Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности»




Скачать 200.75 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности»
Дата17.11.2012
Размер200.75 Kb.
ТипМетодические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»


Основы прикладной антропологии

и биомеханики

Методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной сокращенной формы обучения

по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» по профилю «Технология швейных изделий» и 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности», по профилю «Конструирование швейных изделий»

(степень «бакалавр»)

Составители:

К. Ю. Шолин

Е. Л. Хлебникова


Санкт-Петербург

2012


УТВЕРЖДЕНО

на заседании методической комиссии

Регионального института непрерывного обучения

протокол № 12 от 08. 02. 2012


Рецензент


Т. Н. Королева


прямоугольник 1


Оригинал подготовлен составителями и издан в авторской редакции


Подписано в печать 03.04.12_ Формат 60х80 1/16.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,3_. Тираж _100_. Заказ 103/12

Электронный адрес: http://alt-rinpo.sutd.ru/ Отпечатано в типографии СПГУТД.

191028, Санкт - Петербург, ул. Моховая, 26


ВВЕДЕНИЕ


Создание изделий одежды модных силуэтов и пропорций неразрывно связано с формой, размерами и пропорциями тела человека и их изменчивостью. Именно поэтому закрепление знаний теоретических основ исследования размеров и внешней формы тела человека в статике и динамике должны являться основной целью выполнения контрольных работ по курсу «Основы прикладной антропологии и биомеханики».

Самостоятельное выполнение контрольной работы позволит студентам изучить и закрепить знания анатомо-физиологического строения человека и его взаимосвязь с антропометрическими признаками.

Основой прикладной антропологии человека, как сложной биологической системы, является пластическая анатомия, которая изучает анатомо-физиологическое строение человека с точки зрения ее внешней пластической формы. Антропология, изучающая более широко происхождение и эволюцию человека, отделилась от анатомии, но не потеряла с ней тесную связь. Проектирование модных форм одежды, поиск рациональных модельно-конструкторских решений невозможно без знаний размерной типологии населения, основанной на пластической анатомии, антропологии и антропометрии.

Внешняя пластическая форма тела человека в основном образуется четырьмя системами. Это скелет, мышцы человека, жировая прослойка и кожа человека. Кроме того, биомеханическое движение скелета и мышц, обеспечивается периферической и центральной нервной системой. Существуют связи между типом нервной системы и телосложением. Для получения, используемой в швейной промышленности, информации о поверхности тела человека, особенностях изменения этой поверхности во время движения, используют измерения размерных признаков с использованием приемов и методов антропометрии, навыки которых формируются при выполнении студентами лабораторных работ под руководством преподавателя. В процессе же выполнения контрольной работы студенты должны получить знания о том, что размерные признаки, характеризующие размеры и внешнюю форму конкретной человеческой фигуры, зависят от размера костей, степени развития мускулатуры и жировых отложений, т.е. внешняя форма тела человека и размерные признаки зависят от внутреннего строения. Кроме того, студенты самостоятельно получают знания об основных факторах, обуславливающих изменение внешней формы тела человека.

Тщательное изучение модулей, вынесенных на самостоятельную проработку, предваряет обзорный курс лекций, позволяющий рассмотреть наиболее сложные вопросы.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения данного курса, являются исходными базисными для освоения таких основных специальных дисциплин как «Конструирования одежды», «Конструктивное моделирование одежды», «Проектирование швейных изделий различного назначения», «Конструкторско-технологическая подготовка производства». Глубокие знания курса позволят студентам комплексно и рационально решать конкретные задачи, связанные с проектированием костюма, как в процессе учебы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что он является исходной основой для освоения специальных дисциплин связанных с вопросами проектирования одежды, как для предприятий массового производства, так и для предприятий, работающих по индивидуальным заказам.


  1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Выполнение контрольной работы в межсессионый период является одной из основных форм самостоятельной работы студента-заочника. При выполнении контрольной работы продолжается закрепление навыков самостоятельной работы с литературой, и другими информационными источниками, освоение основных задач изучаемой дисциплины, выработка умений выбрать основной существенный материал по заданной теме.

Перед тем как приступить к выполнению контрольной работы студент, используя учебники и другие информационные источники, должен изучить все темы четырех учебных модулей, вынесенных для самостоятельного изучения. План изучения каждой теоретический темы представлен в настоящих методических указаниях.

Далее студент приступает к выполнению своего варианта контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студент определяет по последней цифре номера своей зачетной книжки. Каждый вариант задания предполагает реферативное изложение четырех теоретический вопросов по разделам дисциплины "Основы прикладной антропологии и биомеханики" с включением поясняющего иллюстративного материала. Выбор теоретических вопросов из четырех модулей по вариантам осуществляется из таблицы 1.

Объем ответа на каждый теоретический вопрос не должен превышать 4 страниц. По тексту следует указывать сведения об информационных источниках в виде ссылок в квадратных скобках арабскими цифрами. Нумерация сквозная по всей контрольной работе. В «Списке использованных источников», обязательном для контрольной работы, источники необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки.

Обязательным элементом контрольной работы по «Основам прикладной антропологии и биомеханики» являются иллюстрации. Они могут быть черно-белыми или цветными, нарисованные самостоятельно или в виде ксерокопии.


Таблица 1 – Выбор задания для проработки теоретических вопросов по дисциплине "Основы прикладной антропологии и биомеханики"



Вариант

Номера вопросов из учебных модулей

Модуль I

Модуль II

Модуль III

Модуль IV

Скелет человека

Мышечная система человека

Подкожно-жировой слой человека. Кожные покровы. Телосложение

Нервная система человека

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

0

10

10

10

10



Иллюстрации следует располагать в тексте контрольной работы после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, например: «Рисунок 1 – Позвоночник человека», и могут иметь пояснительные данные.

Студент готовит контрольную работу и в сроки, определяемые деканатом, и направляет ее для проверки.  Контрольные работы поступают к преподавателю для регистрации и проверки. После проверки контрольной работы преподаватель либо выставляет оценку за контрольную работу, либо, если в работе имеются многочисленные и принципиальные ошибки, отправляет контрольную работу на доработку.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с учебным пособием кафедры КиТШИ «Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу»: на листах формата А4 (верхнее, нижнее и левое поле -2см, правое – 1см), содержать титульный лист, содержание, ответы на 4 вопроса (основная часть) и список использованных источников. Все страницы контрольной работы (кроме титульного листа) должны быть пронумерованы в центре нижней части листа без точки. Текст должен быть напечатан кеглем не менее 12 через 1,5 интервала.


  1. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ I - СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА


Тема 1 - Скелет человека. Основные сведения


Основные функции костного скелета человека. Антропометрические

показатели (размерные признаки) и скелетные размеры. Антропометрические точки и скелет человека. Строение скелета позвоночных животных и человека (сходство и различие). Основные отделы скелета.


Тема 2 - Скелет туловища


Позвоночный столб (позвоночник). Строение позвонков и их движение. Формы связей между позвонками. Шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз. Осанка человека: нормальная, наклонная и перегибистая.

Грудная клетка. Формы грудной клетки. Ребра, истинные и ложные. Грудина или грудная кость, три основные части (рукоятка, тело грудины, мечевидный отросток).


Тема 3 - Скелет верхних конечностей


Плечевой пояс. Плечевой скат (ширина плечевого ската). Соединения плечевого пояса. Ключица. Лопатка.

Свободная конечность – рука. Плечевая кость. Кости предплечья: локтевая кость, лучевая кость. Кости запястья. Пястные кости.


Тема 4 - Скелет нижних конечностей


Тазовый пояс (таз). Подвздошная кость. Седалищная кость. Лобковая кость.

Свободная конечность – нога. Бедренная кость. Надколенник (коленная чашечка). Голень. Малоберцовая кость. Большеберцовая кость.


Тема 5 - Виды соединения костей

Непрерывные соединения: соединительнотканные, хрящевые, соединения при помощи костной ткани. Прерывные соединения ( суставы): простые, комбинированные. Разновидности движения в суставах. Полусуставы (Промежуточный тип).


Тема 6 - Соотношение размеров частей костного скелета тела человека


Типы продольных пропорций тела человека: брахиморфный, долихоморфный, долихоморфный, мезоморфный.

Тип поперечных пропорций тела человека: равновесный, верхний и нижний.

Соотношение частей тела. Каноны построения фигуры человека при эскизном проектировании.

Зависимость пропорций от пола и возраста.



    1. Изучение строения скелета человека


Используя теоретический материал по строению скелета человека из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. При ответе на вопрос следует использовать иллюстрации (позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей или непрерывного соединения костей и суставов). Следует обратить внимание на особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба. При описании отделов скелета следует указывать название основных костей, проиллюстрировать их место в скелете, особенности строения, виды соединений костей, особенности скелета человека (возрастные, половые, видовые). Следует обратить особое внимание на функциональные нагрузки рассматриваемых отделов скелета. При описании костей конечностей дать общее и отличительное в строении скелета верхних и нижних конечностей. Обязательно отмечать антропометрические точки на всех изучаемых костях. Описывая соединения костей (непрерывные и прерывистые), необходимо дать определение суставов и показать их строение, привести иллюстрированные примеры. Отвечая на вопрос о соотношении размеров различных частей костного скелета между собой и ко всему телу человека, следует использовать знания о типах пропорций и их изменении в зависимости от пола и возраста.


    1. Варианты вопросов контрольной работы по I учебному модулю




  1. Строение позвоночника. Основные отделы.

  2. Строение позвоночника. Типы осанки.

  3. Строение грудной клетки. Фора грудной клетки.

  4. Строение скелета верхних конечностей. Плечевой пояс.

  5. Строение скелета верхних конечностей. Свободная конечность – рука.

  6. Строение скелета нижних конечностей. Кости тазового пояса.

  7. Строение скелета нижних конечностей. Свободная конечность – нога.

  8. Непрерывные соединения костей. Разновидности непрерывных соединений, из особенности и примеры.

  9. Прерывистое соединение костей – суставы. Разновидности, особенности, примеры.

  10. Соотношение размеров частей костного скелета тела человека. Проектирование одежды и пропорции.




  1. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ II – МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА


Тема 1 - Мышцы, как активная часть двигательного аппарата человека


Виды мышечной ткани: поперечнополосатая скелетная мышечная ткань, поперечнополосатая сердечная мышечная ткань, гладкая мышечная ткань. Особенности строения и функциональное назначение. Собственные мышцы и мышцы - пришельцы.


Тема 2 - Скелетные мышцы


Скелетная мускулатура. Строение скелетных мышц: пучки поперечнополосатых мышечных волокон (пучки первого и второго порядка), соединительная ткань и соединительная оболочка, сухожилия. Сокращение мышц и движение костей скелета. Основные группы мышц: мышцы головы, шеи туловища, конечностей. Мышцы синергисты и антагонисты. Мышцы сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, поднимающие и опускающие, вращающие. Степень развития мускулатуры и преобразование формы тела человека.

Форма скелетных мышц: простые (длинные, короткие, широкие, плоские, веретенообразные, перистые, круглые, сходящиеся), сложные (двуглавые, трехглавые, четырехглавые, многосухожильные, двубрюшные, квадратные, дельтовидные, камбаловидные, пирамидальные, круглые, зубчатые, треугольные, ромбовидные, трапецевидные)


Тема 3 - Основные скелетные мышцы туловища


Основные «видимые» мышцы груди: большая грудная мышца, передняя зубчатая мышца.

Основные «видимые» мышцы живота: прямая мышца живота, наружная косая мышца живота. Белая линия живота.

Основные «видимые» мышцы спины: широчайшая мышца спины, большая круглая мышца, малая круглая мышца, простая мышца, трапецевидная.


Тема 4 - Основные скелетные мышцы верхних конечностей


Основные «видимые» мышцы плечевого пояса: дельтовидная, трехглавая мышца плеча (трицепс), двуглавая мышца плеча (бицепс).

Основные «видимые» мышцы предплечья: локтевой разгибатель, кисти короткий лучевой разгибатель кисти, длинный лучевой разгибатель запястья, плечелучевая мышца, короткий разгибатель большого пальца кисти; длинная мышца, отводящая большой палец кисти; разгибатель пальцев.


Тема 5 - Основные скелетные мышцы нижних конечностей


Основные «видимые» мышцы тазового пояса: подвздошно-поясничная мышца, мышца, натягивающая широкую фасцию бедра, большая ягодичная, средняя ягодичная,.

Основные «видимые мышцы бедра: полуперепончатые мышцы, полусухожильная мышца, тонкая мышца, двуглавая мышца бедра (бицепс бедра), гребенчатая мышца, длинная приводящая мышца, портняжная мышца, прямая мышца бедра, внутренняя широкая мышца, четырехглавая мышца бедра.

Основные «видимые» мышцы голени: икроножная мышца, камбаловидная мышца, передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев стопы.



    1. Изучение мышечной системы человека


Используя теоретический материал по мышечной системе человека из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. Ответы на вопросы должны быть проиллюстрированы изображениями мышечных тканей, мышечной системы человека, строения скелетной мышцы, мышц различной формы. Используя изображение мышечной системы человека необходимо указать названия основных «видимых» мышц, проиллюстрировать их место в мышечной системе человека, особенности строения, основное функциональное назначение.


    1. Варианты вопросов контрольной работы по II учебному модулю




  1. Виды мышечной ткани. Особенности строения и функциональное назначение.

  2. Скелетные мышцы, их общее строение и основные функции.

  3. Форма и функции простых скелетных мышц.

  4. Форма и функции сложных скелетных мышц.

  5. Мышцы груди (собственные и мышцы-пришельцы), их месторасположение и основные функции.

  6. Мышцы спины (собственные и мышцы-пришельцы), их месторасположение и основные функции.

  7. Основные мышцы плечевого пояса, их месторасположение и основные функции.

  8. Основные мышцы плеча и предплечья, их месторасположение и основные функции.

  9. Основные мышцы тазового пояса, их месторасположение и основные функции.

  10. Основные мышцы бедра и голени, их месторасположение и основные функции.




  1. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ III – ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ.


Тема 1 – Подкожно-жировой слой человека


Основные функции жировой ткани. Особенности строения. Распределение жировых отложений на теле человека и факторы, влияющие на это распределение. Типы жировых отложений: слаборазвитые, средние, повышенные, обильные. Типы фигур с различной равномерностью жировых отложений: равномерным и неравномерным.

Тема 2 - Кожные покровы человека.


Основные функции кожи человека. Особенности строения кожных покровов человека (дерма и эпидермис). Особенности строения и свойства эпидермиса. Особенности строения (коллагеновые волокна, эластические волокна) и свойства дермы. Особенности кожных покровов у детей.


Тема 3 – Телосложение человека


Понятие телосложения. Телосложение мужчин (типология, разработанная Бунаком): грудной, мускульный, брюшной тип. Телосложение женщин (типология, разработанная Шкерли): равномерное распределение жировых отложений (лептозомный, нормальный, рубенсовский), неравномерное распределение жировых отложений (верхний, нижний), неравномерное жироотложение преимущественно на туловище и конечностях (на туловище, на конечностях). Особенности телосложения детей (типология, разработанная для подростков Штефко): астеноидный, торакальный, мышечный.


    1. Изучение подкожно-жировых отложений, кожных покровов и типов телосложения человека


Используя теоретический материал по специфике подкожно-жировых отложений, кожных покровов человека и типами телосложений из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. При ответе на вопросы III учебного модуля иллюстрации можно не использовать, однако их присутствие в ответе на вопрос будет оцениваться положительно.


    1. Варианты вопросов контрольной работы по III учебному модулю




        1. Распределение жировых отложений на теле человека. Половозрастные и психологические особенности локализации жира у женщин.

        2. Распределение жировых отложений на теле человека. Половозрастные особенности локализации жира у мужчин.

        3. Типы жировых отложений у человека.

        4. Основные функции жировой ткани.

        5. Особенности строения кожных покровов человека

        6. Основные функции кожи.

        7. Особенности кожных покровов у детей.

        8. Характеристика типов телосложения мужчин

        9. Характеристика типов телосложения женщин.

        10. Особенности телосложения детей.




  1. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ IV - НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА


Тема 1 - Общие сведения о нервной системе человека


Нервная система, как основной регулятор деятельности всех систем в организме человека. Свойства нервной системы: возбудимость, раздражительность, проводимость; трансформация и генерация энергии в внешней и внутренней среды и преобразование их в нервный процесс; хранение информации. Структурная единица нервной системы – нейрон. Классификация нейронов. Нейронные цепи. Строение нервной системы: центральная нервная система, периферическая нервная система. Классификация нервной системы.


Тема 2 - Центральная нервная система (ЦНС), как основная часть нервной системы человека


Основные черты строения и функции центральной нервной системы и ее основные части (головной и спинной мозг и их защитные оболочки). Костный и гемоэнцефалический защитные барьеры..


Тема 3 - Головной мозг человека


Строение (полушария большого головного мозга, подкорка и кора больших полушарий, мозжечок, мозговой ствол) и основные функции. Внешние проявления работы головного мозга.


Тема 4 - Спинной мозг человека


Строение (серое вещество спинного мозга, белое вещество спинного мозга, центральный канал, мозговые оболочки, спинномозговая жидкость), расположение и основные функции. Распространение нервных импульсов. Связь с головным мозгом.


Тема 5 - Периферическая нервная система


Строение (расположение нейронов периферической нервной системы за пределами центральной нервной системы) и функции. Соматическая, вегетативная и сенсорная периферические нервные системы.


Тема 6 - Типы нервной системы человека. Темперамент – воспитание – характер.


Типы темперамента человека Гиппократа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Типы нервной системы И.П.Павлова: силовой безудержный, сильный живой, сильный спокойный, слабый. Тип нервной системы и телосложение. Конструкционная система темперамента Шелдона. Системы условно и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы человека и окружающего мира (первая – впечатления, ощущения, представления об окружающей среде и вторая – формирование отвлеченных от обстоятельств образов сигнальные системы). Типы нервной системы, связанные с взаимодействием первой и второй сигнальных систем: художественный, мыслительный, средний. Влияние воспитания на типы нервной системы и формирование характера. Характер, как основа личности: интроверты, экстраверты, амбоверты. Тип характера и осанка.


Тема 7 - Теории личности


Человек, как носитель сознания. Основные вопросы, решаемые теориями личности. Психодинамическая теория З. Фрейда. Аналитическая теория К. Юнга. Гуманистическая теория К. Роджерса и А. Маслоу. Когнетическая теория Дж. Келли. Поведенческая, дяетельностная, диспозитьивная теории. Типы личности нериферической теории Джюна Дауни: мобильный, мобильно-агрессивный, осмотрительный, низкоуровневый, психотический, трудноклассифицируемый.


    1. Изучение нервной системы человека


Используя теоретический материал из доступных информационных источников, письменно ответьте на вопросы по особенностям нервной системы человека. В этом модуле студент должен усвоить материал по изучению  структурно-функциональной единицы нервной ткани – нейрона, дать основные виды и  классификацию нейронов, иметь представление о топографии и роли различных видов нейронов. При описании строения спинного мозга обратить внимание  на  оболочки, полости между оболочками, общее строение и структуры спинного мозга на поперечном разрезе ( строение серого и белого вещества). При описании  головного мозга начать с оболочек мозга, их роли, назвать основные щели, борозды и извилины пяти  долей головного мозга. При ответе на вопросы IV учебного модуля иллюстрации можно не использовать, однако их присутствие в ответе на вопрос будет оцениваться положительно.


6. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ V – БИОМЕХАНИКА, КАК ПРИКЛАДНАЯ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Тема 1 – Особенности движений человека



Взаимосвязь механической и биологической сторон движений. Участие сознательной компоненты в движениях человека (оценка эффективности приложения сил для достижения поставленной цели). Методы исследований, используемые в биомеханике (системный анализ – расчленение системы движений на составляющие части, системный синтез движений на основе количественных характеристик – траектории скорости, ускорения, кибернетическое моделирование движений и др.). Построение управляемых моделей (электронных, математических, физических и др.) движений и моделей тела человека. Изменения размеров тела человека при движении.


    1. Изучение биомеханики


Используя теоретический материал из доступных информационных источников, письменно ответьте на вопросы по биомеханике, как прикладной науке, изучающей движения человека необходимо обратить особое внимание на изменение размеров тела человека при движении


6.2. Варианты вопросов контрольной работы по IV и V учебному модулю


  1. Общая характеристика нервной системы человека. Свойства нервной системы.

  2. Структурная единица нервной системы. Строение и классификации нервных клеток.

  3. Головной мозг человека, строение и функции.

  4. Спинной мозг, строение и функции.

  5. Периферическая нервная система, основные функции.

  6. Типы нервной системы.

  7. Темперамент и характер.

  8. Связь поведения с типом телосложения. Конституционная теория Шелдона.

  9. Личность. Теории личности. Периферическая система классификации Дауни.

  10. Биомеханика, как прикладная наука, изучающая движения человека.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Шершнева, Л. П. Основы прикладной антропологии и биомеханики / Л. П. Шершнева, Л. В. Ларькина, Т. В. Пирязева. – 2 изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2011. – 160 с.

  2. Шершнева, Л. П. Основы прикладной антропологии и биомеханики / Л. П. Шершнева, Т. В. Пирязева, Л. В. Ларькина. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 144 с.

  3. Дунаевская, Т. Н. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии / Т. Н. Дунаевская, Е. Б. Коблякова., Г. С. Ивлева, Р. В. Ивлева – 2 изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001. – 288 с.

  4. Курепина, М. М. Анатомия человека / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина - 2 изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

  5. Интернет-портал BERL.RU. Биология. Животные. Биология и Биохимия. Биоинженерия и генетика. – http://www.berl.ru

  6. Медицинский портал. Eurolab. Портал о здоровье. - – http://www.eurolab.ua

  7. Интернет – библиотека Гумер. Наука. - http://www.gumer.info

  8. Интернет - медицинский справочник. Медицинская карта. - http://www.medikarta.com



Похожие:

Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Налоги и налогообложение: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. А. Н....
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по курсу для студентов специальности 230700 «Сервис» и280900 «Конструирование швейных изделий» заочной формы обучения.
Методические указания предназначены для студентов специальности 230700 «Сервис» и280900 «Конструирование швейных изделий» заочной...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Менеджмент»
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Менеджмент»
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Стороженко С. Н. Криминалистика: методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения/...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 0601, 0602 составлены в...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ №4,5,6,7,8 по дисциплине "Английский язык" для студентов II-IV курсов морских cпециальностей заочной формы обучения
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине "Английский язык" для студентов II-IV курсов морских cпециальностей...
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Дисциплина «История менеджмента»
Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «История менеджмента»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница