Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
страница1/5
Дата17.11.2012
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ»



Специальности

050715 Логопедия

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:
д.м.н., профессор Ю.В.Первова






Самара – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий (см. методические рекомендации)

7. Методические рекомендации для преподавателей

8. Контрольные работы (для заочного обучения)

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Тематика рефератов

11. Вопросы к экзамену

12. Список основной литературы по дисциплине

13. Список дополнительной литературы

14. Краткий словарь терминов

15. Использование ИКТ в педагогическом процессе


II РАЗДЕЛ


Рабочая программа


I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.


2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) и призвана сформировать у них ес­тественно-научную базу для изучения и усвоения специальных кли­нических и психолого-педагогических дисциплин на основе совре­менных достижений науки о строении, функции и развитии человека. В подготовке дефектологов медицинские предметы имеют важнейшее значение. Они способствуют развитию представлений о структуре и функции организма ребенка, динамике его развития, причинах и сущности заболеваний, аномалий развития.

Задачей курса является изучение структурных и функциональ­ных сторон основных анатомо-физиологических систем организма, раскрытие их взаимодействия. Уделяется внимание периодизации развития, критическим периодам развития, имеющие важное значение при разработке проблем дизонтогенеза.

Знания о строении и функциях организма человека в различные периоды индивидуального развития, регуляция физиологических параметров и механизмы адаптации и компенсации необходимы для дальнейшего усвоения как медико-биологических дисциплин таких как «Невропатология», «Основы медицинских знаний», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха, зрения» так и специальных дисциплин: «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Логоритмика», «Афазия». Курс логически связан с другими дис­циплинами медицинского цикла, психологией, педагогикой, психолингвистикой.

Уровни усвоения материала.

Задачей теоретической части является знакомство студентов с общим планом строения организма, понятием о тканях, органах системах органов, их взаимодействием. Строение и функционирование систем жизнеобеспечения и интегрирующих систем (нервной и эндокринной), механизмы адаптации организма к условиям внешней среды.

Практическая часть призвана формировать основные навыки, необходимые для контроля состояния организма, определения состояния здоровья и функционирования основных систем. Сюда можно отнести измерение артериального давления и сравнение со среднестатистической нормой, чтение общего анализа крови, анализ ЭКГ, оценка состояния опорно-двигательного аппарата, осанки.

Рассмотрение программного материала предваряется определе­нием его основной направленности, значения и актуальности. В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:

- принцип целостности в работе организма человека, механизмы адаптации;

- структура и функция различных органов и систем органов;

- принципы регуляции физиологических процессов и функций;

- онтогенез нервной системы и критические периоды онтогенеза;

- возрастные особенности функционирования различных систем органов;

- возрастная периодизация;

- взаимосвязь структуры и функции в организме;

- понятие о высшей нервной деятельности и ее взаимосвязь с анатомическими

отделами мозга;

- гигиенические основы для оптимизации работы органов и систем;

- гигиена учебно-воспитательного процесса;

- составить примерное расписание уроков и режима дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- составление протоколов занятий, рисование схем;

- вызывание друг у друга сухожильных рефлексов;

- умение анализировать гемограммы, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм;

- подготовка рефератов,отбор литературы, компановка материала .

Воспитание:

Освоение предмета формирует понятия и навыки здорового образа жизни, который необходим как самим студентам, будущим педагогам, так и для дальнейшей пропаганды ученикам и школьникам навыков, связанных со здоровым образом жизни.

Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы сту­дентов.

Курс рассчитан на 20 часов лекционных, 30 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов. Экзамен.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторные занятия

50

18

Лекции

20

10

Практические занятия (семинары)

30

8

Лабораторные занятия







Самостоятельная работа

50

82

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Реферат

Контрольная работа

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconН. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология
Н. Н. Павлова. Возрастная анатомия и физиология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500. 65 «Дирижирование»;...
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»
Курс «Возрастная анатомия и физиология» в цикле дисциплин медико-биологической подготовки студентов высшей школы в современных условиях...
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Б. Шевченко;...
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconВопросы к коллоквиумам
Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и...
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconРабочая программа Учебная дисциплина б 3 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconРабочая программа Учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физиология растений (название)
Учебно-методический комплекс Физиология растений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия и морфология человека»
Анатомия человека одна из наиболее важных и трудных дисциплин в цикле биологических наук
Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница