Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.»




Скачать 120.07 Kb.
НазваниеРешение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.»
Дата17.11.2012
Размер120.07 Kb.
ТипРешение
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Муниципального образования «Сернурский муниципальный район».


МОУ «Сернурская средняя (полная ) общеобразовательная школа №1им. Героя Советского Союза А.М. Яналова».


Рекомендовано Проект программы

МОУ «Сернурская средняя элективного курса на

(полная) общеобразовательная школа №1» республиканский конкурс

Директор школы В.Г.Васин элективных курсов.


«___» _______________2005г.

Одобрено


На заседании МО учителей биологии и экологии

___________________И.А.Заболотских


«____»_________________2005г.


Решение генетических задач.

(биология 9 класс.)


Заболотских Ирина Александровна

учитель биологии и экологии

МОУ « Сернурская средняя(полная)

общеобразовательная школа №1.»


П.Сернур 2005 год

Заявка №1

  1. Ф.И.О. автора (полностью)

Заболотских Ирина Александровна

(число, месяц, год рождения)

30 апреля 1968 г.

(полный почтовый адрес: индекс)

425450 Республика Марий Эл, п. Сернур, ул. О.Завойских д. 1, кв. 2.

  1. Номер телефона (раб)

9-78-30

  1. Специальность/квалификация; степень/диплом

Учитель биологии и экологии, I категория, диплом Г-1 № 469457

1. Права собственности: (Является ли материал полностью оригинальным или переработкой существующего УМК?

Является ли материал собственностью автора?

Если материал является адаптированным, имеется ли разрешение на его использование?

Заключен ли контракт (авторский договор) на издание материала с каким-либо издательством?

Можете ли вы гарантировать, что имеете все права на публикацию материала?)

Материал является адаптированным и обобщенным из разных источников, имеются собственные тесты.

2.Описание материалов.




а) Название

б) Предмет

в) Предполагаемая возрастная группа

г) Количество часов в неделю

д) Тип общеобразовательного учреждения


е) Предполагаемое количество условных печатных листов

Решение генетических задач

Биология

9 класс

1

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»

10

3. Приложения

Конспект урока


Пояснительная записка.


Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Этот раздел является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Актуальным является углубленное изучение раздела в старших классах школ химико-биологического профиля., с позиций предпрофильного и профильного обучения, воспитания биологической культуры молодого поколения. Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме. Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки учащихся по биологии.

Курс предназначен для учащихся 9 естественно-научного класса . Программа рассчитана на 13 часов.


Приобрести знания:

- об особенностях растений, животных и человека как объектах генетических исследований;

- о различных механизмах наследования признаков;

- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний.

Приобрести умения:

- применять знания генетических закономерностей при решении генетических задач;

- решать генетические задачи разных типов;

-составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать характер наследования.


Цель курса: подготовка учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения; приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки; формирование целостной картины мира и понимания своего положения и своей роли в нем.


Задачи курса: углубить знания учащихся по решению генетических задач, по составлению генеалогических древ; способствовать развитию у учащихся интереса к изучению биологии и одного из ее разделов – генетики; научить оформлять задачи по генетике.

Учебно-тематическое планирование


№ пп

Тема

Кол-во часов



Решение задач «Моногибридное скрещивание»

1



Решение задач «Дигибридное скрещивание»

1



Решение задач «Анализирующее скрещивание»

1



Решение задач «Неполное доминирование»

1



Решение задач «Сцепленное наследование»

2



Решение задач «Генетика пола»

2



Решение задач «Наследственные заболевания»

1



Решение задач «Полигибридное скрещивание»

1



Решение задач «Взаимодействие неаллельных генов (комплиментарность, полимерия , эпистаз, плейотропия»

2



Решение задач «Родословная человека»

2



Зачет по теме «Решение генетических задач»

1


Содержание программы


Тема 1. Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание»

Цель: познакомить учащихся с законами Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов , отличающееся по одной паре признаков.


Тема 2. Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».

Цель: продолжить изучение законов Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков.


Тема 3. Решение задач по теме «Анализирующее скрещивание».

Цель: научить решать задачи на выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков.


Тема 4. Решение задач по теме «Неполное доминирование».

Цель: познакомить учащихся с проявлением промежуточных признаков у гибридов, когда доминантный признак не полностью подавляет рецессивный, научить решать такие задачи.


Тема 5. Решение задач по теме « Сцепленное наследование».

Цель: познакомить с законом Моргана и наследованием признаков , расположенных в одной хромосоме, научить решать задачи на полное и неполное сцепление генов, составлять схемы кроссинговера, определять расстояние между генами.


Тема 6. Решение задач по теме «Генетика пола».

Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом, с разными типами наследования.


Тема 7. Решение задач по теме «Наследственные заболевания».

Цель: познакомить и научить решать задачи на наследование генов, локализованных в Х-хромосоме, в У-хромосоме, наследование летальных генов.


Тема 8. Решение задач по теме «Полигибридное скрещивание».

Цель: познакомить и научить решать задачи на тригибридное и тетрагибридное скрещивание, на скрещивание организмов, отличающихся большим числом признаков.

Тема 9. Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов».

Цель: познакомить и научить решать задачи, когда проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплиментарность и полимерное наследование) и, когда одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов).


Тема 10. Решение задач по теме «Родословная человека»

Цель: научить решать задачи и составлять родословные древа.


Тема 11. Зачет по теме «Решение генетических задач».

Цель: проверить знания по данной теме, умения решать генетические задачи разных типов.

План урока.


Тема урока: «Решение задач по теме «Генетика пола».

Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом; продолжить формировать навыки решения генетических задач.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Генетические исследования установили, что половые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, но и контролируют развитие определенных признаков.

Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Для успешного решения задач этого типа необходимо четко представлять механизм наследования половых хромосом. Женщины продуцируют гаметы, содержащие только Х-хромосомы (гомогаметные).. Мужчины являются гетерогаметными и производят два типа гамет с Х-и У-хромосомами. Наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосом, имеет свои особенности:

  1. Отец всегда передает свою Х-хромосому дочери, а У-хромосому – сыну. Мать передает Х-хромосому или сыну, или дочери.

  2. Признаки, развитие которых определяется генами, расположенными в негомологичных участках У-хромосомы, всегда встречается у мужчин и никогда у женщин.

  3. Рецессивные гены, расположенные в Х-хромосомах всегда проявляются у мужчин, а у женщин в гомозиготном состоянии.

  4. Доминантные гены в Х-хромосомах у женщин могут быть в гомозиготном или гетерозиготном состоянии, а у мужчин только в гомозиготном.


Решение задач, в которых рассматриваются признаки, гены которых расположены в Х-хромосомах, следует начинать с мужских особей, так как у них всегда проявляется действие и рецессивного и доминантного генов. Затем можно определить генотип матери по генотипу сыновей и генотип дочерей по генотипу отца или братьев.


Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме.

Следует помнить, что рецессивные признаки, кодируемые генами, расположенными в Х-хромосомах, всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии.

Задача 1. Классическая гемофилия передается, как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определите вероятность рождения больного гемофилией ребенка, от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

РЕШЕНИЕ:

А - нормальная свертываемость

а – гемофилия

  1. Мужчина болен гемофилией, значит его генотип ХаУ.

  2. Женщина здорова, значит она несет доминантный ген А. Все ее предки были здоровы, следовательно ее генотип ХАХА.

  3. Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла ей передать только ХА хромосому, а отец только Ха. Значит генотип дочери ХАХа.

  4. Генотип мужа дочери ХАУ по условию.

Р ХАХА х ХаУ

Здорова гемофилия

Гаметы ХА Ха У

Ф1 ХАХа ХАУ

Носитель здоров

Гаметы ХА Ха ХА У


Ф2 ХАХА ХАХа ХАУ ХаУ

Здорова носитель здоров гемофилия

25% 25% 25% 25%

ОТВЕТ: вероятность рождения больного гемофилией ребенка 25%.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) расположен в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением (отец ее был дальтоник) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства.

  2. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски находятся в в Х-хромосоиах. Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколениях?

  3. У кошек ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется доминантным геном В, рыжая окраска -рецессивным геном в, а при гетерозиготном генотипе наблюдается черепаховая окраска.. Какие котята появятся от скрещивания черной кошки и рыжего кота?


Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой.


Признаки, определяемые генами, расположенными в У-хромосомах, всегда проявляются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

ЗАДАЧА .Перепончатопалость передается через У-хромосому. Определите возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

РЕШЕНИЕ:

1.Генотип мужчины ХУА, так как он несет ген перепончатопалости.

2.Генотип женщины ХХ, так как у нее отсутствует У-хромосома.

Р ХХ х ХУА

Нормальная перепончатопалый

Гаметы Х Х УА


Ф1 ХХ ХУА

Нормальная перепончатопалый

ОТВЕТ: все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми.


Задачи для самостоятельного решения.

  1. При скрещивании серых самок аквариумных рыбок гуппи с пестроокрашенными самцами, в первом поколении получены серые самки и пестрые самцы в соотношении 1:1. Такое же соотношение наблюдалось во всех последующих поколениях. Как объяснить полученные результаты?

  2. У человека наследственное заболевание (геморрагический диатез) проявляется под воздействием рецессивного гена (а). Аллели этого гена располагаются как в Х хромосоме, так и в У хромосоме. В семье жена больна, а муж здоров. Оба гомозиготны по этому гену. Определите фенотипы и генотипы первого поколения .

  1. Закрепление материала.

  1. У человека цветовая слепота (дальтонизм) – рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын – дальтоник и альбинос. Определите генотипы и фенотипы родителей.




  1. Зависимость от алкоголя обусловлена аутосомным доминантным геном (В), а потребность курения и табака связана с рецессивным геном (а), расположенным в Х хромосоме. Некурящий мужчина, любящий выпить женился на женщине, которая курит и пьет. Мужчина гомозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети, предрасположенные к алкоголизму?



Литература:


  1. Дикарев С.Д. Генетика. Сборник задач. Москва «Первое сентября» 2002

  2. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов 1998

  3. Петрова Р.А. Основы генетики. Дрофа. Москва 2002

  4. Петросова Р.А. Основы генетики. Москва 2004.

  5. Соколовская Б.Х. Задачник по генетике. Новосибирск 1968.

Похожие:

Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconПрограмма Intel ® Курс «Обучение для будущего»
Моу «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н. А. Заболоцкого»
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconУрок биологии в 7 классе по теме
Автор: учитель биологии, географии и экологии моу «Средняя общеобразовательная школа №8»
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconЗадворова Людмила Александровна учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №13г. Горно-Алтайск» Республики Алтай
Основная часть. Развитие критического мышления на уроках биологии через чтение и письмо
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconКатегория Название Автор Руководитель Архангельск
...
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconРешение расчетных задач по химии Зартинов Актемыр Ментемирович Учитель химии и биологии, II квалификационной категории моу «Кипчакская основная общеобразовательная школа»
Способы решения задач
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconАдрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconОбразовательная программа II iii ступени обучения моу «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3»
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3» (далее –...
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики моу «Цивильская средняя общеобразовательная школа №1 им. М. В. Силантьева» Программа элективного курса Автор-составитель: учитель биологии моу «Цивильская средняя общеобразовательная школа
Оценка подготовленности организма к занятиям физкультурой №3 Упражнения формирующие правильную осанку
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconПрограмма факультативного курса «Решение задач по общей биологии» для 11 класса
Составила учитель высшей категории моу сош №4г. Минеральные Воды Ковшова Ирина Анатольевна
Решение генетических задач. (биология 9 класс.) Заболотских Ирина Александровна учитель биологии и экологии моу «Сернурская средняя(полная) общеобразовательная школа №1.» iconСереда Ирина Вячеславовна, учитель моу «Крутогорская средняя общеобразовательная школа» Шумихинского района Курганской области

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница