Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации»




Скачать 132.81 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса «Основы межкультурной коммуникации»
Дата17.11.2012
Размер132.81 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию

Учебно-методический совет социологии


УТВЕРЖДАЮ


Председатель Совета

_______________________


“_____”___________________200__г.


Программа спецкурса


«Основы межкультурной коммуникации»


Рекомендуется для направления подготовки


040200 Социология


Москва

2007 г.


Основы межкультурной коммуникации

Автор (составитель) Программы:


к.к., ст. преп. Брандт З.В.

I. оРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса: обучение студентов теоретическим и практическим знаниям в области межкультурной коммуникации, усвоение знаний по вопросам развития культурной восприимчивости и адекватной интерпретации вербального и невербального поведения в культурах Запада и Востока.

2. Задачи курса:

  • представить основные понятия и подходы к изучению межкультурной коммуникации;

  • обосновать взаимосвязь межкультурной коммуникации с другими дисциплинами, такими как социология, этнология, социальная психология, социальная коммуникация, культурология;

  • ознакомить студентов с проблемными областями межкультурной коммуникации;

  • показать изменение характера межкультурной коммуникации в конкретно-исторических условиях;

  • сформировать практические навыки эффективного взаимодействия с представителями западных и восточных культур.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Прелагаемый курс способствует выработке знаний в области межкультурного взаимодействия, актуального в разных сферах социальной жизни. Компетентное владение и оперирование методами и способами коммуникации предполагает эффективный диалог культур, возможность самостоятельного анализа межкультурных конфликтов и пути их разрешения на различных уровнях. Практические тренинги и семинары направлены на реализацию полученных теоретических знаний в области межличностных и межгрупповых контактов в инокультурной среде.

Курс разработан с учетом базовых дисциплин, освоенных студентами ранее: социальная коммуникация, общая социология, этнология, связи с общественностью, социология культуры. Курс готовит выпускника-социолога, владеющего основами культурной грамотности.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение студентом теоретической и практической частей курса означает наличие четких представлений и знаний по основным проблемным областям межкультурной коммуникации.

5. Содержание курса:

Курс состоит из 8 основных проблемных тем. К учебному материалу прилагается учебно-методический комплекс и список рекомендуемой литературы.

II. краткое содержание курса дисциплины


Тема 1. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина

Основные цели и задачи курса «Основы межкультурной коммуникации». Методологические подходы к изучению межкультурной коммуникации. Интегрированный характер межкультурной коммуникации, ее связь с другими науками. Способы преодоления эклектичности дисциплины «Межкультурная коммуникация». Причины и истоки возникновения дисциплины «Межкультурная коммуникация». Этапы развития дисциплины за рубежом и в России. Формы и методы обучения межкультурной коммуникации. Возникновение новой профессии – специалист по межкультурному общению. Ключевые определения и понятия, отражающие содержание межкультурной коммуникации.

Тема 2. Понятие «культура» и его составляющие

Определения и подходы к изучению культур (элементы культуры, виды культур). Понятие «диалог культур». Культура как социальный феномен. Социокультурная память (социологический, культурологический, психологический и исторический подходы). Культурный релятивизм и этноцентризм, культурные универсалии. Культура как совокупность ценностей, норм, символов, верований, реализующихся в социальных представлениях, восприятии и особенностях поведения различных групп (субкультуры и контркультуры). Проблемы личности в контексте культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Общее и различное в культурном развитии западной и восточной цивилизаций в постиндустриальную эпоху. Место и роль российской культуры в контексте современности.

Тема 3. Этнонациональные аспекты культуры

Понятия этнос и этническая идентичность (теории этничности), культурная и языковая картина мира, этнокультурные стереотипы. Компоненты этнической реальности и этнодифференцирующие признаки общности: этноним, историческое прошлое этноса, этническая территория, язык, религия и культура. Этапы становления этнической идентичности. Когнитивный и аффективный компоненты этничности. Этнодифференциация «свой» и «чужой» (комплекс представлений о своей и других этнических общностях). Феномен межэтнической напряженности. Проблемы трансформации этнической идентичности. Место человека в обновленном этнокультурном пространстве и проблема сохранения этничности.

Тема 4. Коммуникация в разных культурах

Определение понятия «коммуникация». Модели коммуникации. Проблема адекватной интерпретации сообщения. Социальная коммуникация, как осознанная и кооперативная деятельность. Смысловой контакт в межкультурной коммуникации. Возможности возникновения «псевдокоммуникации» и «квазикоммуникации» в инокультурном контексте общения. Фреймы как способы познания разных культур. Понятие коммуникативной неудачи. Типологии коммуникативных неудач. Специфика использования различных средств коммуникации (ВК и НВК), каналов, видов коммуникации при взаимодействии с представителями других культурных ареалов. Гендерные особенности коммуникативного поведения. Механизмы и типичные ошибки восприятия. Специфика текстовой деятельности в процессе межкультурной коммуникации.

Тема 5. Межкультурные различия при употреблении языка

Концепция Э. Сепира о соотношении языка и культуры. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика. Возникновение общих заимствований в ходе взаимодействия языков и культур. Языковые стили: прямой, косвенный, детализированный, развернутая речь. Стратегии и тактики убеждения. Способы поддержания темы диалога и глубина их обсуждения (очередность реплик в диалоге). Понимание молчания и улыбки в разных культурах. Понятие «языковая картина мира». Отражение «своего» менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации. Сравнительно-сопоставительный анализ невербального поведения в разных коммуникативных ситуациях представителей восточных и западных культур.

Тема 6. Взаимозависимость глобальных процессов и межкультурного взаимодействия.

Понятие «глобализация». Существование и роль культур в контексте глобализации. Влияние глобализации на характер межкультурного взаимодействия. Возникновение и распространение глобального языка, глобальных информационных сетей и появления глобальной культуры. Своеобразие межкультурного диалога, опосредованного интернетом. Проблема толерантного и интолерантного поведения в межкультурном общении. Интенсификация межкультурных контактов в сфере глобальной экономики, образования, политики, религии, культуры. Формы адаптации транснациональных корпораций в контексте российской действительности.

Тема 7. Теоретико-прикладной аспект межкультурной коммуникации

Антропологический, культурологический, социально-психологический, этнологический подходы к изучению межкультурного взаимодействия. Термины «межкультурная коммуникация», «кросскультурная коммуникация» и «мультикультурная коммуникация».

Многообразие концепций и теорий в изучении межкультурной коммуникации. Теория Э.Холла о контекстах культур. Высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры. Культуры с монохронным и полихронным использованием времени.

Теория культурных измерений Г. Хофстеде. Категории оценки культуры (символы, ритуалы, герои, ценности) и соответствующая шкала измерений. Пять типов культурных измерений: дистанция власти, индивидуализм (коллективизм), маскулинность (феминность), избежание неопределенности, долгосрочная и краткосрочная ориентация.

Теория «культурной грамотности» Э. Хирша. Уровни владения языковой, культурной и коммуникативной компетенцией. Асимметрия.

Теория «Культурного шока» К. Оберга. Культурный шок перехода и его стадии (напряжение, чувство потери, одиночества, нарушение ролевых ожиданий, тревога и неполноценность).

Теории К. Клакхона и Ф. Стродбека. Пассивные и активные культуры, концепты природы и времени в разных культурах.

Теория Л.Самовара и Р. Портера. Способы вербального и невербального общения. Значения символов культуры.

Модели аккультурации Д. Берри, С. Бочнера, Г. Триандиса. Способы приобщения и адаптации к новому культурному окружению. Последствия межкультурного контакта на уровне групп и личности.

Тема 8. Кросскультурные тренинги

Основные цели и задачи тренинговых программ. Формирование практических навыков межкультурного общения. Осознание уникальности своей и чужой культуры, умение вести диалог, разрешение и избежание межкультурных конфликтных ситуаций, преодоление этнокультурной предубежденности, понимание символов другой культуры, адекватная интерпретация вербального и невербального поведения иностранца в разных коммуникативных ситуациях и сферах. Способы ведения деловых переговоров и деловой переписки. Межкультурная сензитивность и методы её повышения («культурные ассимиляторы»).

IIi. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Перечень тем для рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ

  1. Проблемы формирования межкультурной толерантности.

  2. Механизмы освоения «чужой» культуры в межкультурном взаимодействии.

  3. Межкультурная составляющая в деятельности транснациональных корпораций.

  4. Формы проявления культурной идентичности в современной России.

  5. Влияние культурных различий на способы проведения рекламных кампаний (теория Г. Хофстеде).

  6. Стили поведения представителей моноактивных, полиактивных и реактивных культур в современном бизнесе.

  7. Стратегии разрешения конфликта в разных национальных культурах.

  8. Типология корпоративных культур Ф. Тромпенаарса в изучении кросскультурных конфликтов в многонациональных объединениях.

  9. Особенности стилей вербальной коммуникации в «высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культурах.

  10. Невербальный компонент в межкультурном общении (хронемика, сенсорика, такесика, проксемика и др.).

  11. Функции современного этикета (как условного ритуала) в межкультурном взаимодействии.

  12. Типология современных западных концепций межкультурной коммуникации.

  13. Повышение семиотичности массового поведения в условиях социокультурных изменений.

  14. Поведение личности в ситуации межкультурного конфликта (социокоммуникативный аспект).

  15. Проблемы межкультурного диалога в условиях развития глобального информационного общества.

  16. Специфика проявления менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации.

  17. Проблема человека в обновленном этнокультурном пространстве.

  18. Роль стереотипов в восприятии другой культуры.

  19. Межкультурная коммуникация как новая область научного знания.

  20. Способы преодоления межкультурных конфликтов и методы формирования культурной грамотности.

  21. Место межкультурной коммуникации в формировании корпоративной культуры.

2. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Истоки возникновения теории межкультурной коммуникации.

  2. Связь дисциплины «Межкультурная коммуникация» с другими науками.

  3. Этапы формирования и развития межкультурной коммуникации.

  4. Основные определения и ключевые понятия межкультурной коммуникации.

  5. Культура как социальный феномен. Определения культуры и их классификация.

  6. Культурный релятивизм и этноцентризм.

  7. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные цивилизационные концепции.

  8. Культурные ценности, нормы, обычаи, символы и верования.

  9. Этногенез и теории этничности.

  10. Этнические стереотипы и предрассудки в процессе межкультурного взаимодействия.

  11. Межэтнические конфликты и способы их преодоления в теории межкультурной коммуникации.

  12. Невербальные способы коммуникации, их роль в культуре.

  13. Коммуникативные стили. Стратегии и тактики убеждения.

  14. Сущность культуры в глобальном мире.

  15. Причины толерантного и интолерантного поведения при взаимодействии с другими культурами.

  16. Возникновение и распространение глобального языка и культуры.

  17. Теория Э. Холла о контекстах культуры.

  18. Теория культурных измерений Г. Хофстеде.

  19. Теория «культурной грамотности» Э. Хирша.

  20. Культурный шок, его стадии и способы преодоления.

  21. Пассивные и активные культуры. Монохронные, полихронные и реактивные культуры.

  22. Способы аккультурации. Последствия межкультурного контакта.

  23. Глобализация общества и роль межкультурных контактов.

  24. Менталитет как фактор социокультурного прогресса.

  25. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика в межкультурной коммуникации.

  26. Интерпретация молчания и улыбки в восточных культурах.

  27. Влияние культуры на коммуникацию.

  28. Ошибки восприятия в процессе коммуникации.

  29. Условия и формы культурной адаптации.

  30. Межкультурная сензитивность и способы ее повышения.

  31. Значения символов культуры.

  32. Способы разрешения межкультурных конфликтов.

  33. Ведение деловых переговоров.

  34. Формы деловой переписки.

  35. Зависимость коммуникации от культурного контекста.

  36. Концепты природы и времени в разных культурах.

  37. Этноязыковое сознание и языковая картина мира.

  38. Симметричная и асимметричная (языковая, культурная и коммуникативная) компетенции.


IV. Распределение часов курса по темам и видам работ




темы



НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И

РАЗДЕЛОВ

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(часов),

в том числе

Самостоятель

ная

работа (часов)
Лекции

Семинары

1

Тема 1. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина

6

2

2

2

2

Тема 2. Понятие «культура» и его составляющие

8

4

2

2

3

Тема 3. Этнонациональные аспекты культуры

8

4

2

2

4

Тема 4. Коммуникация в разных культурах

12

4

2

4

5

Тема 5. Межкультурные различия при употреблении языка

8

4

2

2

6

Тема 6. Взаимозависимость глобальных процессов и межкультурного взаимодействия

8

4

2

2

7

Тема 7. Теоретико-прикладной аспект межкультурной коммуникации

12

6

2

2

8

Тема 8. Кросскультурные тренинги

8

4

2

2




ИТОГО:

66

32

16

18
V. Формы итогового контроля: Зачет.


4. Рекомендуемый список литературы

Литература основная

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Теоретические вопросы этичности. // Этносоциология: Учеб. пособ. для вузов. М., 1999.

Добреньков В.И., Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. Гл.2, Культура М., 2000.

Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры. // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Литература дополнительная

Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: Учеб. пособ. для вузов. М., 2003.

Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. М., 2001.

Баженов А.А. Коммуникация, дискурс, понимание. 1994.

Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.

Глобализация контуры XXI века. / Сб. ст. В 3-х ч. М., 2002.

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И., Межкультурная коммуникация. Системный подход. Новгород, 2003.

Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия. // Социологические исследования. №4. 1995.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация: Учеб. пособ. М., 1990.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

Караулов Ю.Н. Вехи национально-культурной памяти в языковом сознании русских в конце XX века. // Актуальные проблемы современной лексикографии: Материалы научно-методической конференции, сост. на факульт. Иностр. Яз. МГУ Отв. ред. Ю.А. Бельчиков. 1997. С.26-38.

Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие. / Изд. второе, доп. / М., 2005.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1957. Кн.2. 95 с.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 2001.

Межкультурная коммуникация. Челябинск, 2002.

Московичи С. От коллективных представлений к социальным. // Вопросы социологии. 1992. №2. Т.1. С.83-96.

Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.

Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М, 1985.

Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках. М., 1998.

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений. // Социологические исследования. 1992. №2. С.28-35.





Похожие:

Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconОсновы межкультурной коммуникации
Сборник методических материалов курса «Основы межкультурной коммуникации». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 38 с
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconПрограмма учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» (опд. Ф. 03) Направление подготовки дипломированных специалистов 620100
Основная цель курса формирование базовых понятий теории межкультурной коммуникации, как основы современной концепции лингвистического...
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Введение в теорию межкультурной коммуникации цели и задачи дисциплины Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации» направлена на формирование и систематизацию знаний, позволяющих...
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconУчебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации для студентов факультета журналистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы межкультурной коммуникации». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 44...
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconУчебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории межкультурной коммуникации». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconЭтнокультурные коммуникации
Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М. 2002
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconЛитература (основная) к курсу Западный и восточный стили деловой коммуникации
Грушевицкая T. Г., Попков В. Д., Садохин A. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М., 2002
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconОтчет о работе научно образовательного центра
В 2011 году ноц межкультурной коммуникации выполнял работу над темой: «Межкультурная коммуникация и перевод. Отражение межкультурной...
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» icon«Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Программа спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» iconК вопросу о проблемах обучения межкультурной коммуникации
При изучении межкультурной коммуникации, т е взаимодействия индивидов, групп или организаций, принадлежащих разным культурам, в первую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница