Професійна спілка робітників морського транспорту України




НазваниеПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
страница1/17
Дата17.11.2012
Размер2.61 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ¢Я УКРАЇНИ


Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут медицини транспорту”

Державний департамент морського і річкового транспорту України
Професійна спілка робітників морського транспорту України



ВІСНИК


МОРСЬКОЇ МЕДИЦИНИ


Науково-практичний журнал

Виходить 4 рази на рік


Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук (Бюлетень ВАК України від 9 червня 1997р. №4)


Зареєстрований в Міністерстві інформації України

Свідоцтво серія КВ № 2830


2-3 (36)

(квітень - вересень)


Одеса 2007


РЕДАКЦІЙНА КОЛЕГІЯ


Головний редактор Л. М. Шафран


О. М. Ігнатьєв (заступник головного редактора), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), Є. П. Белобров, В. М. Євстаф’ев, О. І .Верба, Т. В. Демідова, Т. Л. Лебедева, В. О. Лісобей, Т. П. Опаріна, Б. В. Панов, Н. Ф. Петренко, Е. М. Псядло,

В. Г. Руденко.


РЕДАКЦІЙНА РАДА


О. К. Асмолов (Одеса), Ю. І. Бажора (Одеса), М. І. Голубятніков (Іллічівськ), С. А. Гуляр (Київ), В. М. Запорожан (Одеса), М. Ф. Ізмеров (Москва), Н. К. Казимирко (Луганськ), М. О. Корж (Харьків), І. Ф. Костюк (Харьків), В. Й. Кресюн (Одеса), Ю. І. Кундієв (Київ), У. Лахе (Естонія), В. І. Лузін (Луганськ), В. Є. Петров (Одеса), В. В. Поворознюк (Київ), М. Г. Проданчук (Київ), А .М. Сердюк (Київ), Ю. Б. Чайковский (Київ), О. А. Шандра (Одеса).


Адреса редакції


65110, ДП “УкрНДІ медицини транспорту”

м. Одеса, вул. Маловського, 8

Телефон/факс : (0482) 740-33-40; 42-82-63

e-mail cmm2005@ukr.net; nymba@mail.ru


Редактор Н. І. Єфременко


Здано до набору..... р.. Підписано до друку........... Формат 70´108/16

Папір офсетний № 2. Друк офсетний. Умов.-друк.арк. .

Зам №


ISSN 0049-6804 ÓМіністерство охорони здоров’я України, 1997

ÓДержавне підприємство “Український науково-

дослідний

інститут медицини транспорту” , 2006

ÓДержавний департамент морського і річкового транспорту України, 1997

ÓПрофесійна спілка робітників морського транспорту

України, 1997


О Т Р Е Д А К Ц И И


В июне 2007 исполняется 10 лет с момента создания Международной ассоциации морской медицины (IMHA). Решение о создании ассоциации было принято на IV симпозиуме по морской медицине в Осло в 1997 году. Ассоциация зарегистрирована в Бельгии, в настоящее время в ней представлено 85 стран мира, в т.ч. Украина.

Сегодня, кроме Международной ассоциации морской медицины, создан ряд национальных ассоциаций. Так, в 1989 году было создано испанское общество морской медицины (the Spanish Society of Maritime Medicine- Sociedad Española de Medicina Maritima-SEMM);

В 2000 году основана датская ассоциация морской медицины (the Danish Maritime Health Association- Dansk Selskab for Maritim Medicin- DSMM);

Французское общество морской медицины (The French Society of Maritime Medicine (Société Française de Médicine Maritime-SFMM) создано24.01.2001;

В тот же год было создано норвежское общество морской медицины (the Norway Society of Maritime Medicine (Norsk Forening for Sjøfartsmedisin).

Кроме того, в Европе существует итальянское общество морской медицины (Societá Italiana di Medicina del Mare - SIMM) и германская ассоциация морской медицины (Deutsche Gesellschaft für Maritime Medizin).

В 2004 году общества морской медицины были созданы также в Индонезии и Вьетнаме.

В США существует ассоциация круизной медицины, которая действует в рамках the American College of Emergency Physicians (Section of Cruise Ship and Maritime Medicine-1990). Кроме того, также в США, существует международная медицинская ассоциация круизных линий (Cruise Line International Medical Association - CLIMA), медицинское общество подводной и гипербарической медицины (the Undersea and Hyperbaric Medicine Society-UHMS).

Редакция журнала «Вестник морской медицины» поздравляет своих читателей со знаменательной датой и сообщает, что в 2007-2008 гг. планирует издание серии статей по истории морской медицины.


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ


ОРГАНІЗАЦІЯ МЕДИКО-ПРОФІЛАКТИЧНОЇ СЛУЖБИ


УДК 616.34.025/027


А.М. Игнатьев, Н.А. Мацегора, Н.И. Голубятников, Т.П. Опарина,

К.А. Ярмула

МОРСКАЯ МЕДИЦИНА В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ЗАДАЧИ, АКТУАЛЬНЫЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

( к 10-летию Международной ассоциации морской медицины и 30-летию кафедры профессиональной патологии, клинической лабораторной и функциональной диагностики ОГМУ)

Одесский государственный медицинский университет


Профессиональная патология – часть медицинской науки, которая изучает влияние вредных факторов производственной и окружающей среды, и их значение в возникновении и развитии различных заболеваний.

Традиционно сложилось так, что в Одессе большое развитие приобрела морская медицина как область медицинской науки, которая исследует условия труда и быта моряков и работников береговых предприятий и служб морской отрасли, а также обеспечивает научное обоснование профилактических мероприятий по борьбе с общесоматическими и профессиональными заболеваниями. В физиологии морского труда профессиональная деятельность судовых специалистов рассматривается как специфический вид трудовой деятельности, учитывая единство зоны труда и отдыха, постоянное влияние сложного комплекса факторов внешней среды, существенное превышение санитарных норм шума, вибрации, электромагнитных, инфракрасных излучений, частые изменения временных поясов и метеоклиматических зон, высокое психоэмоциональное напряжение. Все упомянутое выше приводит к тому, что заболеваемость морских специалистов в рейсовых условиях существенно превышает аналогичный показатель на берегу.

Морская медицина, которая возникла на стыке многих наук, имеет свой исторический аспект. Опираясь на сохранившиеся официально зарегистрированные научные источники, следует отметить, что в Одессе, впервые в мире, в 1861 году начали издаваться "Медицинские приложения к Морскому сборнику". Даже в основных морских государствах подобные издания появились позже: во Франции в 1864 году, в Италии - в 1894 году, в Америке и Англии соответственно в 1907 и 1915 гг. С 1911 года журнал получил название "Морской врач" - так были заложены принципы специальности "морская медицина". Научные разработки, которые существовали на тот период, в первую очередь были необходимы для военной отрасли, потому военно-морская медицина определила основные направления научных исследований морской медицины.

Морские врачи принимали участие в проектировании, контроле строительства и в приемных испытаниях судов. Среди выдающихся организаторов военно-морской медицины были Д.М. Синопеус, А.Г. Бахергарт, К.О.Розенберг, В.С.Кудрин. Широко известны зарубежные морские врачи, в частности, Д. Линд и Г. Блейн, которых в Англии считают основателями морской медицины. В 1858 году впервые в России было организовано научное общество морских врачей в Петербурге, а впоследствии в других портах.

Большое значение на стыке многих наук, новых отраслей знаний приобрело формирование клинического направления морской медицины в 60-х годах ХХ столетия, изучение проблемы адаптации человека к жизнедеятельности в условиях Мирового океана в 70-х годах.

На международных симпозиумах по морской медицины, начиная с 1963 года, были определены методология, актуальные проблемы и задачи этой науки.

Огромный вклад в развитие морской медицины внесли выдающиеся ученые Одесского государственного медицинского университета - академик Ясиновский М.А., профессор Алейникова Л.И., академик Курако Ю.Л., проф. Герцен И.Г., академик Лобенко А.А. и др.

В нашей стране впервые в мире была проведена организация высшего морского медицинского образования.

В 1977 году, впервые в СССР, в составе факультета усовершенствования врачей Одесского медицинского института была создана кафедра морской медицины, клинической базой которой стала Черноморская центральная бассейновая клиническая больница на водном транспорте. Основной целью работы кафедры стало последипломное обучение врачей по специальности «судовая медицина» в соответствии с разработанной унифицированной программой и усовершенствование знаний судовых медицинских работников по основным разделам медицинской науки.

В то же время ученые Одесского медицинского института начали активную научную работу по вопросам медико-биологического обеспечения освоения человеком Мирового океана.

Первым заведующим кафедрой морской медицины был избран кандидат медицинских наук, доцент М.С.Денисюк (1977-1986 гг.), диссертационная работа которого была посвящена изучению изменений сердечно-сосудистой системы у моряков китобойной флотилии "Слава".

В 80-х годах были защищены первые в Украине диссертационные работы в отраслях морской медицины, а в 1985 году впервые в стране было присвоено ученое звание профессора по кафедре морской медицины. С 1986 года стал заведующий кафедрой морской медицины стал А.А. Лобенко.

Кафедра морской медицины - это клиническая кафедра ОГМУ, представленная преподавателями терапевтического и хирургического профиля. Для преподавания смежных клинических дисциплин кафедра тесно сотрудничала с другими кафедрами ОГМУ - общей и социальной гигиены, эпидемиологии и инфекционных заболеваний, стоматологии, глазных болезней, психиатрии, судебной медицины и др.

В соответствии с решением МЗ Украины с 1988 года на кафедре была начата подготовка научно-педагогических кадров путем учебы в очной и заочной аспирантуре, клинической ординатуре. Все аспиранты кафедры успешно защитили кандидатские диссертации.

В 1992 году на базе Черноморской центральной бассейновой клинической больницы на водном транспорте было организовано НПО "Медицина транспорта", в состав которого, наряду с лечебно-профилактическими учреждениями практического здравоохранения, вошла кафедра морской медицины. Это способствовало значительному повышению уровня медицинского обеспечения моряков, развития морской медицины как научной дисциплины и последующему введению в Академии медицинских наук Украины специальности "морская медицина" с избранием действительного члена Академии.

Указом ВАК Украины от 12.05.93 г. в УНПО "Медицина транспорта" был утвержден специализированный ученый совет Д.41.617.01 по защите кандидатских и докторских диссертаций по этой специальности. За время существования совета были защищены 49 кандидатских и 15 докторских диссертаций по данному профилю, сотрудниками опубликовано более 600 научных трудов, среди которых монографии, учебные пособия, методические рекомендации.

За научные достижения и их внедрения в практику здравоохранения на водном транспорте 6 воспитанников кафедры награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями и дипломами различных выставок. В последние годы в учебный процесс кафедры был внедрен ряд компьютерных программ по предаттестационной подготовке судовых врачей, а также специалистов терапевтического, хирургического, травматологического профилей, организаторов системы управления здравоохранением. Министерством здравоохранения Украины утверждена (приказ 55-адм. от 11-01.2000 г.) программа подготовки специалистов плавсостава по вопросам оказания медицинской помощи и ухода за больными на судах, которая разработана кафедрой морской медицины.

Учитывая профессиональную направленность и наличие клинической базы, приказом ректора ОГМУ № 234 от 01.09.99 г. кафедра морской медицины была реорганизована в кафедру морской медицины и профессиональных болезней, а с 2005 года получила более широкое название - кафедры профессиональной патологии, клинической лабораторной и функциональной диагностики. При этом она является опорной кафедрой в Украине по вопросам морской медицины.

Поддерживается постоянная связь и обмен методическими материалами с однопрофильными научными и лечебными заведениями в Украине – НИИ медицины транспорта (Одесса), НИИ медицины труда (Киев), институтом патологии позвоночника и суставов им. проф. Н.И. Ситенко (Харьков), а также за рубежом – в Санкт-Петербурге и Архангельске (Россия), Батуми (Грузия), с Институтом профессионального здоровья (Швеция). Cотрудники кафедры принимали участие в создании новой версии “International Medical Guidance for Ships”.

Основным научным направлением работы кафедры является лечебно-профилактическое и прогностико-диагностический аспекты профессиональных болезней, в том числе и в области морской медицины.

Сотрудники кафедры проводят консультативную работу по вопросам профессиональной патологии не только в Одессе, но и на многих промышленных предприятиях юга Украины.

Работники кафедры и клинической базы в своей консультативной и лечебной работе используют современные европейские стандарты обследования и лечения терапевтических больных, профилактики наиболее распространенных заболеваний населения и режимных контингентов. Внедрены в практику современные медицинские технологии диагностики и лечения остеопороза, остеоартроза, желчнокаменной болезни, постхолецистэктомического синдрома и др. С 1999 г. организована Ассоциация и центр остеопороза южного региона Украины, возглавляемый проф. Игнатьевым А.М.

Сотрудники кафедры принимают участие в региональных и международных конгрессах, симпозиумах и конференциях, посвященных проблемам профессионального здоровья моряков – Болгария, (Варна,1988); Бельгия (Антверпен, 1993); Финляндия (Хельсинки, 1995); США (Балтимор, 1995); Швеция (Стокгольм, 1996); Норвегия (Осло, 1997); Великобритания (Лондон,1999); Филиппины (Манила, 2001); Испания ( Барселона, 2003); Хорватия (Риека, 2005). Неоднократно ( 1975, 1992, 1997, 1999, 2001, 2003 ), конференции по актуальным вопросам морской медицины проводились в Одессе. В их организации активное участие принимала кафедра морской медицины Одесского государственного медицинского университета.

С 1997 года на кафедре осуществляется первичная специализация и предаттестационная подготовка по судовой медицине, терапии, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике, клинической лабораторной диагностике, профессиональным болезням, организации здравоохранения. За этот период обучение на циклах прошли более 600 врачей-кусантов Одесской, Херсонской, Николаевской и др. областей. Систематический контроль за знаниями и умениями врачей южного региона осуществляется в период проведения Дней областного специалиста, обществ, тематических циклов усовершенствования. Только за последние 5 лет кафедра организовала более 14 научно-практических конференций разного уровня для медработников высшего и среднего звена.

К сожалению, положение дел по профилактике и лечению заболеваний моряков в настоящее время ухудшилось в связи с динамическими преобразованиями в структуре морского и речного флота Украины, изменением форм собственности на фоне развала и финансового банкротства государственных и ряда акционерных компаний, широкой практике сдачи судов в аренду иностранным компаниям, изменением системы смены экипажей ( ранее экипажи менялись, в основном в портах Украины, сейчас это может произойти в любом порту мира, куда моряки доставляются авиатранспортом в сроки возможной инкубации).

Ситуация усугубляется еще и потому, что десятки тысяч моряков пошли работать на суда иностранных судовладельцев, в основном на суда под «удобным флагом», изменив свой статус на Украине и теперь устраиваются на работу, пользуясь услугами посреднических предприятий по трудоустройству (крюингом) за рубежом. Количество украинских моряков, работающих «под флагом», составляет более 50 тысяч — это третий показатель после Филиппин и России.

Таким образом, профессиональная группа «моряк» по-прежнему существует, но моряком в полном смысле слова он становится только с момента подписания моряком контракта непосредственно на судне за границей. До этого он выезжает из страны «туристом» по документам ОВИРа, въезжает в Украину также «туристом», в основном авиатранспортом. Болеет же моряк, травмируется и, как не печально, погибает, так, как это всегда было на флоте. Отдельные исследования иностранных экспертов показывают, что уровень смертности среди моряков, работающих на судах под «удобными флагами», оказывается в два раза выше соответствующего показателя среди моряков, работающих на судах под национальным флагом.

По данным английских авторов повышенный риск гибели на судах под иностранными флагами связан не только с опасностью катастроф: на этих судах коэффициент смертности в результате несчастных случаев в 2,2 раза выше соответствующих показателей на судах под национальными флагами, а число самоубийств и необъяснимых исчезновений боольше в 3,6 раза.

В Украине на сегодняшний день, как и во многих других морских державах, нет общей системы сбора информации по заболеваемости, причем в большинстве стран «удобных флагов» не ведется даже элементарная статистика заболеваемости, смертельных случаев среди плавсостава.

Кроме того, в Украине разрушена существовавшая в СССР система мониторинга за здоровьем моряков. Ряд медицинских учреждений водного транспорта переданы в коммунальную собственность (Измаил, Николаев, Одесса, Мариуполь и т.д.) В связи с чем нарушена система централизованного сбора и анализа сведений о заболеваемости плавсостава.

При оформлении отходов судов в заграничные рейсы установлено, что не все медучреждения, которые проводят обследование моряков для определения пригодности для работы на судах, выдают медицинские свидетельства установленного образца, имеет место выдача документов произвольной формы в нарушение приказа.

Определение состояния здоровья лиц для пригодности работы в профессиональных группах пилотов, моряков, железнодорожников всегда проводили специализированные медицинские учреждения, знакомые со спецификой профессии, вредными факторами той или иной профессии. Это и позволяло проводить целостный мониторинг здоровья моряков.

По данным международной ассоциации морской медицины «медицинский осмотр не может проводиться без предыдущей информации о здоровье моряка. Диагнозы не могут базироваться на личной информации, предоставленной обследуемым, его упоминании о болезнях. Есть случаи, когда выгодно скрыть болезнь (продление допуска в рейсе), а есть и обратные ситуации (пенсия по болезни)».

Международная ассоциация морской медицины считает, что «выполнять работу по определению профпригодности моряков должны те доктора, которые в соответствии с конвенцией STCW 78/95 уполномочены для выполнения этой задачи. Они должны иметь знания о специфике отрасли и о требованиях к состоянию здоровья работающих.

Современный судовладелец четко понимает, «что пригодный по здоровью моряк - безопасный моряк» (Х. Саарни, 2005) [ 1 ], т.е. при поддержании высоких стандартов здоровья моряков, обеспечивается гарантия безопасности для судна, экипажа и, например, пассажиров. Медосмотры моряков - важная составляющая в предупреждении заболеваемости. Тим Картер (2003, 2005) [ 2 ] считает, что медосмотры должны проводится по единым критериям, независимо от того, на каком судне работает моряк, точнее, независимо от национальной принадлежности и флага судна. Это важно, т.к. сегодня моряки как никогда часто мигрируют из одной страны в другую в поисках трудоустройства.

К сожалению, прекрасно отработанная система централизованного управления морским здравоохранением в Украине разрушена, больницы переданы в муниципальную собственность, моряки получают медпомощь где угодно. Поэтому сегодня на оставшихся украинских судах заграничного плавания, а также иностранных судах с украинскими экипажами, следует продолжить работу по медицинскому обеспечению с учетом современных условий при отсутствии судовых врачей, с учетом требований международных конвенций. Работа с моряками должна быть усилена по таким направлениям:

- Контроль работы медкомиссий, выдающих медицинское свидетельство (согласно Конвенции 73) на предмет полноты штатов, оборудования и выполняемых исследований;

- Контроль работы центров подготовки на предмет качества подготовки экипажей по вопросам медицинского обеспечения;

- Контроль работы крюингов по вопросам организации и качества проведения инструктажа моряков перед выездом в страны неблагополучные по карантинным и особо опасным инфекциям, обеспечения моряков средствами химиопрофилактики, памятками;

  • Контроль работы министерств и других центральных органов исполнительной власти по вопросу приобретения и наличия в достаточном количестве в аптечной сети средств химиопрофилактики малярии.

Не утратили актуальности вопросы профилактики особо опасных инфекций. Последние 10 лет в мире отмечен их рост. Международные судоходные связи Украины осуществляются через 18 морских и речных портов, открытых для международного судоходства. Опасными с позиции возможного завоза возбудителей карантинных и других опасных инфекций являются порты Одессы, Ильичевска, Южного, Николаева, Севастополя, Керчи, Мариуполя и др., в которые прибывают суда из стран, где эти заболевания не редки. Если учесть, что 17,4% прибывающих на судах в Украину прибывают именно из стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям, - значение морской медицы возрастает еще больше.

Одесса, несмотря ни на что, остается морской столицей нашей страны. Здесь сосредоточен огромный научно-практический потенциал, важнейшие учреждения, обеспечивающие мощь и престиж Украины как морской державы. Наличие учебных заведений водного транспорта, профильных научно-исследовательских институтов и производств позволяет решать назревшие проблемы морской медицины на современном уровне, привлекая для этого ученых и практиков с мировым именем.


Ключевые слова: морская медицина, профессиональные болезни

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Професійна спілка робітників морського транспорту України iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 медичні та екологічні проблеми приморських регіонів
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница