Лекция Естественные откровения




Скачать 312.83 Kb.
НазваниеЛекция Естественные откровения
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер312.83 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
Лекция 2. Естественные откровения


План лекции:

1. Понятие о естественном откровении.

2. Бог существует.

3. История происхождения науки.

4. Виды науки.

5. Типология точных наук и их ограниченность.

6. Типология гуманитарных наук и их ограниченность.

7. Возможна ли научная картина мира?

8. Взаимоотношение науки и религии.

9. Причины неверия.

10. Опровержение мифа об исключительности учености.

11. Как христианин должен относиться к сфере науки и к сфере магии?


Откуда и что мы узнаем о Боге? Если мы начинаем проповедовать, опираясь только на Библию то, сталкиваемся с заявлениями типа: «А откуда вы знаете, что это все – правда?», «С чего вы взяли, что тот или иной догмат является истиной, мало ли что, Библия говорит?», «Откуда вы знаете, что Библия – это слово Божие? И что Бога вообще можно познать?!».


1. Понятие о естественном откровении.

В катехизисе говорится о естественном и сверхъестественном откровении. То есть нечто, что мы можем узнать о Боге через наблюдение видимой природы, а есть нечто то, что мы можем узнать о Боге из-за того, что Он нам Сам о Себе открыл. В качестве ключевого текста о познании Бога по результатам опыта можно привести следующие слова: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прим.13:1-5). Эти строки говорят нам о естественном откровении, которое существует в этом мире.

Естественное откровение Бога, это то, что мы можем через наблюдение за природой увидеть. Это то, что мы можем увидеть через действие Промысла Божия в истории, через рассматривание творений. Что именно можно узнать о Боге через рассматривание Его творений? Об этом говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим.1:18-24). В этих словах Апостол Павел говорит то же, что и книга Премудрости Соломона: через рассматриваемые творения невидимое Божество, Его невидимая Сила и невидимая Слава становятся видимы.


2. Бог существует.

Бог есть. Это значит то, что у мира есть первопричина. Из чего это видно? Из самых известных аргументов наличия бытия Бога:

Космологический аргумент: «Все в этом мире имеет причину вне себя». Вечность не присуща ничему из того, что мы видим. Все видимые и постигаемые чувствами предметы, подчиняются законам причинно – следственных связей. Если каждая часть целого имеет внешнюю причину, то, очевидно, и целое имеет внешнюю причину. Если каждая часть вселенной имеет внешнюю причину, то и вся вселенная имеет внешнюю причину существования. В целом может быть, некая общая привходящая часть. Богословский пример: личность Христа имеет сотворенную часть и несотворенную. Он сознанный и не созданный. Созданный – как человек и не созданный – как Бог. Поэтому в этом случае эта логика не сработает. Но если каждая из частей имеет внешнюю причину, то и все вместе имеет внешнюю причину.

Итак, этот аргумент, говорит о том, что существует некая первопричина мира, которая находится вне мира, следовательно, она находится вне пространства, вне времени, вне материи, вне сотворенного мира. Если причина расположена вне вселенной, свойства которой: пространство, время, материя, энергия, следовательно, эта причина внепространственна, вневременна, внематериальна, внеэнергична.

Телеологический аргумент (τέλος – цель): «Мир наполнен очевидными следами разумного замысла, наполнен явлениями не снижаемой сложности, что говорит о том, что автором является Великий Разум». Через рассматривание творений можно увидеть наличие красоты Бога, наличие Его Ума. Например, существует множество живых и неживых систем, например атмосфера, которые не могут появиться постепенно. Мы можем представить себе постепенное изменение пигментации кожи как приспособление к окружающей среде. Но мы не можем представить себе постепенное возникновении кожи, она должна появиться сразу работающей, иначе она не будет соответствовать своей задаче. Представим себе то, что кожа используется как защитный механизм, но не используется как система дыхания – мы просто умрем от перегрева.


3. История происхождения науки.

Начиная с XVII века, естественная магия стала заявлять о себе то, что она является единственной системой истинного познания. В античной системе мировоззрения существовало понятие о том, что существует три вида магии: есть магия ангелическая, есть магия естественная, есть магия демоническая. Позднее естественная магия стала называться наукой: еще у Декарта эти определения существуют как синонимы. Начиная с XVII века начало распространяться убеждение о том, что «научный» означает «истинный». Если наука это доказала, значит это истина по факту.

Демоническая магия – это вызывание сатаны (сатанизм)

Ангелическая магия – это кабала. Люди считали, что они при помощи кабалы, манипулируя именем Бога, могут заставить ангелов работать на себя. Это, конечно же, ошибка, ангелов они работать заставили, но только не благих. Недаром для христиан все три вида магии одинаково отвратительны.

Естественная магия – это общение с духами стихий (стихиалиями). Стихиалии – это дух воды, дух ветра, и др. На самом деле есть реальные духи стихий, которые есть ангелы Божии из разряда Начал и Сил. Силы – это духи, которые управляют небесами, небесными светилами, поэтому мы называем их: «Силы небесные». Начала – это духи, которые управляют ветрами, водами, животными, птицами. Как, например птицы знают, когда и куда им лететь зимой? Ни одна из версий не состоятельна. Начала – это пастухи животного мира.


4. Виды науки.

В настоящий момент мы вернулись в ситуацию, когда одновременно сосуществуют три вида науки, имеющие одно и то же название. При тождественных названиях они обозначают разные вещи. Общее то, что их объединяет – это принцип верховенства знания.

Ученый человек утверждает то, что самое главное – это получить знание, что и есть цель жизни человека. Это уже ошибочное представление, потому, что мало иметь человеку личные знания, нужно иметь личный контакт. Мало знать о ком-то нужно его знать. Кроме того, наука всегда построена на основании знаний о ком-то. Это попытка кого-то познать методом детективного анализа. Религиозный метод предполагает диалог с субъектом познания. В этом принципиальная разница науки и религии. Почему, собственно, и существует проблема введения психологии в круг наук: как наука – это попытка описать человеческую личность, но познать самого человека без личного контакта не возможно. Поэтому в психологии не сложилось цельной системы, которая могла бы в рамках одной дисциплины описать человека. Поэтому она существует по типу разных школ: Фрейдизм, теория Фрома, теория Юнга, рад других теорий. Но все эти теории на самом деле не существуют как нечто единое целое. Принцип такой: наука воспринимает бытие как нечто внешнее по отношению к себе – принципиальная разница науки и религии. Наукой, таким образом, весь мир воспринимается как объект, а не как субъект. Принцип узнавания, а не личного контакта.


5. Типология точных наук и их ограниченность.

Узнавание может осуществляться разными способами. Так возникает разделение науки на разные типы:

1) Узнавание на основании разгадывания цели данной вещи – принцип древней науки вплоть до XV-XVI веков. Это телеологическая наука.

Разгадав предназначение вещи, можно постигнуть суть самой вещи. Разгадывали обычно так: или разгадывали замысел Бога о данной вещи, или разгадывали замысел ангела о данной вещи, или вещь воспринималась как живая и с ней просто пытались наладить контакт не с целью личного общения, а с целью повелевания ею. Личный контакт с человеком не для того, чтобы что-то узнать о нем, а для того, чтобы его использовать. Одна из вавилонских надписей для колдуна гласит: «Твоя задача то, чтобы боги слушались тебя как собаки», – это задача настоящего мага.

2) Мир воспринимается как машина. Все вещи мира, в том числе живые заведомо объявляются просто хорошо сконструированным механизмом. И считается, что можно узнать о мире больше, если поставить его в искусственное положение. Это принципы новой науки, который создал Фрэнсис Бэкон и другие маги Эпохи Возрождения. От сюда берет свое начало принцип эксперимента. Например, знаменитый эксперимент Галилея, который проверял утверждение о том, что все тела летят к земле с одинаковой скоростью. Имеет ли этот эксперимент какое-либо отношение к реальности? Нет, к реальности они не имеют никакого отношения, в прямом смысле: обычные тела летят к земле с разной скоростью. Но в ходе эксперимента выводится некоторая закономерность, связанная с действием притяжения, при этом ставятся искусственные условия.

Что приводит к вычленению этих условий, в которых эксперимент удачен. Бэкон был честен, он говорил, что эксперимент это: «Допрос природы под пыткой», – это ключевое определение: вся экзистенциальная наука построена на эксперименте, то есть на допросе природы под пыткой. Например, в обыденной жизни нет Павловского рефлекса. Обнаружения Павловского рефлекса в обыденной жизни нужно загнать животное в ненормальные условия существования. Элементы рефлексов в реальной жизни есть, но они существуют в виде общей целостности. Новая бэконовская наука вычленяет некие закономерности при помощи эксперимента.

Новая наука, построенная на эксперименте, работает по следующей схеме. Во-первых, существует такое понятие как парадигма. Научная парадигма – это некая модель мироздания. Во- вторых, в рамках этой модели (научной парадигмы) выдвигается некая теория (θεωρία – зрение, наблюдение).

Теория выдвигает возможности своей проверки. Томас Кун ввел понятие о фальсифицируемости теории, исходя из чего по Куну любая теория должна быть проверяема экспериментом. Если теория не проверяема экспериментом, то она не относится к области науки. Ставится эксперимент, задаются условия, при которых выдвинутая гипотеза считается правильной, и при которых – не правильной. Если серия экспериментов подтверждает гипотезу, то она становится теорией, которая может быть встроена в более сложную систему общей парадигмы.

Из этого видны ограничения новой науки:

1) Наука не может касаться прошлого.

Новая наука, которая дала нам электричество, компьютеры построена на приведенных выше принципах: гипотеза → проверка при помощи эксперимента → теория. Прошлое не подвергаемо эксперименту: никто не может поставить эксперимент над Наполеоном Бонапартом. Есть такая гипотеза, что Наполеон Бонапарт проиграл сражение под Ватерлоо из-за того, что у него был насморк. Мы не можем приехать к нему до начала битвы при Ватерлоо, дать ему капли от насморка и посмотреть на то, что получится.

Из-за непроверяемости все разговоры о прошлом находятся вне сферы деятельности новой науки.

Под словом науки понимают несколько самых разных вещей. Гуманитарные науки к новой науке в смысле Бэкона отношения не имеют: это явления другого порядка, там действуют другие принципы. Но научно технический прогресс – это сфера деятельности новой науки Бэкона. Прошлое из-за невоспроизводимости, из-за необратимости времени, не находится в сфере деятельности науки. Геология – описательная дисциплина, описывающая современную ситуацию. Об это и о теории эволюции речь пойдет позже. Честная наука, построенная на классических вещах, предполагает то, что можно провести воспроизводимый эксперимент – прошлое не относится к такой сфере.

Например, цивилизация майя рассчитала число π с точностью до 16-го знака около времени Рождества Христова, точно такой же результат дает и современный компьютер – не имеет значение кто и когда его рассчитал – результат один и тот же. Или, например, теорию относительности примерно в одно время открыли Эйнштейн и Пуанкаре, кто открыл Пуанкаре или Эйнштейн – не важно, если она работающая. По очертаниям континентов мы можем предположить то, что они были когда-то вместе, можем описать современное состояние, можем наблюдать сейчас движение континентов. Но мы не можем сказать, с какой скоростью они двигались в прошлом, можем лишь предположить о постоянстве их скорости, но это будет только предположение, которое принципиально не проверяемо. Существует одна из мощных креационных теорий, говорящая о том, что причиной потопа был великий разлом, положивший начало атлантическому океану. Согласно этой теории, которая математически хорошо просчитана, скорость разлома достигала 180 км/ч. По этой теории, была точка перегрева земной коры, в которую попал астероид. Но это только теория, причем теория непроверяемая.

2) Вне сферы деятельности науки находится все то, что невозможно проверить. Что находится в центре Земли? Мы не знаем, что там находится. Есть данные, согласно которым можно предположить, что там находится ядро. Находится оно там или нет, станет известным только тогда, когда мы до него дойдем. Размер Солнца определяется достаточно простым способом, при условии того, что мы предполагаем единство законов вселенной, и предполагаем то, что свет двигается по прямой линии, то диаметр Солнца определяем из его угловых размеров. В случае с ядром, проблема в том, что граница Махоровича – единственное, что нам доступно: граница между мантией и корой, при сверхглубоком бурении обнаружена не была. Предполагалась, что на Кольском полуострове она должна была быть на глубине 9 км., бурение выполнено на 12 км., но границы Махаровича там нет. Лава относится к коре Земли, а не к мантии.

Реальный поиск нефтяных месторождений ведется не из эволюционных соображений. Геологическая шкала никак не подсказывает, где находится нефтяной пласт. Это распространенное заблуждение, на самом деле, нефть ищется по другим признакам: пористость, наличие признаков нефти, сопутствующие минералы и т.д.

3) Наука не может описать и оценивать невоспроизводимые события. Разовые события находятся вне сферы деятельности науки.

Еще раз подчеркнем, научно-технический прогресс – это результат деятельности новой науки Бэкона. Когда нам говорят о том, что наука нам столько дала, как можно ей не верить. Наука для спасения безразлична, для жизни временной не мешает. Есть наука полезная для телесной жизни и может быть безвредна для души, но нельзя утверждать, что если ты хороший физик, то ты спасешься. Любой ученый, следуя своей работе, может изучать основы природы, благодарить за это Бога, использовать результаты в практических вещах, в этом ничего плохого не будет. Сами посылки науки построены на вере в Бога-Творца, иначе познаваемость мира ни из чего не выводится.


6. Типология гуманитарных наук и их ограниченность.

Принцип построения гуманитарных наук: это то, на чем построено познание прошлого или того, что находится вне сферы деятельности обычной науки. Это принцип доверия неким свидетельским показаниям, которые проверяются, которые могут быть проверены в том числе находкой определенных артефактов. Например, Шлиман прочитал Эллиаду, поверил, что есть Эллиада, что Троя была, поехал на данное мето, раскопал Трою. Было свидетельское показание Гомера, Шлиман приехал на это место, провел раскопки, оказалось, что все так оно и было. Это принцип, по которому можно работать. То есть, нужны какие-то свидетельские данные при исследовании прошлого.

Без свидетельских показаний прошлое закрыто. Например, для христиан не может быть доисторического прошлого. Об этом очень четко говорит Филарет Московский: «Не слушай бредни тех, которые говорят, что было доисторическое прошлое. Помни, что у тебя есть книга Бытия, которая рассказывает всю историю мира, начиная с Бога-Создателя Вселенной, первого человека, и подробно описывает всю историю вплоть до конца самой исторической эпохи».

История может быть описательной наукой. Может говорить о том, что были такие-то данные. Эти свидетельские показания могут быть проверены: а) археологией, б) сопоставлением с другим источником, в) анализом самого источника (может быть выявлена внутренняя противоречивость или непротиворечивость источника). Именно, исходя из этого, мы и получаем некие данные по истории.

Гуманитарные науки наиболее пререкаемая часть науки. Это связано с непроверяемостью очень многих вещей. Например, огромного количества фактов, упоминаемых в истории не оставляют после себя вообще никакого письменного свидетельства. Грубо говоря, история Давида и Вирсавии не оставляет после себя археологических улик, или гнев Ахиллеса, который чуть не привел к срыву Троянской войны, тоже никакими археологическими способами не откопаешь. Даже 95 тезисов Лютера археологически тоже сложно найти: подлинника 95-ти тезисов не сохранилось, тот самый текст, который прибивался к воротам Виттенбергского собора, не сохранился, и выкопать его невозможно. И в силу этого, гуманитарные науки обладают куда более меньшей возможностью оценки.

Еще большая проблема в гуманитарных науках – это попытка вывести закономерности. В отличие от естественных наук, где закономерности некоторые все же выявляются, в гуманитарных науках попытки вывести закономерности проваливаются.

Элементы закономерности развития человека описаны, а закономерности развития общества еще не найдены до сих пор. Знакомая нам со школы схема: первобытно – общинный строй, рабовладельческий и т.д. – это совершенно четкая мифология, восходящая еще к теории золотого, серебряного, медного, железного веков Геродота. В Римской Империи существовал одновременно и рабовладельческий строй и феодальный. Закономерности влияния на психику человека известны, и влиять на психику человека возможно. Можно влиять неким образом на разум человека, манипуляция сознанием возможна. Способы манипуляции известны и сейчас хорошо разработаны.

Не существует именно научной стройной системы, которая бы создавала бы карту человека потому, что человек не является чисто материальным существом.

Теория пассионарных взрывов Гумилева не выдерживает критики, например в том, что описываемый ею пассионарный взрыв XIII века, прошедший от современной северо-западной России до Турции, своим центром имел Белоруссию, но она отдельным государством не стала, а наоборот на этой территории все разрушилось, из-за оттока населения в Россию и Украину. Теория Гумилева никак этот отток населения не объясняет, говоря о том, что там, где пассионарный толчок, наоборот все должно аккумулироваться, а на этой территории существовали государства, которые наоборот исчезли.

Подобных теорий много, но они, во-первых, не проверяемы, а во-вторых, – ошибочны потому, что не учитывают свободу личности, воспринимая человека как животное. Гуманитарные науки могут найти только частные закономерности, а общие – не могут.

  1   2   3

Похожие:

Лекция Естественные откровения iconДиалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания (социально-философский анализ)
Охватывает «…организм человека, его естественные потребности, психические закономерности, закономерности естественно-групповых отношений,...
Лекция Естественные откровения iconКурс для учителей «Преподавание в области прав человека» Калининград, 4—8 ноября 2010 года
Лекция с элементами дискуссии «Естественные и позитивные права; право и закон» Всеволод Луховицкий
Лекция Естественные откровения iconЛекция Сверхъестественные откровения
Если бы для нас все познание Бога ограничивалось только естественным откровением, мы бы знали только то, что знают язычники. Тот...
Лекция Естественные откровения iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое строение лекция III 51 развитие значения слов в онтогенезе лекция IV 67 развитие понятий и методы их исследования лекция V 91 «семантические поля»
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Естественные откровения iconБиблиографический список новых поступлений в библиотеку за период с 03. 12. 2010 г по 04. 03. 2011 г. Естественные науки Естественные науки в целом
Горелов А. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие* / А. А. Горелов. М. Юрайт : Высшее образование, 2010. 334...
Лекция Естественные откровения iconСправочник школьника 5-11 классы: Естественные науки
Новейший полный справочник школьника 5-11 классы: Естественные науки. Под ред. Т. И. Максимовой. М: Эксмо,2008. 576с.(Новейшие справочники...
Лекция Естественные откровения iconКурс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 3 Лекция Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире 9 Лекция История науки и техники в XIV первой половине XVII вв. 19
Лекция Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) 26
Лекция Естественные откровения iconЛекция-визуализация Лекция 2
Лекция физиология и биофизика возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в возбудимых системах. Учение о биотоках. Токи покоя и...
Лекция Естественные откровения iconЛекция Введение в бд и субд. Модели данных 2 Лекция Инфологическая модель «Сущность-связь»
Лекция Программирование в Mathcad, Интерполяция и регрессия, функции сглаживания данных и предсказания. 104
Лекция Естественные откровения iconТекст лекций н. О. Воскресенская Оглавление Лекция 1: Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса Лекция 2: Основные организационные формы и практические мероприятия пр
Лекция 4: пр и средства массовой информации. Информационная политика РФ – тенденции и проблемы развития. Правовые основы пр
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница