Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык»




Скачать 106.45 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык»
Дата17.11.2012
Размер106.45 Kb.
ТипМетодическое письмо
Составитель:
Никифорова Л. Г., гл. специалист
по учебно-методической работе
кафедры гуманитарных дисциплин


Методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Русский язык»
в образовательных учреждениях Ярославской области,
реализующих программы общего образования
в 2011/2012 уч. г.»

В 2011/2012 учебном году cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Требования к составлению рабочих программ содержатся в приложении к Письму департамента образования «О рабочих программах учебных курсов» от 12.01.2006 г. № 23/01 – 10.

1. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме, ориентированном на 735 часов: в V классе – 210 ч., в VI классе – 210 ч., в VII классе – 140 ч., в VIII классе – 105 ч., в IX – 70 ч.

Обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования, ориентированном на 70 часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме 210 часов.

Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных предметов приведены на сайте «Профильное обучение в старшей школе» (http://www.profile-edu.ru/).

При разработке элективных курсов рекомендуется учесть, что предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, в том числе:

  • элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета (могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом)

  • элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

  • элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу, и др.

  • Особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачами которых могут являться:

  • ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы;

  • подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне, не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов.

Рекомендации по разработке элективных курсов размещены на сайте ГОУ ЯО ИРО (раздел «Ресурсы»; методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (http://www.iro.yar.ru/m_letter/index_08.htm).

2. О преподавании русского языка в связи с подготовкой к государственной итоговой аттестации


Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).

Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации должна быть системным завершением многолетней работы по повторению и обобщению ранее изученного. Реализация принципа системности поможет преодолеть привычку механически оперировать нормами устной и письменной речи и выведет на внутренне непротиворечивые интерпретацию текстов, комментирование их проблематики, оперирование средствами связи.

Статистические данные результатов ЕГЭ по русскому языку представлены в аналитических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦОиККО «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2011 году».

В 2011 году в Ярославской области прошла апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов образовательных учреждений по русскому языку.

Результаты апробации представлены в сборнике аналитико-статистических материалов департамента образования и ГУ ЯО ЦОиККО за 2010/2011 учебный год «Лицензирование. Аккредитация. Аттестация».

Сведения о динамике результатов выпускников IX классов показывают, что в ООУ обучение ведется в основном на репродуктивном уровне; у большинства обучающихся хорошо сформированы частные предметные умения, но недостаточно – общеучебные (междисциплинарные, ключевые) компетенции. В материалах сборника содержатся рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА помогут материалы сайтов “Подготовка к ЕГЭ / ГИА» и «По уши в ГИА!» (http://nmansur.blogspot.com/ ; http://www.uchimcauchitca.blogspot.com/).

3. Рекомендации по использованию учебников


Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год расположены на сайте: http://mon.gov.ru/dok/akt/8267/.

Все учебники, имеющие гриф МОН РФ, соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, но, избирая УМК, учитель должен учитывать степень его соответствия содержанию и логике ГИА и ЕГЭ. Кроме того, УМК, включенные в перечни Министерства после 2004 года, предполагают реализацию требований ФГОС. Учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С.И.Львовой полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

  • ориентацию на планируемые результаты обучения;

  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

  • реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;

  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

  • реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.

Все задания предполагают качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Высказывание малой формы направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входят программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен так, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе.

Если же в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых ), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.

Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов. Но линия не завершена (изданы учебники для 5-8 классов), поэтому УМК находится в перечне допущенных учебников.

В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования сегодня можно пользоваться разными учебниками русского языка, предполагающими освоение содержания на базовом и профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере. Так, УМК для основной школы, разработанный Р. Н., Е. В. Бунеевыми и др., получает развитие в издании этими авторами учебника «Русский язык (базовый и профильный уровни)» для 10-11 классов. Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера.

Учебник предназначен для профильного уровня обучения.

Информация об учебниках представлена на сайтах издательств.

4.Требования к учебному кабинету русского языка и литературы


Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского языка.

Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей обучающихся: не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Информация о нормах и требованиях к учебному кабинету русского языка и литературы расположена на портале http://www.ucheba.com/.

Актуальной остается тема использования ИКТ в преподавании русского языка. С рекомендациями по использованию ИКТ можно познакомиться на сайте учителя русского языка И. Х. Галиева ( http://irgali.ru/joom/content/view/89/62/).


Приложение

1. Рекомендации по преподаванию русского языка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях, классах VII вида



Преподавание русского языка в специальных (коррекционных) классах VII вида рекомендуется осуществлять по УМК «Русский язык» под редакцией Н.М. Шанского (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – 5-7 классы, авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 8-9 классы).

Региональный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VII вида предусматривает выделить на изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования следующее число учебных часов в неделю: в V классе – 8 ч., в VI – 8 ч., в VII – 7 ч., в VIII – 6 ч., в IX – 6 ч. Для освоения программы по русскому языку рекомендуется следующее количество часов:

5-6 классы – 6 часов в неделю;

7 класс – 5 часов в неделю;

8 класс – 4 часа в неделю;

9 класс – 3 часа в неделю.

Особенности речи, мышления, познавательной деятельности детей с ЗПР обусловливают то, что теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуационных правил.

Обучающимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

2. Рекомендации по изучению русского языка в режиме коррекции на ступени основного общего образования



V класс. Программа по русскому языку для Vкласса может быть освоена обучающимися с ЗПР в полном объеме.

VI класс. Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, рекомендуется в ознакомительном плане изучать следующие темы: разряды имен прилагательных, числительных и местоимений; переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других; склонение количественных числительных, степени сравнения имен прилагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатывать разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами-то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

VII класс. Рекомендуется ознакомительно изучать такие темы, как причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие - особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.

В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; разряды частиц по значению и употреблению, различение на письме частиц не и ни.

VIII класс. Рекомендуется увеличить время на изучение наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной грамотности тем: словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложения (больше внимания уделить разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными членами; предложения с обращениями, вводными словами и предложениями; прямая и косвенная речь.

Ознакомительно можно изучить такие темы, как грамматическое значение словосочетаний; связь слов в словосочетаниях; виды сказуемых; прямое и косвенное дополнение; виды односоставных предложений; виды обстоятельств; сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между подлежащим и сказуемым.

В практическом плане изучается тема «Несогласованные определения».

IX класс. Ознакомительно рекомендуется изучать сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); основные виды придаточных предложений; смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).






Похожие:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2012/2013 уч г
В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт»
При преподавании учебного предмета «Информатика и икт» следует руководствоваться Федеральным компонентом государственного стандарта...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconО преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009/2010 учебном году
...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в образовательных учреждениях Ярославской области» в 2012/2013 уч г
Преподавание учебного предмета «Обществознание» ведется на основании следующих документов
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета «Химия»
...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»
Порядок изучения учебного предмета «Обществоведение» предусматривает следующее распределение количества учебных часов в неделю по...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Информатика “ в 2010/2011 учебном году»
Для всех типов общеобразовательных учреждений в vi–xi классах на изучение учебного предмета «Информатика» отводится 1 час в неделю...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница