Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название)




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название)
страница1/6
Дата17.11.2012
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра__________ХИМИИ____________________________________________

(название кафедры)


Ф.и.о. автора_____Родина Елена Юрьевна________________________________


Учебно-методический комплекс по дисциплине


БИОХИМИЯ

(название)


Специальности 011600 «Биология» 020201.65

(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2009


Автор-составитель:

Родина Е.Ю., доцент, к.б.н.


Учебно-методический комплекс_дисциплины «Биохимия»

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности 011600 «Биология»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Ефанов В.Н.

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………...5

1.Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………….. .6

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………...7

3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................8

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работ…………………....9

  1. Содержание курса……………………………………………………………..10

5.1.Темы лабораторных занятий………………………………………………...12

5.2.Темы практических занятий………………………………………………....20

5.3.Основные вопросы лекций и практических занятий по предложенному

курсу биохимии……………………………………………………………………21

6.Учебно-методическое обеспечение

6.1.Литература……………………………………………………………………...24

6.2.Перечень необходимых технических средств обучения и способы их

применения………………………………………………………………….…25

7.1. Методические указания студентам…………………………………………...26

7.2.Задания для самостоятельной работы студентов……………………………..27

7.3.Методические рекомендации для преподавателя…………………………….41

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………….. . . . . . . . . . . …………………………………43


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 011600 «Биология»

Квалификация – Биолог

По специальности 011600 «Биология»

Специализация 011601 «Ботаника»

011602 «Зоология»


ОПД.Ф.11 Биология клетки (гистология, цитология, биофизика, биохимия и молекулярная биология)


Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; субклеточные компоненты, их биохимические характеристики; структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов, пути биосинтеза макромолекул, энергетика клеток растений и животных, структура и функции биомембран, принципы регуляции метаболизма; радиобиология; методы световой микроскопии, культуры клеток и тканей, выделения и исследования субклеточных структур, потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности, изотопный анализ. Практикумы.


1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель курса:

Сформировать представление о биохимии как науке, изучающей вопросы детальной характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи и процессов их обмена на уровне живых клеток и их органелл.


Задачи курса:

1) изучить строение и свойства таких важнейших классов соединений,

определяющих, в конечном итоге, свойства живых организмов, как:

- белки;

- углеводы;

- нуклеиновые кислоты;

- липиды;

2) изучить обмен каждого из указанных классов веществ, установить

взаимосвязь между обменами и общие принципы их регуляции в

живых организмах;

3) изучить теоретическую основу некоторых методов исследования

различных классов веществ живых организмов и уметь применять их

на практике.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


После изучения основных вопросов данного курса студенты должны


знать:

  • 1) электронное строение и химические свойства основных классов соединений, представленных в живых организмах;




  • 2) функциональные особенности основных классов соединений с учетом их электронного строения и химических свойств;




  • 3) теоретическую основу методов исследования биохимии;



уметь:

  • 1) пользоваться некоторыми методами исследования биохимии;




  • 2) давать общую характеристику основных соединений живых организмов в соответствии с целями и задачами данного курса.



3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы



Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

7

7




Аудиторные занятия:

48

57




лекции

32

38




практические и семинарские занятия




19




лабораторные работы (лабораторный практикум)

16







Самостоятельная работа

47

33




ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

95

90




Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)




Контрольная работа - 7




Курсовая работа

(№ семестра)










Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен - 7

Экзамен - 7






3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ


Форма обучения очная



Названия разделов и тем



Всего часов по учебному плану



Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа



лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Наименование тем

Тема 1.

Аминокислотный состав белков. Общая характеристика белков.



12



4






2



6

Тема 2.

Ферменты. Классификация, механизм действия. Реакции, характеризующие деятельность ферментов разных классов.



12



4






2



6

Тема 3.

Нуклеиновые кислоты. Общая характеристика. Уровни организации ДНК. Виды и уровни организации всех видов РНК.



12



4






2



6

Тема 4.

Углеводы. Общая характеристика.


12


4





2


6

Тема 5.

Липиды. Общая характеристика.


12


4





2



6

Тема 6.

Обмен углеводов


12


4





2


6

Тема 7.

Обмен липидов


12


4





2


6

Тема 8.

Витамины


11


4





2


5


ИТОГО:


95


32





16


47



4.Содержание курса


1.Аминокислотный состав белков. Общая характеристика белков.


Химический состав живых организмов. Характеристика закономерности распространения элементов в живой природе. Зависимость между биологической ролью элементов и их положением в периодической системе Д.И. Менделеева. Характеристика основных классов химических соединений, входящих в состав живой материи. Аминокислотный состав белков. Физико-химические свойства белков. Уровни организации белковой молекулы: первичная, вторичная (сверхвторичная), третичная и четвертичная структура белков. Классификация белков. Локализация белков в клетке.


2.Ферменты. Классификация, механизм действия. Реакции, характеризующие

деятельность ферментов разных классов.


Общая характеристика ферментов. Сравнение свойств ферментов и катализаторов иной природы. Механизм действия ферментов. Факторы влияющие на работу ферментов. Строение простых и сложных ферментов. Номенклатура ферментов. Классификация ферментов. Характеристика основных классов и подклассов ферментов.

Оксидоредуктазы. Структура и роль. НАД+, НАДФ.

Трансферазы: гликозил-, амино-, фосфо-, ацилтрансферазы.

Гидролазы: фосфаты, липиды, гликозидазы, пептидгидролазы, амидазы.

Лиазы: С-С-лиазы, С-N-лиазы, С-О-лиазы.

Изомеразы.

Лигазы: C-N-лигазы, С-О-лигазы, С-С-лигазы, С-S-лигазы. Локализация ферментов в клетке.


3.Нуклеиновые кислоты. Общая характеристика. Уровни организации ДНК.

Виды и уровни организации всех видов РНК.


Общая характеристика нуклеиновых кислот: компоненты, входящие в состав ДНК и РНК. Уровни организации ДНК. Первичная структура: связи поддерживающие первичную структуру ДНК, правила Чаргаффа. Вторичная структура ДНК: принцип комплементарности азотистых оснований, формы ДНК. Третичная структура ДНК: нуклеосома, соленоид (супербид), хромосомы типа ламповых щеток.

РНК. Классификация. Характеристика уровней организации всех видов РНК.

тРНК: первичная структура, вторичная структура – модель «клеверного листа», третичная структура.

рРНК: первичная структура, вторичная структура, третичная структура. Виды рибосом.

мРНК: первичная, вторичная, третичная структуры.

Генетический код.


4.Углеводы. Общая характеристика.


Моносахариды: номенклатура, изомерия, конформация. Характеристика отдельных представителей.

Дисахариды. Полисахариды. Характеристика важнейших представителей.


5.Липиды. Общая характеристика.


Классификация. Характеристика представителей классов липидов.

Триглицериды. Состав. Биологическая роль.

Воски. Состав. Биологическая роль.

Стериды. Состав. Биологическая роль.

Фосфолипиды. Состав. Биологическая роль.

Гликолипиды. Состав. Биологическая роль.

Терпены. Состав. Биологическая роль.


6.Обмен углеводов.


Распад углеводов: дихотомия, апотомия, путь Этнера – Дудорова. Пути утилизации ПВК в клетке. Гликолиз и гликогенолиз, брожение, дыхание. Новообразование углеводов.


7.Обмен липидов


Распад глицерина. a- и b-окисление ВЖК, их локализация в клетке. Обмен ацетил- КоА. Биосинтез ВЖК. Обмен фосфолипидов. Характеристика фосфолипаз А, В, С и Д. Обмен холина. Биосинтез фосфолипидов.


8.Витамины.


Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины. Витаминоподобные. Авитаминозы. Роль витаминов в обменных процессах, источники.


5.1.Темы лабораторных работ

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия продуктов питания» составлен в соответствии с требованиями национально-регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общематематических и естественнонаучных дисциплин государ
Учебно-методический комплекс: Биохимия продуктов питания (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название)
Учебно-методический комплекс Геология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биогеография (название)
Учебно-методический комплекс Биогеография составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями основной образовательной программы по
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Введение в биотехнологию (название)
Учебно-методический комплекс Введение в биотехнологию составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название)
Учебно-методический комплекс Экология животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)
Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Геология Сахалина (название)
Учебно-методический комплекс Геология Сахалина составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физиология растений (название)
Учебно-методический комплекс Физиология растений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница