Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году




Скачать 235.6 Kb.
НазваниеТихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году
Дата17.11.2012
Размер235.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Тихомирова Е.А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году

Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и средство межнационального общения народов России – является не только средством постижения и обретения социально-культурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, но и основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества.

Как форма хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации во многом определяет успешность личности во всех областях жизни.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма. Сознательного отношения к языку как явлению культуры народа, воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах деятельности и ситуциях; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие готовности к речевому взаимодействия и взаимопониманию;

- освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете.

В результате освоения в основной школе учебной дисциплины «Русский язык» у школьников должны быть сформированы коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо. говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать ситуацию общения, учитывать намерения говорящих и выбирать стратегии коммуникации.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, , овладения синонимическими средствами языка, его богатством.

Лингвистическая компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке. Сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения национально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

Согласно положениям ФГОСа выпускник основной школы, освоивший курс русского языка, должен уметь:

Речь и речевое общение

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Речевая деятельность

Аудирование

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Чтение

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Говорение

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Общие сведения о языке

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Морфология

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Синтаксис

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Правописание: орфография и пунктуация

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Язык и культура

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Одним из стратегических направлений разработки модели экзамена в новой форме стала соотнесенность содержания экзамена, общих подходов к оценке предметных компетенций с подходами, реализованными в едином государственном экзамене.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе соответствует целям обучения русскому языку в основной школе и проверяет уровень владения лингвистической (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковой (практическое владение русским языком, его словарем грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенциями. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ориентированы на проверку степени овладения данными компетенциями.

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по русскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:

Часть 1 – сжатое изложение по тексту. Такая форма не просто требует мобилизации памяти учащегося и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное и отсекать второстепенное, т.е. сжатое изложение побуждает школьника выполнить информационную обработку текста. При выполнении этого задания востребованными являются продуктивные коммуникативные умения - умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа (А1-А7) и задания с кратким ответом (В1-В9). Задания типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения учащимися культурно-ценностных категорий текста, в частности, понимание его основной проблемы; умение опознавать средства выразительности речи, а также знание фонетики и орфографии. Задания типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистический компетенции выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения пунктуационными и речевыми нормами.

Часть 3 (С2.1 или С2.2) – задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста в соответствии с заданным типом речи. Задание С2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему – не предполагает каких-либо узких и специальных знаний и может быть выполнено с основой на ценностные ориентиры, сформированные в результате изучения всего курса русского языка. Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию смысла одного из фрагментов текста.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания типового общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.

Часть 1.

Сжатое изложение – это форма представления обработки исходного текста, позволяющая проверить целый комплекс умений и навыков:

- умение воспринимать чужую речь в устной и письменной форме;

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отраженный в тексте;

- умение вычленять главное в информации, тему и основную мысль текста;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел, понимать и комментировать отношение автора к поставленным в тексте проблемам;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение создавать собственные высказывания на основе полученной информации с использованием различных языковых средств.

По критериям ИК 1 – 3 выпускники 2012 года показали следующие результаты:

ИК 1 – умение точно передать основное содержание прослушанного текста (99%); Типичной ошибкой по данному критерию стало неточное или неверное понимание лексического значения слов, незнание норм лексической сочетаемости;

ИК 2 – умение сократить текст без ущерба для содержания (98,3%). Типичная ошибка – невладение приемами сжатия текста, чаще всего используется прием исключения, что зачастую приводит к искажению смысла;

ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (95,8%).

Кроме указанных ошибок и работах учащихся при написании сжатого изложения отмечено нарушение грамматических и речевых норм и большое количество орфографических и пунктуационных ошибок.

При подготовке к сжатому изложению необходимо обратить внимание на отработку у школьников умения членить текст, находить не только тему, но и микротемы, отделять главное от второстепенного. Особое внимание – на приемы сжатия текста: исключение деталей, повторов, синонимов, фрагментов текста; обобщение – подбор обобщающих слов к однородным членам, использование местоимений для замены слов, предложений и частей предложений и т.п.; упрощение – соединение нескольких предложений в одно, замена сложноподчиненных предложений простыми или фрагмента предложения синонимическим выражением и т.д.

В 2012 году критерии оценивания сжатого изложения не изменялись. Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7 баллов.

Часть 2

Вторая часть включает задания с выбором ответа (А1-7) и задания с кратким открытым ответом (В1-9).За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1–А7; В1–В9) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий второй части работы, – 16 баллов.

В 2012 году увеличилось количество заданий А, поскольку в этот раздел были перенесены из части В задания по фонетике и орфографии.

А1 – в каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…;

А2 – укажите, в каком значении употреблено в тексте слово…;

А3 – укажите предложение, в котором средством выразительности является…

А4 – укажите ошибочное суждение;

Задания А5 – А7 проверяют знание орфографии, в частности правописание корней, приставок и суффиксов.

Для ответа экзаменуемому предлагаются четыре варианта.

Результаты выполнения заданий А1 – А3 показывают положительную динамику, однако по-прежнему учащиеся часто не понимают важности определения в тексте средств выразительности, их роли в постижении авторского замысла, поэтому необходимо не только научить школьников находить эти средства в тексте, но и показывать, как они помогают выявить авторскую позицию.

Особое внимание следует обратить на задание А4, в котором надо найти ошибочное суждение. Учащиеся часто не вдумываются в смысл выделенного слова и выбирают ответ наугад, отсюда и процент выполнения задания – 81%.

Затруднения вызывает и задание А7 (75%), проверяющее знание правописания суффиксов различных частей речи, особенно одной и двух Н, так как учащиеся не различают отглагольные прилагательные и причастия.

Количество заданий группы В с кратким ответом (В1-В9) уменьшилось, в результате чего в этой части остались в основном синтаксические задания. При подготовке к ГИА по русскому языку и при изучении соответствующих тем в школьном курсе русского языка необходимо обратить внимание на ряд заданий, с которыми многие учащиеся традиционно не справляются. Это В2 (трансформация словосочетаний) и В6 (грамматическая основа предложения).

Вызывают затруднения также задания В8(сложное предложение) и В9 (сложное предложение с разными видами связи). В частности, учащиеся не умеют распознавать синтаксические конструкции: простые предложения с сочинительными союзами и сложносочиненные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные, простые с однородными членами и бессоюзные сложные предложения.

Часть 3

Третья часть работы содержит два творческих задания (по выбору учащегося), проверяющих коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Оба задания (С2.1 и С2.2) одинаковы по уровню сложности: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1.) и самостоятельная интерпретация смысла одного из фрагментов текста (С2.2).

В 2012 г. сохраняется лингвистическая тематика задания С2.1, однако тема изменена. Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса высказывание лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствуют, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Используя прочитанный текст, учащиеся должны выбрать аргументы, иллюстрирующие лексические и грамматические явления. Задание С2.2 не изменилось, выпускники должны были написать сочинение-рассуждение, объясняя и аргументируя смысл предложения или фрагмента текста. Именно выбор аргументов составляет наибольшую сложность при написании сочинения-рассуждения. Необходимо формировать у учащихся представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует заявленному тезису и доказывает его правильность. Нельзя считать аргументами примеры из текста, если отсутствует тезис.

Типичными недостатками сочинения-рассуждения являются также нарушения логики развития мысли, смысловой цельности и речевой связности.

С полной версией демонстрационного варианта экзаменационной работы по русскому языку для выпускников IX класса можно познакомиться на портале информационной поддержки ГИА (http://www1.ege.edu.ru). Также можно использовать в своей работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенные в открытом доступе на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).

Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций:

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

  • умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.

Форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку позволяет выявить степень овладения выпускниками перечисленными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки выпускников по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса.

В Тверской области в 2012 г.экзамен по русскому языку в новой форме сдавали 10272 чел. В таблице представлены данные за 2011 и 2012 годы.

Количество участников

год

Распределение выпускников по уровням подготовки по русскому языку (процент от общего числа участников)

«5»

%

«4»

%

«3»

%

«2»

%

10524

2011

1643

15,5

3708

35,7

4333

41

868

8,3

10272

2012

2484

24,2

4116

40,0

3101

30,2

571

5,6


В 2012 году уменьшилось количество выпускников, получивших оценку «2»(соответственно 5,6% против 8,3% в 2011 г.), и 64,2% учащихся получили оценку «5» и «4» (в 2011 г. – 51,2%).

Средний оценочный балл - 3,8 (2011 – 3,5)

Максимальный тестовый балл – 42 (2011 – 41)

Средний тестовый балл - 31,2 (2011 - 25,7)

По-прежнему остается невысокой практическая грамотность выпускников, которая определяется по результатам творческих работ. В 2012 году допустили нарушения орфографических норм при написании изложения и сочинения 34% учащихся, пунктуационных норм – 39%, грамматических норм – 11,6%, речевых норм – 6,7%.

Среди орфографических наиболее частотны ошибки на правописание корней с чередующимися гласными, на слитное, раздельное и дефисное написание наречий и производных предлогов, на правописание НЕ с разными частями речи и –Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях. Пунктуационные ошибки отмечаются при оформлении прямой речи, вводных слов и обособленных конструкций, а также при разделении частей сложных предложений. Грамматические ошибки в основном связаны с определением границ предложения и употреблением деепричастного оборота. Среди речевых ошибок наиболее типичными являются тавтология и неправильное употребление местоимений.

Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания

русского языка с учётом результатов экзамена 2012 года

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в новой форме 2012 года позволяет дать некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

1. Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остаётся проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков. Аналитическая учебная деятельность при изучении любого языкового явления должна опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, закладывая тем самым основы для прагматической синтетической деятельности учащихся в области русского языка.

2. Не менее важной в курсе обучения русскому языку является необходимость формирования системности представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Такой подход способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.

3. Многие методические просчёты в обучении связаны с проблемой изолированного развития основных видов речевой деятельности в процессе изучения языка. При подготовке к написанию сжатого изложения большое значение также имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у учащихся умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать её на слух. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приёмами сжатия текста. При этом обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе.

4. Анализ экзаменационных работ показал, что школьники не вполне представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. При решении этой проблемы стоит руководствоваться риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации. Необходимо формировать у школьников представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность.

5. Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы - обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка. При обучении пониманию прослушанного или прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного, речеведческого и текстоведческого анализа. Развитию чувства языка способствуют приёмы редактирования текста, работа с синонимами на разных языковых уровнях. Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире. Особенно важным представляется решение вопроса об отборе коммуникативно значимых элементов содержания обучения русскому языку и о пропорциональном увеличении их доли в обучении.

6. Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание, используя методы внутрипредметной интеграции (например, изучая явления синтаксиса, одновременно работать над синтаксической синонимией).

7. С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике, в продуктивной речевой деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи.

8. Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений морфемикой, словообразованием, лексикой и этимологией. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2012 году по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

Рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему можно найти в приложении «Русский язык» к газете «1 сентября» (№ 1,2 за 2012 год).

Рекомендуем также использовать материалы, размещенные на сайте кафедры русского языка Тверского государственного университета и в «Пособии для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х классов по русскому языку» Тверь,2010.

Похожие:

Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2011-2012 учебном году
Е. А. Тихомирова, ведущий научный сотрудник оипп тоиуу, кандидат филологических наук, доцент
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году Логвинова Е. И
Анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах. Анализ результатов егэ по русскому языку – Кукоба С. Н., Логвинова...
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconПлан подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации в 2012-2013 учебном году
Мониторинг знаний, умений, навыков учащихся по математике и русскому языку на начало 2012-2013 учебного года в 5-11 классах
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconОсобенности организации учебного процесса по русскому языку в образовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году

Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconПодготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (методические рекомендации)
Методические рекомендации составлены для учителей русского языка и литературы в целях совершенствования процесса преподавания русского...
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса мбоу сош №8 в 2011-2012 учебном год
В 2011-2012 учебном году к государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы допущены 18 учащихся, из них 1 учащийся...
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconВ 2011-2012 учебном году планируется проведение апробации по 14 общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии
Участие выпускников 9-х классов Белгородской области в государственной (итоговой) аттестации в 2011-2012 уч г будет осуществляться...
Тихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году iconКалендарно тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году Предмет
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница