Задачами изучения дисциплины являются




НазваниеЗадачами изучения дисциплины являются
страница1/5
Дата06.09.2012
Размер0.89 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5
Аннотация дисциплины
Иностранный язык


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной работе.


Задачами изучения дисциплины являются: дать иноязычные произведения речи, усовершенствовать речевые навыки и умения (чтение, перевод, аннотирование, реферирование, говорение, аудирование, письмо), актуализировать фонетику, лексику и грамматику с видами речевой деятельности.


Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): практические занятия 2 з.е., самостоятельная работа 3 з.е.


Основные дидактические единицы (разделы):

Чтение. Владение всеми видами чтения литературы различных стилей и жанров. Работа с оригинальными материалами по специальности, контрактами, патентным поиском, рекламой.

Перевод. Развитие умения перевода ведётся в плане обучения оформлению получаемой из иностранных источников информации и как средства овладения иностранным языком, а также контроля понимания прочитанного.
Устная речь. Первоочередное внимание уделяется аудированию (пассивному, активному, на базе магнитофонной записи). Умение говорения строится на основе чтения и аудирования.

Письмо. Развитие умения писать на иностранном языке включает: составление плана к прочитанному, изложение содержания в письменном виде, написание тезисов

Формирование и совершенствование языковых умений

Обучение всем видам речевой деятельности ведётся постоянно, в единстве с овладением фонетическим и лексико-грамматическим материалом.
Фонетика. Продолжается комплексная работа по совершенствованию произносительных навыков при чтении вслух и устном высказывании.

Лексика включает словообразовательные механизмы, многозначность слова и его контекстуальное значение, синонимы и антонимы, слова с интернациональными корнями, совпадения и расхождения объёма их значений в родном и иностранном языках, термины и методы их образования, сочетаемость слов – свободные сочетания, устойчивые глагольные сочетания, фразеологические сочетания и идиоматические выражения, особенности математической, химической и другой символики (чтения формул). Сокращения и условные обозначения.
Грамматика включает грамматические темы, необходимые для чтения, перевода и редактирования, структуры простого, распространённого и сложного предложения, союзное и бессоюзное подчинение, сложные синтаксические конструкции научной и деловой речи, обороты с неличными глагольными формами, многоэлементные конструкции и др.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основы речевых навыков и умений (чтение, перевод, аннотирование, реферирование, говорение, аудирование, письмо), лексику и грамматику научного текста;

уметь: читать иностранный текст с непосредственным пониманием читаемого; свободно читать и понимать зарубежные первоисточники по своей специальности и извлекать из них необходимые сведения; вести беседу на иностранном языке, связанную с научной работой и повседневной жизнью; систематически следить за иноязычной научной и технической информацией по соответствующему профилю.

владеть: навыками устной речи, оформлением извлечённой информации в удобную для использования форму в виде аннотаций, переводов, рефератов и т.п.


Виды учебной работы: практические занятия, реферат, тематические доклады, аудирование



Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.


Аннотация дисциплины
Философские проблемы в химии


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является: дать представления в области философских проблем теоретической и экспериментальной химии.


Задачей изучения дисциплины является: знакомство с историей становления науки, ее основными этапами, философско-методологическое развитие основных понятий и теорий химии.


Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): лекции 1 з.е., практические занятия 0,5 з.е., самостоятельная работа 2,5 з.е.


Основные дидактические единицы (разделы):

1. Естественнонаучное знание в истории и культуре

Возникновение науки: социокультурные условия и предпосылки. Особенности древнейшей пранауки: непосредственная связь с практическими задачами, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания. Основные достижения древней пранауки.

Античная наука. Особенности античного типа научности: созерцательность, имманентная самодостаточность, логическая доказательность, системность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость к критике. Средневековый этап развития науки. Общая социокультурная характеристика средневековья. Западная и восточная ветви средневековой науки. Особенности западной ветви: теологизм, телеологизм, герменевтизм, схоластика, догматизм. Особенности развития науки на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии, Китае: относительная независимость от религии, практическая ориентированность, догматизм. Достижения средневековой науки в области логики, риторики, математики, астрономии, химии, медицины, агрономии, архитектуры.

Возникновение современной науки в Западной Европе: исторические условия и социокультурные предпосылки. Становление новой идеологии науки в эпоху Возрождения: светский характер, критический дух, объективность, практическая направленность.

Классический этап (XVII-XIX вв.). Формирование классической научной картины мира, гносеологии и методологии классической науки. Онтология классической науки: детерминизм, антителеологизм, механицизм.

Конец XIX – начало ХХ в. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.

Середина ХХ в. Научно-технологическая революция. Создание наукоемкой экономики. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Резкое возрастание расходов общества на развитие науки. Наука – важнейший объект государственной научной политики развитых стран.

Постнеклассический этап развития науки (последняя треть XIX в. – по настоящее время). Негативные последствия технократизма: реальные и возможные. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и наука о человеке – лидеры постнеклассического этапа. Преимущественный предмет исследования неклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, космологические, инженерные, компьютерные, технологические, медицинские, социальные и др.). Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.

Будущее науки. Сосуществование и интеграция сформированных ранее типов научности: классического, неклассического, постнеклассического. Глобализация науки – главный резерв поддержания высоких темпов и эффективности научного развития мирового и национальных научных сообществ.

2. Принципы научного мировоззрения

Научное мировоззрение. "Три точки зрения на человеческое познание". Наивный, критический и гипотетический реализм. Гипотетический реализм как современный вариант научного мировоззрения. Основные постулаты (гипотезы) научного мировоззрения: реальность "внешнего мира", единство и квазинепрерывность, сознание как функция мозга, возможность объективного научного познания. Аргументы в пользу постулатов научного мировоззрения: психологическая очевидность, реализм языка, простота, эвристическая ценность, успешность применения. Соотношение научного и других типов мировоззрения (мифологического, религиозного, обыденного, художественного).

Понятие знания и познания. Основные философские интерпретации познания: эссенциализм; скептицизм и инструментализм; гипотетический реализм. Познание как взаимодействие объективных и субъективных структур. Знание как репрезентация и реконструкция объективных структур в субъекте. Субъективная обусловленность познания: филогенетическая, социогенетическая, онтогенетическая. Эволюция познания в свете эволюционной и генетической эпистемологии. Мезокосмос как "когнитивная ниша" человека. Мезокосмические структуры познания и наука.

Особенности научного знания. Многообразие научного знания. Проблема единства науки и проблема демаркации науки и ненауки. Критерии научности и их функции: демаркационная, регулятивная. Универсальные критерии научности: многообразие вариантов. Предметность, разрешение проблемы, обоснованность, интерсубъективная проверяемость, системность как универсальные признаки научности.

Структура научного знания.

"Вертикальный" срез: уровни научного познания. Эмпирический уровень и его особенности. Формы представления знаний на эмпирическом уровне: описания, классификации, эмпирические закономерности.

"Горизонтальный" срез научного знания. Понятие локальной исследовательской области. Особенности "переднего края" научных исследований. Комплексный характер современных научных проблем. Научная дисциплина и основные факторы ее формирования.

Основные идеалы научного знания. Идеал научности как комплекс познавательных ценностей и норм. Научность и истинность. Структура идеала научности. Понятие "науки" и "науки в собственном смысле".

Стратегии развития науки и природа научной истины. Метафизические стратегии (Аристотель, Лейбниц). Эволюционистские стратегии (Г.Спенсер, К.Лоренц, К.Поппер, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Диалектико-материалистические стратегии (Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Э.М.Чудинов). Практика как критерий истины. Теория относительной и абсолютной истины. Прагматистские стратегии. Позитивистские стратегии. Гипотетико-дедуктивный (номотетический) метод (К.Гемпель). Применимость номотетического метода к социальным наукам. Дискурсивное и интуитивное. Феноменологические стратегии (И.Кант, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер). Феноменология как строгая наука (Э.Гуссерль). Критический рационализм (К.Поппер, К.Альберт). Принципы фаллибилизма, фальсификации и правдоподобия. Метафизические исследовательские программы (К.Поппер). Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос). Стратегии и парадигмы (Т.Кун). Революции в науке. Нормальная наука. Смена парадигм. Анархистские стратегии (П.Фейерабенд). Герменевтические концепции науки (Х.-Г.Гадамер). Научный материализм (Д.Армстронг). Конструктивный эмпирицизм (Б.К. ван Фраассен). Стратегии междисциплинарных исследований: когнитивная наука, теория сложности, жизненный мир научно-технического сообщества (программы techno-science). Использование исторических примеров для решения проблем философии науки (case studies).

Наука и ценности: существует ли свободная от ценностей наука? Виды ценностей: когнитивные и социальные ценности. Ценности контроля над объектами исследования и использованием научного знания. Фундаментальная и прикладная наука. Метафизика и методология, онтология и эпистемология в практике науки. Материалистические стратегии и ценности контроля.

Стратегии, ценности и проблема принятия, отвержения и выбора научных теорий. Роль социальных ценностей в выборе стратегий. Роль когнитивных ценностей в принятии научных теорий. Взаимодействие социальных и когнитивных ценностей. Беспристрастность, нейтральность и автономность науки.

3. Философско-методологические проблемы химии

Предмет и задачи химии. Место химии в системе наук. Химия как наука, изучающая состав, строение и свойства вещества на атомно-молекулярном уровне структурной организации материи, а так же условия, кинетику, механизм превращений и эволюцию этого вещества. Иерархия форм движения материи: физическая – химическая – биологическая – социальная; место химической формы движения в этой иерархии. Редукционизм и антиредукционизм в интерпретации химической реальности. Химические явления как фундамент биологической формы движения. Химическая эволюция и происхождение жизни.

Исторические типы химической рациональности в общем контексте цивилизационного развития. Социокультурные и эпистемологические предпосылки для смены идеалов и норм исследований в химии. Феномен "запаздывания" в развитии химии на рубеже ХУШ-ХIХ веков. Закономерности роста химических знаний как демонстрация универсалий познавательной стратегии человека. Философские основания химических открытий. Алхимия, ятрохимия и ремесленная химия как уникальное социокультурное явление. Квалитативистский тип рациональности донаучной химии. Попытки структурирования химических знаний в рамках корпускулярно-механических представлений. Усиление позитивистских тенденций в философских основаниях химического познания (Р.Бойль, А.Л.Лавуазье). Генезис химических знаний в ХIХ веке. Формирование количественных подходов (деквалитатификация) химии. Первые стехиометрические законы химии (Д.Дальтон, Пруст, Авогадро и др., начало ХIХ века). Открытие других системообразующих законов и начало формирования дисциплинарной матрицы теоретической химии (вторая половина ХIХ века). Утверждение институциональных понятий, идеалов и норм научного познания в химии. Развитие концептуальных систем химии и связанных с ними форм и уровней решения практических задач. Объективный характер последовательного возникновения новых концепций и открытия новых законов химии. Эволюционная химия и фундаментализация биогенеза - предельный этап неклассического развития теоретической химии.

Философское осмысление категориального аппарата микромира. Эпистемологические последствия внедрения в теоретическую химию основ квантовой механики, в частности, метода молекулярных орбиталей и квантово-механическое понимание сущности химической связи. Последствия внедрения в теоретическую химию системного и эволюционного подходов, принципов равновесной и неравновесной структурной организации вещества, принципов самоорганизации и саморазвития неравновесных открытых каталитических систем и других основ синергетики.

Структура химического знания. Теоретический и эмпирический уровни химического знания. Обилие эмпирического материала в структуре химического знания как следствие специфики объектов химии. Сущность химического эксперимента и его роль в построении химических теорий. Формулы и другие знаковые модели в химии. Модельность (схематизм) химического мышления. Химические модели в терминах метода валентных связей и метода молекулярных орбиталей. Научный релятивизм (относительность суждений, выводов и теорий) в химии. Соотношение феноменологического и объяснительного подходов.

Химическая связь как результат системообразующих взаимодействий между атомами и молекулами в иерархии химических объектов. Диалектика межатомных и межмолекулярных связей с сильными и слабыми взаимодействиями. Соотношение категорий частного и целого, несводимость целого к сумме частей (на примерах истинных и коллоидных растворов, полимерных структур, в частности, белков и нуклеиновых кислот и их супрамолекулярных взаимодействий с малыми молекулами). Альтернативные категории диалектики в химии: сущность и явление, необходимость и случайность, симметрия и асимметрия. Индукция и дедукция, анализ и синтез как методы познания.

Химическая реакция как реализация химической формы движения на уровне электронных взаимодействий атомов и молекул. Химизм как динамика образования, преобразования и распада химических связей. Высший химизм как химическое поведение неравновесных открытых каталитических систем в ходе их существования, самоорганизации (химической эволюции).

Особенности современных форм химической картины мира и ее роль в развитии биофилософии. Проблема зарождения живого из неживого. Аргументы за и против случайного зарождения жизни и ее происхождения в результате химической эволюции. Идея вечности живой материи и ее равноправия с неживой субстанцией. Актуалистический и естественноисторический подходы к эволюционному возникновению жизни. Роль правильной методологии в выборе перспективной стратегии научного исследования.

Философское осмысление химической рациональности на рубеже ХХ и ХХI веков: выбор новых стратегий исследования. Химия и глобальные проблемы современности. Противоречивый характер последствий применения в человеческой деятельности химических заменителей природных материалов. Химические средства в решении экологических проблем.


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные этапы становления науки, теории научного мировоззрения, философские концепции естествознания, основные представления о философских современной химии;

уметь: формулировать научную проблему и стратегию ее решения, разбираться в особенностях современной химии и многообразии теоретических представлений, сосуществующих в данной науке на современном этапе.

    владеть: принципами научного мировоззрения, научным языком, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


Виды учебной работы: лекции, контрольные работы, семинарские занятия, реферат, проблемный доклад и дискуссия



Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.





Аннотация дисциплины
Компьютерные технологии в науке и образовании


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является: овладение современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации.


Задачей изучения дисциплины является: приобретение студентами знаний основных принципов формирования компьютерных сетей, построения научных и образовательных порталов, принципов формирования информационной научно-образовательной среды, а также навыков применения этих знаний для дальнейшей научной работы.


Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): лекции 1 з.е., практические занятия 1 з.е., самостоятельная работа 3 з.е.

Основные дидактические единицы (разделы): основные сетевые протоколы передачи; структура стека TSP/IP; адресация; маршрутизация; основные протоколы и службы интернет; ресурсы посвященные образовательным технологиям; образовательные порталы; система ресурсных центров; сайты учебных заведений различных уровней в РФ и СФО; технические средства электронного обучения; платформы для организации электронного обучения; основные спецификации и стандарты в электронном обучении; создание электронных учебников и тестирующие системы; электронные библиотеки, медиатеки и репозитарии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: возможности использования современных информационных технологий в образовании и науке, знать системы сбора, обработки и хранения химической информации; пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований

уметь: создавать авторские и пользоваться стандартными банками компьютерных программ и банками данных

владеть: современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований

Виды учебной работы: лекции, семинары.

Изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена.

Аннотация дисциплины

Современные химические технологии


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов)


Цели и задачи дисциплины

Цель изучения данной дисциплины является дать представление о необходимости радикальных изменений в основных технологиях преобразования природных ресурсов в условиях переживаемого глобального экологического кризиса, подготовить выпускников университетов к активной творческой работе по созданию перспективных процессов, материалов и технологических схем.

Задачей изучения дисциплины является знакомство с новыми перспективными высокоэффективными процессами химической технологии, нетрадиционными источниками сырья, приемами, применяемыми в химической технологии для получения материалов с заданными свойствами.

Место курса в системе образования: данный курс предполагает активное использование и углубление тех знаний, которые студенты приобретают при изучении предшествующих курсов: химической термодинамики, химической кинетики и катализа, химии неорганических и органических соединений, химической технологии (бакалаврский курс).


Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы): лекции 1 з.е., лабораторные работы 1 з.е., самостоятельная работа (изучение теоретического курса, домашние задания) 3 з.е.


Основные дидактические единицы (разделы):

  • современное химическое производство как сложная система;
  1   2   3   4   5

Похожие:

Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗакономерностями Задачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является связь изучения юридических наук с философским анализом права и его закономерностями
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются следующие
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для формирования...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для формирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница