Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения




Скачать 94.02 Kb.
НазваниеФормы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения
Дата17.11.2012
Размер94.02 Kb.
ТипДокументы
Формы и методы подготовки к ГИА. Результаты ГИА. Проблемы и пути их решения.

ЕГЭ и ГИА по русскому языку принято критиковать. Однако критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Структура и содержание ГИА по русскому языку

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены мною при планировании факультативного курса по подготовке к ГИА.

Программа курса подготовки к ГИА по русскому языку рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель факультативного курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.

Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Данный факультативный курс (34 ч.) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

Рекомендуемая литература для учителя

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать 
с книгой. М., 1995.

8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Результаты ГИА в 9 классе в 2011-2012 учебном году в ОУ МР Бураевский район

ГИА по русскому языку в новой форме в 2012 году в нашем районе прошло 209 выпускников из 9 средних и 4 основных школ.

Получили отметки: «5»-48; «4»-81; «3»-79; «2»-1.

Успеваемость по району составила 99,5% (1 «2»-Тангатарово).В прошлом году успеваемость-97,8%(5 «2»).Качество знаний составило 62%.В прошлом году-57%.

Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.

Часть 1- сжатое изложение.

Анализ работ показал, что девятиклассники неплохо справились с заданием.

Максимальное количество баллов-7-получили 46 выпускников(22%); двое получили 0 баллов. Однако недостатки в работах все-таки были. Встречались пропуски микротем. Это говорит о том, что экзаменуемыми недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Следовательно, учителям необходимо вести работу по устранению данных ошибок.

Во второй части экзаменационной работы проверялся комплекс умений, связанных с чтением текста.7 заданий с выбором ответа (А1-А7)проверяли глубину и точность понимания содержания, выявляли уровень понимания школьниками культурно-ценностных категорий текста: основной проблемы, позиции автора или героя, определения значения слова, опознавание изученных средств выразительности речи. За выполнение каждого задания ученик мог получить по 1 баллу. Большинство участников экзамена с выполнением заданий справилось.

Сложнее для выпускников оказались задания типа В с кратким ответом(В1-В9).Но и здесь результаты удовлетворительные. Работа проводилась на основе прочитанного текста. За каждое выполненное задание ученик получал по 1 баллу.

Третья часть работы содержала два альтернативных творческих задания(С2.1 и С2.2).Данная часть работы проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для аргументации своих утверждений. Именно в третьей части экзаменационной работы многие выпускники показали низкие результаты.(МОБУ СОШ№3, школы Кашкалево, Новотазларово, Каинлыково, Тангатарово, Новоельдяково).

Сочинение оценивалось по четырем критериям. Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание по критериям СК1-СК4,- 9 баллов. Таких выпускников оказалось только 29(МОБУ СОШ №1,Гимназия,Новотазларово).

Надо отметить, что экзаменуемые отдали предпочтение сочинению на лингвистическую тему. Это можно объяснить тем, что в качестве темы были даны слова лингвиста Степанова, известные ученикам еще на стадии подготовки к экзамену . Перед выпускниками стояла задача доказать правдивость высказывания на материале прочитанного текста. Среди работ были и сочинения на морально-этическую тему- это уже подготовка к написанию части С на ЕГЭ.

Анализ данной части экзаменационных работ показал, что наибольшие затруднения у выпускников возникли при необходимости аргументировать свои утверждения с опорой на содержание прочитанного текста, а также обеспечить композиционную стройность сочинения- рассуждения (критерии СК2 и СК3).Учителя-языковеды должны сделать соответствующие выводы и внести коррективы в свои планы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ, обратив особое внимание на подготовку к сочинению.

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивались на основании проверки изложения и сочинения в целом.

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) учитывался объем изложения и сочинения.

Нормативы оценивания применялись для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составлял 140-290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составлял 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 ставилось не более1 балла. При объеме менее 70 слов работа оценивалась нулем баллов.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности,- 10 баллов. Таковых оказалось 35.

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы,- 42 балла. Такое количество баллов набрали 3 выпускника (МОБУ СОШ №1, Гимназия, Новотазларово).41б.-5 выпускников (МОБУ СОШ №1,3,Гимназия,Новотазларово). 40б.- 11 выпускников(МОБУ СОШ №1,Гимназия,Новоельдяково,Челкаково).

Новая форма аттестации – ГИА – по русскому языку за курс основной школы, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, становится преобладающей и, по всей видимости, скоро станет единственной. Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. Чтобы добиваться высоких результатов обучения учителю необходимо использовать информационные технологии, содержащие дидактические и технические средства.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Диапазон возможностей информационных технологий широк и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Исходя из своего опыта, могу сделать вывод, что применение информационных технологий в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Похожие:

Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconЗаседание кафедр по вопросу подготовки к гиа анализ результатов гиа-2011
Эффективная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме гиа
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconДкр по алгебре в формате гиа в 9-х классах пробный экзамен гиа. Пробный экзамен гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики
Гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики. Проверены...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconМатематика (алгебра) книги для подготовки к гиа 9 класс
Гиа 2011. Математика. 9 класс. Гиа. Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. Под ред. Семенко Е. А
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconИнформация о результатах егэ и гиа-9 в 2012 году в мо «Заларинский район» егэ
С целью подготовки коллективов школ к гиа был в районе проведен ряд семинаров, посвященных проблеме подготовки обучающихся к гиа,...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconПрограмма интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам»
Ктику современной школы введена новая модель экзамена гиа для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconРазработка урока-семинара по теме «Системы уравнений и методы их решения»
Гиа в 9 классе. Рассчитан на 2 академических часа ( пара ). Использование групповой формы работы позволяет учащимся ставить вопросы,...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconОсновные сведения о гиа-9
Гиа выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconОсновные сведения о гиа 9 класс
Гиа выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconОсновные сведения о гиа 9 класс
Гиа выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она...
Формы и методы подготовки к гиа. Результаты гиа. Проблемы и пути их решения iconВыпускникам 9х классов (гиа)
Гиа выпускников 9-х классов в новой форме. Ос­новным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница