Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)




Скачать 266.16 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Дата17.11.2012
Размер266.16 Kb.
ТипПримерная программа
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Примерная программа учебной дисциплины


ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)

Москва - 2002

Примерная программа учебной дисциплины “Основы социологии”

для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). -М.:Издательский отдел ИПР СПО, 2002 ,20 с.

Управление среднего профессионального образования Минобразования России.

14 мая 2002 г.

Авторы: А.И. Кравченко - доктор социологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова;

В.В. Латышева - канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ;

Р.Л. Палтиевич - главный специалист ИПР СПО, канд. ист. наук, доцент

Рецензенты: О. В. Попова - зам. директора по учебно-методической работе Узловского машиностроительного колледжа;

С.С. Худолей - канд. философ, наук, доцент кафедры философии МГТУ - “МАМИ”

Ответственный Р.Л. Палтиевич

за выпуск

Редактор Т.Н.Маннина

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр., 43.

© ИПР СПО Минобразования России, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любое общество решает проблему самосохранения и саморазвития, преемственности поколений. Очень важная роль в ее решении отводится институту образования, который в конечном счете в лице своих выпускников формирует образ будущего. В конце XX века в связи с ростом наукоемких производств реальное значение института образования в жизни общества еще более возросло, в его развитии обнаружилась устойчивая тенденция к расширению социальной ориентированности профессиональных программ обучения: предлагавшиеся специалистами учебные планы отводили значительную часть учебного времени дисциплинам гуманитарного и социально-экономического профиля. Глобализированный мир требует глобальных масштабов мышления, в том числе профессионального. На смену закрытому обществу приходит открытое, в котором многократно возрастают социальная роль и ответственность каждого специалиста. В центр внимания мирового сообщества сегодня выдвигаются не узкоспециальные, а общечеловеческие ценности. Формируется новая социальная реальность, одновременно возрастает и роль социальных наук в ее познании.

В системе научного знания социология занимает особое место. Она - единственная наука, способная увидеть общество в целом, понять его устройство и механизм функционирования. Будучи наукой интегративной, содержащей основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин (математики, демографии, статистики, информатики, философии, истории, психологии, политологии, культурологии), социология помогает человеку независимо от его профессиональной направленности выработать социологическое видение мира - глубокое понимание социальных процессов, т.е. тот инструмент, который позволяет современному человеку, сознательно строящему свою жизнь, обрести свободу, добиться успеха в любой области.

По различным причинам (и не только политическим) на протяжении длительного времени социологическое образование в нашей стране не было систематическим и профессиональным, в то время как в США, Великобритании, Франции, Германии через школу социологических знаний уже прошли несколько поколений людей. Лишь отдельные из них становятся профессиональными социологами, другие же осваивают профессии менеджеров, финансистов, юристов, социальных работников, служащих разного профиля. И, как показывают исследования, в своей работе они, как правило, добиваются успехов больших, чем те, кого специально готовили только как администраторов, банкиров или юристов.

В нашей стране преподавание социологии в средних специальных учебных заведениях сегодня делает первые шаги.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального образования (второго поколения) “Основы социологии” отнесены к вариативному циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с “Основами политологии”, “Социальной психологией” и “Основами экономики”.

Курс социологии ставит своей целью дать студентам знания основ социологической науки, выделяя ее специфику, способствовать тем самым подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, научить их системному видению, пониманию самоорганизующейся природы, взаимозависимости социальных отношений и процессов, формировать активную жизненную и гражданскую позицию, зрелые ценностные ориентации, в том числе профессиональные.

Предлагаемая примерная программа дисциплины “Основы социологии” создана в расчете на обеспечение базового уровня подготовки студентов средних специальных учебных заведений.

Программа содержит:

- перечень основных дидактических единиц дисциплины;

- примерный тематический план;

- примерное содержание учебной дисциплины;

- перечень рекомендуемой литературы.

Перечень основных дидактических единиц дисциплины разработан в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов. Он включает базовые категории социологии как науки.

В примерном тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения социальной проблематики, целью которой является формирование системного взгляда на общество, а также показывается примерное распределение учебного времени между темами дисциплины.

В разделе “Примерное содержание учебной дисциплины” приводятся наименование учебных тем, требования к знаниям и умениям студентов по каждой из них, раскрывается содержание учебного материала в объеме дидактических единиц.

В перечне рекомендуемой литературы указывается основная и дополнительная учебная литература. В соответствии с примерной программой, учебный курс рассчитан на 64 часа; из них 10 часов на лабораторные и практические занятия. Однако при разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право уменьшать в пределах 5% объем времени, отведенного Государственными требованиями на циклы дисциплин.

Государственный образовательный стандарт профессионального образования определяет обязательные требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов. Так, в результате изучения основ социологии студенты должны:

иметь представление об основных исторических этапах становления социологии как науки, методах конкретно-социологических исследований, использовании социологических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;

знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции;

уметь методологически грамотно анализировать различные социальные факты.


ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

лекционных

лабораторных и практических занятий

Введение

Раздел I. Система научного знания

Тема 1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода

2 18


6


2

Тема 1.2. История социологии

2




Тема 1.3. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие

6






Тема 2.4. Социальные институты

4




Раздел III. Социальная структура

Тема 3.1. Социальные общности и группы. Этнические общности

16


4

4






ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел I. Система научного знания

Тема 1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода

Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки. Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества. Развитие взглядов на предмет социологии. Понятие социального. Социальный факт. Социальная проблема.

Социологические исследования как инструмент познания общества. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика.

Научная гипотеза и социологический инструментарий. Логика и процедура научного исследования.

Применение конкретно-социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве. Задачи и функции социологической службы на предприятии.

Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних специальных учебных заведений. Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста.

Студент должен:

знать предмет социологии, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными науками (философией, историей, психологией), базовые категории социологии (социальное действие, взаимодействие, личность, социальный статус и роли личности, общество, социальный институт, культура; возможности социологического познания действительности, понятие социального факта, основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность);

иметь представление о роли и месте социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности;

о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);

уметь привести примеры , подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии.

Тема 1.2. История социологии

Историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средневековье, новое время, современность.

Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии. Социология как наука о “порядке и прогрессе” .Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда. Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологии: методология социальных фактов, учение о разделении общественного труда, органическая и механическая солидарность, коллективное сознание. Теория социальной эволюции Г.Спенсера. Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, классах и классовой борьбе. “Понимающая” социология М.Вебера.

Социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал-органицизм, субъективная школа в русской социологии. Марксистское направление в русской социологии.

Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

Студент должен:

знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;

иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса;

уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе.


Тема 1.3. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие


Влияние природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений. Особенности биологии и потребностей человека как предпосылка социальной жизни.

Социальное действие как важнейшая категория социологии, сущность социального действия, его отличие от мнимого действия. Мотивация действия как его смысл. М.Вебер о влиянии различных типов мотивации на формирование социальной реальности. Типичные мотивы социальных действий, их распространенность в западном, восточном и российском обществах.

Социальная связь как зависимость, реализованная через социальное действие. Контакт и взаимодействие как виды социальной связи. Теория Дж.Хоманса о взаимодействии как обмене ценностями. Интеракционизм Дж.Мида.

Горизонтальные и вертикальные взаимодействия в обществе. Отношения влияния и власти.

Сотрудничество и соперничество - исторически сложившиеся формы социального взаимодействия. Конкуренция и конфликт, их последствия в социальном взаимодействии. Причины и условия развития социальных конфликтов.

Студент должен:

знать сущность понятий “социальное”, “социальное действие”, “взаимодействие”; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М.Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).

иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях , об отношениях социальной зависимости и власти, формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);

уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.

Тема 1.4. Личность в системе социальных отношений

Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура.

Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. Статусный набор. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование.

Социальные роли личности. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения.

Студент должен:

знать отличие понятий “человек”, “личность”, “индивид”. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура. Функциональные обязанности личности и ее статус. Виды статусов. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой конфликт и способы его разрешения;

иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);

уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.


Раздел П. Социальная динамика Тема 2.1. Социализация личности

Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди.

Универсальное и специфическое в социализации. Процесс социализации, его этапы и стадии. Особенности социализация на разных ее этапах. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Социализация и формирование личности. Возникновение социального “Я”. Теория “зеркального “Я” Ч.Кули. “Я” как процесс. Десоциализация и ресоциализация.

Особенности процесса социализации в различных типах обществ.

Значение процесса социализации для личности и общества. Социализация и индивидуальная свобода. Преемственность поколений.

Студент должен:

знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;

иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;

уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.

Тема 2.2. Культура как социальное явление

Особенности социологического анализа культуры. Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры.

Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные универсалии. Основные элементы культуры: язык, знания и убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство.

Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация.

Студент должен:

знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;

иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций ; специфике молодежной культуры;

уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных “языков”, молодежного сленга).

Тема 2.3. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения

Социальные роли и поведение личности. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности: механизм отбора, механизм предписывания, механизм контроля.

Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля.

Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм.

Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений.

Девиации и развитие общества. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.

Студент должен:

знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые;

иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;

уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.

Тема 2.4. Социальные институты

Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социальных институтов. Предсказуемость общества — важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты - базовые институты общества, сферы их влияния. Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений.

Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.

Студент должен:

знать сущность понятия "социальный институт", признаки, социально-исторические типы социальных институтов, социальные последствия процесса институционализации. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества;

иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;

уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.

Раздел III. Социальная структура.

Тема 3.1. Социальные общности и группы.

Этнические общности

Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп. Мнимые и контактные социальные общности. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения личности в толпе.

Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления.

Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, ин- и аутгруппы, референтные группы. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах.

Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.

Студент должен:

знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни. Многообразие общностей и групп. Критерии зрелости социальной группы. Лидерство в группах;

иметь представление о формах массового поведения и коллективных действиях, социальных последствиях этих действий;

уметь проанализировать внутреннюю структуру (композицию) своей учебной группы, определить социальные факторы, способствующие проявлению лидерства.

Тема 3.2. Семья как социальный институт и малая группа

Родство, брак и семья. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия. Семейные традиции. Семейные роли. Домашний труд.

Генезис семьи: изменение ее внутренней структуры и функций, причины этих изменений. Гражданский брак. Факторы социального воздействия на семью и брак. Работа женщин вне дома. Проблемы жизнедеятельности социально однородных и гетерогенных семей. Нуклеарные и расширенные семьи. Многодетные, малодетные и бездетные семьи.

Жизненный цикл семьи. Развод. Причины роста разводов в современном обществе. Развод и дети. Семья с одним родителем. Повторный брак. Одиночество. Перспективы семьи.

Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира.

Студент должен:

знать сущность понятий “родство”, “брак”, “семья”, исторические формы семьи и брака, социальные факторы их развития, функции семьи как социального института и малой группы;

иметь представление о жизненном цикле семьи, причинах распада семей, социальных последствиях разводов, демографической политике современных государств;

уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.

Тема 3.3. Общество как социальная система

Страна, государство, общество. Основные признаки общества, его структура и функции. Общество как социокультурная система.

Развитие общества, основные формы развития. Прогресс и регресс. Особенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации. Проблемы развития современного российского общества. Условия саморазрушения общества. Аномия.

Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия. Д. Белл, У.Ростоу о стадиях развития общества. Общественно-экономические формации в типологии К.Маркса. Теория мировой системы И. Валлерштайна.

Многообразие обществ в современном мире, их взаимосвязь и взаимозависимость. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.

Студент должен:

знать отличие понятий “страна”, “государство”, “общество”, основные признаки общества, основные тенденции развития и конкретно-исторические типы, отличительные особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов общества;

иметь представление о прогрессе и регрессе как направлении развития общества, проблемах развития современного российского общества, условиях саморазрушения общества, аномии;

уметь анализировать характерные черты и особенности различных типов обществ.

Тема 3.4. Социальная стратификация и мобильность

Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Институциональные механизмы регулирования неравенства.

Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии современного общества. Бедность и неравенства, их типология. Роль среднего класса в современном обществе. Изменения стратификации и эволюция классов в России.

Профессионально-должностная структура общества. Социальный портрет типичного работника предприятий авиационной промышленности. Роль ИТР в развитии общества.

Понятие социальной мобильности, ее причины. Групповая и индивидуальная социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Маргинальная личность. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.

Студент должен:

знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;

иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;

уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Предмет социологии и ее исследовательские методы.

2. История становления социологической науки.

3. Социальное действие и взаимодействие как основа социальных отношений.

4. Личность как субъект и продукт социальных отношений.

5. Культура и социализации личности.

6. Социальные отклонения.

7. Социальные институты, их роль в развитие общества.

8. Социальные общности и группы в современном мире.

9. Общество как социальная система.

10. Социальное неравенство и стратификация в современном обществе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебная и методическая литература

Гидденс Э. Социология. -М.: Эдоториал УРСС, 1999. Громов И.А., Мацкевич А.Ю.. Семенов В.А. Западная социология. - СПб., 1997.

Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. - М:, Инфра-М, 2000.

История социологии. /Под ред А.Н. Елсукова, — Минск: Высшая школа, 1997.

Кравченко А. И. Основы социологии.-М.: Академия, 1997. Кравченко А.И. Социология: задачник. -М.: Академия, 1997. Левада Ю.А. Лекции по социологии. -М.: 1994. ОсиповГ.В. Социология.—М.: Феникс, 1994. Руденко Р.И. Практикум по социологии.- М.: Юнити, 1999. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс, 1994. Фролов С.С. Основы социологии.-М.: Юристь, 1997. Эфендиев А.Г. Основы социологии (курс лекций). -М.: об-во “Знание”, 1993.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М.,1987.

Другие виды литературы


Арон Р. Этапы развития социологической мысли.-М., 1992.

Бауман 3. Мыслить социологически.-М., 1996.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. -М., 1996.

Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

ВитаньиИ. Общество. Культура. Социология.-М., 1984, 1991.

Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии: новые

тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX -

XXI веков. 2-е изд., доп. и перер., -М., 2000.

Голосеико И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-20 вв. -М.,

1995.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. -М., 1997.

Гуревич 77. С. Человек и культура: учебник для учащихся гуманитарных

школ, гимназий, лицеев. -М., 1998.

ДжохансонД., Иди М. Люди: истоки рода человеческого. -М., 1984.

Дюркгеим Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. —М., 1991. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.-М., 1996. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М., 1996. Кандауров В. И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение. -М.,1992.

Краткий словарь по социологии. -М., 1990. Кутырев В.А. Современное социальное познание. Общенаучные методы и их взаимодействие. -М.: Мысль, 1988. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб., 1995. Миллз Т.М. О социологии малых групп // Американская социология. -М., 1972.

Миллс Ч. Социологическое воображение. —М., 1998. Монсон П. Лодка на аллеях парка. -М., 1998. МоскаГ. Правящий класс // СОЦИС. 1994. № 10, 12. Московичи С. Век толп. —М., 1998.

Основы прикладной социологии. /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова, — М.,1996.

Пирсоне Т. Система современных обществ.-М.,1997. Радаев В.В., Шкаратач О.И. Социальная стратификация. -М., 1996. Символика молодежной субкультуры. -СПб., 1993. Сорокин П.А. Социологические теории современности.-М., 1992. Социология преступности. —М., 1966. Социальные отклонения. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. -М.,1989. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М., 1998.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: курс лекций. -М.,1998. Шаповалов Е.А. Общество и инженер: философско-социологические проблемы инженерной деятельности. -Л., 1984. Щепаньский Я.Ю. Элементарное понятие социологии. -М.,1969.

Технические средства обучения

Телевизор, видеоплейер, видеопроектор, диапроектор, персональный компьютер, экран.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ................................................ 3

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)..........-................... ......... 6

Примерный тематический план учебной дисциплины ....... 7

Примерное содержание учебной дисциплины .................. 8

Примерные темы для лабораторных и практических занятий. 19

Рекомендуемая литература и технические средства обучения 20


Альберт Иванович Кравченко

Валентина Васильевна Латышева

Роман Лазаривеч Палтиевич


Примерная программа учебной дисциплины

Основы социологии”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)


Институт проблем развития среднего профессионального образования

109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43




Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.:...
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
Примерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница