

10


1

13

Тема 13. Класс Птицы.

21

2

8

10

1

14

Тема 14. Класс Млекопитающие.

22

2

8

10

2




Заключение

1

1













Всего:

156

32

48

67

9



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


    1. 3.1. Общее (Разделы курса. Темы и краткое содержание).


Введение


Предмет и задачи зоологии. Зоология как наука о живот­ном мире, его происхождении, развитии, современном поло­жении, роли в биосфере и жизни человека. Положение зоо­логии в системе биологических наук. Зоология, как синтез систематики, сравнительной морфологии (анатомии, гисто­логии, эмбриологии)-и физиологии, сравнительной (эволюци­онной) биохимии и биофизики, генетики, экологии, зоогео­графии, этологии. Значение зоологии в хозяйстве.

Основные этапы развития зоологии. Система животного царства Аристотеля. Зоология в Средние века и эпоху Воз­рождения. К. Линней и его система животных. Ж. Б. Ламарк как зоолог и эволюционист. Значение работ Ч. Дарвина в раз­витии зоологии.

Основные этапы и направления развития зоологии в России. Вклад в мировую науку И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, А. Н. Северцова, И. И. Шмальгаузена, В. Н. Беклемишева, В. А. Догеля, П. П. Иванова и др.

Классификация животных, понятие о естественной систе­ме, основные систематические категории.

Методы зоологических исследований. Современная тех­ника зоологических исследований.

Животные как компонент биосферы. Их роль в биоценозах.

Организация зоологических исследований в PФ. Их главные центры. Успехи отечественной теоретической и при­кладной зоологии.


Тема 1. Тип Хордовые (Chordata)

(Общий обзор)


Общая характеристика типа хордовых. Положение хордо­вых в системе животного мира. Связь с другими типами жи­вотных: вторичноротость, вторичная полость тела, билатеральная симметрия, метамерия. Специфические черты строения хордовых, их биологическое значение. Система типа, подтипы, его объем. Происхождение хордовых животных. Теоретическое и практическое значение хордовых.


Тема 2. Подтип Оболочники (Личиночнохордовые)

(Tunicata, Urochordata)


Систематика подтипа, его объем.

Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гарстранг), взгляды А. Н. Северцева и Н. А. Ливанова. Роль исследований А. О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых.

Основные черты организации подтипа (морфофункциональный очерк), экология и распространение.


Класс Асцидии (Ascidiae).

Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие: бесполое и половое размно­жение, строение личинки.


Класс Сальпы (Salpae).

Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение.


Класс Аппендикулярии (Appendiculariae).

Биология и строение аппендикулярий, размножение и развитие.


Тема 3. Подтип Бесчерепные (Acrania).

Систематика подтипа и его объем. Происхождение. Черты орга­низации бесчерепных, характеризующие их как группу, близ­кую к предкам позвоночных. Особенности строения и биоло­гии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни. Строение и развитие ланцетника, эмбриогенез хордовых на примере ланцетника. Экология.


Тема 4. Подтип Позвоночные, Черепные (Vertebrata, Craniota).

(Общий обзор)

Система подтипа позвоночных, его объем. Деление на классы; объе­динение классов в таксономические (надклассы, разделы) и не таксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы.

Общая характеристика подтипа. Основные черты органи­зации: кожный покровы, осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищевари­тельная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система, головной мозг и органы чувств; выделитель­ная и воспроизводительная системы. Усложнение организации и интенси­фикации функций - основное условие прогрессивной эволю­ции позвоночных.


Тема 5. Водные позвоночные (гр. Anamnia).

(Общий обзор)


Группа Первичноводные (Anamnia). Общая характеристика. Отличия от первичноназемных. Особенности строения яйца и хода эмбриогенеза. Объем группы.

Вода как среда обитания, ее особенности: плотность, содержание кислорода, растворенные вещества, температурный режим и прочие.

Морфофункциональные адаптации первичноводных к среде обитания: адаптации к высокой плотности водной среды, организация движения, механизмы формирования плавучести, адаптации к низкому содержанию кислорода в воде, механизмы газообмена, транспорт газов, адаптации к растворенным в воде веществам, тип почки, типы водно-солевого обмена.

Эволюция кожных покровов, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, воспроизводительной, нервной систем и органов чувств в ряду первичноводных животных.


Тема 6. Раздел (Н/кл) Бесчелюстные ( Agnatha. Entobranchiata).


Общая характеристика раздела Agnatha. Систематика и ее проблемы, объем раздела. Происхождение и эволюция бесчелюстных. Ископаемые бесчелюстные, особенности строения. Происхождение современных бесчелюстных. Моно- и дифилетическая теории происхождения.


Класс Миксины (Myxini, Pteraspidomorphi).

Класс Цефаласпидоморфы (Cephalaspidomorphi, Petromyzontes).

Систематика, объем классов. Общая характеристика: внешнее строение, строение кожных покровов, скелета, органов пищеварения, дыхания, кровеносной, выделительной, воспроизводительной, нервной систем и органов чувств.

Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности, географическое распространение и холзяйственное значение. Круглоротые в водоемах Прибайкалья.


Тема 7. Раздел (Н/кл) Челюстноротые (Gnathostomata. Ectobranchiata).

(Общий обзор)


Общая характеристика. Систематика (верхние таксоны), объем раздела.


Тема 8. Надкласс (Группа) Рыбы (Pisces).


Систематика (верхние таксоны) и ее проблемы, объем надкласса.

Общая биологическая и морфологическая характеристики надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации кожных покровов, опорно-двигательной системы, органов пищеварения и дыхания, кровеносной, выделительной, воспроизводительной, нервной систем и органов чувств рыб как водных животных.

Преимущества в строении рыб, обеспечивающие их биологический прогресс.

Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, нерест, забота о потомстве, развитие, миграции рыб.


Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes, Elasmobranchii).

Класс Цельноголовые (Holocephali)

Система классов (верхние таксоны) и ее проблемы, объем классов.

Характеристика ископаемых групп. Происхождение и эволюция хрящевых рыб, проблема происхождения парных конечностей (основные гипотезы).

Общая характеристика классов. Морфологические и биологические особенности класса, специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножения и развития.

Примитивные черты строения и черты высокой специализации хрящевых рыб.

пластиножаберные, надотряды акул и скатов, подкласс цельноголовые, отряд Химерообразные. Систематика, особенности строения, образа жизни, распространение и хозяйственное значение основных семейств и родов.


Класс Костные рыбы (Osteichthyes).

Систематика и ее проблемы, объем класса.

Характеристика ископаемых групп. Происхождение и эволюция костных рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб.

Общая характеристика класса.

Морфологические и биологические особенности класса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Размножение и забота о потомстве. Преимущества в строении, обеспечивающие биологический прогресс костных рыб.

Подкласс Лопастеперые, общая характеристика; надотряды кистеперых и двоякодышащих, их место в эволюции и системе рыб, строение, образ жизни, распространение и хозяйственное значение.

Подкласс Лучеперые. Систематика и ее проблемы. Общая характеристика. Надотряд Ганоидные (отр. Осетрообразные, группа Костные ганоиды, отр. Многоперые), группа Костистые. Морфобиологические характеристики надотрядов и групп, их роль в эволюции рыб, распространение и хозяйственное значение.

Ихтиофауна оз. Байкал и его бассейна. Основные промысловые районы России и объекты промысла. Рыбное хозяйство Прибайкалья. Рыбоводство и акклиматизация, охрана и рациональное использование рыбных запасов.

Эволюционный путь рыб и происхождение наземных позвоночных.


Тема 9. Надкласс Четвероногие (Tetrapoda, Guadrupeda).

(Общий обзор)


Систематика (верхние таксоны) и ее проблемы, объем надкласса. Общая характеристика.

Эволюционные предпосылки освоения суши. Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные-стегоцефалы (панцирноголовые) как первые представители класса земноводных.


Тема 10. Класс Земноводные (Amphibia).


Систематика (верхние таксоны) и ее проблемы, объем класса.

Общая морфологическая и биологическая характеристика класса. Морфофункциональные адаптации амфибий к двум средам обитания. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование парных конечностей наземного типа, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения.

Повышение уровня и стабилизация метаболизма у амфибий (морфофункциональное обоснование).

Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие.

Отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий. Систематика. Особенности их строения в связи с образом жизни. Распространение и практическое значение земноводных.

Амфибии Прибайкалья: разнообразие, экология и охрана.

Формирование наиболее принципиальных адаптаций к воздушной среде обитания (в опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной системах) на уровне амфибий. Сохранение их связи с водной средой. Достижение полного комплекса адаптаций к наземным условиям существования, обеспечивающих отрыв от водной среды (перестройка дыхательной системы, строение кожных покровов, водно-солевого обмена, типа почки и характера онтогенеза) на уровне ближайших предков амфибий – рептилий.


Тема 11. Наземные позвоночные (гр. Amniota).

(Общий обзор)

Группа Первичноназемные (Amniota).

Общая характеристика. Специфические черты строения и развития амниот. Отличия от первичноводных. Особенности строения яйца и эмбриогенеза, образование зародышевых оболочек. Строение кожных покровов и их производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Объем группы.

Наземная среда обитания, ее особенности (плотность воздушной среды, содержание кислорода, влажность, температурный режим и пр.).

Морфофункциональные адаптации первичноназемных к среде обитания: адаптации к низкой плотности воздушной среды и гравитации, организация движения, механизмы полета, адаптации к высокому содержанию кислорода и низкой влажности (по сравнению с водной средой), механизмы газообмена и транспортировки газов, адаптации к составу и влажности воздуха, тип почки, типы водно-солевого обмена. Прогрессивное развитие черт наземности.

Эволюция кожных покровов, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, воспроизводительной, нервной систем и органов чувств в ряду первичноназемных животных.


Тема 12. Класс Пресмыкающиеся (Reptilia).


Систематика (верхние таксоны) и ее проблемы, объем класса.

Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц.

Общая характеристика класса. Морфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечности, осевого скелета, черепа. Органы пищеварения и дыхания. Строение сердца и кровеносной системы, особенности выделительной, воспроизводительной, нервной систем и органов чувств.

Повышение уровня и стабилизация метаболизма у рептилий (морфофункциональное обоснование). Элементы терморегуляции (метаболической и этологической).

Экология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание, защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся.


Подкласс Анапсиды. Отр. Черепахи. Подкласс Лепидозавры. Отряды Клювоголовые, Чешуйчатые (подотряды Ящерицы, Змеи, Хамелеоны, Амфисбены). Подкласс Архозавры. Отр. Крокодилы. Систематика. Морфобиологическая характеристика подклассов. Строение, образ жизни, распространение и хозяйственное значение основных семейств и родов.

Рептилии Прибайкалья: разнообразие, экология и охрана.


Особенности строения птиц и млекопитающих, обеспечивающие их биологически прогресс. Механизмы формирования гомойотермности (физические и химические), повышения и стабилизации уровня метаболизма птиц и млекопитающих.


Тема 13. Класс Птицы (Aves).


Систематика птиц (верхние таксоны) и ее проблемы, объем класса.

Происхождение и эволюция птиц, археоптерикс и другие ископаемые формы.

Общая характеристика класса. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету и хождению с опорой на задние конечности. Адаптивные черты в строении и функциях скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения, выделительной системы; гомойотермия и терморегуляция.

Экология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией; питание птиц, размножение и развитие, забота о потомстве, миграции птиц.

Подклассы Ящерохвостые и Веерохвостые, разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Систематика. Морфобиологическая характеристика подклассов. Строение, образ жизни и географическое распространение основных отрядов, семейств и родов.

Хозяйственное значение птиц, птицы как истребители вредных насекомых и грызунов, отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы, птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц.

Птицы Прибайкалья: разнообразие, экология и охрана.


Тема 14. Класс Млекопитающие (Mammalia, Theria).


Систематика (верхние таксоны) и ее проблемы, объем класса.

Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны). Место человека в системе млекопитающих. Биологичес­кие и социальные факторы в становлении человека; Ф. Эн­гельс о роли труда в происхождении человека; место и роль человека в биосфере.

Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древ­нейших рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие клас­са в связи с освоением различных экологических условий.

Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и голов­ного мозга; сложные формы поведения. Особенности размно­жения и развития; забота о потомстве.

Экология млекопитающих. Географическое распростране­ние; экологические группы, вторичное освоение водной сре­ды. Питание, место в экосистемах. Запасание корма, мигра­ции, спячка и другие приспособления к переживанию небла­гоприятных условий.

Подкласс Яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие.

Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфраклаcc Сумчатые; особенности строения, размножения, разви­тия; географическое распространение, экологический парал­лелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентар­ные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функции; обзор главнейших отрядов.

Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, пробле­ма контроля их численности. Домашние млекопитающие, би­ологические основы животноводства.

Млекопитающие Прибайкалья: разнообразие, экология и охрана.


Заключение.

Общая прогрессивная эволюция позвоночных, ее черты. Этапность. Комплексы морфофункциональных перестроек, открытие новых путей эволюции, возможность освоения новых экологических ниш на базе повышения общей энергетики организма, его автономности, способности к поддержанию активной жизнедеятельности в сложных, меняющихся условиях среды.

3.2. Темы семинарских занятий



Семинарские занятия не предусмотрены учебным планом данной дисциплины.

Темы практических занятий


  1. Особенности строения оболочников.

  2. Особенности строения бесчерепных.

  3. Строение скелета и систем внутренних органов бесчелюстных. Многообразие бесчелюстных. Определение бесчелюстных.

  4. Строение скелета и систем внутренних органов хрящевых рыб. Многообразие хрящевых рыб. Определение хрящевых рыб.

  5. Строение скелета и систем внутренних органов костных рыб. Многообразие костных рыб. Определение костных рыб.

  6. Строение скелета и систем внутренних органов амфибий. Многообразие амфибий. Определение амфибий.

  7. Строение скелета и систем внутренних органов рептилий. Многообразие рептилий. Определение рептилий.

  8. Строение скелета и систем внутренних органов птиц. Многообразие птиц. Определение птиц.

  9. Строение скелета и систем внутренних органов млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Определение млекопитающих.


3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы

3.3.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной подготовки


  1. П/кл. Elasmobranchii. Систематмка, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  2. П/кл. Holocephali. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение

  3. Н/отр. Кистеперые. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  4. Н/отр. Двоякодышащие. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  5. Отр. Осетрообразные. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  6. Группа Holostei. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  7. Отр. Polypteriformes. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  8. Группа Teleostei. Положение в системе, объем, особенности строения.

  9. Экологические группы рыб.

  10. Рыбы Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  11. Особенности строения рыб, обеспечивающие их биологический прогресс.

  12. Отр. Urodela. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  13. Отр. Anura. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  14. Отр. Chelonia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  15. Отр. Squamata. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  16. Отр. Crocodilia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  17. Герпетофауна Иркутской области, редкие и исчезающие виды.

  18. Н/отр. Jmpennes. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  19. Н/отр. Neognatae Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  20. Птицы Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  21. И/кл. Eutheria. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  22. Отряд Monotremata. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  23. Отр. Marsupialia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  24. Млекопитающие Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

3.3.2. Тематика рефератов


1. Раздел Бесчелюстные. Миксины. Миноги. Систематика. Особенности строения, экологии, распространение и хозяйственное значение современных групп.

2. Класс Хрящевые рыбы. (Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственной значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

3. Класс Костные рыбы. Подкласс Лопастеперые. Систематика Особенности строения, экология, распространение и хозяйственной значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

4. Класс Костные рыбы. Подкласс Лучеперые. Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственной значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

5. Особенности поведения и образа жизни рыб.

6. Роль рыб в водных биоценозах.

7. Экономическое значение рыб.

8. Ихтиофауна иркутской области. Редкие и исчезающие виды. Их охрана.

9. Класс Амфибии. Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение основных отрядов, семейств, родов и видов). Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственной значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

10. Поведение и образ жизни земноводных.

11. Положение земноводных в биоценозах. Значение земноводных для человека. Класс Рептилии.

12. Поведение и образ жизни рептилий.

13. Положение рептилий в биоценозах. Значение пресмыкающихся для человека.

14. Герпетофауна Иркутской области. Редкие и исчезающие виды. Их охрана.

15. Класс птицы. Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

16. Поведение и образ жизни птиц.

17. Роль птиц в биоценозах. Значение птиц для человека.

18. Орнитофауна Иркутской области. Редкие и исчезающие виды. Их охрана.

19. Класс Млекопитающие. Систематика. Особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение основных отрядов, семейств, родов и видов).

20. Поведение и образ жизни млекопитающих.

21. Положение млекопитающих в биоценозах. Значение млекопитающих для человека.

22. Фауна млекопитающих Иркутской области. Редкие и исчезающие виды. Их охрана.


3.4. Список вопросов к экзамену


  1. Система типа Chordata (верхние таксоны). Объем типа.

  2. Эволюция основных органов чувств в ряду первичноводных животных.

  3. Рыбы Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  4. Общая характеристика типа Chordata. Черты строения, общие с другими животными, специфические черты строения.

  5. Эволюция основных органов чувств в ряду первичноназемных животных.

  6. Отряд Monotremata. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  7. Происхождение хордовых животных.

  8. Эволюция ЦНС в ряду первичноводных животных.

  9. Экологические группы рыб.

  10. П/Тип Tunicata. Систематика, происхождение.

  11. Эволюция ЦНС в ряду первичноназемных животных.

  12. П/кл. Elasmobranchii. Систематмка, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  13. П/тип Acrania. Систематика, происхождение

  14. Эволюция воспроизводительной системы в ряду первичноводных животных

  15. Н/отр. Neognatae Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  16. П/тип Vertebrata. Систематика (верхние таксоны), происхождение.

  17. Эволюция воспроизводительной системы в ряду первичноназемных животных.

  18. П/кл. Holocephali. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение

  19. Раздел Agnatha. Происхождение и эволюция.

  20. Повышение уровня и стабилизация метаболизма у рептилий (морфофункциональное обоснование).

  21. Герпетофауна Иркутской области, редкие и исчезающие виды.

  22. Происхождение и эволюция хрящевых рыб

  23. Повышение уровня и стабилизация метаболизма у амфибий (морфофункциональное обоснование).

  24. Отр. Chelonia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  25. Происхождение и эволюция костных рыб

  26. Эволюция пищеварительной системы в ряду позвоночных животных.

  27. Отр. Crocodilia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  28. Происхождение и эволюция амфибий.

  29. Группа Amniota. Общая характеристика

  30. Н/отр. Jmpennes. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  31. Происхождение и эволюция пресмыкающихся.

  32. Группа Anamnia. Общая характеристика.

  33. Отр. Осетрообразные. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  34. Теории происхождения и эволюция птиц.

  35. Сравнительная характеристика групп Anamnia и Amniota.

  36. Н/отр. Кистеперые. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  37. Теории происхождения и эволюция млекопитающих.

  38. Особенности строения яйца и эмбриогенеза у первичноназемных (гр. Amniota).

  39. Отр. Polypteriformes. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  40. Эволюционные предпосылки выхода позвоночных на сушу.

  41. Особенности строения птиц и млекопитающих, обеспечившие их господство.

  42. Группа Teleostei. Положение в системе, объем, особенности строения.

  43. Н/кл. Agnatha. Проблемы систематики.

  44. Эволюция выделительной системы в ряду первичноназемных животных.

  45. Н/отр. Двоякодышащие. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  46. Н/кл. Pisces. Система (верхние таксоны), проблемы систематики.

  47. Эволюция кровеносной системы в ряду первичноназемных животных

  48. Отр. Anura. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  49. Кл. Chondrichthyes. Проблемы систематики. Объем класса.

  50. Эволюция дыхательной системы в ряду первичноназемных животных.

  51. Отр. Urodela. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  52. Кл. Osteichthyes. Проблемы систематики. Объем класса.

  53. Эволюция опорно-двигательной системы в ряду первичноназемных животных.

  54. Отр. Marsupialia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  55. Кл. Amphibia. Систематика и ее проблемы. Объем класса.

  56. Эволюция кожных покровов в ряду первичноназемных животных.

  57. Отр. Squamata. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  58. Кл. Reptilia. Систематика (верхние таксоны) и ее проблематика, объем класса.

  59. Механизм формирования гомойтермности и повышения уровня метаболизма птиц и млекопитающих.

  60. Группа Holostei. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  61. Кл. Aves. Систематика и ее проблемы. Объем класса.

  62. Эволюция выделительной системы в ряду первичноводных животных.

  63. Млекопитающие Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  64. Кл. Mammalia. Систематика и ее проблемы. Объем класса.

  65. Эволюция кровеносной системы в ряду первичноводных животных.

  66. И/кл. Eutheria. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  67. П/тип Tunicata. Особенности строения (морфофункциональный очерк), экология, распространение.

  68. Эволюция дыхательной системы в ряду первичноводных животных.

  69. Птицы Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  70. П/тип Acrania. Особенности строения (морфофункциональный очерк), экология, распространение.

  71. Эволюция опорно-двигательной системы в ряду первичноводных животных.

  72. Морфофункциональные адаптации птиц в воспроизводительной системе, забота о потомстве.

  73. Раздел Agnatha. Общая характеристика.

  74. Эволюция кожных покровов в ряду первичноводных животных.

  75. Морфофункциональные адаптации млекопитающих в воспроизводительной системе, забота о потомстве

  76. Раздел Gnathostomata. Общая характеристика.

  77. Особенности строения яйца и эмбриогенеза у первичноводных (гр. Anamnia).

  78. Морфофункциональные адаптации птиц к полету и хождению с опорой на задние конечности.

  79. Общая характеристика кл. Chondrichtyes.

  80. Эмбриональное развитие хордовых на примере ланцетника.

  81. Морфофункциональные адаптации рыб к недостатку кислорода в воде (дыхание атмосферным воздухом, дополнительные органы дыхания).

  82. Общая характеристика кл.Osteichtyes.

  83. Морфофункциональные адаптации первичноназемных к среде обитания: адаптации к составу и влажности воздуха, типы водносолевого объмена.

  84. Млекопитающие Иркутской области. Редкие и исчезающие виды.

  85. Общая характеристика кл Amphibia.

  86. Морфофункциональные адаптации первичноназемных к среде обитания: адаптации к высокому содержанию кислорода и низкой влажности воздуха ( по сравнению с водной средой); механизмы газообмена и транспортировки газов.

  87. Особенности строения рыб, обеспечивающие их биологический прогресс.

  88. Общая характеристика кл. Reptilia.

  89. Морфофункциональные адаптации круглоротых и рыб к среде обитания: адаптации к растворенным в воде веществам, типы водно-солевого обмена.

  90. Рыбы Иркутской области. Редкие и исчезающие виды

  91. Общая характеристика кл. Aves.

  92. Морфофункциональные адаптации круглоротых и рыб к среде обитания: адаптации к низкому содержанию кислорода в воде; механизмы газообмена, транспорт газов.

  93. Герпетофауна Иркутской области, редкие и исчезающие виды.

  94. Общая характеристика кл. млекопитающие.

  95. Морфофункциональные адаптации круглоротых и рыб к среде обитания: адаптации к высокой плотности водной среды, организация движения, механизмы формирования плавучести.

  96. Птицы Иркутской области, редкие и исчезающие виды.

  97. Система типа Chordata (верхние таксоны). Объем типа.

  98. Древние черты строения и признаки высокой специализации хрящевых рыб, обеспечивающие их конкурентоспособность.

  99. Отр. Chelonia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  100. Общая характеристика типа Chordata. Черты строения, общие с другими животными, специфические черты строения.

  101. Морфофункциональные адаптации амфибий к двум средам обитания.

  102. Отр. Crocodilia. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.

  103. П/тип Vertebrata. Систематика (верхние таксоны), происхождение.

  104. Морфофункциональные адаптации первичноназемных к среде обитания: адаптации к низкой плотности воздушной среды и гравитации, организация движения, механизмы полета.

  105. Н/отр. Jmpennes. Положение в системе, объем, особенности строения, экология, распространение и хозяйственное значение.



4. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

4.1 Формы промежуточного контроля


Оценка устных ответов по соответствующим разделам программы (собеседование), контрольные работы, рефераты, тестовые задания.


4.2. Форма итогового контроля

  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconПрограмма дисциплины «Зоология позвоночных»
Цель – вооружение студентов знаниями по биологии и экологии позвоночных животных
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Зоология»
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconРабочая программа дисциплины «методики зоологических исследований»
Целью настоящего курса является знакомство студентов, специализирующихся по кафедре зоологии позвоночных и экологии, с общими организационно-методическими...
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconЗоология позвоночных Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 020200 Биология «Зоология позвоночных»
Значение зоологических исследований для народного хозяйства. Проблема охраны природы применительно к позвоночным животным
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных» iconРабочая программа дисциплины «Зоология»
Учебно-методического Совета Иркутского госуниверситета (протокол №1 от 15 октября 2009 г.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница