КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2000
| Утверждено РИС Ученого совета Российского унивеситета дружбы народов |
Учеб. пособие. Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена. Под редакцией В.И. Козлова, В.А .Фролова, В.Д. Проценко – М.: Изд-во РУДН, 2000. - 645 с.
Содержит перечень вопросов и задач, включающих в себя все медико-биологические дисциплины, которые изучались студентами на протяжении обучения в университете. При составлении вопросов приоритет отдан клиническим кафедрам, особенно тем, которые относятся к числу выпускающих. Предназначена для студентов 5 – 6 курса медицинского факультета специальности «Лечебное дело».
Издательство Российского университета дружбы народов, 2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 6 ПРЕДИСЛОВИЕ 10 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 12 Предупреждение 13 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 15 Анатомия человека 15 Биология и общая генетика 24 Биохимия 36 Гистология и эмбриология 47 Нормальная физиология 57 Патологическая анатомия 68 Курс общей и частной патанатоми. 68 Курс организации патологоанатомической службы. 75 Патологическая физиология 79 Микробиология 89 Фармакология 100 Общая гигиена 111 Социальная гигиена и организация здравоохранения 123 Судебная медицина 134 КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 147 Акушерство 147 Гинекология 186 Внутренние болезни 206 Госпитальная терапия 234 Детские болезни 262 Инфекционные болезни и эпидемиология 285 Анестезиология и реаниматология 310 Медицина катастроф 320 Оперативная хирургия 332 Общая хирургия 345 Факультетская хирургия 356 Госпитальная хирургия 371 Урология и оперативная нефрология 399 Челюстно-лицевая хирургия 408 Травматология и ортопедия 417 Онкология 424 Нервные болезни и нейрохирургия 438 Психиатрия и медицинская психология 448 Туберкулез 455 Кожные и венерические болезни 462 Глазные болезни 470 ЛОР – болезни 478 СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ИЗ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 488 Микробиология 488 Общая гигиена 491 Патологическая анатомия 494 Социальная гигиена и организация здравоохранения 497 Судебная медицина 500 Детские болезни 505 Внутренние болезни 512 Госпитальная терапия 520 Инфекционные болезни и эпидемиология 538 Акушерство 546 Гинекология 560 Туберкулез 564 Нервные болезни и нейрохирургия 566 Психиатрия и медицинская психология 571 Урология и оперативная нефрология 574 Анестезиология и реаниматология 578 ЛОР – болезни 583 Глазные болезни 586 Общая хирургия 590 Госпитальная хирургия 605 Челюстно-лицевая хирургия 612 Медицина катастроф 616 ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ И ПАРАКЛИНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 627 Анатомия человека 627 Биология и общая генетика 627 Биохимия 628 Гистология и эмбриология 629 Нормальная физиология 629 Патологическая анатомия 630 Курс общей и частной патанатомии 630 Курс организации патологоанатомической службы 630 Патологическая физиология 631 Микробиология 631 Фармакология 632 Общая гигиена 632 Социальная гигиена и организация здравоохранения 633 Судебная медицина 634 ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО КЛИНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 635 Акушерство 635 Гинекология 637 Внутренние болезни 638 Госпитальная терапия 639 Детские болезни 640 Инфекционные болезни и эпидемиология 642 Анестезиология и реаниматология 643 Медицина катастроф 644 Оперативная хирургия 644 Общая хирургия 645 Факультетская хирургия 645 Госпитальная хирургия 646 Урология и оперативная нефрология 648 Челюстно-лицевая хирургия 648 Травматология и ортопедия 649 Онкология 649 Нервные болезни и нейрохирургия 650 Психиатрия и медицинская психология 651 Туберкулез 651 Кожные и венерические болезни 652 Глазные болезни 652 ЛОР – болезни 653
ПРЕДИСЛОВИЕ Государственные экзамены являются важнейшим этапом в подготовке будущих врачей. Их успешная сдача дает право врачу на самостоятельную работу с больным, что накладывает на него колоссальную ответственность. Одним из этапов Государственной аттестации выпускника медицинского ВУЗа является сдача Государственного междисциплинарного тестового (компьютерного) экзамена. В рамках этого экзамена осуществляется тестирование учащихся по той базе данных, которой, безусловно, должен владеть каждый врач, независимо от своей будущей специализации. В соответствии с рекомендациями Минздрава РФ Государственный междисциплинарный тестовый экзамен охватывает все те дисциплины, которые изучались студентами на протяжении обучения в университете. В создании базы данных для компьютерного тестирования принимали участие все кафедры медицинского факультета РУДН; эта база данных - уникальна по своему содержанию и является результатом коллективного творчества ведущих преподавателей факультета. При составлении вопросов приоритет отдан клиническим кафедрам, особенно тем, которые относятся к числу выпускающих. Для облегчения подготовки студентов к Государственному междисциплинарному тестовому экзамену подготовлено настоящее учебное пособие, в котором собраны и систематизированы более 3000 вопросов и правильных ответов на них по разным дисциплинам. В разделе "Методические рекомендации" изложены основные принципы построения вопросов и правила ответов на них, а также система оценки знаний студентов при компьютерном опросе. Предлагаемая вашему вниманию книга включает задание по дисциплинам медико-биологического и параклинического профиля, содержит вопросы по клиническим дисциплинам, а также ситуационные задачи по клиническим дисциплинам. Настоящее учебное пособие может быть использовано не только в подготовке к междисциплинарному тестовому экзамену, но также при проверке знаний студентов по отдельным дисциплинам. Приносим глубокую благодарность сотрудникам кафедр медицинского факультета, принимавшим участие в подготовке контрольных вопросов. Профессор В.И. Козлов, профессор В.А. Фролов, доцент В.Д. Проценко. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Вопросы, представленные в этой книге помогут подготовиться к выпускному тестовому экзамену, который будет осуществляться с помощью специальной программы, состоящей из серверной и клиентской части. Серверная часть представляет собой программу: установленную на удаленном компьютере, которая осуществляет хранение и обновление баз данных, а также ответы на запросы, получаемые от клиентской части. На клиентском компьютере, за которым проводится тест, установлена программа Web-browser, с помощью которой осуществляется доступ к серверу. Программа генерирует формы ввода пользовательской информации и результаты выполнения запросов, а также обрабатывает эту информацию и передает запросы в базу данных. Такая архитектура позволяет использовать эту программу для проверки студентов в компьютерных классах, удаленных от сервера. Тестирование начинается с выбора одного пунктов меню: регистрация; ввод ответов на вопросы теста. При выборе первого пункта, необходимо ввести все запрашиваемые данные, не оставляя пустых полей. При выборе «Ввод ответов на вопросы теста» нужно только выбрать свою группу и фамилию, после чего перейти к ответам на вопросы теста. Переход к следующей странице программы осуществляется после нажатия кнопки «Далее», возврат к предыдущей странице – нажатием кнопки «Назад». После нажатия на кнопку «Начать тестирование», будет предложен вариант, содержащий случайно отобранные вопросы. Каждый вариант теста состоит из 80 случайно отобранных вопросов по установленной заранее квоте на каждый раздел и 20-ти ситуационных задач из 300, содержащихся в базе. На выполнение этого задания отводится 100 минут. Контроль времени осуществляется автоматически и сообщение о времени, истекшем с начала теста приводится слева внизу экрана. Все вопросы, которые содержатся в базе можно разделить на два типа: простые вопросы и вопросы на соответствие. Второй тип вопросов предполагает нахождение соответствия между понятиями, приведенными в левой колонке, и их свойствами, приведенными в правой колонке. Вашей задачей будет выбрать правильные ответы, (это может быть как один ответ, так и несколько) и ввести их номера в окно (белый прямоугольник), расположенное напротив вариантов ответов. Ввод каждого следующего номера ответа осуществляется через пробел (пример: 1 3). Переход к следующему вопросу можно произвести с помощью мыши или нажатием клавиши «TAB». Отвечая на вопрос на соответствие, Вы должны выбрать номер ответа из левой колонки, букву, поставленную ему в соответствие, из правой колонки, сделать пробел и затем выбрать следующую комбинацию ответов (пример: 1а 2в 3б). Перемещение по экрану вниз и вверх осуществляется с помощью линейки вертикальной прокрутки, а вправо и влево - с помощью линейки горизонтальной прокрутки. После того, как Вы ответили на все вопросы, следует нажать кнопку «ОТВЕТ» в самом конце теста. После этого, через несколько секунд на экране появится результат ответов, выраженный в процентах. Общая оценка по тесту формируется следующим образом. За каждый ответ на вопрос можно получить от “0” до “2” баллов. За полный правильный ответ выставляется 2 балла, за правильный неполный ответ (не менее 50%) – 1 балл и за неполный (менее 50%) и ошибочный ответ – 0 баллов. Набранные в ответах баллы суммируются, и вычисляется относительная оценка в процентах. За 100% принимается сумма полных верных ответов на все вопросы. Предупреждение По всем вопросам, возникающим во время выполнения теста необходимо обращаться к преподавателю, ведущему тест. В случае несогласия с постановкой вопроса или спорного решения при ответе вы должны обратиться к председателю экзаменационной комиссии. Следует избегать нажатия клавиш «ESC» и «ENTER», которое может привести к сбросу введенных ответов и отрицательному результату теста. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Анатомия человека 1. Какие анатомически слабые места находятся на передней брюшной стенке (места возможных образований грыж)? 1. Белая линия живота. 2. Пупочное кольцо. 3. Паховый канал. 2. Какие анатомически слабые места находятся на диафрагме? 1. Грудино-реберный треугольник. 2. Пояснично-реберный треугольник. 3. Отверстие нижней полой вены. 4. Отверстие пищевода. 3. С какими органами соприкасается головка поджелудочной железы? 1. Селезенка. 2. Желудок. 3. Правая почка. 4. Двенадцатиперстная кишка. 4. Укажите места возникновения забрюшинных грыж: 1. дуоденальные (верхнее и нижнее) углубления; 2. илеоцекальные (верхнее и нижнее) углубления; 3. позадислепокишечное углубление. 5. Какие анатомические образования легкого осуществляют газообмен? 1. Долевые бронхи. 2. Сегментарные бронхи. 3. Ацинус. 4. Дольковые бронхи. 6. На уровне какого позвонка находится верхний полюс левой почки? 1. Одиннадцатого грудного. 2. Двенадцатого грудного. 3. Первого поясничного. 4. Второго поясничного. 7. Как расположены почки по отношению к брюшине? 1. Интраперитонеально. 2. Мезоперитонеально. 3. Ретроперитонеально. 8. Какое анатомическое образование содержит паховый канал у мужчин? 1. Круглая связка. 2. Семенной канатик. 3. Мочеточник. 4. Семявыносящий проток. 9. Укажите местоположение предстательной железы: 1. под мочевым пузырем на мочеполовой диафрагме; 2. в мошонке; 3. в области луковицы полового члена; 4. в области губчатой части мочеиспускательного канала. 10. Как расположен яичник по отношению к брюшине? 1. Покрыт брюшиной полностью и имеет брыжейку. 2. Покрыт брюшиной не полностью, имеет брыжейку. 3. Не покрыт брюшиной, имеет брыжейку. 4. Не покрыт брюшиной, не имеет брыжейки. 11. Какие отделы сердца кровоснабжает левая венечная артерия? 1. Межжелудочковая перегородка. 2. Передняя стенка правого желудочка. 3. Стенка левого предсердия. 4. Задняя стенка левого желудочка. 5. Задняя стенка правого желудочка. 12. Укажите место начала венечных артерий сердца: 1. дуга аорты; 2. легочный ствол; 3. левый желудочек; 4. луковица аорты. 13. Какие отделы сердца кровоснабжает правая венечная артерия: 1. заднюю часть межжелудочковой перегородки; 2. переднюю часть межжелудочковой перегородки; 3. заднюю сосочковую мышцу правого желудочка; 4. заднюю сосочковую мышцу левого желудочка. 14. Укажите артерии (стволы), которые ответвляются непосредственно от дуги аорты: 1. правая общая сонная артерия; 2. левая общая сонная артерия; 3. правая подключичная артерия; 4. левая подключичная артерия. 15. Укажите сосуды, которые относятся к большому кругу кровообращения: 1. легочные артерии; 2. легочные вены; 3. бронхиальные ветви грудной аорты; 4. бронхиальные вены. 16. Укажите органы, которые кровоснабжаются ветвями чревного ствола: 1. желудок; 2. сигмовидная кишка; 3. печень; 4. селезенка. 17. Укажите органы, которые кровоснабжаются верхней брыжеечной артерией: 1. тощая кишка; 2. слепая кишка с червеобразным отростком; 3. восходящая ободочная кишка; 4. нисходящая ободочная кишка. 18. Укажите органы, которые кровоснабжаются нижней брыжеечной артерией: 1. двенадцатиперстная кишка; 2. нисходящая ободочная кишка; 3. большой сальник; 4. прямая кишка.
|