Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»




НазваниеНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
страница1/5
Дата17.11.2012
Размер0.67 Mb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2   3   4   5


АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Научно-исследовательская работа

НА ТЕМУ:


«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА».


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ СОШ №22 Х. КРАСНАЯ УЛЬКА

МИТИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА


2008 ГОД


С О Д Е Р Ж А Н И Е: Стр.


Введение. …3


Глава 1.


Изобразительно-выразительные средства языка.


    1. Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония и др. …6

    2. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос; восклицание и обращение; полисиндетон и асиндетон и т. п. …20


Глава 2.


Практические занятия с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».


2.1. Методика работы с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». (Творческий подход в подготовке к ЕГЭ.) …29

2.2. Практические работы и уроки развития речи. …36


Заключение… …49


Список использованной литературы. …51


Приложение.

Тестовые задания для учащихся по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». …52


Введение.


Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Образные слова – необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, досоздающим художественный образ в своём воображении.

Важно знать и умело использовать богатства родного языка, его тончайшие оттенки и нюансы.

Данная работа посвящена исследованию существующих в русском языке лексических и синтаксических средств художественной выразительности и методике работы с ними на уроках русского языка, развития речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цель работы – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования.

Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.

Постановка данной цели обусловила следующие задачи:

  1. Обобщить материалы авторских наработок.

  2. Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета, творческие работы учащихся.

  3. Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В 1 главе рассматривается теория по теме, анализируются специальные изобразительные средства языка. Глава 2 посвящена практической работе с учащимися по теме, приведены авторские разработки уроков, занятий, практических работ.

Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся. Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными. Попробуем рассмотреть и проанализировать изобразительно-выразительные средства языка.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ЕГЭ.

Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или монгольский, английский французский или немецкий, необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенные строки М Ломоносова о русском языке:

«КАРЛ ПЯТЫЙ, РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР, ГОВАРИВАЛ, ЧТО ИШПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С БОГОМ, ФРАНЦУЗСКИМ – С ДРУЗЬЯМИ,

НЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ,

ИТАЛЬЯНСКИМ – С ЖЕНСКИМ ПОЛОМ ГОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. НО ЕСЛИ БЫ ОН РОССИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БЫЛ ИСКУСЕН, ТО, КОНЕЧНО, К ТОМУ ПРИСОВОКУПИЛ БЫ, ЧТО ИМ СО ВСЕМИ ОНЫМИ ГОВОРИТЬ ПРИСТОЙНО, ИБО НАШЁЛ БЫ В НЁМ ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИШПАНСКОГО, ЖИВОСТЬ ФРАНЦУЗСКОГО, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО, СВЕРХ ТОГО, БОГАТСТВО И СИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИИ КРАТКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА».

В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.

Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»?

На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.

И, действительно, чем может привлечь нас текст? Прежде всего, конечно, яркостью и сочностью красок, т. е. образными выражениями.

Вот два предложения:

  1. Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.

  2. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов.)

Хотя оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними

громадная. Если в первой фразе нам сообщают некоторые сведения,

информацию, то во второй мы видим живописную картину, нарисованную словами.

В этом и прелесть художественной литературы – рисовать словами. Есть слова, обороты речи, специальные приёмы, как бы предназначенные для живописания словом. Так, в стихотворном примере из произведения М.Лермонтова важную роль в создании общей картины играет сравнение: как грань алмаза. Писатели, поэты используют также метафоры, эпитеты, метонимии и другие приёмы и средства, о которых далее пойдёт речь. Они очень важны, составляют богатство языка, запас его выразительных средств, ресурсов.

Один из разделов стилистики – изучение изобразительно-выразительных средств языка.


Глава 1.

Изобразительно-выразительные средства языка.


    1. Лексические средства выразительности речи.


Лексика, несомненно, занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средств. И выразительность речи связана, прежде всего, со словом.

Русский язык имеет огромный лексический запас.

Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова.

Восточный афоризм.

Богатство русского языка позволяет не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, спец, асс.

Слова могут иметь прямые и переносные значения.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово «вой» обозначает «протяжный крик некоторых животных» (вой волка).

Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого, например: вой ветра.

Часто в переносном значении употребляются названия животных.

Зайчишкой называют трусишку, зайцем – безбилетного пассажира. Лисой – хитрого человека, ослом или бараном – глупого, медведем или слоном – неуклюжего.

Прямые и переносные значения слов различаются в словосочетаниях и предложениях. Сравним:

крыло птицы – крыло самолёта;

шляпка девочки – шляпка гвоздя;

лебяжий пух - лебяжьи руки.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

В этом предложении слово лебяжьи имеет значение, «белые, нежные, мягкие, прекрасные».

А почему новая строка в тексте называется красной строкой? Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания, книги переписывались от руки (рукописи). В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами, а, начиная новую строку, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной

строкой, или абзацем. Абзацем называется также часть текста от одной красной строки до другой.

Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. В тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М.Цветаева)


Сколько надо отваги, чтоб играть на века,

Как играют овраги, как играет река,

Как играют алмазы, как играет вино,

Как играть без отказа иногда суждено.

(Б.Пастернак)


МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА ЗОЛОТОЙ.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ - СДЕЛАННЫЙ ИЗ ЗОЛОТА (ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ).

ПЕРЕНОСНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ:

1) ЦВЕТА ЗОЛОТА

(ЗОЛОТЫЕ ВОЛОСЫ);

2) ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ, ЦЕННЫЙ

(ЗОЛОТОЙ РАБОТНИК);

3) СЧАСТЛИВЫЙ, РАДОСТНЫЙ

(ЗОЛОТАЯ ПОРА ЮНОСТИ);

4) ДОРОГОЙ, ЛЮБИМЫЙ

(ЗОЛОТАЯ МОЯ ДЕВОЧКА).


Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком.

(С.Есенин.)

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

(И.Бунин.)

Сердце, сердце, сердце,

Золотое сердце.

Сердце золотое,

Иначе как сказать.

Сердце, сердце, сердце,

Золотое сердце.

Сердце, что умеет

Любить и ждать.

Если так говорят:

«Человек пожилой», -

Это мудрости клад,

Это фонд золотой.


Образность речи создаётся благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами.


О М О Н И М Ы.


С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании слова, но совершенно разные по лексическому значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка». Омонимы: тур, газель, рейд.

Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи:


Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу!

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

А.Пушкин


Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта:

Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите. (Э.Кроткий)

Омонимичные рифмы – яркое средство звуковой игры.


Бобёр в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая.


Вдруг на Мишку – вот напасть – осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть.

Жалили, куда попало, им за это и попало.


К А Л А М Б У Р.


Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.

Шёл дождь и два студента.

Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.


С И Н О Н И М Ы.


Выразительность речи усиливает употребление синонимов – слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной. Бедность словаря часто приводит к повторению одних и тех же слов, тавтологии, к употреблению слов без оттенков их значения.

К.Чуковский, рассуждая о переводах, задавал вопросы и сам отвечал на них: «Почему всегда пишут о человеке – худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие… думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой – и мало ли какие ещё».

Почти каждое понятие мы можем выразить при помощи нескольких слов, а не какого-нибудь единственного.

Немыслимо описать всю «палитру красок» живой русской речи: исчерпать её многоцветность. Показать все те краски и колеры, средства и приёмы, какими пользуется язык, чтобы наилучшим образом перенести из сознания говорящего в сознание слушающего не одно лишь знание, но и всю радугу чувств, переживаний. Ощущений, какие владеют им!

Вот, например, лошадь. Мы можем сейчас назвать её лошадью, через минуту – клячей, затем – конём, а может быть, кобылёнкой, или, наоборот, буцефалом, россинатом, пегасом... Даже Сивкой Буркой, в зависимости от того, как мы оцениваем её достоинства, как относимся к ней – с восхищением или иронически, всерьёз или не без шутки. Синонимы: деньги, купюры, бабки, лимоны, штука; битва, бой, сеча, баталия, сражение.

Человек культурной речи должен владеть искусством свободной игры синонимами, знать, когда сказать СОБАКА, а когда про то же существо – ПЁС (а может быть, ЦЕРБЕР?).

СИНОНИМЫ ОБРАЗУЮТ СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ. ГЛАВНОЕ СЛОВО – ДОМИНАНТА.

Выделяют 4 типа синонимов.

Полные: орфография – правописание, лингвистика – языкознание.

Смысловые: блеск, сияние, сверкание,/ холодный, ледяной (один стиль, но разные оттенки).

Стилистические: упал, хлопнулся,/ личико, мордашка, морда, харя, рыло.

Семантико-стилистические: (разная сфера употребления) договор, условие, соглашение, контракт, пакт.

Синонимы используются в речи во избежание повторов, для тонкого различия оттенков, иногда для противопоставления (Они не ходят, а шествуют, не сидят, а восседают).

Обогащение синонимов происходит при заимствованиях (простой – элементарный), при развитии многозначности слова (бездна, гора, куча, море, туча), при словообразовании (авторские синонимы): сливеют губы с холода.

На основе синонимов строится стилистическая фигура – градация (см. далее).


А Н Т О Н И М Ы.


Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением, относящиеся к одной и той же части речи: друг – враг, тяжёлый – лёгкий, любить – ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов. Если слово многозначно, то для каждого значения может быть свой антоним: худое ведро – целое ведро, худой поступок – хороший поступок. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:

Дома новы, а предрассудки стары. (А.Грибоедов)

Как мало пройдено дорог , как много сделано ошибок. (С.Есенин)

Антонимы используются в антитезе (см. далее).


М Е Т А Ф О Р А.


Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве, например:

Вокруг белеющих прудов

Кусты в
  1   2   3   4   5

Похожие:

Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconУрок практикум в 11 классе. (2 учебных часа) Тема: «Художественная речь: изобразительно выразительные средства»
Оборудование урока: компьютерная презентация, раздаточный материал с отрывком из повести «Олеся», раздаточный материал с таблицами...
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconУрок русского языка в 11 классе
Изобразительно-выразительные средства языка в поэзии Анны Ахматовой и прозе Татьяны Толстой
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconПлан-конспект урока «Изобразительно-выразительные средства языка»
Базовый учебник: Русский язык 10-11 кл., Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русское слово. Москва, 2010
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» icon«Ораторское искусство юриста» для студентов всех форм обучения направления 030900 Юриспруденция
Изобразительно-выразительные средства языка и их использование в речах известных судебных ораторов
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconЛингвопоэтические средства создания образов пожилых англичан в романном творчестве Р. Пилчер
Охватывает сюжетно-композиционную структуру произведения, авторский стиль, изобразительно-выразительные средства, расстановку акцентов...
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconИсследовательская работа Тема: «Подростковый сленг»
Сленг особая форма языка, слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные...
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconНаучно-исследовательская работа по физике на тему: «Исследование процесса испарения»
Учебная научно-исследовательская работа по физике на тему: «Исследование процесса испарения»
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» iconИсследовательская работа на тему: «стародубский говор»
Изучение говора даёт бесценный материал для проникновения в истоки языка, его историческое прошлое, позволяет понять процесс становления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница