Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности




Скачать 429.11 Kb.
НазваниеИндивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности
страница1/3
Дата17.11.2012
Размер429.11 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Дорохов Денис Владимирович


ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Специальность 13.00.08 – Теория и методика
профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Краснодар

2012

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Кочетова Нелли Николаевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Стуканов Александр Петрович





доктор педагогических наук, профессор

Сохранов Владимир Васильевич


Ведущая организация:

Военный авиационный инженерный университет МО РФ (г. Воронеж)



Защита диссертации состоится «___» мая 2012 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.06 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (читальный зал).


С авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета и на сайте: URL: http://www.kubsu.ru


Автореферат разослан «____» апреля 2012 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета




О.В. Засядко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Профессиональное образование в современных условиях подчинено глобальной стратегии перехода России на инновационный путь развития. Эффективность этого движения в первую очередь зависит от способности образования как жизнеобеспечивающей общество системы реализовывать поставленные перед ней задачи. Таковыми в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предложены: интеграция с высшим образованием научных исследований и производственной деятельности, создание и оценка ее инновационного потенциала; организация научных исследований в ее сфере и на этой основе переход от массового к непрерывному индивидуализированному образованию. Данные задачи нашли конкретное воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Востребованы сложные свойства и умения, которые, имея в своей основе типовые действия, являются неповторимыми, обусловленными нестандартной производственной ситуацией: способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям; к организации исследовательских и проектных работ; к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии; владение современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами.

Их реализация обозначена через формирование у обучающихся требуемой для будущей инновационной деятельности способности к саморазвитию. Это определяет новую модель образования и новый эталон специалиста с особой социальной функцией – не только адекватно реагировать на динамику современного общественного развития и адаптироваться к ней, но и инновационно-творчески изменять ее в интересах общества и собственного прогресса.

Другая особенность инновационных процессов в военном образовании – активная интеграция в него гражданских дисциплин, обеспечивающая возможность деятельности инженера за пределами военной сферы. Это требует углубленной подготовки обучающихся в военных вузах, большей целевой направленности на индивидуальные и личностные возможности обучающегося, специальных педагогических форм и методов их стимулирования.

Поиск новой модели образования исследователи связывают с акмеологической составляющей непрерывного образования (Г.Б. Горская, А.А. Деркач, О.Н. Комарова и др.). К ней относят психологическую и инструментальную готовность к дальнейшему самообразованию, профессиональную компетентность (Н.В. Кузьмина, В.В. Ягодкина), креативность и связанную с ней инновационную активность (В.С. Лазарев), социальную установку как готовность, с одной стороны, к пониманию и реализации новых социальных ценностей, с другой – к творчеству и саморегулированию в профессиональной деятельности на их основе (В.П. Бедерханова, Г.Н. Князева, О.Н. Комарова, В.В. Сохранов), личностному и профессиональному саморазвитию (А.А. Деркач, И.А. Кашникова, Е.А. Климов, Г.Н. Князева, Н.С. Пряжников, З.И. Рябикина). Последнее служит фактором инновационно-творческой активности в процессе обучения и в будущей деятельности.

Профессиональное саморазвитие будущего специалиста как категория и процесс получило достаточно полное обоснование в научной литературе. Раскрыто его понятие как собственное, внутренне обусловленное, субъективно-направленное развитие системы профессионально значимых свойств (Н.М. Борытко, Е.Н. Ибрагимова, Н.К. Сергеев); установлена его ключевая функция как первичного источника ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности и к себе как ее субъекту (Э.В. Ильенков, А.В. Суворов); выявлена взаимосвязь активности индивида в развитии своей личности с ее определенным профессиональным статусом в настоящем и будущем (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Д.И. Фельдштейн и др.); охарактеризованы его внутренние детерминанты (М. Бубер, Е.В. Глухих, В.Д. Иванов, Л.Н. Куликова, Б.М. Мастеров, А.К. Маркова, С.А. Румянцев, Г.А. Цукерман); доказана обращенность в будущее как построение и реализация профессионально-деятельных перспектив, имеющих личностный смысл для индивида, как созидательный процесс и результат творчества (В.А. Сластенин).

Достаточно большое число исследований посвящено вопросу творческого саморазвития обучающихся в образовательных учреждениях технического (О.В. Ведута, В.М. Нестеренко, И.А. Славина) и педагогического профилей (Н.Р. Битянова, А.И. Буренина, М.П. Дружнова, Г.И. Иванов, Н.Е. Коробкина, Ю.А. Лобейко, Л.Ф. Михальцова, Л.Е. Солянкина, Н.Ш. Чинкина). Установлено, что творческое саморазвитие определяет содержание педагогики высшего профессионального образования на современном этапе. В этой связи раскрыты общепедагогические и психолого-педагогические возможности его обеспечения. Среди них особое место занимают инновационная деятельность образовательного учреждения (Л.З. Гумерова, Т.В. Лучкина) и компетентностный подход к инновационной педагогической деятельности (В.В. Куль­беда). Однако они охарактеризованы как факторы профессиональной подготовки либо руководителя образовательного учреждения, либо молодого учителя и не связаны с профессиональной подготовкой будущего военного специалиста.

В аспекте интересующей нас проблемы в военную педагогику значительный вклад внесли Н.Г. Григорьева, С.Е. Дерябин, А.Г. Иваницкий, Н.Н. Костогрызов, М.А. Лямзин, И.А. Шаршов, В.В. Ширин. Профессиональную подготовку они рассматривают во взаимосвязи с творческой самореализацией, но безотносительно профессионального саморазвития инновационной направленности. Вместе с тем установлено, что профессиональное саморазвитие – основа профессиональной деятельности любого направления (Л.Д. Гительман, А.С. Чурсина, И.В. Назарова). Саморазвитие как аспект подготовки к инновационной деятельности военного инженера с учетом требуемых компетенций в науке не исследовался. Не сложилось и целостного представления о ценностно-смысловых основаниях, потенциальных возможностях и индивидуально-ориентированных условиях его обеспечения в военном вузе.

Ряд работ посвящен научно-исследовательской деятельности курсантов как обязательному элементу их профессиональной подготовки с позиций ее единства с творческим развитием личности (И.Д. Белоконь, С.А. Тишин) и профессиональной компетентностью (О.В. Добровольсков, Е.Ф. Котенко, В.К. Тагиров). Вместе с тем данное направление не рассматривается как фактор будущей инновационной деятельности военного специалиста во взаимосвязи с профессиональным саморазвитием. Особое значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие общепедагогические условия профессиональной подготовки будущего военного специалиста (А.Н. Григорьев, С.П. Желтобрюх, Е.Г. Капустина, А.С. Монгуш), его профессионального саморазвития (Т.Л. Журавлева, А.Т. Иваницкий, Н.Н. Костогрызов, Н.М. Плескачева) и научно-исследовательской деятельности (Ю.Н. Кузнецов, О.И. Ми­рюк). Индивидуально-ориентированные условия в указанных педагогических исследованиях не изучались. В результате возникли противоречия между:

– возросшими требованиями российского общества к военно-инженерному образованию и его слабой инновационной направленностью;

– ориентацией военно-инженерного образования на профессиональное саморазвитие будущего специалиста и недостаточностью теоретических представлений о нем как основе его подготовки к будущей инновационной деятельности, в том числе гражданского содержания;

– развивающимся потенциалом научно-исследовательской деятельности и слабой ориентацией на нее как сферу профессионального саморазвития обучающегося и его инновационной активности;

– возможностями образовательной среды военного вуза в педагогическом обеспечении профессионального саморазвития будущего инженера и недостаточной разработанностью индивидуально-ориентированных условий для его эффективного осуществления.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему исследования: каковы индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности?

Объект исследования – подготовка будущего военного инженера на основе его профессионального саморазвития.

Предмет исследования – педагогические условия профессионального саморазвития будущего военного инженера в процессе его подготовки к инновационной деятельности.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка индивидуально-ориентированных условий профессионального саморазвития будущего специалиста в военном вузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подготовка будущего специалиста в военном вузе к инновационной деятельности будет соответствовать современным требованиям при ориентации на его профессиональное саморазвитие. Эффективность такого саморазвития может быть обеспечена педагогическими индивидуально-ориентированными и внутренними индивидуально определяемыми и реализуемыми обучающимся условиями. Она будет выражена в динамике системы действий, составляющих инновационно-деятельностные компетенции: ориентационных (принятие ценностей, их перевод в цель саморазвития); адаптивных (приобретение и применение нового знания для решения нестандартных инженерных задач и профессионального саморазвития, личностная и предметная рефлексия); комбинаторных (различные варианты выбора алгоритмичных действий по овладению учебной информацией, изменяющихся по содержанию, задачам и перспективам); организационных (исследовательские, проективные, поведенческие, управленческие).

Задачи исследования:

  • обосновать профессиональное саморазвитие будущего инженера в военном вузе как основу его подготовки к инновационной деятельности;

  • охарактеризовать особенности его предстоящей профессиональной деятельности как фактора профессионального саморазвития;

  • раскрыть развивающий потенциал научно-исследовательской деятельности курсанта в вузе как основной сферы профессионального саморазвития;

  • разработать теоретическую модель научно-исследовательской деятельности, выступающей первичным компонентом и предварительным этапом инновационной профессиональной деятельности будущего военного инженера;

  • выявить индивидуальные стратегии его профессионального саморазвития и их технологические особенности.

Методологическую основу исследования составили философские положения о саморазвитии как одной из форм активности и источнике собственного достижения или изменения (Гегель); об изменении среды как нижнего предела существования феномена самодвижения (И. Кант); о принципе как наиболее функциональной силе, ориентирующей на самодвижение целостной личностной организации (В.В. Ильин); о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (Э.В. Ильенков, В.Н. Келасьев, А. Маслоу, А.Я. Розин).

Теоретической основой исследования послужила ориентация исследователей на акмеологическую модель непрерывного образования (В.П. Бедерханова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Стуканов), в том числе военного (А.В. Барабанщиков, Н.И. Калаков, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, А.Н. Рябинов); взаимосвязь креативности и инновационной активности субъекта (Л.В. Котенко, Н.Н. Кочетова, В.С. Лазарев), профессиональное саморазвитие как субъектно направленное изменение индивидуальных характеристик личности (Н.М. Борытко, В.П. Петьков, Н.К. Сергеев); профессиональную деятельность как созидательный процесс инновационного и творческого уровней (С.П. Грушевский, В.А. Сластенин, В.А. Штурба); закономерности формирования личности военного специалиста (А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко), на научно-исследовательскую деятельность как органическую часть образовательного процесса и средство его качественного изменения (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский, Н.М. Сажина).

Методы исследования носят комплексный характер. Применялись: анализ психолого-педагогической литературы; содержательный анализ государственной документации, регламентирующей деятельность образовательного учреждения; обобщение опыта образовательной и исследовательской деятельности военных вузов; теоретическое моделирование; наблюдение; индивидуальная диагностическая беседа; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: Ейский филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова (военный институт).

Личный вклад автора состоит в разработке общего замысла исследования, его методов, концептуальных положений; в непосредственном участии в планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, получении и интерпретации новых данных о переходе военных вузов согласно военной реформе на инновационные способы профессиональной подготовки будущих специалистов.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе, поисково-подготовительном (2005–2006 гг.), проводился анализ научной литературы по вопросам профессионального саморазвития субъекта образования, его творческой и исследовательской деятельности в период обучения в военном вузе, осуществлялись разработка и отбор диагностических методик, констатирующий эксперимент относительно состояния готовности военного вуза и курсантов к переходу на инновационные содержание и способы их подготовки и профессиональному саморазвитию, анализ и обобщение опыта работы военных вузов в этом аспекте.

На втором этапе, поисково-экспериментальном (2007–2009 гг.), разрабатывалась модель научно-исследовательской деятельности курсантов, осуществлялась непосредственно на ее основе опытно-экспериментальная работа в аспекте переориентации учебно- и научно-исследовательской деятельности на профессиональное саморазвитие курсантов с учетом переходного периода обучения по ФГОС ВПО.

На третьем этапе, обобщающем (2010–2011 гг.), завершался педагогический эксперимент, осуществлялись анализ результатов исследования, их обобщение, систематизация и оформление диссертации.

  1   2   3

Похожие:

Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconФормирование диалогической позиции будущего учителя в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности icon«Информационная культура педагога и ученика», а также через создание икцор
Результаты инновационной деятельности в сети гэп-1 Социально-педагогические условия развития профессиональной компетентности учителя...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconПедагогические условия формирования коммуникативной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе

Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconВоробьева, Наталья Александровна. Педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной интернет-коммуникации: Спец. 13. 00. 08 теория и
Список новой литературы по информатике, поступившей в библиотеку псковского государственного педагогического университета в IV квартале...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconРазвитие социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе
Развитие социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе изучения
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconПедагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению
Работа выполнена в лаборатории специальной и практической подготовки профессионального образования Федерального государственного...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconПедагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconПрограмма научно-педагогической практики магистрантов специализированной магистерской программы
Научно-педагогическая практика предусмотрена для развития педагогической компетентности студентов в процессе учебно-профессиональной...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconУтвержден постановлением Правительства
Настоящий Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета (далее именуется...
Индивидуально-ориентированные педагогические условия профессионального саморазвития будущего инженера в военном вузе в процессе подготовки к инновационной деятельности iconНосов Сергей Александрович Контактная информация
Цель: получение должности инженера-наладчика, инженера по автоматизации, инженера-электроника, инженера кипиА, инженера асутп, техника,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница