Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся




Скачать 71.96 Kb.
НазваниеПостановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся
Дата06.09.2012
Размер71.96 Kb.
ТипДокументы
Постановка опыта на пришкольном участке

как один из видов исследовательской деятельности учащихся


Н.П. Новиков,

Учитель биологии

МОУ Ниноровской ООШ

Угличского р-на


Опытная работа учащихся – понятие широкое. Опытную работу учащихся в школе можно рассматривать как учебное задание, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется связь труда с изучением предметов естественного цикла. Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного труда, охватывающая учебное, внеклассное и внеплановое время и имеющая как учебную, так и производственную значимость.

В нашей школе опытную работу мы рассматриваем как один из наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через самостоятельное практическое изучение и творческое применение основ технологии в практике сельского хозяйства. При работе на пришкольном учебно-опытном участке прослеживается взаимосвязь знаний, полученных учащимися на уроках, с их практическим применением в опытной работе по большинству учебных дисциплин.

При постановке опытов с растениями ученики учитывают их биологические особенности, а значит, умеют правильно применять на практике знания по ботанике, физиологии растений, основам растениеводства.

Растения поглощают из почвы элементы минерального питания, следовательно, дети учатся определять обеспеченность почвы элементами питания, потребность растений в удобрениях, а значит, применять в процессе трудовой деятельности знания по химии, математике, агрохимии. Обрабатывая почву, учащиеся не обходятся без знаний по физике.

Полевой сельскохозяйственный опыт – исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.

В школьных условиях полевой опыт используют в исследовательских, производственных и в учебно-воспитательных целях. Поэтому содержание и сложность постановки опыта силами учащихся диктуются, прежде всего, их возрастом и теоретической подготовкой.

Подготовка к проведению полевых опытов начинается с составления общего плана работы на учебно-опытном участке. Он включает схематический план земельной площади участков, размещение культур, тематику, схемы полевых опытов, перечень основных наблюдений и исследований, примерные сроки и порядок выполнения работ, потребность в технике, инвентаре, семенах, удобрениях. Очень важно продумать распределение тематики опытов между классами и закрепление опытов за звеньями учащихся.

Ориентировочно можно выделить три основных требования, которым должна отвечать тема опыта:

  • актуальность для местного сельскохозяйственного использования (в личном подсобном и фермерском хозяйстве);

  • новизна темы, ее учебно-воспитательное значение и интерес к ней учащихся;

  • доступность методики и посильность техники постановки опыта.

Нельзя забывать и о возрасте юных опытников, так как тема опыта может оказаться непонятной ученикам младшего, а иногда и среднего возраста из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта. Поэтому в ученических опытах особенно важно, чтобы тема опыта была простой, а в ее названии выражалась сама суть опыта.

Подводя учеников к осознанному проведению опыта, надо добиваться, чтобы дети сами сформулировали название опыта, чтобы они четко представили и выделили варианты опыта и пришли к убеждению, что эксперимент от начала и до конца продуман и составлен ими самими.

Тема исследования должна быть четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования и строго соответствовать материальной базе.

Предвидеть все детали будущего исследования не так просто, поэтому в процессе работы программа будет дополняться и изменяться, но это нисколько не умаляет ее значения.

Планирование эксперимента завершается составлением рабочего плана исследования, в котором кратко излагают все этапы опытной работы, количество опытов, затраты времени и средств. В условиях школы программа исследования – не самостоятельный документ, а основа дневника юного опытника. Дополнительно в дневник включают сведения о школе, классе и звене учащихся, ведущих опыт, а также сведения о биологических особенностях выращиваемой культуры.

Полевые опыты, проводимые учениками, обязательно должны сопровождаться самыми различными наблюдениями, которые служат дополнительным источником фактических данных для объяснения величины изучаемого эффекта.

В общей форме эти наблюдения делятся на два вида:

  • наблюдения за средой обитания (метеорологические наблюдения, агрохимические анализы почвы и т. д.);

  • наблюдения за растением (фенологические наблюдения, физиологические пробы).

Самые общие и необходимые, а главное, доступные школе – систематические наблюдения за температурой и относительной влажностью воздуха, а также количеством осадков. Эти данные группируются по декадам, месяцам и используют для установления средних многолетних показателей, характеризующих климатические условия микрорайона. Такие наблюдения не только посильны, но и очень интересны учащимся.

Так как по первому своему образованию я – агроном, то стараюсь те знания, которыми владею, передать детям. Школа наша сельская, и, я считаю, что сельские дети должны владеть технологиями выращивания основных селскохозяйственных культур для обеспечения себя продуктами питания с подсобного хозяйства. С этой целью я разработал предпрофильный курс «Фермерское хозяйство», который веду третий год. И должен сказать, что учащиеся 9 класса выбирают этот курс, он вызывает определенный интерес у детей и их родителей.


Приложение 1

Дневник опыта учащихся 7 класса


1. Список учащихся звена с указанием звеньевого:

1) Чистозвонова Евгения Анатольевна - звеньевой

2) Новиков Антон Николаевич

3) Потапов Александр Владимирович

4) Бочеренкова Елена Валерьевна

5) Кантуев Дмитрий Андреевич

6) Коршунов Игорь Александрович

7) Чистякова Анна Николаевна

8) Першин Илья Алексеевич

9) Шувалов Дмитрий Николаевич

10) Якубова Кристина Салижановна


2. Тема опыта:


Влияние обрезки на рост и развитие яблони


3. Размер участка под опытом:


Участок под опытом 32 м2

Площадь опытной делянки 16 м2

Площадь контрольной делянки 16 м2

4. Задача опыта:

Выявить влияние обрезки на рост и развитие яблони


5. Схема опыта.


1. Опытная делянка.

Обрезка

2. Контрольная делянка.




Плотность посадки 1 растение на 4 м2.


6. Биологические особенности культуры


Важнейшими факторами, обеспечивающими оптимальный рост, развитие и плодоношение плодовых культур являются тепло, свет и вода. В северных районах Нечерноземья первостепенное значение имеет температурный режим.

Климат Ярославской области умерен­но континентальный с умеренно теплым и влажным ле­том, умеренно холодной зимой. Сумма средних суточ­ных температур за период активной вегетации расте­ний, т. е. за период с температурой воздуха выше 10°, составляет в северной части области 1600—1800°, в юж­ной— 1800—1970°. Продолжительность безморозного пе­риода со средней месячной температурой свыше +5° со­ставляет 164—174 дня, что в целом соответствует требо­ваниям основных садовых культур, возделываемых в об­ласти. Средняя месячная температура воздуха самого холодного месяца — января — колеблется от —10,5 до —12°. Минимальные температуры в отдельные годы по­нижаются до —45—50°. Зимой преобладает пасмурная погода с умеренными морозами, сменяющаяся времена­ми ясной погодой, с более сильными морозами или отте­пелями. Устойчивый снеговой покров устанавливается во второй-третьей декадах ноября, а наибольшей своей тол­щины он достигает в первой-второй декадах марта. Максимальная высота снежного покрова на открытых местах составляет 30—40 см, на защищенных - 50 — 60 см. Это позволяет в целом успешно выращивать в условиях области культуры, которые характеризуются недостаточной морозостойкостью (земляника, малина).

Из семечковых пород, имеющих в области наиболь­шее распространение, более морозостойкой является яблоня, из косточковых — вишня.

Познание биологических особенностей роста и плодоношения плодовых растений позволяет получать более высокие и качественные урожаи плодов и ягод.

7. План проведения опыта:



Вид работы

Срок выполнения

1. Посадка растений

3.05.05

2. Подготовка посадочных ям

18.04.05

3. Первая формирующая обрезка

7.04.06

4. Рыхление приствольного круга

10.05.06

5. Химическая обработка

27.06.06

6. Обрезка на опытном участке

10.04.07

7. Обработка приствольного круга

17.05.07



8. Дневник наблюдения:


Опытная делянка

Контрольная делянка

Дата

Обрезка, формирование кроны




13.04.06




Формирование кроны

06 г

Измерение прироста побега

Измерение прироста побега

15.09.06

Обрезка, формирование кроны




14.04.07

Измерение прироста побега

Измерение прироста побега

13.09.07


9. Выводы:


Опыт поставленный учащимися 7го класса Ниноровской школы доказал, что обрезка регулирует рост и создает формы и конструкции крон, улучшает условия освещения всех частей крон, побуждает побеги давать хороший ежегодный прирост.


Звеньевой: ________ Чистозвонова Евгения


Учитель: ________ Новиков Н. П.






Похожие:

Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconПостановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся
Имеется в виду не единичное учебное задание, а продуманная система организации творческой работы учащихся в области сельскохозяйственного...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconКружковая работа по географии как средство формирования опыта практической деятельности
Саморазвитие личности уч-ся – процесс обогащения деятельностных способностей и личных качеств человека в ходе различных видов его...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconЖизни, спорту, а также развитию художественно-эстетического, экскурсионно-краеведческого, трудового и проф-ориентационного направлений в воспитании учащихся
Подведение итогов трудовой четверти (практика на пришкольном участке, летний трудовой лагерь). Отчёт
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconКоличество учащихся, привлеченных к работе на пришкольном участке – 200 учеников
Местонахождение: школа расположена на юго-востоке д. Б. Яниково. Расстояние от школы и жилых домов – 20 м. Расстояние от школы до...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconОтчет об исследовательской и образовательной деятельности центра инновационного опыта
Результаты образовательной деятельности цио «Способы и средства развития грамотного чтения учащихся»
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconЗначение и формы научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках образовательной инициативы
Информационные умения представлены способами деятельности, связанными с поиском, приобретением знаний из различных видов источников...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРеферат (лат refero сообщаю) один из видов научной работы, содержащей краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, книги, монографии и др.
Однако реферат в его первоначальном значении редко встречается в исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего под рефератом...
Постановка опыта на пришкольном участке как один из видов исследовательской деятельности учащихся iconРастениеводство (10 ч) Выращивание плодовых и ягодных культур (2 ч) Осенние работы (2 ч) Основные теоретические сведения
Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в лпх (2 ч)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница